Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 0:52

Нижний Новгород — Россия Июль 2023

Мы давно приглядывались к Нижнему Новгороду. Привлекало многое — хорошие отзывы о городе, транспортная доступность (четыре скоростных «Ласточки» в день из Москвы), хороший выбор отелей, интересные музеи. Наконец, подгадав приезд к двум интересным выставкам, в июле мы отправились в путь с московского Восточного вокзала.

Нижний — город-юбиляр, в 2021 году ему исполнилось 800 лет. К этой дате городские власти постарались починить и отремонтировать всё, что можно, и город похорошел. Сейчас по нему очень приятно гулять и любоваться его многими достопримечательностями, которые очень хороши даже с точки зрения много повидавших туристов. В этой серии рассказов мы поделимся впечатлениями о наиболее понравившихся объектах, предложив вашему вниманию наш вариант списка «топовых» достопримечательностей города из тех, что нам удалось увидеть за три дня пребывания в нём.

Кремль

Если говорить о достопримечательности № 1 в Нижнем, то это, безусловно, кремль. Если у вас есть только один день в городе, проведите его именно здесь. В кремле есть почти всё из того, чем знаменит Нижний Новгород: старинные стены, красивые храмы, исторические здания, лучший в городе художественный музей. Изначально кремль был деревянным, а «окаменел» он уже при Великом князе Василии III усилиями итальянского архитектора Пьетро Франческо (которого на Руси называли Петром Фрязиным). Всего за 8 лет (с 1508 по 1516 гг.) итальянец построил мощную кирпичную крепость с 13 башнями, по площади лишь немного уступавшую Московскому кремлю. Появление столь мощного оборонительного сооружения в Нижнем Новгороде объяснялось его ролью форпоста против тогдашнего главного врага Москвы на востоке — Казанского ханства.

Нижний Новгород в первой половине 17-го века. А.Олеарий «Описание путешествия в Московию». 1656.

А началось всё так: в 1221 году Владимирский князь Юрий Всеволодович поставил деревянную крепость на высоком холме над слиянием Волги и Оки. Крепость обозначала в стратегически важном месте восточные границы его Владимиро-Суздальского княжества и предназначалась для защиты от заволжских марийских племён, а также от Волжской Булгарии, мощного государства, располагавшегося вплоть до начала 13-го века ниже по течению Волги в месте её слияния с Камой. Парадоксально, но случившееся вскоре после основания города монгольское завоевание Руси оказалось благоприятным для нижегородцев, которые разбогатели на волжской торговле, процветавшей во времена Золотой Орды. На какое-то время в середине 14-го века Нижний Новгород даже стал центром самостоятельного княжества, пока в 1392 г. не был присоединён к владениям набиравшей силу Москвы.

Кремль протянулся вдоль берега Волги примерно на 800 м, причем его северная стена круто (на 70 м) спускается с холма почти к берегу, а затем столь же резко поднимается наверх. Дело в том, что Кремль расположен на двух холмах, разделенных оврагом, чем и вызвана необходимость «спуска вниз» его северной стены для охвата всей территории средневекового города. С такой необычной конфигурацией кремлёвских стен нам до сих пор ни разу не приходилось сталкиваться.

Периметр боевого хода кремля составляет около 2 км и доступен для туристов на всем протяжении, что тоже очень необычно. Все 13 башен кремля сохранились или были восстановлены, толщина крепостных стен составляет около 4 м, а высота — от 12 до 15 м.

Изнутри кремля спускающаяся вниз стена видна ещё лучше.

Считается, что Нижний стоит на семи холмах (как Рим:), которые протянулись вдоль правых высоких берегов Оки и Волги и называются Дятловыми горами. Те два, на которых находится кремль, называются Часовой и Соборный. На остальных вплоть до 19-го века развивался Нижний. Нам холмы пересчитать не удалось, однако длинные пешеходные прогулки по городу позволили почувствовать, что холмов действительно много.

Нижегородский кремль потерял своё военное значение вскоре после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г. и ликвидации Казанского ханства. После этого кремлёвские стены и башни долгое время приходили в упадок, и в 1930-х годах даже поднимался вопрос об их окончательной ликвидации. Помешала этому ВОВ, после которой отношение к кремлю радикально изменилось — его решили восстанавливать. Реставрационные работы проходили с 1949 по 1965 гг., а полностью разрушившиеся участки стен восстанавливали вплоть до 1981 г. Автором проекта и руководителем работ был архитектор Святослав Агафонов (1911–2002) — именно этому человеку мы обязаны сохранением нижегородского кремля и восстановлением его в суровом историческом облике начала 16-го века.

Нижний Новгород, часть 1: Кремль
План Нижегородского кремля. В правом нижнем углу показан необычный профиль кремлёвской стены со спуском и подъёмом.

Если в советские времена были восстановлены стены и башни кремля, то находившимся в нём храмам повезло гораздо меньше: два из трёх были снесены. На месте кафедрального Спасо-Преображенского собора в 1929—1931 гг. в стиле советского конструктивизма построили Дом Советов, который сейчас занимают Нижегородская дума и муниципалитет. Звонницу собора, правда, к 800-летнему юбилею города восстановили, но собору такая судьба, увы, не светит: Дом Советов признан ярким примером конструктивизма с большой архитектурной ценностью и сносу не подлежит.

Вид со звонницы собора на кремль. Слева видно здание в духе «дворца съездов» - бывший Горьковский обком КПСС.

В российской истории Нижний Новгород прославился в Смутное время, когда в 1612 году по призыву Кузьмы Минина в нём организовали Второе ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским, которое освободило Москву от поляков. В 1828 году в кремле был установлен памятник в честь лидеров Второго ополчения в виде гранитного обелиска с барельефами Минина и Пожарского в основании.

Любопытно, что первоначально на этом месте планировали установить памятник работы скульптора Ивана Мартоса, что сейчас находится на Красной площади в Москве. Однако затем царские власти передумали и решили, что Москва, где Второе ополчение отличилось в боях, будет более правильным местом для установки памятника. Таким образом, нижегородский памятник (средства на который собирали сами горожане) является как-бы «утешительным призом», хотя барельефы на нем выполнил также Иван Мартос.

Уже в наше время Зураб Церетели «устранил» несправедливость, проявленную в отношении нижегородцев. В 2005 году он сделал копию московского памятника и подарил её городу. Сейчас этот монумент стоит в нижнем посаде на площади Народного единства, где Минин впервые бросил клич о сборе средств на создание Второго ополчения.

С кремлевской площадки, на которой установлен обелиск героям 1612 года, открываются замечательные виды на протекающую внизу Волгу и место её слияния с Окой. Днем здесь можно любоваться фантастическими панорамами, а вечером — наблюдать знаменитые нижегородские закаты.

Нижний Новгород, часть 1: Кремль
Место слияния Волги и Оки.
Вид сверху на церковь Симеона Столпника, взорванную в 1927 году и восстановленную на кремлевском откосе в 2021.

В кремле сохранился древнейший каменный храм Нижнего Новгорода — собор Михаила Архангела. Современное здание храма было создано в 1628—1631 гг. в память нижегородского ополчения. Однако одноименный деревянный храм находился на этом месте ещё с момента основания города в 1221 году. В 1962 году, после проведенной реставрации собора туда был перенесён прах Кузьмы Минина, ранее находившийся в разрушенном в 1929 году Спасо-Преображенском соборе.

Рядом с Михайло-Архангельским собором в 2008 году был установлен памятник основателю города, Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу и его духовнику, епископу Симону Суздальскому.

Князь Юрий — противоречивая фигура в русской истории: его правление пришлось на время монгольского нашествия хана Батыя, которому князь не смог оказать достойного сопротивления. Он не стал оборонять свою столицу Владимир (в которой погибли два его брата и вся семья), а отправился вместе с войском в сторону Волги, ожидая подкреплений. Там на него внезапно напали монголы и в битве на реке Сити полностью истребили его армию. Сам князь тоже погиб, и его голову монголы отправили хану Батыю. Так пришел конец домонгольскому русскому государству. Справедливости ради отметим, что даже если бы князь был более искусным полководцем и сумел бы объединить все русские княжества под своими знамёнами, у него всё равно не было шансов победить монголов: слишком неравны были силы.

Памятник князю Юрию стоит на центральной кремлевской площади (плац-парадной), созданной во времена Екатерины II для парадов и смотров войск. По её периметру расположены административные здания конца 18-го века, большая часть которых была перестроена в веке 19-м. Единого ансамбля, правда, эти здания не составляют, поскольку строительство было оставлено незаконченным после смерти Екатерины II и возобновилось при Павле I и Николае I уже по другим планам.

Очень интересна прогулка по кремлевской стене: с нее открываются интересные виды внутрь кремля, а также красивые панорамы на нижний посад и волжские просторы. Правда, если решиться пройти по всей 2-х километровой длине стены (а именно так мы и сделали), то в какой-то момент придется спуститься на 70 метров, а потом на такую же высоту подняться. Если нет желания совершать такие подвиги, можно ограничиться только ровным отрезком стены длиной около 900 метров. это тоже достаточно интересно.

Нижний Новгород, часть 1: Кремль

В 1837–1841 годах в восточной части кремля по распоряжению Николая I был построен Дом губернатора (в стиле позднего классицизма). Внутри был зал для приемов и балов, а также губернаторская квартира. На втором этаже были устроены императорские покои, где члены царского дома останавливались во время приездов в Нижний Новгород. Сейчас в здании находится главный корпус Нижегородского художественного музея (НГХМ), с отличной коллекцией русского искусства. В наш приезд там проходила выставка «Художник и Сказка», где мы с большим удовольствием увидели с детства знакомые полотна. Естественно, посмотрели мы и отменную постоянную коллекцию.

Губернаторский дом, 1837-1841, архитектор И.Шарлемань.

В.В.Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Из коллекции НГХМ.

В.В.Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. Из собрания Третьяковской галереи.

В рамках плана реконструкции кремля времен Николая I в. нём также построили манеж по проекту, разработанному в военном ведомстве. Домовая Никольская церковь с двумя колокольнями была пристроена к манежу в 1885 году. Чем только не был впоследствии этот манеж — даже трамвайным депо. В настоящее время основное здание манежа используется как выставочный зал, а церковь — действующая.

Памятник Дмитрию Донскому и его супруге, нижегородской княжне Евдокии. Установлен в 2021 году рядом с манежем. Династический брак московского князя и нижегородской княжны способствовал установлению союза между двумя княжествами и в конечном счёте их объединению в 1392 г.

Гуляя около манежа, мы наткнулись на большой комплекс зданий в классическом стиле, которые поначалу даже приняли за постройки 19-го века. Оказалось, однако, что это — Дом правительства Нижегородской области, возведённый уже в 2000-х годах (и стройка кое-где ещё продолжалась). «Новострой» неплохо сочетается с находящимися рядом зданиями 18-19-го веков, причём в одном случае к историческому зданию (корпусу присутственных мест) даже пристроили новое крыло, отчего оно из Г-образного превратилось в П-образное. Новые здания решили вопрос нехватки площадей для госслужащих (это называлось основной причиной строительства), однако при этом окончательно закрыли вопрос о признании Нижегородского кремля объектом Юнеско.

Нижний Новгород, часть 1: Кремль

Внутри Нижегородского кремля, около Дмитриевской башни, к 30-летию Победы была открыта постоянно действующая выставка «Горьковчане — фронту», посвящённая трудовым подвигов горожан в годы Великой Отечественной войны. На пьедесталах, установленных вдоль кремлёвской стены, демонстрируется оружие, выпускавшееся в Горьком в годы войны, включая танк Т-34, реактивный миномёт «Катюша» и другие виды военной техники.