Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 13:55
.

Нижний Новгород, часть 2: К востоку от кремля

Нижний Новгород — Россия Июль 2023
31 40

Когда планировалась серия рассказов про Нижний Новгород, исторический центр (помимо кремля) предполагалось описать только в одном из них. Но там столько интересных мест, что при подготовке отзыва из-за объема текста и количества фотографий, которыми хочется поделиться, получилось целых три рассказа:). В первом из них мы расскажем про всё, что увидели восточнее кремля, где находятся три важные достопримечательности города: Верхне-Волжская набережная, Чкаловская лестница и Печерский Вознесенский монастырь. Все они очень разные, но объединяет их одно: красивое расположение на волжских утёсах.

2
 Главные достопримечательности исторического центра Нижнего Новгорода.
Главные достопримечательности исторического центра Нижнего Новгорода.

Верхне-Волжская набережная

Улица эта названа набережной весьма условно: на самом деле, она проходит по краю волжского обрыва достаточно далеко от реки, хотя и параллельно ей. Но виды оттуда на Волгу очень хороши, видимо поэтому так её и окрестили. Сейчас это длинный променад с волжскими красотами — с одной стороны, и не менее красивыми зданиями самых разных эпох — с другой. Своим возникновением набережная обязана императору Николаю I, который, посетив Нижний в 1834 году, нашел на этом месте убогие избы, окруженные кучами мусора. Царь огорчился таким отсутствием вкуса у своих подданных и распорядился проложить по гребню широкий бульвар, застроив его достойными каменными домами фасадом к реке.

5
Вид на Волгу с Верхне-Волжской набережной.
Вид на Волгу с Верхне-Волжской набережной.

4
Вид на Верхне-Волжскую набережную с Волги. Набережная - вот там, наверху рядом с цепочкой зданий.
Вид на Верхне-Волжскую набережную с Волги. Набережная - вот там, наверху рядом с цепочкой зданий.

Начинается Верхне-Волжская набережная рядом с угловой (Георгиевской) башней нижегородского кремля. В угловом доме № 1 когда-то располагалось правление пароходного общества «Волга», которое контролировало значительную часть рынка нефтеперевозок из Баку и входило в тройку крупнейших нефтетранспортных фирм Российской империи. Главным акционером и директором-распорядителем общества был нижегородский купец и промышленник Д. В. Сироткин.

7
Начало Верхне-Волжского бульвара (снимок сделан из Георгиевской башни). Угловое здание в неоклассическом стиле - бывшая штаб-квартира пароходного общества «Волга» (1913-1916). За ним следует 3-х этажный дом 1851 года (в котором когда-то останавливались Тарас Шевченко и Александр Дюма) и затем - два современных элитных жилых комплекса: «Дом на Набережной» (2003) и «Георгиевский» (2020). Последний перестроен из бывшей советской гостиницы «Россия».
Начало Верхне-Волжского бульвара (снимок сделан из Георгиевской башни). Угловое здание в неоклассическом стиле - бывшая штаб-квартира пароходного общества «Волга» (1913-1916). За ним следует 3-х этажный дом 1851 года (в котором когда-то останавливались Тарас Шевченко и Александр Дюма) и затем - два современных элитных жилых комплекса: «Дом на Набережной» (2003) и «Георгиевский» (2020). Последний перестроен из бывшей советской гостиницы «Россия».

Неподалёку от здания своего пароходства купец Сироткин построил и свой особняк (дом № 3), пригласив для этой цели архитекторов братьев Весниных, ставших впоследствии лидерами советского конструктивизма. Сироткин был не только бизнесменом, но также и городским головой Нижнего Новгорода в 1913—1917 гг., сделав за это время много полезного и нужного для города. Прославился он и благотворительностью, в основном в пользу Старообрядческой русской церкви. Свой особняк в центре города он изначально планировал сделать музеем, что и произошло в 1924 году, уже при советской власти.

5
Дом Сироткина (1913-1916). Архитекторы - братья Веснины.
Дом Сироткина (1913-1916). Архитекторы - братья Веснины.

3
Памятник Д.В.Сироткину напротив его дома.
Памятник Д.В.Сироткину напротив его дома.

Сейчас в доме Сироткина находится собрание западноевропейского искусства Нижегородского художественного музея, и, положа руку на сердце, особого впечатления оно не производит. Но заглянуть в этот музей стоит по другой причине: там экспонируется масштабное полотно Константина Маковского «Воззвание Минина», которое художник писал 6 лет. Полотно огромное — 6×7 метров, для его размещения в отдельном зале к музею пристроили дополнительное помещение.

5
Картина К.Е.Маковского «Воззвание Минина», 1896.
Картина К.Е.Маковского «Воззвание Минина», 1896.

Усадьба Рукавишникова (дом № 7), построенная в духе итальянского палаццо, — это самая роскошная купеческая усадьба на Верхне-Волжской набережной. Предпринимательская династия Рукавишниковых разбогатела на сталелитейном деле, хотя в третьем поколении некоторые её члены уже отошли от бизнеса и вкладывали свои капиталы в «прекрасное». В частности, Сергей Михайлович Рукавишников (1852–1914) перестроил старый отцовский дом в купеческий дворец с роскошной отделкой снаружи и изнутри, стремясь продемонстрировать всем богатство своего рода. Получилось действительно «богато», иногда кажется, что даже чересчур. Но не нам судить богатых купцов, они имели полное право распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению.

1 из 3
Усадьба Рукавишниковых (1875-1877), архитектор П.С.Бойцов. На фасаде доминируют женщины в стиле topless.

Сейчас в усадьбе Рукавишникова умеренно интересный музей, но заглянуть внутрь стоит хотя бы ради того, чтобы посмотреть на роскошные парадную лестницу и бальный зал.

1 из 2
Парадная лестница. Тут уже исключительно скульптуры мужеского пола.

9
Двусветный бальный зал с лепным декором, усыпанным множеством ангелочков.
Двусветный бальный зал с лепным декором, усыпанным множеством ангелочков.

5
Кабинет С.М.Рукавишникова воссоздан по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников.
Кабинет С.М.Рукавишникова воссоздан по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников.

Двухэтажный особняк Ольги Ивановны и Фёдора Михайловича Каменских (дом № 11), крупных судовладельцев начала 20-го века, является памятником архитектуры федерального значения. Мемориальная доска на нём утверждает, что особняк в стиле неоклассицизма «восходит к образцам вилл эпохи итальянского Возрождения выдающегося зодчего XVI века Андреа Палладио». А ещё этот дом знаменит кладом, найденным в нём в 1973 году во время ремонта. Среди спрятанных в 1917 году семейных ценностей обнаружилась и редкая по художественной ценности коллекция старого фарфора, принадлежавшая Каменским. Сейчас эта коллекция находится в музее усадьбы Рукавишникова.

4
Особняк Каменских. 1913-1914. Архитектор Б.А.Коршунов.
Особняк Каменских. 1913-1914. Архитектор Б.А.Коршунов.

1 из 2
Фрагменты коллекции фарфора Каменских.

Помимо купеческих усадеб, на Верхне-Волжской набережной можно найти несколько выдающихся зданий советского периода. По времени они разбросаны от 1930-х до 1980-х, выполнены в разных архитектурных стилях, но все гармонично вписываются в ансамбль набережной и не портят её архитектурной целостности (а вот в нижегородском кремле так не получилось).

6
Слева - Дом железнодорожников (1937-1938) в стиле постконструктивизма (перехода к сталинскому ампиру), архитектор Дмитрий Сильванов.
Справа - здание гостиницы «Октябрьская» (1983-1987) в стиле постмодернизма, архитектор Александр Харитонов.
Слева - Дом железнодорожников (1937-1938) в стиле постконструктивизма (перехода к сталинскому ампиру), архитектор Дмитрий Сильванов. Справа - здание гостиницы «Октябрьская» (1983-1987) в стиле постмодернизма, архитектор Александр Харитонов.

3
Здание Индустриального института. Архитектор Дмитрий Чечулин начал его строить в 1929-1933 гг. в стиле конструктивизма. Заканчивал стройку в 1936 г. архитектор Иван Нейман уже в стиле постконструктивизма. В результате вышло вот такое красное чудо с квадратными колоннами, статуями студентов и балкончиками.
Здание Индустриального института. Архитектор Дмитрий Чечулин начал его строить в 1929-1933 гг. в стиле конструктивизма. Заканчивал стройку в 1936 г. архитектор Иван Нейман уже в стиле постконструктивизма. В результате вышло вот такое красное чудо с квадратными колоннами, статуями студентов и балкончиками.

3
Жилой дом архитектора Ю.Н.Бубнова (1956). Крупномасштабное пятиэтажное здание в стиле советского неоклассицизма.
Жилой дом архитектора Ю.Н.Бубнова (1956). Крупномасштабное пятиэтажное здание в стиле советского неоклассицизма.

Параллельно Верхне-Волжской набережной идёт улица Минина, на которой нам приглянулся один храм. Это церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, построенная в конце 19-го века при губернской земской больнице. Очень необычная архитектура, которую трудно отнести к какому-либо стилю, но очень красиво.

7
Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. 1893-1896. Архитектор В.Н.Брюхатов.
Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. 1893-1896. Архитектор В.Н.Брюхатов.

Чкаловская лестница

Чкаловская лестница соединяет между собой Верхне- и Нижне-Волжскую набережные рядом с Георгиевской башней кремля. Официальное название у неё «Волжская», но в народе её называют только «Чкаловской» — в честь памятника Валерию Чкалову, установленному на верхней площадке лестницы. В лестнице 442 ступеньки (560, если считать обе стороны «восьмёрки», образованной боковыми спусками), и покрываемый ею перепад высот составляет примерно 100 метров. Прогулка по лестнице — хорошее упражнение, и мы, не торопясь, поднялись по ней и спустились вниз, обнаружив, что лестница вполне по силам активным пенсионерам.

4
Памятник Валерию Чкалову, уроженцу Нижегородской губернии, на верхней площадке лестницы. 1940.
Памятник Валерию Чкалову, уроженцу Нижегородской губернии, на верхней площадке лестницы. 1940.

4
Вид на верхнюю часть лестницы с кремлёвской стены.
Вид на верхнюю часть лестницы с кремлёвской стены.

Идея построить тут лестницу возникла ещё в 1940 году, но её реализация была задержана войной. Тем не менее, строить её начали ещё в военное время, вскоре после победы в Сталинградской битве в 1943 г. Проект принадлежал московским архитекторам Льву Рудневу и Владимиру Мунцу, а надзор за работами проводил горьковский архитектор Александр Яковлев. Строительство продолжалось до середины 1949 года, причём на последнем этапе, для ускорения работ, к строительству привлекли немецких военнопленных. Торжественное открытие лестницы состоялось 24 июля 1949 года в день Военно-Морского флота.

5
Лучший вид на Чкаловскую лестницу - с корабля на Волге.
Лучший вид на Чкаловскую лестницу - с корабля на Волге.

5
С воды хорошо видна знаменитая «восьмёрка», образованная пересечениями боковых спусков, и все три смотровых площадки лестницы.
С воды хорошо видна знаменитая «восьмёрка», образованная пересечениями боковых спусков, и все три смотровых площадки лестницы.

6
Вот так красиво лестница подсвечивается по вечерам.
Вот так красиво лестница подсвечивается по вечерам.

Печерский Вознесенский монастырь

Этот древний монастырь в Нижнем Новгороде расположен недалеко от конца Верхне-Волжской набережной и интересен сразу несколькими своими особенностями: обстоятельствами возникновения, личностью создателя, а также наличием при монастыре исторического парка, посвященного правителям России. В дополнение к всему этому, он просто сказочно красив, поэтому мы очень советуем посетить его всем приезжающим посмотреть город. Добираться туда проще всего на такси, но это совсем недалеко от центра.

7
Внутри Печерского Вознесенского монастыря.
Внутри Печерского Вознесенского монастыря.

История монастыря отсчитывается от 1330 года, когда монах Киево-Печерской лавры Дионисий пришёл на Волгу и выкопал для себя пещеру в трёх верстах ниже по течению от Нижнего Новгорода. Со временем вокруг него стали селиться подвижники, и возник монастырь с церковью Вознесения Господня. По легенде, Дионисий принёс с собой список с иконы Печерской Божьей Матери «греческого письма», которая стала главной святыней обители. Также Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита. Со временем монастырь стал важным духовным центром Нижегородско-Суздальского княжества, в котором примерно в 1377 году был создан летописный свод, ныне известный как Лаврентьевская летопись. Сам же Дионисий едва не стал Митрополитом всея Руси и даже был возведён в этот сан Константинопольским патриархом. Однако домой из Константинополя он уже не доехал — в Киеве (который тогда был в составе Великого княжества Литовского) был задержан и через год умер в плену.

1
План Печерского Вознесенского монастыря. А - Святые ворота; B - Исторический парк Рюриковичей/Романовых; 1 - Вознесенский собор; 2 - Колокольня; 3 - Успенская церковь с трапезной; 5 - Надвратная Евфимиевская церковь; 6 - Архиерейский корпус; 8 - Стена; 9 - Музей Нижегородской епархии; 10 - Братский корпус. План взят с сайта монастыря.
План Печерского Вознесенского монастыря. А - Святые ворота; B - Исторический парк Рюриковичей/Романовых; 1 - Вознесенский собор; 2 - Колокольня; 3 - Успенская церковь с трапезной; 5 - Надвратная Евфимиевская церковь; 6 - Архиерейский корпус; 8 - Стена; 9 - Музей Нижегородской епархии; 10 - Братский корпус. План взят с сайта монастыря.

Основанный Дионисием монастырь пережил период расцвета во второй половине 16-го века, когда после взятия Казани Иваном Грозным исчезла угроза татарских набегов. В этот период, в том числе на царские пожертвования, возводится шесть(!) каменных храмов, включая пятиглавый Вознесенский собор. Однако потом случилась беда: в 1597 году монастырь был уничтожен оползнем (обошлось, слава богу, без жертв среди монахов), и было решено отстроить его заново на новом месте ближе к городу. Существующий монастырский ансамбль возник уже после окончания Смутного времени в 1630—1650 гг. вокруг главного храма — Вознесенского собора, который был возведён в первую очередь. Финансирование поступало в том числе из царской казны, которой в то время заведовал Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Романова.

3
Святые ворота и вид монастыря с внешней стороны.  Каменную ограду  вокруг монастыря возвели в 1765 году, однако,  она никогда не несла оборонительных функций. В настоящее время архитектурный ансамбль Печерского Вознесенского монастыря 17-19 веков признан памятником архитектуры федерального значения.
Святые ворота и вид монастыря с внешней стороны. Каменную ограду вокруг монастыря возвели в 1765 году, однако, она никогда не несла оборонительных функций. В настоящее время архитектурный ансамбль Печерского Вознесенского монастыря 17-19 веков признан памятником архитектуры федерального значения.

4
Вид на монастырь с канатной дороги через Волгу. Отсюда хорошо видно, что колокольня у него слегка «пизанская».
Вид на монастырь с канатной дороги через Волгу. Отсюда хорошо видно, что колокольня у него слегка «пизанская».

Первое, что бросается в глаза на территории монастыря — как всё ухожено и насколько много вокруг цветов. Цветы практически везде — и просто высаженные вдоль дорожек, и организованные в замысловатые клумбы рядом с храмами. Красота прекрасно отреставрированных церквей в цветочном обрамлении производит очень сильное впечатление и создает внутри обители притягивающую к ней ауру. Оттуда просто не хочется уходить!

3
Нижний Новгород, часть 2: К востоку от кремля

4
Нижний Новгород, часть 2: К востоку от кремля

3
Нижний Новгород, часть 2: К востоку от кремля

2
Клумба «телега».
Клумба «телега».

2
 Клумба «павлин».
Клумба «павлин».

Возведение Вознесенского собора поначалу сталкивалось с трудностями из-за нехватки денег, но в конечном счете вопрос был решен, и к строительству привлекли известного каменных дел мастера Антипа Константинова, который перед этим только что закончил работу над Михайло-Архангельским собором Нижегородского кремля. Этот же мастер участвовал и в сооружении других монастырских храмов и построек. Внутрь собора мы, к сожалению не попали, поскольку он открыт только во время службы.

1 из 3
Вознесенский собор. 1632—1640 гг. Вид с запада.

5
Надвратная Евфимиевская церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского. 1645. Редкий пример надвратной шатровой церкви. Её прототипом был Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.
Надвратная Евфимиевская церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского. 1645. Редкий пример надвратной шатровой церкви. Её прототипом был Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.

4
Архиерейский корпус. 19-й век.
Архиерейский корпус. 19-й век.

3
Братский корпус. Помимо келий, в нём находится церковно-археологический музей «История Нижегородской епархии», основанный в 2003 году.
Братский корпус. Помимо келий, в нём находится церковно-археологический музей «История Нижегородской епархии», основанный в 2003 году.

Теплая Успенская церковь примыкает к большой четырёхстолпной трапезной, которую в 17-м веке строили из расчета не только на иноков (их тогда было порядка 100 человек), но и для гостей. Кухни и хлебня были устроены в подклетье, а дымовые межэтажные каналы печей обогревали пол палаты в дополнение к трём изразцовым печам. В трапезную мы попали и, судя по всему, она уже не является столовой, а используется как храм. Во всяком случае, список главной храмовой иконы Печерской Божьей Матери находится именно там. По легенде, первоначальный список этой иконы «греческого письма» был принесен основателем Печерского монастыря Св. Дионисием из Киева. Икона, хранившаяся в монастыре до революции, ныне утеряна и сейчас там находится более поздний список.

4
Успенская церковь с трапезной палатой. 1648.
Успенская церковь с трапезной палатой. 1648.

2
Красиво расписанный интерьер трапезной палаты.
Красиво расписанный интерьер трапезной палаты.

7
Роскошные современные иконостас и люстра Успенской церкви. Фаянсовый иконостас изготовлен на Урале.
Роскошные современные иконостас и люстра Успенской церкви. Фаянсовый иконостас изготовлен на Урале.

3
Список иконы Божией Матери «Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием». Слева - фото из монастыря, справа - один из вариантов этого образа.
Список иконы Божией Матери «Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием». Слева - фото из монастыря, справа - один из вариантов этого образа.

В монастыре есть ещё один очень интересный объект современного происхождения. В саду перед входом в монастырь устроен исторический парк с бюстами всех правителей Руси/России от легендарного Рюрика до Николая II. При этом Рюриковичей настолько много, что создается впечатление, что там представлены абсолютно все удельные князья Киевской Руси периода феодальной раздробленности. Ещё любопытно, откуда авторы бюстов взяли портретные черты персонажей. Ведь из Рюриковичей известна внешность лишь Ивана Грозного по реконструкции Герасимова, а заслуживающие доверия портреты Романовых существуют лишь начиная с Петра I.

2
Исторический парк рядом с монастырём.
Исторический парк рядом с монастырём.

2
Первые правители: Рюрик, князь Игорь (его сын), и княгиня Ольга (жена Игоря).
Первые правители: Рюрик, князь Игорь (его сын), и княгиня Ольга (жена Игоря).

2
Рюриковичи: На переднем плане - Святослав, сын Игоря и Ольги.
Рюриковичи: На переднем плане - Святослав, сын Игоря и Ольги.

2
Рюриковичи: Иван III и Иван IV Грозный, первый русский царь.
Рюриковичи: Иван III и Иван IV Грозный, первый русский царь.

1 из 4
Аллея Романовых.

2
Аллея Романовых: последний правитель - Николай II с женой и сыном.
Аллея Романовых: последний правитель - Николай II с женой и сыном.

Канатная дорога

В самом конце Верхне-Волжской набережной, недалеко от Печерского монастыря, находится станция канатной дороги, пересекающей Волгу и связывающая Нижний с городом-спутником Бор. Её длина — 3661 метр, время в пути — 13 минут. Мы прокатились по ней туда-обратно ради видов на Волгу с большой высоты. Виды были неплохие, однако снимать их приходилось через бликующие и поцарапанные стекла кабинок. Как самостоятельное мероприятие, поездка по канатной дороге не является первой необходимостью в Нижнем, но если вы окажетесь поблизости (например, после посещения Печерского монастыря), эта поездка не займет у вас много времени.

1 из 2
Канатная дорога через Волгу.

2
Вид на Печерский Вознесенский монастырь.
Вид на Печерский Вознесенский монастырь.

2
Левый берег Волги - низкий и песчаный.
Левый берег Волги - низкий и песчаный.

2
Баржа на Волге.
Баржа на Волге.

3
 Берег Гребного канала, залива Волги, где горожане купаются в жаркие дни.
Берег Гребного канала, залива Волги, где горожане купаются в жаркие дни.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Нижнем Новгороде
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии