Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 23:43
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Пятигорск — Россия Март 2023

Продолжаем прогулку по Пятигорску. Напротив парка «Цветник» на улице Кирова расположена колоннада с фотографиями достопримечательностей города.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Сегодня мы посмотрим эти достопримечательности и немного познакомимся с их историей. Сразу за колоннадой мы видим большое желтое здание, это институт Курортологии, а в 19 веке это была гостиница, построенная братьями Бернардаци по проекту архитектора И. Шарлеманя в 1824–1828-х годах. В ней останавливались император Николай Первый, генералы И. Ф. Паскевич и Г. А. Эмануель, писатели А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, Л. Н. Толстой и другие знаменитости.

Моя прогулка продолжается по проспекту Кирова. Исторические места Пятигорска тесно связаны с именем М. Ю. Лермонтова.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

В этом городе он бывал ребенком, затем здесь проходил военную службу, будучи офицером, здесь же развивался сюжет его романа «Герой нашего времени», здесь трагически оборвалась жизнь поэта.

Памятник Лермонтову открыт 16 августа 1889 года и расположен в Лермонтовском сквере.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

На Горячих Водах в 1820 году побывал и А. С. Пушкин. В следующий раз Пушкин приехал сюда в 1829 году по пути на Кавказский фронт и по возвращении с него. Впечатления о Кавказе отразились во многих стихах замечательного поэта, эта поездка описана в «Путешествии в Арзрум». Открытие памятника Пушкину состоялось в 1981 г.

Недалеко находится Спасский собор, который был построен в 19 веке на пожертвования жителей Российской империи, и освящен в 1869 году во имя Христа Спасителя исцеляющего. Этот пятиглавый собор из машукского камня, построенный в русско-византийском стиле был разрушен в 1936 году.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

В 2012 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в Пятигорске восстановленный Спасский собор на прежнем месте.

Спустившись от собора вниз, видим фонтан под стеной Лермонтовского сквера, он установлен в 1889 году, это был самый первый городской фонтан и сложен из «дикого» камня с фигурным бассейном и раковиной.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Лермонтовский сквер находится на возвышении, откуда неплохо смотрится город и за ним гора Джуца.

Подхожу к шикарному (когда-то) зданию, это бывшая гостиница «Эрмитаж», построенная в 1906–1908 годы, (улица Гоголя, 1 (Армянская).

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Здесь были прекрасные номера с балконами, имелись водопровод, ванные комнаты и электрическое освещение, и это в самом начале 20-го века! В гостинице был ресторан, бильярдная и такая редкость, как собственный тренажерный зал, в то время его называли, «зал механотерапии», эти залы были диковинкой и забавой богачей. На первом этаже «Эрмитажа» находилась любимая жителями кондитерская «Белая ромашка», в которой продавали вкусные пирожные с ароматной ореховой начинкой, они славились не только в Пятигорске, но и на других соседних курортах. Рассказывали, что за ними приезжали даже из Ростова, благо они не черствели и могли сохранять свой вкус в продолжение двух недель. После революции «Эрмитаж» национализировали, гостиница на полвека превратилась в административное здание города. Здесь расположились партийные органы, редакция газеты «Кавказская здравница», открылась центральная городская библиотека имени Максима Горького. В 80-е годы библиотека переезжает в новое здание, а на ее месте открывается магазин «Дом книги». А сейчас идет самый грустный период в жизни «Эрмитажа». После закрытия книжного магазина здание перешло в частные руки, его поделили на офисы и сдают. Красивые балконы пустуют, их кованые решетки ржавеют, статуи с фасада исчезают, здание медленно погибает.

Иду дальше вниз по ул. Дзержинского, вздыхаю возле печального Кисы Воробьянинова, у нас с ним разные печальки.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Выхожу на большую площадь Ленина.

Здесь находится здание городской администрации, перед ним — поющий фонтан, за ним — аллея Героев.

Если подняться по лестнице, то выйдете на площадку, где стоит памятник Ленину. За его спиной — военный мемориал, ещё выше — и вы видите конный памятник генералу Ермолову.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Площадь необычная — наклонная с лестницами, ведет к горе Машук и расположена на улице Лермонтова, которая раздваивается. Получается, что площадь находится между ветками этой улицы. Но я там уже была, сейчас мой маршрут — проспект Кирова.

Проспект Кирова протянулся от Академической галереи до железнодорожного вокзала. Это центральная улица города, носившая некогда название Царская. В 1903 году для удобства отдыхающих вокзал с парком «Цветник» и с подножием горы Машук связал самый первый трамвайный маршрут города. Средняя часть улицы пешеходная и усажена каштанами практически на всем ее протяжении. По этой улице любят гулять как местные жители, так и гости города, здесь можно прогуляться в тени деревьев и посетить многочисленные кафе, магазины, сувенирные лавочки.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Застраивалась эта улица с 19-го века, первые здания появились здесь в 20-х годах. К концу 80-х годов все кварталы были заняты жилыми усадьбами, а также общественными и казенными зданиями. К концу 19 века Царская улица оказалась застроенной до площади у железнодорожного вокзала, который появился здесь в 1894 году после постройки железнодорожной ветви Минеральные Воды — Кисловодск.

Школа № 17, ранее в этом доме купца Гурджиева (1901) находился пансионат О. М. Максимовой.

Памятник архитектуры конца 19 века — бывшее Здание Городской Думы (пр. Кирова, 68), построено в стиле эклектики с элементами готики.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Часть здания принадлежало Пожарному депо и Городскому общественному банку, раньше сверху размещалась пожарная каланча, уничтоженная в годы войны, потом был установлен шатровый купол. В советские годы в здании был Дом пионеров, затем Педагогический институт. Сейчас здесь расположена Детская художественная школа и Центральная детская библиотека им. С.Михалкова.

Дом доктора Кракова начала 20 века.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Старинных домов на этой улице не мало, и выглядят они совсем неплохо.

Я иду в начало улицы Кирова к железнодорожному вокзалу. Напротив вокзала стоит памятник С. М. Кирову. Он часто посещал этот город, а в марте 1918 года стал участником работы II съезда народов Терека. В 1936 году, когда Пятигорск был центром Северо-Кавказского края, решили установить памятник деятелю советского государства Кирову. 1 декабря 1940 года памятник высотой 9 метров работы скульптора С. Д. Меркурова открыли на Привокзальной площади. Во время оккупации города фашисты памятник увезли в Германию на переплавку. Новый памятник Кирову из бронзы на Привокзальной площади был торжественно открыт в 1959 году, так с тех пор и стоит неизменно, как историческая память страны.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

На этом моя прогулка по проспекту заканчивается, и я возвращаюсь на маршрутке к своему санаторию.

Следующий день у нас начался с посещения горы Машук. С 1971 года канатная дорога соединяет город и обзорную площадку на вершине горы Машук, путь до вершины занимает 3 минуты, загрузка одного вагончика до 20 пассажиров.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Гора Машук — останцевая магматическая гора, ее высота почти 994 метра. У подножия горы Машукский лесопарк с вековыми деревьями, здесь растут в основном граб и ясень. С вершины прекрасно просматриваются все окрестности, есть площадка с указателями большого количества городов и городков страны.

Гуляя по вершине по проложенным дорожкам можно разглядывать пейзажи на 360 градусов. Отсюда хорошо видна пятиглавая гора Бештау, в честь которой назван город Пятигорск. Высота горы 1 400 метров, она самая высокая среди гор Пятигорья, в переводе с тюркского Бештау значит «пять гор». Ее горы — Большой и Малый Тау, Козьи Скалы, Два брата, Лохматая составляют единое целое и в хорошую погоду прекрасно видны издалека. Здесь на Машуке одно из немногих мест, где просматриваются сразу 4 вершины.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Вниз спуститься мы решили по асфальтированной тропе, идущей полого, но долго. По краям дороги густо растут деревья, может летом это и хорошо, тень дает, но видов с горной тропы никаких нет.

Я бы еще раз не спустилась так, долго и не интересно. На полпути от вершины до города расположены каменные Солнечные ворота или ворота Любви, построенные в 1970 году студентами, чтобы встречать здесь рассветы. Эта арка считается символом влюблённых, к ней приезжают свадебные кортежи и туристические автобусы. Здесь и смотровая площадка, откуда открываются вид на горы. Но, честно сказать, арка стремная, грубая, исписана каракулями.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Спускаемся ниже и подходим к месту дуэли Михаила Лермонтова и Николая Мартынова, состоявшейся 15 июля 1841 года.

Этот памятник стоит здесь с 1915 года. Первый камень на месте гибели Лермонтова был положен в 1878 году. Туристов сейчас здесь много. Спустившись еще ниже, мы проходим ворота города и идем на остановку.

Следующая наша самостоятельная экскурсия к озеру Провал — популярной достопримечательности Пятигорска. Провал — так называется пещера и озеро внутри горы Машук.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Озеро бирюзовое минеральное с сероводородом, испарения этого сероводорода в давние времена разрушили свод пещеры, он и провалился. Обнаружили озеро жители долины, обратив внимание на облако, поднимающееся над горой. В начале 19 века над отверстием пещеры был построен мост, с него желающие спускались вниз в корзине, чтобы посмотреть на водоем и искупаться в минеральной воде. На провале бывали и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, Л. И Н. Толстой. В 1858 году в скале пробили 58-метровый тоннель к озеру, а купаться в нём запретили, сейчас на озеро можно посмотреть только сквозь решетку.

В советское время популярности этой достопримечательности добавил роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». У входа в тоннель стоит бронзовый Остап Бендер и продаёт билетики в пещеру.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

К Провалу мы приехали на автобусе № 1, а спускались пешком по бульвару Гагарина. После строительства тоннеля к Провалу в середине 19 века нужно было обустроить прилегающую территорию и дорогу от Михайловской галереи до входа в Провал. И местные власти стали сдавать в аренду земли под дачные участки в районе Провала. Так территория стала заселяться и благоустраиваться. Постепенно вдоль бульвара выросли жилые дома. Сюда от Цветника ходил открытый трамвайчик. После ВОВ Провальский городок лишился трамвайной линии, так как в период оккупации были уничтожены специальные облегченные вагоны, которые могли ходить на Провал. Гагаринским бульвар стал в 1968 году, до этого был безымянным. Сейчас современный бульвар Гагарина — это прогулочная зона, вдоль которой стоят санатории, старинные особняки.

Дача генерала Чижа, Гагарина 27 была построена в 1902 году, по стилю — смесь модерна и классицизма. Дача отапливалась, и семья генерала жила тут круглый год, а летом сдавали часть здания курортникам.

Ресторан «Провал» Троякова с театральным залом, где выступали артисты, цыгане, играл оркестр, открыли в 1911 году. Сейчас он в очень грустном состоянии.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Дача Акоповой. Трехэтажная провальская дача была построена в 1912 году. Принадлежала она госпоже Акоповой (Акопян), на решетке балконов был вензель «А». На даче было около 40 комнат для сдачи приезжим курортникам. Угловая башня с оригинальной крышей с окнами заметно выделяла её среди окружающих зданий.

Дача Клепинина расположена в Провальском курортном городке на Гагарина, 23. Построена в 1905 году для семьи архитектора А. Н. Клепинина по его же проекту. С начала 20-х годов является санаторным корпусом, а сейчас старинное отреставрированное здание является корпусом № 3 санатория «Родник».

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Эта дача принадлежала известному пятигорскому аптекарю-кефирнику и домовладельцу Матвею Рахмалевичу. Здание в стиле модерн построено около 1911 года для сдачи приезжим курортникам в аренду, там было 40 меблированных комнат.

Пироговские ванны раньше назывались Тиличеевскими. Фасад по бокам входа украшают керамические панно художника Ивана Калмыкова — это известный художник, ряд работ есть в Третьяковке.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Ванны построены в 1914 году и названы в честь директора Кавминвод С. Тиличеева. После революции назывались просто Провальскими, а в 1960 году в честь 150-летия хирурга Пирогова названы Пироговскими. В нише перед входом установлен бюст знаменитого хирурга. Ванны работают до сих пор.

Недалеко от Пироговских ванн в 2020 году установили памятник Сергею Михалкову — советскому писателю, поэту, баснописцу, драматургу, военному корреспонденту, автору текстов гимнов Советского Союза и гимна России. Это копия московского памятника автора Рукавишникова. В Пятигорске поэт учился в школе, здесь же были опубликованы его первые стихи в газете «Терек». Дети и сейчас любят Михалкова, с рук не слазят).

Ну, а мы возвращаемся в свой санаторий. Но сначала заходим в Центральную питьевую галерею, что находится в самом центре курортной зоны Пятигорска напротив парка «Цветник» — проспект Кирова, 26А. Интересно, что в городе есть 38 скважин, из которых 23 эксплуатируются, а 15 находятся в резерве. Рядом с Центральной галереей видим памятник Матери-казачке, открытый в 2015 году к 190-летнему юбилею Горячеводской станицы и 25-летию возрождения местной казачьей общины. Эта бронзовая скульптурная группа изображает молодую казачку, окруженную детьми и провожающую отца семьи в поход.

Пятигорск ранней весной. Продолжение.

Мы отдыхали в санатории «Тарханы». В Пятигорске около трех десятков санаториев, в которых предлагается комплексное лечение минеральной водой и грязью, добываемой с озера Тамбукан. В 10 км от Пятигорска расположено бессточное соленое озеро Тамбукан — главный «поставщик» целебной грязи для лечебниц курорта. По силе воздействия эти грязи сравнивают с Мертвым морем. Тамбуканские грязи поставляются во все санатории Кавказских Минеральных Вод.

На основе этой грязи создается косметическая продукция, крема можно купить в питьевых галереях и в киосках ванн. Я не пожалела, что взяла эту косметику. Пятигорское мороженое тоже понравилось. Пятигорские шубы славятся на всю страну своим качеством, только мы до них не дошли. А вот национальное блюдо — хычины мы распробовали, очень вкусно. Теперь с Пятигорском у нас связаны приятные воспоминания.