Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была сегодня 1:40

Бейт Гуврин — Израиль Февраль 2023

Решая вопрос обратной дороги из Тель-Шева, мы решили уточнить, что можно посмотреть в Ашкелоне и его окрестностях. Так я наткнулась на информацию о существовании Национального парка Бейт-Гуврин и его подземном городе Мареша. Увидев картинку одной из пещер, мы на всякий случай в уме поставили «галочку».

Оказавшийся компактным Библейский Тель-Шева не занял у нас много времени на осмотр, и мы рванули в Бейт-Гуврин. Но, как оказалось, мы совершенно не были готовы к посещению этого интереснейшего места! Я имею в виду — количество времени, которое мы затратим на прогулку по Национальному парку. Но всё по порядку.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Национальный парк Бейт Гуврин-Мареша располагается в самом сердце Иудейской долины. Парк занимает огромную территорию и содержит в себе целый ряд достопримечательностей. В этом большом национальном парке находятся руины двух древних городов — Мореша и Бейт-Гуврин. В разные эпохи здесь жили самые разные народы. Из того, что сохранилось на сегодняшний день, самые древние исторические свидетельства принято относить ко II–III векам до нашей эры.

Подъезжая к достопримечательности, с одной стороны дороги мы увидели какие-то руины, а с другой — указатель на парк. Выяснилось, что парк состоит из двух частей — Северная представляет амфитеатр города Бейт-Гуврин и крепость крестоносцев, Южная — самая большая — город Мареша и именно здесь можно увидеть все пещеры. Мы сразу отправились к Южной части.

Но на въезде оказалась очень большая очередь из машин, поэтому мы сначала решили ознакомится с руинами. Это оказалось правильным решением. И всё же, свой рассказ я начну с пещерного города.

При оплате посещения сразу выдают карту-схему с маршрутами прогулки.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Существует три способа передвижения по парку:
первый — на машине, проезжая от парковки до парковки, выходя и осматривая достопримечательности;
второй — по пешеходной тропе. Этот способ, наверное, интересней, но он требует много времени (коим мы не располагали) и при этом желательно оставить машину за пределами границ парка, чтобы не пришлось возвращаться к машине тем же путём, так как маршрут круговой и заканчивается не на парковке, а выводит непосредственно к выезду из парка.
третий — на велосипеде по специальному маршруту.

К великому огорчению, велосипеды мы с собой не прихватили, поэтому выбрали первый способ.

От въезда в парк до парковки «А» достаточно большое расстояние и, преодолевая этот путь, мы остановились дважды:).

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Первый раз, чтобы сфотографировать целое поле маков, «рассыпанных» на склоне между деревьев.

Но, если мы не увидим первые ландыши маки, то мы опоздаем на всю весну! ©

Второй — обнаружив открытые пещеры в меловой скале.

Мы даже побродили там немного.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Наконец, мы добрались до парковки и пришло время знакомиться с пещерным городом. Но прежде мы ознакомились с археологической выставкой с элементами декора, вероятно, найденными при раскопках в округе.

Мареша — один из городов Иудеи времён Первого Храма. О древней Мареше известно из Танаха — там рассказывается, что царь Реховоам прилагал усилия для её защиты против нападения египетских войск. Это же событие упоминается в книге Иисуса Навина, как об одном из городов, укрепленных Рехавоамом против нападений Вавилона и египетского фараона Шешонка на его королевство: «И Рехавам… построил города для защиты Иудеи. Он построил даже Вифлием… и Марешу…» (Хроники 2, 11;5–8). Здесь же произошло сражение между иудеями и эфиопами, в котором победили иудеи. После разрушения Первого Храма Марешу заселяют идумеи, пришедшие из пустыни. По традиции, именно из Мареши происходит семья царя Ирода, обращенного в иудаизм идумея. Затем здесь появляются сидоняне и греки (IV  в. до н. э.).

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Согласно Иосифу Флавию, город был разрушен парфянами в 40 году до н. э.
Позднее место Мареши занял расположенный по соседству город Бейт-Гуврин, впервые упомянутый тем же Иосифом Флавием в 68 году н. э., но о нём позже.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Из остатков Мареши наиболее хорошо сохранились многочисленные сооружения подземного города.

Первые осмотренные нами пещеры — это колумбарии. Нет, это не то, что вы подумали, это — голубятни. Как связаны голуби и колумбарий? Существует несколько версий, но на мой взгляд самая просто объясняющая следующая: по-латыни «colomba» обозначает «голубь», как, впрочем, и в некоторых других языках.

В Мареша «колумбой» называется углубление в стене для голубиного гнезда — своеобразный мини-тоннель диаметром 20–25 см и длиной 30–35 см — в большой подземной голубятне.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Саму пещеру, где гнезда птиц располагаются рядами-сериями, называют «колумбарий» (от латинского «columbarium») — голубятня. Получается, что корень у этих терминов «колумба» и «колумбарий» общий — голубь.

Польская пещера служила раньше цистерной, а позже была превращена в голубятню. Странное название объясняется просто — во время Второй мировой войны здесь побывали польские солдаты из армии генерала Андерса и на колонне, некогда подпиравшей свод, вырезали надпись: «Варшава, Польша» и орла — символ польской армии.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Считается, человек приручил сизого голубя от 5000 до 10000 лет назад, наиболее частые упоминания о нежных пернатых посланниках встречаются уже в Библейские времена.
Птиц использовались в религиозных ритуалах, в гастрономических целях, а специально подготовленных летунов — для передачи срочных сообщений.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

О голубиной почте забавно рассказывается в одной из статей о Мареше и его голубеведении.
Представьте сценку: на заре цивилизации (в начале первого тысячелетия до н. э.), караван с пряностями, миролюбивый, запыленный и усталый остановились на ночлег. Поутру, рассчитались за услуги и отправились в порты Средиземноморья торговать. Получили богатую выручку. А на обратном пути, на том же самом постоялом дворе, им установили другую, более высокую «таксу» за ночлег. Купцы в недоумении — откуда хозяева пристанища узнали о хорошей выручке?
Было невдомек им, что сопровождающий проводник оповестил своих земляков о успехах торгового каравана с помощью… голубиной почты

А вот центнеры голубиного помета шли на удобрение огородов и полей, окружающих наземный город.

В подземном городе располагалось примерно 85 многоярусных голубятен, в каждой из которых размещались тысячи птиц. И мы спускаемся в следующую пещеру.

Эта голубятня называется рыночной и она, наверное, является самым впечатляющим колумбарием не скажу за весь Израиль, но в Мареше — точно! Пещера представляет собой главный коридор высотой порядка 10 метров (а может быть — даже больше), пересечённый двумя поперечными коридорами, и по форме напоминает двойной крест.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

В ней находится более 2000 голубиных ячеек!

Честно скажу, зайдя в это грандиозное сооружение, ахнула от восторга так, что «в зобу дыханье спёрло»! :))

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

А мы отправляемся дальше, к следующей парковке «В», находящейся выше по склону, и к новым впечатлениям.

Пешком спускаемся чуть ниже. Дорожка к достопримечательностям обозначена такими «верстовыми» столбами.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Каждый из них имеет свой рисунок. Я уж было начала фотографировать их все подряд, но быстро поняла, что это занятие займёт много драгоценного времени и не менее драгоценной памяти на моём телефоне.

Согласно выданной карте, мы подошли к частично отреставрированному древнему жилому дому с прилегающими торговыми помещениями. Это строение относится ко II–III столетиям до н. э. Состоит оно из центрального двора и нескольких комнат, расположенных по его периметру.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Первый этаж занимал площадь 150 м², лестница вела на второй этаж. Стены дома сохранились до высоты 1,5 м. Под полом в одной из комнат был найден клад из 25 монет. Последняя из монет была отчеканена в 113 году до н. э.

Под домом были обнаружены цистерны для воды, собирающие дождевую воду по водостокам и глиняным трубам, но вход в них закрыт.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

На самом деле, древний Мареща — двухуровневое поселение, когда наземные городские строения сочетаются с обширными подземными площадями. Подземелья были вырыли при добыче строительных материалов. Верхний слой земли в этих местах состоит из твердого камня, называемого «нари». Затем — мягкие и легкие меловые породы, известь, глина. На глубине 15–20 метров уже твердый известняк. Материал использовали при строительстве дорог и зданий. Получилось, что в Мареша наряду с сооружениями на поверхности, под землей возник гигантский город-двойник.

Еще одним видом из обнаруженных пещер были пещеры-маслодавильни. На территории парка маслодавильни встречаются часто, на сегодняшний день их обнаружили ни много-ни мало 22 штуки. Выращивание оливок и производство масла было важной отраслью в хозяйстве древнего города. Оливковое масло использовалось в приготовлении пищи и сохранении продуктов, в парфюмерии и для религиозных обрядов.

Одна из таких пещер открыта для посещения.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

В пещере находятся два пресса, с помощью которых производили оливковое масло, а также жернова.

Оливки вначале перемалывали жерновом, а затем клали под пресс. В каждом прессе имелся сток, через который масло стекало в специальные углубления, откуда оно разливалось по кувшинам.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Но почему под землёй? Считается, что двухуровневое архитектурное и стратегическое решение было удачной «находкой» древних градостроителей. Позволило не прерывать трудовые процессы даже в жаркое время года. Когда температура воздуха на поверхности была «запредельной» и затрудняла выполнение домашних и производственных работ, подземелья создавали почти идеальные условия хозяйствования без перерыва.

Следуя по маршруту, поднимаемся на древний холм Мареша.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Когда-то здесь находились стены города эллинистического периода. При раскопках обнаружили северо-западную башню городских стен. К северу от башни были обнаружены остатки внутренних дворов и комнат.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Налюбовавшись окрестностями, идем к следующему пункту, обозначенному на схеме цифрой «7».

Мы ещё не знаем, что нас ждёт:). Такая хорошая цифра, да и вход не предвещал ничего особенного. Почему я не заглянула на сайт парка?! :)

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Это была не пещера! Ну то есть не просто пещера, а огромная система подземных помещений!
На сайте парка указано, что пещер там 61… Но я не могу это подтвердить, так как после первых двух считать уже не было сысла:).

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Тропа проходит через отверстия, пробитые в стенах, разделяющих помещения, в которых находятся цистерны, колумбарий и кладовые.

Это оказалась самая захватывающая и интригующая пещера!

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

В одной из заметок о Библейских холмах я уже писала, что, наряду с традицией подниматься на высотные здания и осматривать местность сверху, похоже у нас появилась новая традиция — спускаться под землю.

Не могу сказать, сколько километров мы намотали и сколько времени бродили по подземелью то спускаясь по лестницам, то поднимаясь по ним, но думаю, к новой традиции я приобрела ещё и новую фобию:))). Как теперь в метро спускаться буду — даже не представляю:).

К нашему удивлению, выход оказался буквально в 10 метрах от входа. Получается, тропа проходит подземное пространство по кругу и возвращается практически к исходной точке!

Следующим пунктом была парковка «С» и «Сидонские пещеры» рядом с ней, относящиеся ко II–III векам до нашей эры. Пещеры, находящиеся на некотором расстоянии от холма, были местом захоронения для греков, сидонян и эдомитян, обитающих в Бейт-Гуврине и Мареше.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Причина, по которой эти пещеры были названы «Сидонскими» — это наличие в одной из пещер надписи, в которой упоминается Аполлофанес — лидер сидонской общины в Бейт-Гуврине. Это было его семейным склепом.

Внутри «Сидонских пещер» были найдены рисунки и надписи. На сегодняшний день эти надписи и изображения были отреставрированы.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

В первой и самой крупной из пещер можно увидеть изображения животных, настоящих и мифических, украшающих ниши, которые служили погребальными для усопших.

В дальнем конце пещеры в горе высечена ниша, похожая на вход в храм. Это и есть последнее пристанище Аполофанеса. Вход в небольшую погребальную комнатку украшают кувшины, а внутри ее еще две смежных комнаты, сделанных, видимо, для близких.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Иногда рисунки животных несут в себе символические функции. Например, кукарекающий петух призван отпугивать демонов, трехглавая собака Цербер охраняет вход в подземное царство. Яркий красный орел на саркофаге — это птица Феникс, которая возрождается из ритуального огня и является символом жизни после смерти.

Похожую пещеру мы видели на въезде в парк, когда бродили среди открытых пещер, но она не была расписана.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Ещё одна погребальная пещера — «Музыкальная» — в настоящий момент там проводятся археологические работы. Музыкальной она называется, так как ы ней было найдено изображение человека, играющего на музыкальном инструменте.

До следующей достопримечательности — руины византийской церкви св. Анны — можно дойти пешком, но опять же пришлось бы возвращаться на парковку. Поэтому мы оставили машину на ответвляющейся грунтовой дороге ближе к церкви и уже оттуда пошли пешком.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Церковь была построена в начале IV века н. э. и освящена в честь Анны — матери Девы Марии и бабушки Иисуса Христа, которая, по некоторым утверждениям, была уроженкой Мареши.

Когда-то это была большая церковь размером 52×56 метров. Церковь была разрушена арабами, затем снова восстановлена крестоносцами. После их ухода церковь была разрушена снова, и на ее месте возник арабский поселок Бит Джибрин. Арабы называли ее «Сандаханна», и от этого названия пошло и имя холма, на котором она стоит — холм Сандаханна.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

Сегодняшние развалины представляют собой остатки апсиды высотой примерно 15–20 метров и имеющей три окна.

Вполне вероятно, что декоративные детали, представленные на археологической выставке частично были найдены и здесь.

Нам оставалось посмотреть только «Колокольные пещеры» и каких-то 1,5 км пути до них. Мы очень торопились, но не успели. Практически перед нами были закрыты ворота. Поэтому даю фото из интернета.

Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер

И немного о Колокольных пещерах. Вероятно, их вырубили в византийский и ранний арабский периоды. Пещеры использовались в основном как каменоломни и снабжали строительным материалом близлежащие поселения. Форма колокола объясняется способом добычи камня через узкое отверстие сверху с постепенным расширением в разные стороны, что обеспечивало пещерам большую устойчивость. Самая большая из пещер достигает высоты 25 м. В пещерах хорошая акустика, и потому в них периодически устраиваются концерты камерной музыки.

Пещеры Марешы и Бейт-Гуврина в Иудейской долине в 2014 г. включены в список Всемирного наследия Юнеско, как исключительный пример гармоничного сосуществования людей с окружающей средой.

Продолжение следует

Адрес:

Израиль, Национальный парк Бейт-Гуврин-Мареша

Режим работы:
Воскресенье — четверг и суббота: 8:00 — 17: 00 (зимой 16:00).
Пятница: 8:00 — 16: 00 (15:00 зимой).
В канун праздников обычно 8:00 — 13:00.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия