Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 21:56

Задонск — Россия Май 2023

Задонск — небольшой городок в Липецкой области на берегу Дона, который называют городом лазоревых храмов.

Здесь и в самом деле очень много красивых церквей и монастырей, выкрашенных в голубой цвет. Город считается одним из духовных центров России, он связан с именем святого Тихона Задонского и даже иногда называется «русским Иерусалимом». Несмотря на то, что мы не паломники, красоту и благолепие храмов мы оценить в состоянии, можем даже вам рассказать и показать.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Итак, Задонск возник как слобода Тешевка рядом с Тешевским (позже Задонским) Богородицким монастырём, основанным при дороге на Воронеж в 1610 году старцами Кириллом и Герасимом.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Расцвет монастыря пришёлся на конец 1770-х, когда здесь поселился ушедший в отставку по состоянию здоровья епископ Воронежский Тихон (Тимофей Савельевич Соколовский), знаменитый иерарх и духовный писатель. В XIX веке он будет причислен к лику святых, но тогда святитель Тихон просто скромно жил здесь и трудился, помогал простому люду советом и деньгами со своей пенсии, а знати — разрешением их споров. Здесь он написал свои лучшие православные труды, которые по сей день читают все православные.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Скончался Тихон в 1783 году и раку с его мощами поместили в соборе Владимирской иконы Божией Матери, главном храме монастыря.

Примечательно, что Владимирский собор был построен в 1853 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. К этому времени в Москве им уже был возведён Большой Кремлёвской дворец и строился храм Христа Спасителя. Владимирский собор в Задонске считается малой копией московского храма Христа Спасителя, точнее — его прототипом, поскольку был построен намного раньше.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Внутри храм очень красив и уютен, но к сожалению в нём шла реставрация купола, всё пространство было в строительных лесах. Мощи Тихона видели, но рядом с ними шла служба, и щёлкать затворами было неловко. Так что придётся вам самим съездить, посмотреть на красоту после реставрации и нам рассказать.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Рождество-Богородицкий мужской монастырь оставался важнейшим духовным и культурным центром Задонска. Через сто лет после смерти Тихона сюда потянулись паломники со всей России. Их поток не иссякает и по сей день.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Сегодня Задонский монастырь — большой религиозный комплекс с несколькими храмами, общежитиями братии, источником, купелью, торговыми лавками. В обители проживают 170 монахов, а всего на территории постоянно живут 600–800 человек.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Спустя десять лет после поселения в Задонске Тихона, в 1779 году, слобода Тешевка по указу императрицы Екатерины II была преобразована в уездный город, который вскоре получил и герб, и генплан застройки.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Неподалёку от монастыря течёт маленькая речка Тешевка, впадающая в Дон. Именно в этом месте когда-то был основан монастырь. Сейчас у стен монастыря находится живоносный источник, церковь, носящая его имя и часовня-купель.

Немного отвлечёмся от религиозной архитектуры — в пользу советской. Тут же рядом в бывшем Доме бытовых услуг находится очень необычный музей — Музей прессы «Антресоль». Пишут, что открыт он был в 2016 году, насчитывает несколько тысяч экспонатов.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Внутрь мы не зашли, почему-то было закрыто, зато полюбовались оформлением снаружи — очень интересно и необычно!

Задонск. Лазурного цвета храмы

Вернёмся к храмам, и следующий лазоревый храм у нас на пути — Успенский собор, основанный в 1797 году. Он высится на Базарной площади, на горе, с которой открывается вид на город, хотя и не очень хорошо просматривающийся.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Буквально в десяти минутах ходьбы от Задонского монастыря находится собор Троицы Живоначальной — красивое краснокирпичное здание. Он входит в состав Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря, основанного в 1830-х годах. Говорят, что к благочестивой прихожанке Матроне Поповой во сне явился сам Тихон и предсказал, что на этом месте быть монастырю. Так обитель и появилась.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Есть в Задонске и другие религиозные места, связанные со святым Тихоном. Например, всего в 3 км от города в селе Тюнино расположен Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь. Рассказывают, что в полутора верстах к северу от села и трехстах саженях от Дона, на высоком берегу, в лесной чаще пробивался чистый родник. Это место понравилось Тихону, здесь он находил уединение и молился. По легенде, именно Тихон собственноручно и благоустроил источник, рядом с которым в 1867 году возник монастырь.

Задонск. Лазурного цвета храмы

В 7 км от Задонска находится Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Годом его основания считается 1865-й, но тогда он был мужским и звался Тихоновским. Монахини поселились здесь после возвращения обители верующим в 1991 году. Сейчас здесь более 100 насельниц, которые заняты подсобным хозяйством: монастырю принадлежит более 200 га земли, имеется сельскохозтехника, коровник, курятник, огороды. Да и территория самой обители ухоженная и красивая.

Задонск. Лазурного цвета храмы

В той майской поездке в Липецкую область я собрала приличную коллекцию ажурных наличников на окнах деревянных домов, моих любимых «деревяшечек». Несколько экземпляров встретились в Задонске, самым красивым конечно же был дом Маклецова с двумя фасадами на улице Карла Маркса.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Задонск — городок небольшой, в нём всего что-то около десяти тысяч жителей. Осмотрев его, мы не могли не заехать к берегу Дона, на городской пляж. Эх, жаль, в мае ещё было холодно, и даже ноги помочить в Доне не удалось. А ведь именно эта великая река и дала название городу — он находился ЗА Доном относительно бывшего тогда столицей Петербурга, потому и получил имя Задонск.

Задонск. Лазурного цвета храмы

Ах да, вот ещё что: Задонск состоит в Ассоциации самых красивых деревень и городков России. Это достойный повод гордиться родным городом для его жителей и прекрасный повод (помимо всех прочих) приехать сюда — для туристов.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия