Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 10:14

Краснодар, Псков — Россия, Гагра — Абхазия Июль 2023

Провожая уходящее лето, появилось у меня желание написать обзорный рассказ о своём летнем путешествии, отложив ненадолго повествования о Вологодчине.

В Вологде

Вообще-то, в названии рассказа не хватает ещё одной части света — востока. Ведь сначала я прилетела с востока (Читы) в Москву, и уже из Москвы началось моё путешествие на поездах сначала всё севернее и севернее, а потом резко на юг. Замечу, что за время поездок, которые были через Москву, мне довелось побывать на 5 разных московских вокзалах.

Итак, мой маршрут был следующий: Сергиев Посад — Ростов Великий — Вологда — Псков — Петербург — Гагра — Краснодар.
О своих впечатлениях о Сергиевом Посаде и Ростове Великом я как-нибудь напишу. Для меня это были новые города, с них я начала знакомство с городами Золотого кольца и надеюсь, оно продолжится.

Псков. Возвращение и вновь очарование

Во Пскове я уже была прошлым летом. Город очаровал настолько, что захотелось побывать в нём ещё раз и показать его дочери. В Псков я приехала из Вологды, Оля прилетела на самолёте из Сочи. Дальше мы путешествовали вместе.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Остался у меня в Пскове незакрытый гештальт. В прошлом году я так и не доехала до Изборска, нынче съездили туда.

Изборская крепость

Погуляли по старинной крепости, вышли к Словенским ключам, полюбовались озером и лебедями, которые в нём обитают и грациозно позируют туристам.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Так же, я почему-то, проигнорировала в прошлый раз посещение музея Варламовской башни. Восполнила и этот пробел: посетили, ознакомились с интересными композициями на разных этажах башни, прошли по переходам стены Окольного города и увидели оттуда восхитительную церковь Варлама Хутынского.

Большое летнее путешествие с севера на юг

А ещё хотелось посмотреть, какие перемены произошли в городе за год. Самое главное — отремонтировали Советский (Троицкий — мне это название больше нравится) мост через реку Пскова, и теперь в Запсковье без труда можно попасть из Центра, от кремля. А с моста любоваться прекрасным Троицким собором, речкой Псковой и Золотой набережной.

В одноимённой гостинице на этой набережной, мы, кстати, и жили. Мой отзыв о гостинице здесь

Большое летнее путешествие с севера на юг

Особое удовольствие доставили прогулки по прекрасному парку Куопио, который расположился по берегам Псковы. Его очень хорошо обустроили, все дорожи дощатые вдоль берега на стороне Запсковья. А вот и симпатичная инсталляция на реке. В прошлом году этого не было.

Порадовало то, что Троицкий собор пока не закрыли на реставрацию, как поговаривали в прошлом году. А ремонт колокольни, как мне показалось, подходит к концу.

Санкт-Петербург (без иллюстраций)

Из Пскова мы на Ласточке переместились в Петербург, где провели 4 дня, насыщенных культурной программой. Поскольку отчёт о своём пребывании в Питере я делать не собиралась, то и фото почти нет. Гуляли, совершали водные прогулки на катере по рекам и каналам, посещали, наслаждались, не отвлекаясь на фотографирование. Кайф!

Едем дальше. Следующий пункт — Гагра. Из Питера на Сапсане переезжаем в Москву (Ленинградский вокзал), переходим на Казанский вокзал, откуда прямым поездом Москва — Сухум мы отправляемся в солнечную и жаркую Абхазию, в Гагру.

Абхазия. Что-то пошло не так…

Между прибытием в Москву и отправлением в Абхазию времени было часа 2. Оля сходила в ближайший супермаркет и закупилась провизией в поезд, также мы сняли наличку в банкомате на вокзале, преимущественно мелкие, 100, 500-рублёвые и несколько 5-тысячных для оплаты отеля.
Время в пути — 1 день, 12 часов. В Гагру поезд прибывает в около 9 утра.
А часов в 5 утра проводница начала всеобщую побудку (вагон был полный). Подъезжаем к российскому пограничному пункту, стоянка — 1 час, заложена в расписание. Проводница скомандовала всем посетить туалет до прихода пограничников, так как потом туалеты будут закрыты.

Российские пограничники выполняли свою работу очень дотошно: тщательно проверяли паспорта, просвечивали их какими-то приборчиками, кому-то задавали вопросы: Кто? Что? Зачем? Покажите, что у вас в коробке (почему-то их интересовало содержимое именно коробок).
На абхазской стороне стоянка всего полчаса. С некоторой ленцой, вальяжно, абхазские пограничники лишь мельком взглянули на наши паспорта и опять поинтересовались у тех же пассажиров содержимым коробки, но смотреть не стали.

В общем-то, проходить пограничный контроль, находясь в поезде, не очень напряжно, но добавляет время в пути.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Приехали в Гагру. Тут же, на вокзале, всех пассажиров окружили таксисты. Мы посмотрели карту и поняли, что отель наш далековат, пешком с чемоданами в неизвестном направлении тащиться не хотелось. Сели в такси. Ценник стандартный: 300 руб., если ехать минут 5. Если дольше и дальше — 500, ну, и так далее, я полагаю. Назвали водителю гостиницу, он поинтересовался, где это. Навигатора в машине нет. Пришлось найти бронь в телефоне и назвать адрес гостиницы.
Минут за 5 и 300 рублей доехали.

Небольшая, уютная гостиница Посейдон, (бронировала очень заранее) в районе новой Гагры расположена на самой набережной (я даже не ожидала!), возле колеса обозрения. Море — вот оно, рукой подать!

Большое летнее путешествие с севера на юг

Мы появились в гостинице в 9 часов, заселение в 13–00 (выезд в 11–00).
Хозяйка отеля, она же и администратор встретила очень радушно, зарегистрировала, мы расплатились. Но, наш номер пока не готов (а мы и не надеялись), надо подождать до 13 часов. И тут же посетовала на «нерадивых» гостей, которые тянут до 11 часов и не могут выселиться пораньше… Да уж, замечание! учитывая, что это их законное право.
Нам предложили оставить вещи в холле и сходить на завтрак (в стоимость не входит) в кафе при отеле с видом на море.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Мы так и сделали: вкусно позавтракали, потом прогулялись туда-сюда по набережной, с завистью смотря на счастливчиков, которые купались в море.

А море бирюзовое, так и манит! Скорей бы заселиться… Возвращаемся в отель — номер ещё не готов, и хозяйка любезно разрешила нам переодеться (в подсобке) и пойти на море. Выдала нам браслеты, чтобы мы могли бесплатно воспользоваться лежаками и зонтом, пляжные полотенца.

И вот, мечта осуществилась! Море тёплое, чистое, спокойное, людей не много: можно спокойно плыть, не опасаясь, что наткнёшься на кого-то.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Красота! Но, время уже час. Солнце светит нещадно, помним, что в полдень принимать солнечные ванны никак нельзя. С надеждой идём в отель.

Увы! Подождите ещё минут 40! Ну что ж, вернулись опять на пляж, и изрядно подгорели, хоть и под зонтом лежали.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Пока лежали на пляже, обсуждали, свой досуг здесь, чем займёмся. Изучили предложения с экскурсиями. Если куда-то ехать, то в основном на целый день. Оля моя не захотела тратить целый день на поездку: а как же море, хочется поваляться беззаботно на пляже, отойти от питерской гонки. Тем более, что и времени и нас всего-то полных 3 дня.
Ну, а я что? Я как дочь. Внимание привлекли зазывалы с прогулочных корабликов: 2-3-х часовая прогулка по морю, купание в открытом море, заход в какую-то бухту, подняться на какие-то скалы с красивыми видами оттуда. Решили, что на кораблике и покатаемся по морю.

Первые два дня прошли отлично: мы ходили утром и вечером на море, гуляли по набережной, полюбовались видами с колеса обозрения, посетили Приморский парк,

В Приморском парке

Посмотрели интересности старой Гагры.

Храм святого Ипатия Гагрского в Абаате

Когда-то в приморском парке построили мозаичный лабиринт, былая красота сейчас едва видна. Мозаика во многих местах отвалилась и выглядит всё неопрятно и неухоженно.

Большое летнее путешествие с севера на юг

На третий день начались неприятности: мы с Олей отравились (наверное, что-то не то съели, а может и водицы морской хлебнули). Пляжную еду мы, естественно, не ели. Грешим на хачапури, которые мы с удовольствием поели в кафе накануне вечером. На самом деле они были очень вкусными, горяченькие, прямо с пылу с жару. Может, дело было в сыром яйце?..

Сначала очень поплохело Оле, на следующий день мне. Поэтому два оставшиеся дня у нас выпали из активной жизни. Вдобавок к этому, во всём городе из-за аварии вырубили электричество, и его не было 9 часов.

Вай фая в отеле, естественно не было всё это время, а это значит, что в интернет не выйдешь. И подключать свой мобильный интернет дорого — международный роуминг!

Ко всем несчастьям добавилось ещё одно: всё то время, пока не было света, не было и воды в отеле! Жесть, короче!
Большинство кафе закрылись. В некоторых магазинах есть свои генераторы, они продолжали работать.
И из отеля мы тоже не могли надолго выйти по причине недомогания.

Вот так и провели 2 последних дня, в основном в гостиничном номере, поглощая таблетки и выходя ненадолго прогуляться по набережной. Наш план совершить морскую прогулку на кораблике «накрылся медным тазом».

В последний день нам стало легче, но испортилась погода. Утром проснулись под шум дождя и волн.

За штормовым морем можно наблюдать бесконечно, чем мы в этот день и развлекались: пытались поймать и сфотографировать самую большую волну и как он разбивается с брызгами о берег.

Большое летнее путешествие с севера на юг

В Адлер уезжали на Ласточке (Гагра — Адлер) в 7 часов утра, с аналогичной и уже знакомой нам процедурой пограничного контроля.
В Адлере пересели на пассажирский поезд и уехали в Краснодар, где живёт сейчас моя дочь. Отпуск у неё заканчивался.

Знойный Краснодар. Приятные встречи

В Краснодаре я была прошлым летом, так что город был мне слегка знаком.

Какой он, Краснодар? Моё личное впечатление - это станица и большой город в одном флаконе. Всё здесь вперемешку: и частный сектор, и современные жилые кварталы, и исторические улицы со старинными домами, и тут же непонятные трешевые постройки.

А вот так он выглядит с высоты 10 этажа. Вдалеке — центр Краснодара.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Нынешний визит в Краснодар был особенным, я встретилась с Наташей Семчиной NataliaC. Мы заранее списались и договорились о встрече. Очень душевная встреча у нас получилась! Впечатление такое, будто мы знаем друг друга уже очень давно.

Никакой неловкости или преград в общении не было, мы много о чём говорили: и о путешествиях, и о личном. Посидели в уютном кафе, за разговорами с аппетитом уплетали вкусную пироженку и попивали кофеёк. Потом гуляли по улице Красная. Договорились обязательно встретиться в следующем году.
Расставаясь, Наташа посоветовала мне обязательно пройти по улице Красная до собора святого Благоверного Князя Александра Невского.

Конечно, я прошла эту улицу до конца и вот он, собор.

Большое летнее путешествие с севера на юг

По пути зашла ещё и к Свято-Екатерининкому кафедральному собору. Шла служба, было много людей, поэтому внутрь я заходить не стала.

Улица Красная — центральная, историческая, с красивыми старинными зданиями, площадями, памятниками и городской скульптурой, кафе и ресторанами. Эта улица из разряда must visit.

Научная библиотека имени А. С. Пушкина и памятник поэту.
Мурал на стене Концертного зала.

Вдоль улицы расположены небольшие парки и скверы.

Екатерининский сквер
Памятник Екатерине II в Екатерининском сквере.

Особенно мне нравится та часть улицы Красная, где она разделена пешеходным сквером. Очень приятное место для прогулок.

Большое летнее путешествие с севера на юг

А сколько на этой улице интересных домов с красивым декором: башенки, лепнина, скульптуры. Один другого краше!

Если вы прошли по улице Красная, то уже не будете говорить о Краснодаре с пренебрежением, и что там нет ничего интересного.

Один только парк Галицкого чего стоит! Этот парк — мой фаворит. Восхищаюсь архитекторами, ландшафными дизайнерами и строителями, чьим талантом и умением создано такое великолепие. Он был построен (и продолжает строиться) на средства краснодарского предпринимателя Сергея Галицкого и открыт 28 сентября 2017 года.

Парк располагается рядом со стадионом Краснодар. Его территория очень большая, посещение бесплатно и не ограничено.

Большое летнее путешествие с севера на юг

В этом парке я побывала прошлым летом и обошла почти весь. В этот приезд посетила его вновь. Но, к сожалению, времени на посещение было совсем мало, поэтому прогулялась лишь по небольшой его части.

Многочисленные деревья вырастают и сейчас уже нельзя сказать, что в парке негде укрыться от солнца. Теннистых уголков очень много.

Большое летнее путешествие с севера на юг

А сколько здесь всяких мест и развлечений с водой! Разнообразные фонтаны, пруды и ручейки… Есть где посидеть в прохладе воды, а детям поплескаться в струях фонтанов.

Все стремятся побывать и в Японском саду, который является частью парка Галицкого. Вот только попасть туда не просто. Для его посещения надо сначала получить куар код в автомате у входа в сад. Коды выдаются в определённое время (оно обозначено на автомате) и за один сеанс выдачи лишь 200 счастливчиков могут его получить. А остальным придётся ждать следующего сеанса через 2-3 часа.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Мне повезло, я попала в Японский сад! Правда, пришлось почти 2 часа провести в очереди, чтобы получить этот самый куар код. За это время я и успела прогуляться по парку (договаривались с соседями по очереди: сначала они гуляли, потом я), поэтому время пролетело незаметно.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Моё посещени сада пришлось на самый полдень. Солнце светило ярко и нещадно и фотографии я делала почти вслепую.

Но, несмотря на это, фото всё-таки получись! Наверное, красота этому поспособствовала.

Большое летнее путешествие с севера на юг

В то время, когда я не торопясь расхаживала по саду и любовалась им, позвонили краснодарские родственники и пригласили на встречу. С превеликим сожалением, я покинула это поистине райское место. Но обязательно вернусь туда!

Очень хороший и подробный отзыв Японский сад в парке Галицкого написала Наташа Семчина, поэтому повторяться не буду. Почитайте.

И ещё одно интересное местечко я нашла в Краснодаре — это торговый центр Красная площадь.

Большое летнее путешествие с севера на юг

Казалось бы, что может быть интересного в ТЦ? Ну, шопинг, развлечения, кафешки. Мне рекомендовали съездить туда родственники: мол, есть там интересные локации. Ну что ж, поехала, полюбопытствовала.

Не сразу и обнаружили эти локации. Совершив кое-какие мелкие покупки, пошла на выход (а их там несколько), и неожиданно попала в парковую зону.

Дорожки, ручеёк, растения по берегам ручейка, деревья и беседки — замечательное место для отдыха после шопинга.

А вот это было для меня совсем неожиданностью. Как буд-то бы в европейский городок попала!

Большое летнее путешествие с севера на юг

Стены двух противоположных корпусов ТЦ раскрашены под фахверковые дома. Это место так и называется: Европейская улочка. На ней есть несколько кафе. Приятно, наверное, посидеть в кафе на этой улочке.

Так что, если вы соскучились по европейским улочкам с фахверковыми домами, вам стоит заглянуть сюда. Не настоящее, конечно, но очень привлекательно.

А как-то вечером, мы с Олей отправились в спортивный центр (что относительно недалеко от её дома) посмотреть фонтаны. Фонтаны, к сожалению, не работали, но зато мы поймали шикарный закат.

Быстро пролетели 5 дней в Краснодаре, и вот я уже опять в поезде. Сколько же их было за эту поездку! Через день утром я приехала в Москву (Киевский вокзал), где меня встретили московсие родственники. Время до вылета самолёта я провела у них в гостях.

Вот таким было моё летнее путешествие, длиной чуть больше месяца. Вернулась домой переполненная массой впечатлений и положительных эмоций.