Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 23:43
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Пятигорск — Россия Март 2023

В марте Пятигорск пасмурный, а Екатеринбург не только пасмурный, но еще и снежный. Нам за долгую зиму уже надоели эти сугробы, и мы едем на минводы. Пятигорск — бальнеологический курорт и второй по численности населения город Ставропольского края. С древности у подножия горы Машук жили люди и знали о целебной силе минеральных источников — об этом свидетельствуют древние ванны, вырубленные в травертинах Горячей горы. Письменное упоминание о селениях в окрестностях Беш-Даг (гора Бештау) впервые встречается в 1334 году у арабского путешественника Ибн Батута. История города Пятигорска началась в 1780 году, когда построили Константиногорскую крепость для защиты рубежей государства, и уже тогда военные обратили внимание на горячие источники у горы Машук, благотворно влияющие на организм. В 19 веке началось стремительное развитие курорта, а в 1830 году указом императора ему был присвоен статус города и новое название — Пятигорск в честь пятиглавой горы Бештау. Строились усадьбы, купальни, питьевые галереи, грязевые лечебницы, прокладывались дороги, водопроводы, Пятигорск становится модным курортом Российской Империи. Он и теперь является популярным курортом России. Первый раз я была в этом городе (о боже, практически в прошлой жизни!) 42 года назад. И вот опять… Ну что сказать, горы стоят на том же месте, фонтан «Деды» (или «Гномы») там же, минеральные воды полезны по-прежнему.)

История фонтана «Деды» или «Гномы», или «Сказка» берет начало в 1902 году, тогда он выглядел иначе и именовался «Великаном», так как мощная струя воды била вверх на огромную высоту, но вскоре его заменили на другой фонтан — в центре чаши возвышались камни с гротами и изображениями сказочных гномов. Помимо внешней красоты, фонтан оказался еще и экономичным — воды, бывшей в то время дефицитной, он требовал гораздо меньше, чем «Великан». Сейчас фонтан преобразился — смонтирована цветная подсветка, и летом в ночное время фонтан выглядит сказочно.

Поселились мы в санатории «Тарханы», вполне приличный санаторий, хотя и построен в 1973 году. Из окна нашего номера виден почти весь город, а однажды ясным ранним утром увидели снежную вершину двуглавого Эльбруса.

Пятигорск ранней весной.

Около Санатория «Тарханы» находится действующий источник № 1 «Холодный нарзан» (перекресток К. Маркса и Лермонтова). Идем по улице Лермонтова, которая расположена в верхней части старейшего района Пятигорска, застроена в 20-е годы 19 века, долгое время считалась границей города, на это указывают ее старые названия — Нагорная, Кладбищенская, Степная. На рубеже веков улица получила имя Лермонтовской так как на эту улицу выходил фасад усадьбы Чилаева и домик, где жил поэт летом 1841 года. Сегодня на улице Лермонтова находится несколько старинных зданий со статусом памятников истории, культуры, архитектуры, а также санаторно-курортных учреждений.

По Лермонтова выходим к парку. Эммануэлевский парк — старейшая зона отдыха в Пятигорске, его спроектировал архитектор Джузеппе Бернардацци в 1830 г. Парк получил имя Г. А. Эммануэля, генерал-лейтенанта, отдавшего приказ о его строительстве.

Пятигорск ранней весной.

Идем к первой достопримечательности парка — гроту Лермонтова. Обнаружив естественный грот, Бернардацци расширил его, установил в ней скамейку. К гроту вела тропинка, увитая виноградной лозой, здесь любил бывать Лермонтов, а герой его повести — Печорин именно в этом месте встретил Веру — единственную женщину, которую он любил; со временем этот грот получил имя Лермонтова.

В парке можно увидеть скульптуры героев из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин, княжна Мери, Бэлла и Максим Максимыч.

Поднимаемся выше. На Михайловском отроге горы Машук на вершине находится ротонда с романтичным названием «Эолова арфа». Эолова Арфа, была построена в 1831 году. Когда-то на ней стояли две арфы, струны которых рождали красивые звуки в зависимости от направления и силы потоков горного воздуха. Сегодня роль арфы выполняет современная аудиосистема, установленная в 2008 г. Беседка на перекрестке всех ветров была и остается одним из символов города.

Пятигорск ранней весной.

Отсюда открывается одна из лучших панорам на Пятигорск и Большой Кавказский Хребет.

На следующий день мы гуляли по парку «Цветник». Цветов там в начале марта, конечно же, никаких нет, а вот интересных мест предостаточно несмотря на то, что парк не такой уж большой. У самого входа в парк с 1909 года стоит красивое здание — кофейня Гукасова.

Пятигорск ранней весной.

История Гукасова весьма интересна. Приехав в 37 лет с многочисленной родней в начале 20-го века в Пятигорск, Аршак Арутюнович (Александр на русский манер) открыл булочную, его ванильные булочки имели большой успех. В 40 лет он женился на богатой немке Эльзе — дочери купца, их дела пошли в гору, были построены кофейня, популярная у отдыхающих и местных, и дача-гостиница Эльзы. Одна беда — у Гукасовых не было детей, Булочник развелся и женился на молоденькой Матрене, которая родила ему двух детей. Все бы ничего, но грянула революция и Гукасова повели на расстрел. Тут Матрена встретила красного командира, которого они как-то укрывали от белых, пришедших в город, и Гукасова освободили. Но в 1933 году семью все равно выслали в Сибирь на 7 лет. Вернулся бывший владелец кофейни в Пятигорск, посмотрел на здание, ставшее столовой, и уехал жить с семьей в Чечню, где работал в местной пекарне, вырастил детей и дожил до 87 лет. А бедная Эльза — его первая жена до сих пор живет в виде духа на своей заброшенной даче (дачу пытались реставрировать, но вновь забросили).

Сейчас эту бывшую гостиницу называют «дом с привидением» или «дача Эльзы», где по ночам слышны вздохи и всхлипы женщины. Вот такая история, связанная с красивейшими зданиями города.

Сейчас рядом с кофейней стоит Киса Воробьянинов и просит денежку, а вместо денежек ему зачем-то натирают нос и правую руку.

Пятигорск ранней весной.

Чуть дальше видим сказочное голубое строение — это Лермонтовская галерея, которая была представлена на художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году, а в 1901 году здание уже было собрано и открыто в Пятигорске. Левое крыло галереи служило для прогулок в ненастную погоду, здесь устраивались балы и танцы, а в правом крыле был театральный зал на 600 мест. И сейчас здесь проводятся концерты, проходят выставки.

Пятигорск ранней весной.

Рядом с галереей можно увидеть фонтан, пока еще не открытый к сезону, солнечные часы, скульптуры.

За Лермонтовской галереей находится здание Ермоловских ванн, выстроенное в 1880 году, Ермоловскими их назвали в честь прославленного героя войны 1812 года генерала Ермолова, который был назначен главнокомандующим Отдельным Грузинским корпусом, он так же отвечал за развитие Кавказских курортов.

Дальше справа мы идем прямо к входу в «Грот Дианы», это декоративное сооружение садово-парковой архитектуры первой половины 19 века создано по проекту знаменитых итальянских архитекторов братьев Бернардации, на склоне горы Горячей была высечена пещера, две невысокие массивные колонны подпирали арочный вход, своды выложили диким машукским травертином, а пол плитами, у стены полукруглая каменная скамья, в центре возвышался стол из полированного камня. Здесь Лермонтов любил проводить время в прохладе под каменными сводами, а за неделю до своей гибели он устроил здесь пышный бал, пещера и площадка была украшена дорогими коврами, зеленью, разноцветными фонарями, и до утра не смолкала веселая музыка.

Пятигорск ранней весной.

От «Грота Дианы» мы поднимаемся к самой высокой точке горы Горячей — к Китайской беседке.

Построена она в 1973 году, отсюда открывается великолепный вид на город.

Пятигорск ранней весной.

Раньше еще в 19 столетии здесь появилась первая деревянная беседка, где музыкальный оркестр исполнял для отдыхающих великолепные композиции.

От беседки тропа ведет нас к одной из самых главных достопримечательностей Пятигорска — скульптуре орла, расположенной в месте, где раньше был источник горячей минеральной воды.

Пятигорск ранней весной.

Выполнена скульптура в 1901 году Л. Шодким по эскизу художника И. Крылова. Орел стал эмблемой Кавказских Минеральных Вод. Орел держит змею, что является символом исцеления местными водами от опасных недугов. Изображение Орла не раз менялось, в 1973 году цементная скульптура Орла была заменена его бронзовой копией.

От Орла мы прогулялись до Елизаветинской галереи, которая расположена между горой Горячей и Михайловским отрогом Машука. Еще в 1810 году доктор Гааз обнаружил целебный пятигорский источник и назвал Елизаветинским, в честь жены императора Александра I — Елизаветы Алексеевны. Это был первый питьевой источник Пятигорска, до этого отдыхающие принимали только ванны. Общество того времени любило отдыхать здесь у колодца с минеральной водой под навесом. В романе «Герой нашего времени» у этого источника познакомились Грушницкий и Княжна Мери. К середине 19 века количество посетителей вод увеличилось настолько, что возникла необходимость в новом помещении рядом с источником. Архитектор КМВ Самуил Уптон построил галерею в 1851 году по своему проекту в классическом стиле итальянского Ренессанса.

Пятигорск ранней весной.

В правом крыле находились ванны, а в левом находился зал для отдыха и ожидания процедур. Но в конце 19 века Елизаветинский источник пересох и здание перестало использоваться для принятия процедур. Но место для прогулок здесь было хорошим — вид со смотровой площадки открывается великолепный!

В 1935 году была возведена большая лестница, ведущая к зданию галереи, которая гармонично сочетается с галереей и парком внизу.

Пятигорск ранней весной.

В 60-х годах 20 века здесь вновь открыли питьевой бювет, в который подвели воду из других источников, бювет просуществовал до перестройки, но затем его закрыли. Сейчас в галерее работает ресторан, из окон которого можно любоваться великолепной панорамой. От галереи мы спустились вниз по аллее мимо бывших купеческих домов.

Подходим к прекрасному зданию, это театр оперетты. Здание театра построено в 1915 году, лучшее произведение архитектора А. Кузнецова. Оно строилось для Общественного Всесословного клуба для культурного времяпрепровождения граждан, здесь были театральный зал, библиотека, ресторан, комнаты для игры в карты и бильярдная. После революции здание клуба было Народным домом, Рабочим дворцом, дворцом профсоюзов, клубом им. К. Маркса. А с 1939 здесь обосновался Пятигорский театр музыкальной комедии.

Пятигорск ранней весной.

И сейчас здесь можно посмотреть прекрасные классические спектакли для взрослых и детей.

Достопримечательностей в Пятигорске много, мы еще погуляем по городу, поднимемся на гору Машук и доберемся до Провала. Но об этом расскажу в следующий раз.