Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 16:28
""

Ефремов — Россия Август 2023

«В промозглом воздухе кружились галки. На улицах пахло едким конским навозом.
— Ну и город! — сказал я извозчику. — Взглянуть не на что.
— А на кой-ляд на него глядеть-то! — равнодушно ответил извозчик. — Чтобы глядеть, сюда никто и не приезжает. Небось не Москва.
— А за чем же приезжают?
— За хлебом да за яблоками». К. Г. Паустовский

В Ефремове я однажды уже была, проездом куда-то на юг. Тогда мы миновали город, не останавливаясь, и самым главным от него впечатлением у меня был ядреный аромат… нет, не навоза, как у Паустовского, а печеного картофеля, витавший в самом центре (если кто-то знает, что за производство так пахнет, поделитесь, можно — в личку). Тогда я и не думала, что когда-нибудь попаду в этот город еще, но сейчас, возвращаясь из поездки в Липецкую область, мы решили остановиться и здесь, потому что Ефремов лежал точнехонько на пути домой, да и время на знакомство с ним было. В этот раз запах печеной картошки мы тоже унюхали, но он быстро развеялся. А мы остановились в историческом центре города, на Красной площади.

Там, на Красивой-то на Мече

Освоение территории нынешнего Ефремовского района, часто именуемого Красивомечьем по названию протекающей в этих краях реки, относится к домонгольскому периоду. В первом тысячелетии нашей эры здесь были поселения сарматов, финно-угорских племен, славян. До победного похода князя Святослава на хазар в 966 г. местность входила в состав каганата. В те времена в срединном течении Мечи — главной реки края — начиналась водная часть пути из Центральной и Северной Руси в Хазарию, Византию и другие государства Причерноморья.

Оседлое население покинуло этот район и ушло на север, за Оку, в начале междоусобной борьбы в Золотой Орде, в 60-е годы XIV в., когда не подчиняющиеся никакой центральной власти отряды татар начали грабить поселения и городки, возникшие в этой местности в XII — XIV вв., а жителей или истреблять, или захватывать в плен для продажи в рабство.

Татары нападали на окраины Московского государства по степным дорогам — шляхам. Главный из них — Муравский шлях — проходил по «дикому полю» (безлюдной степи) — территории сегодняшнего Ефремовского района. Там, где раньше стояли города и села, где проживало большое количество людей теперь было полное безлюдье: «… нигде не было видно людей только пустыня великая, и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры; птицы: орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие».

Через броды на Мече (теперь — Красивой Мече) татарские отряды ходили в сторону Тулы и Коломны. Этим путем войско Мамая шло в сентябре 1380 года в сторону Москвы и было остановлено на Куликовом поле. В середине XVI в. в окрестностях Мечи неоднократно проходили схватки с крымскими татарами.

Чтобы обезопасить южную границу от частых набегов по распоряжению Ивана Грозного была устроена оборонительная черта — Тульские засеки. А на дальних подступах к ним — по Мече и ее притокам — стояли пункты раннего оповещения о приближении неприятеля — сторожи. Отсюда конные разведчики осторожно выдвигались к югу и следили за передвижением татарских отрядов. Обнаружив приближение врага, дозоры быстро возвращались в сторожевой пункт, откуда подавался сигнал вестовым дымом. Эстафета сторожевого известия быстро передавалась костровой сигнализацией в засечные крепости, где стояли полки.

Но не только сторожевые разъезды, назначенные царскими воеводами, контролировали важные дороги через Помечье. До наших дней дошли вести об удалых людях, которые бежали из северных уездов от крепостной неволи и занимались разбоем, нападая на купцов и даже на татарские обозы. Ловко используя прибрежный рельеф, они первыми вступали в бой с крымскими отрядами, грабили награбленное и быстро скрывались в непролазных чащах и потаенных пещерах. Так в здешних местах зародилось казачество.

Одну из таких казачьих ватаг, промышлявших в этих местах на рубеже XVI — XVII веков, возглавлял, по преданию, Офрем. Легенды гласят, что Офрем покровительствовал местным крестьянам, бортникам, рыбакам, охотникам, защищал их от татарских набегов. Добрая слава о справедливом разбойнике долго жила в преданиях. Возникшую затем на крутом берегу Мечи деревню назвали Офремовской, а затем и построенный здесь в 1637 году город с острогом унаследовал имя благородного разбойника и стал называться Ефремовым.

Там, на Красивой-то на Мече

К концу XVII века границы государства отодвинулись на юг, и крепость утратила оборонное значение. С 1708 году Ефремов входил в состав Азовской губернии, затем, с 1719 года, — Елецкой провинции Воронежской губернии, а в 1777 году был включен с уездом в Тульскую губернию. В 1778 году Екатериной II был утвержден герб Ефремова:

«Во зеленом поле три плужные сошника серебреные, показующие упражнение народа сей страны в земледелии» — подлинное его описание (так что это не три гнутых циркуля, как я сначала подумала)),

Там, на Красивой-то на Мече

а в 1779 году — генеральный план города с веерным расположением улиц.

Городище осталось административным центром и в новом Ефремове. К северу от него на месте засыпанного рва возвели Красную (Главную) площадь, представлявшую собой в плане трапецию. От углов ее расходились три радиальные улицы:
— Дворянская (теперь К. Маркса),
— Чернская (поздней называлась Подьяческой, ныне — Красноармейская),
— Большая Московская (современная ул. Свердлова), ориентированная на городской собор, поставленный в северной части исторического Офремова городища, резиденции атамана Ефрема (современного городского сада у Красной площади).

Свято-Троицкая церковь  и городской сад, историческое ядро города.
Свято-Троицкая церковь и городской сад, историческое ядро города.

Недавно на Красной площади создали арт-пространство"Сердце Ефремова», рассказывающее об истории города, где можно посидеть на лавочке, полюбоваться фото красивейших мест Ефремовского района,

Там, на Красивой-то на Мече

и узнать, как выглядел город на Красивой Мече до революции 1917 года.

Место приятное, но, на мой взгляд, очень не хватает зелени, так как несколько клумб с низкорослыми цветами в жаркий день защиты от солнца не дают никакой. Вокруг пятачка, на котором находится арт-пространство, организовано круговое движение, лучами расходятся в разные стороны улицы, и в глазах просто рябит от обилия знаков дорожного движения (не говоря о том, что автомобили и знаки так и норовят попасть в кадр).Для примера — сколько знаков вы насчитаете на фото ниже?

Там, на Красивой-то на Мече

В северной части исторического Офремовского городища находилась соборная Троицкая церковь, к которой вела Большая улица.

Там, на Красивой-то на Мече

Церковь эта была самой древней в Ефремове, ее основание относится ко времени строительства в городе крепости. Изначально храм с приделом иконы Божией матери был деревянным.

В 1795 году рядом с деревянной на средства прихожан была построена каменная соборная церковь. Она была закрыта в 1929 году, а во время бомбежки во время Великой Отечественной войны разрушена. На ее месте сейчас находится Свято-Троицкий храм (его колокольня виднеется слева от исторической инсталляции).

Там, на Красивой-то на Мече

Здесь, на Красной Площади, в здании постройки XIX века (дом купца Нечаева), находится краеведческий музей Ефремова.

Справа - здание краеведческого музея Ефремова
Там, на Красивой-то на Мече

В одном из домов на Красной площади в 1857 году останавливался Лев Николаевич Толстой, приезжавший в Ефремов на ярмарку для покупки лошадей.

Отходящая от Красной площади улица Большая Московская (сейчас — Свердлова) издревле является центральной в городе. Она начиналась от соборной Троицкой церкви, здесь располагалось здание городской управы и селились преимущественно купцы.

В доме купца Мясищева на Большой Московской улице родился Владимир Михайлович Мясищев (1902–1978) — известный авиаконструктор, Герой Соцтруда, генерал-майор, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники России. Дом этот сохранился, в нем находится музей В. М. Мясищева.

Дом, к котором родился В.М.Мясищев.

На Большой Московской располагались магазины, лавки, лабазы и склады купцов Дервенева, Окорокова, Серебрякова, Вавилова, Нечаева и других. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Заметную роль в жизни Ефремова сыграли купцы Нечаевы. Как это часто водится, Нечаевы были не просто удачливыми предпринимателями, но и щедрыми благотворителями. Члены семьи жертвовали деньги на храм, открыли и поддерживали церковно-приходскую школу, занимали высокие должности в органах городского самоуправления.

Один из домов, принадлежавших Нечаевым, улица Большая Московская, сейчас - Свердлова

Сохранились усадьбы Вавилова, Золотаревой, здание бывшей гостиницы Шульгина, где останавливался писатель К. Г. Паустовский. Вот оно, на фото ниже, скромно прикрывшееся защитным полотном.

Паустовский приехал в Ефремов в феврале 1917 года. В книге «Повесть о жизни» он пишет, что в тревожные дни перед революцией редакция газеты решила его послать в самый захолустный город, чтобы узнать, чем живет, о чем думает народ. Стали выбирать. Один из сотрудников газеты, знаток Чехова, сказал: «Чехов писал, что воплощением российской дичи был для него городок Ефремов Тульской губернии. Это где-то под Ельцом. Кстати, тургеневские места. Ефремов стоит на реке Красивая Меча. Помните, „Касьян с Красивой Мечи“? Вот и поезжайте туда».
«В Ефремов я приехал ночью, — напишет позже Паустовский. — До рассвета я просидел в холодном станционном буфете: Кроме остывшего чая, в буфете ничего не было: Как только начало светать, я нанял извозчика и поехал в единственную в Ефремове гостиницу».

Там, на Красивой-то на Мече

«В седом свете занимавшегося зимнего утра городок оказался до удивления маленьким и облезлым. Кирпичная тюрьма, винокуренный завод с тонкой и длинной железной трубой, насупленный собор и одинаковые, как близнецы, домишки с каменным низом и деревянным верхом — все это при свете еще не погашенных, заспанных фонарей вызывало уныние. Пожалуй, единственным интересным зданием были торговые ряды на базаре. Какое-то подобие колонн и арок украшало их и говорило о старине».

На улице Тургенева сохранился дом, принадежавший брату Ивана Алексеевича Бунина, куда в 1906—1910 гг. приезжал погостить писатель. Сейчас в этом здании находится его литературный музей. Иван Бунин позднее так описал эту покупку брата: »Дом купил он у помещика старый, с деревянными колоннами, с садом. Дом попался ему удивительный. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло. На дворе палил летний зной — в доме было прохладно, и смешивался с прохладой мирный запах нафталина. Летом часов с десяти до трех пекло. Как раз в ту сторону, на которой стоял дом, но спасали зимние рамы — они никогда не вынимались. Весь дом дрожал и гудел, звеня люстрой, когда вскачь неслись с вокзала и на вокзал извозчики. Они тучей поднимали рыжую пыль, которая покрывала все крыши, все стены и окна на улице».

Дом, в котором располагается музей И.А.Бунина

Ефремов стал прототипом города Стрелецка, описанного Буниным в рассказе «Чаша жизни». Он описал и улицу, на которой жил, и ж/д вокзал, с которого он уезжал и приезжал в Ефремов.

Брат Ивана Бунина Евгений прожил в Ефремове до самой смерти. В 1921 году его дом национализировали, его хозяин с тех пор скитался по чужим углам, зарабатывал тем, что рисовал портреты, и умер, упав на улице в 1935 году.

Там, на Красивой-то на Мече

Дом помещика А.Н.Шорина, у которого Евгений Бунин купил дом в Ефремове.

«С той минуты, как я узнал, что здесь бывает Бунин, Ефремов сразу преобразился для меня, хотя вообще-то был городком достаточно унылым. Теперь же он представлялся мне воплощением российского провинциального уюта.
Улица Дворянская (ныне - Карла Маркса)

Почти все наши захолустные города были схожи друг с другом. Все они, по словам Чехова, были „типичными Ефремовыми“ — с запущенными монастырскими подворьями,
с землистыми ликами угодников над каменными вратами церквей, с заливистыми колокольцами на тройке исправника, с острогом на выгоне, земским собранием — единственным домом, где у подъезда горел калильный фонарь,
Улица Дворянская (ныне - Карла Маркса)

с крикливыми галками на кладбищенских липах и глубокими оврагами. Летом в них стенами стояла глухая крапива, а зимой на сером от золы снегу сизо чадили головешки, выброшенные из печей и самоваров.
Тогда в Ефремове вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго». К. Г. Паустовский «Золотая роза»

Дом купца Цнихова (недавно отреставрирован), улица Дворянская (ныне - Карла Маркса)

Верю, что бунинская аура зачаровала Паустовского, заставив его увидеть город совсем в другом свете (он и в принципе, на мой взгляд, умел находить прекрасное во всем). Но у меня о Ефремове сложилось неоднозначное впечатление. С одной стороны, количество сохранившихся дореволюционных домиков приятно удивляет, с другой стороны, состояние их удручает. А те, которым повезло, и находятся они во вполне приличном состоянии, режут глаз обилием безвкусных рекламных вывесок. Эх, не хватает здесь рыбинского решения с его вывесками в дореволюционном стиле.

Закончили мы знакомство с Ефремовым на высоком берегу Красивой Мечи, у памятника тому самому Касьяну, герою тургеневских «Записок охотника», воспевшему родную реку.

Там, на Красивой-то на Мече

Ну что, Касьян, теперь отправимся посмотреть, так ли хороша твоя Красивая Меча. И для начала поедем в деревню Шилово. Вернее, немного не доезжя до нее, остановимся на смотровой площадке. Здесь Красивая Меча делает крутой поворот, при взгляде сверху напоминающий подкову. Пожалуй, он хорошо отражает характер реки, ведь, даже взглянув на карту, можно видеть, как на своем пути она прихотливо изгибается много раз. В этих местах проходит граница между лесом и степью. Древние путешественники, отмечавшие эту перемену в типе растительности и облике ландшафта, назвали местность, а затем и реку, Мечой, то есть межой, разделяющей степное и лесное пространства. Много позже с легкой руки какого — то впечатленного этими краями эстета, в названии появилось слово «Красивая».

Там, на Красивой-то на Мече

А теперь вернемся немного назад, и отправимся в другое известное место Красивой Мечи — Ишутинское городище, названное по имени расположенной поблизости с ним деревни. На maps.me я видела, что от трассы к нему ведет пунктирная линия, и нехорошие подозрения шевелились в душе, но представшая перед нашими глазами размытая дождями полевая дорога неприятно поразила.

Преодолев несколько луж, муж остановил машину перед очередной из них и заявил, что как бы все, дальше не проедем. Навигатор показывал, что до цели осталось два километра. Пфф, мы сегодня еще и не ходили почти, поэтому идем выхаживать дневную норму шагов.

Там, на Красивой-то на Мече

Солнышко, периодически выглядывавшее сегодня, видимо, посчитало рабочий день оконченным, и скрылось за занавеской из грязных дырявых облаков. Дорога становилась все хуже, ощутимо не хватало резиновых сапог.

Временами непроходимую для наших кроссовок грязь приходилось обходить то по влажному перепаханному тульскому чернозему, то краем пшеничного поля, то пробираясь среди посадок подсолнухов. Последние, не желая наблюдать творящееся погодное безобразие, и вовсе отвернулись, обиженно уставясь в землю.

Там, на Красивой-то на Мече

Но вот дорога свернула с полей, и навигатор показал, что мы на городище.

Поднялись немного в горочку,

а там…

И ведь прав был тургеневский Касьян, вспоминавший: «Там-то у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдёшь ты на холм, взойдёшь — и господи, боже мой, что это? а? И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно…»

Там, на Красивой-то на Мече

Ишутинское городище представляет собой скалистый утес высотой около 40 метров. С одной стороны утеса течет река Красивая Меча, с другой проходит глубокий овраг.

Красивая Меча в этом месте делает крутой изгиб. Вершина утеса заросла луговой травой. Довольные и завороженные, вглядывались мы в представший перед нами пейзаж. Даже солнышко, будто сжалившись над нами и зачтя пеший поход по грязи, на несколько минут показало свое личико, преобразив хмурую равнину, лежащую у наших ног.

А вот так выглядит холм, на котором мы стоим, с противоположного берега Красивой Мечи (фото из Интернета).

Историки считают, что на вершине скалистой гряды, на которой мы стоим, в древние времена существовало городище скифского или сарматского племени, однако, размеры плато на вершине небольшие, так что здесь могло проживать не более 2–3 сотен людей. Информации об археологических раскопках на этом месте нет, как и подтвержденных фактов, что поселение действительно существовало.

Там, на Красивой-то на Мече

Русло реки в этом месте имеет достаточно заметный перепад высоты, что нетипично для среднерусской равнины. Поэтому на реке заметны небольшие пороги. Из-за этого перепада в советские времена здесь была построена Ишутинская мини-ГЭС. Сейчас от нее сохранилась только руины фундамента и часть плотины.

Отломив кусочек корзинки подсолнуха и грызя еще не дозревшие, но вполне съедобные семечки, мы повернули обратно, к машине. А моя копилка тульских достопримечательностей пополнилась новыми городом и рекой.

P. S. Уф, целое сочинение на заданную тему по литературе получилось. Не судите строго, я и сама не ожидала…