Турист Dove (Dove)
Dove — была 20 марта 22:13
Люблю Крым, особенно Восточный. Степи, простор, ветер и солнце.

Новороссийск — Россия Сентябрь 2023

Отпуск в этом году мы не планировали. Обстановка, так сказать, не располагала. Моя любимая Феодосия сразу попала в разряд недосягаемых. Конечно хотелось на свой страх и риск рвануть туда дня на три, но решили не загадывать и начать свой отдых со станицы Голубицкая, что под Темрюком. У двоих человек из нашей компании сохранились о ней хорошие воспоминания. Они несколько лет назад ехали из Канаки (что под Алуштой) на мотоциклах и в станице Голубицкая отдыхали и купались. Вот на этом их впечатления и заканчивались, но были при этом очень положительными.

Я вообще в станицах Краснодарского края не была ни разу, поэтому приняла чужие воспоминания за основу. Сняла большой дом (забронировав для начала на сутки) и мы выдвинулись в сторону долгожданного тепла и ласкового моря. Море Азовское. Добрались мы быстро. Ехали в три водителя, без остановок. Я хорошо езжу по утрам, часов с пяти, а ночью совсем не могу. А мужчины наоборот: ночью прут, как терминаторы, а утром засыпают. Так вот чудесным образом и достаточно быстро мы доехали до Темрюка (времени в дороге 16 часов. По платной дороге с транспондером). Закупились на местном рынке овощами-фруктами и поехали в станицу Голубицкая.

Дальне не знаю, что и писать. Если коротко — мне не понравилось совсем. Если бы не море, то писать не о чем. Повезло станице с местоположением. Заслуги ее в этом нет никакой. . Местечко это неуютное, местами грязное и неухоженное, выжженное летним солнцем до сухостоя (даже камыши и те уже мумифицировались). Деревьев практически нет. Весь поселок предназначен только для сдачи внаем разновсяческого жилья. Магазины пива, просто магазины, столовые, кафе и вещевой рынок. Вот и вся инфраструктура. Печаль. А вот пляж порадовал.

Море — это уже повод для путешествия

Вот там и были вековые деревья, дающие рассеянную тень. В этой тени расположились импровизированные кемпинги — палатки, палаточки и полноценные дома на колесах. Море красивенное. Мы приехали в день после шторма. Волны были приличные. Но для отдыхающих это не помеха. Помехой оказались ветра такой силы, что сносило стулья с веранды нашего арендованного дома. На следующий день двое наших туристов выпали из числа отдыхающих по причине аллергии на ветер (оказывается и такое бывает). Заложенный нос, красные растертые глаза, плохое настроение, отказ идти на море и прочие истерики сделали свое дело. Мы решили срочно уезжать. Куда? Туда. На море Черное. Собрались мы быстро, извинились перед владельцами дома и поехали, можно сказать, куда глаза глядят. Вот куда ткнули пальцем в импровизированный глобус Черноморского побережья, туда и поехали. А ткнули мы в поселок Мысхако (потому что там никто из нас не был). Отдых начал набирать новый поворот.

Дорога в пути заняла немногим более двух часов. В течение этого времени я судорожно искала варианты жилья. Запланированное жилье нас ждало в Феодосии, но никак не в Мысхако. Оказалось все не так страшно. Жилье нашлось. Тоже отдельно стоящий дом наверху поселка. Название поселка переводится, как Мыс, уходящий в море. Основная часть поселка расположена вдоль побережья, а не вглубь материка. От самой удаленной точки поселка до моря минут пятнадцать пешим ходом. Именно в этой точке мы заочно нашли жилье. Хорошо, хоть не оплатили сразу, как просили по телефону арендодатели. Это же должно было меня насторожить, но интуиция в этот раз что-то заспалась, притомилась, вероятно, на жаре.

Море — это уже повод для путешествия

Поселок расположен на горе. Мы еще пока искали эту Новую Заречную улицу в поселке, уже поняли, что к морю нужно будет спускаться, а домой — подниматься. Уклон немалый. По жаре в 32 градуса — занятие малоприятное. Тротуаров нет, машины по улицам летят, как чумовые. Только и успеваешь, что прижаться к забору. Дорога от дома привела нас на дикий пляж, а городской, под названием Центральный был от нас аж в 20 минутах ходьбы. На диком купаться было нельзя. Водоросли и огромные валуны. До центрального пляжа пешком идти мы не решились. Вернулись в дом (еле влезли в гору). Замечу, что со спортом мы все дружим и нам такие препятствия не сложны, но вот не в этот раз. Все не то и все не так.

Кстати про арендаторов. Я ведь ворона стреляная, все нюансы выспросила и про дорогу к морю и про само море и близость-удаленность — все записала за хозяйкой. Во всех вопросах она меня обманула. Во всех. Море на диком пляже, по ее словам отличное, городской пляж из окон дома виден, дорога к морю очень комфортная. Пришлось немного поговорить с ней на предмет, что обманывать нехорошо. В ответ у хозяйки началась форменная истерика на предмет упущенной выгоды. Она орала на всю улицу, что мы ее обманули нехорошие мы редиски. Меня ором не проймешь. Вещи мы не выгружали из машины, поэтому долго собираться не пришлось. И мы опять покатили дальше. Мужчины тихонько проблеяли, что на пляж можно будет и машиной ездить, но теперь уже я закусила удила. НЕТ. Поселок мы покидаем без сожаления. И едем… обедать. Они сразу же воспряли духом и мы поехали в Новороссийск (потому, как Мысхако входит в состав города,). И вот тут-то все и срослось.

Произошла любовь. С первого взгляда. Новороссийск. Звучит, как песня.

Море — это уже повод для путешествия

Мы же через него ехали в Мысхако, но я город просмотрела, не увидела. Была зянята поиском потенциального жилья. И вот теперь, покидая поселок, я его увидела. И он мне очень понравился. Очень. Чисто — вот это я поняла сразу. Чисто и просторно. Он весь как-будто высушен солнцем до состояния накрахмаленной скатерти. Ощущение праздника. Как буд-то он ждал нас к себе в гости. И мы, наконец-то, приехали.

Новороссийск не является городом-курортом. Он развивается, как промышленный. Мы когда рассматривали варианты отдыха, то этот город все наши туристы просили меня не рассматривать, как вариант для отдыха. Портовый город — сказали они мне, не интересный вариант. И я им поверила.

Посещение города началось с обеда. Улица Советов. Я заметила, куда бы я не шла или не ехала, я всегда на эту улицу попадаю. Она — ось всей транспортной системы города. На юго-востоке переходит в проспект Ленина. Почти все виды общественного транспорта по ней движутся.

Ресторан «Центр плова» на улице Советов, дом 55 А. Нам нужно было отдохнуть, подкрепиться и опять искать жилье. Не ночевать же на улице.

Море — это уже повод для путешествия

Внутренний антураж заведения меня впечатлил. Богато очень, по восточному. Ценник тоже оказался под стать богачеству, но вот плов С БАРАНИНОЙ был…. холодным. Вот если день не задался с утра, так и до вечера не исправится. Я решила чуток карму подправить и вызвала менеджера в зал. Начался переполох, как в курятнике. Сбежались все, вплоть до повара. Блюдо было заменено у всех гостей и принесена пахлава, как подарок от шеф-повара и как извинение. Итог: гости города не много потеряют, даже если никогда не посетят данное заведение. Да, было вкусно, потом, после замены блюда, но почему нельзя это было сделать сразу, почему только после пинка под зад? Загадка.

Вот великое дело соцсети. Пока ждала свой холодный плов, нашла жилье в Новороссийске, рядом с улицей Советов, на улице Гончарова. Отдельно стоящий кирпичный дом старого фонда. Со своим двориком, с навесом, увитым виноградом. Славный кусочек частного сектора в Центральном районе города. Домик в несколько комнат, полностью готовый к проживанию.

День был для нас долгий и хлопотный, поэтому отдых нужен был всем. И мы буквально за три минуты на машине добрались до заветного адреса и заселились.

Море — это уже повод для путешествия

Вот такой дом наутро мы обнаружили по пути на пляж на улице Энгельса. Шли мы пешком, по пути знакомясь с городом. Очень много точечной застройки. Как правило это 24-этажные башни, которые чередуются частными домиками. Со временем, безусловно, домики будут замещены новостройками.

Вот на этой фотографии и частные домики и дома в стиле ампир (сталинские постройки) и уже высотные дома. Все стадии застройки Новороссийска.

Наш маршрут на пляж: Гончарова — Грибоедова — Энгельса — Новороссийской республики — Губернского — Новороссйских партизан — и, вуаля, — вы уже на набережной адмирала Серебрякова. Пляж носит одноименное название

Море — это уже повод для путешествия

Неспешным шагом шесть минут. Цемесская бухта (простирается на много километров) Галечный пляж, примерно метров 400 в длину. Муниципальный. Бесплатный. Вода чистая.

По набережной мы прошли до Центрального пляжа (не забывая при этом купаться на каждом). Тоже галька. Песчаных зон практически нет. Именно галька делает воду чистой и прозрачной.

Море — это уже повод для путешествия

На пляжах тихо и спокойно. Нет большого количества людей. Местные тоже ходят на эти пляжи. А это уже хороший показатель.

Обратная дорога к дому пролегала через парк имени Фрунзе. Очень креативные люди приложили руку в обустройство парка. Не все, конечно, в стиле хай-тек, но некоторые участки очень нам понравились.

Море — это уже повод для путешествия

Вернувшись домой было принято коллективное решение в городе задержаться дня на три. Вот так неожиданно и быстро город понравился всем.

На следующий день мы уехали на пляж Алексино. Это южный район города. С точки зрения экологии — самый чистый район. Пляж расположен очень удачно. С одной стороны — озеро Соленое и плавают уточки, а с другой стороны воды Цемесской бухты. Купальная зона. Пляж галечный, далее песок. Инфраструктура развита. Народу в разы больше, чем в центре города. Для детей сооружен целый надувной аквапарк, единственный в городе.

Море — это уже повод для путешествия

Пляж в Алексино перетекает в следующий пляж — это Суджукская коса или просто Коса (размеры: примерно метров 200, далее сужается до 10 м в ширину и 800 м в длину). Это накопление морских наносов, когда волна бьет о берег. Самый посещаемый пляж города. Мы уезжали оттуда уже после 19 вечера, а народ все не уходил. Приятное вечернее тепло, приятное общение, располагающая обстановка. Этот пляж является природным памятником города.

Какие интересные вещи выдает наша память в совершенно обычных на первый взгляд обстоятельствах. Оказывается в город Новороссийск я влюбилась заочно, посмотрев фильм «Марафон» (Пореченков — Васильева). О спасателе неудачнике и пенсионерке, мечтающей победить в марафонском забеге в Америке. Их свела судьба. Тренировались они на фоне мемориала Малая земля. Пейзажи в фильме, в основном были, конечно, производственные — цементные заводы, коих в городе предостаточно, но вот простор города был передан идеально и его выбеленность солнцем и ветрами тоже отражено было очень реалистично.

Море — это уже повод для путешествия

И вот, находясь на пляже Коса, я увидела издалека мемориал Малая земля и картинка у меня в голове сложилась моментально. Вот он город из фильма, вот тот город, который мне хотелось посмотреть. И вот я здесь. Совершенно случайно даже для самой себя.

Естественно, я выдвинулась в сторону Мемориала. Вот печаль, так печаль. Другое время, другие герои. Все прежнее почти забыло и заброшено.

Море — это уже повод для путешествия

Может мемориал и был раньше достопримечательностью города, но не сейчас. Он был открыт в 1982 году в честь подвига советстких солдат, защищавщих Новороссийск во время Великой отечественной войны. Это дань памяти.

То, что я увидела, меня просто поразило. Посреди выжженного поля стоит полуразвалившийся монумент. Со дня его открытия явно не реставрировавшийся ни разу. Вокруг мемориала ведутся строительные работы и это хорошо, потому, как состояние его снаружи очень плохое. Но чуткое ухо уловило музыку изнутри здания. Очень патриотическую и печальную. Я пошла на звук и о чудо. Музей был открыт. Впечатление очень сильное. Музыка, лестница, фамилии погибших, стук их сердец, голос Зыкиной — очень впечатлило.

Место то историческое, хранит память о боях на этой земле, но такое неблагоустроенное. Полное безразличие властей в историческому памятнику. Никакой информации нет — что это за овраги, что это за поле, что это за пустырь. НИЧЕГО. Все заросло бурьяном. А ведь это чей-то подвиг, чья-то жизнь. Нет слов.

Море — это уже повод для путешествия

Уже одно то, что на фоне мемориала замастырили статую Геше Козодоеву из Брилиаантовой руки, говорит о многом. Уважения к памяти нет. Нельзя соединять несоединимое. Да и сам мемориал расположен на пляже. Все одно к одному. Застройка высотными домами подходит все ближе и ближе к мемориалу. В общем, зрелище печальное.

новые дома в Новороссийске (недалеко от нашего патриархального дома на Гончарова).

Немного о приятном. По пути следования с пляжа мы всегда заходили в винный магазин на пересечении улицы Советов с улицей Цедрика. Винодельческий завод в Темрюкском районе — Мильстрим. Производство в поселке Виноградный. Прекрасный выбор продукции. Покупали сухое Саперави или розовый Траминер. Но всех поразило вино красное из винограда сорта Темпранийо. Спасибо продавцу, прекрасно разбирающемуся в хорошем вине. Мы и домой увезли несколько бутылок.

Море — это уже повод для путешествия

Вот так быстро пролетели три дня в городе.

Если коротко, что такое для меня Новороссийск, как для туриста- это город, куда мне хотелось бы вернуться. За легким воздухом, за хорошей погодой, за развитой инфраструктурой и хорошими пляжами. Жди нас город. Мы обязательно приедем в следующем году.

А наше путешествие продолжается.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия