Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 20:00
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Елец — Россия Август 2023

Цикл материалов "Донские чудеса"

1. Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое
  2. Миллионник Воронеж галопом за полдня до самой темноты
  3. Дивногорье — чудные места или здесь был Хазарский каганат
  4. Замок и парки принцессы Ольденбургской

Елец — чудный старинный городок в Липецкой области был первым в нашем туре «Елец-Воронеж-Дивногорье-Рамонь-Задонск». Это был автобусный тур и за окном мелькали удивительные летние августовские пейзажи с разными оттенками зеленого, а иногда и желтого, когда проезжали засеянные или скошенные поля.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

На синем небе белые облака самой разной причудливой формы. Так и добрались из Москвы (там начинался наш автобусный тур) в древний город Елец.

Первым делом надо пообедать, что мы и сделали в ресторане «Старый город» на местном Арбате. Обед был на троечку, на ресторан не тянет, больше похоже на скромную кафешечку.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Сюда мы еще возвратимся, на местный Арбат и прогуляемся, а начнем мы экскурсию с нашим экскурсоводом Леной на главной площади города, которая называется Красная, и где рядом (через дорогу) стоит главный храм, построенный Константином Тоном, тем самым Тоном, по проекту которого построили Храм Христа Спасителя в Москве, сломали и потом восстановили. У Тона построено много интересного и даже в этой поездке мы еще увидим его творения.

На улице +31, но мы терпеливо стоим на Красной площади и слушаем Лену, которая очень любит свой город Елец и воодушевленно нам рассказывает разные истории о своем древнем городе. Вот такие мы любознательные туристы.

Оказывается площадь названа Красной не потому, что она очень красивая, а по другой причине.

Летом 1395 года Тамерлан предпринял поход со своим огромным войском в 400 тысяч на Русь и остановился под Ельцом. На предложение сдать город горожане отказались и начался неравный бой, кровь текла рекой. И все- таки Тамерлан взял город и от него осталось пепелище. Поэтому площадь и называют Красной из-за кровавого побоища, которое состоялось здесь.

На Красной площади много разных памятников.

Памятный знак «Елец- город воинской славы» возвышается над площадью в окружении мраморных постаментов с барельефами из истории города.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

История города богатая с 1146 года и тяжелая. В 1156 году он был сожжен половцами. В 1237–1238 годах разрушен войсками Батыя, 1316 год — разграблен ханом Узбеком. Набеги и разбои разными завоевателями можно продолжать.

Памятник археологии напоминает о 17–18 веках- на этом месте раскопали фундамент старого Воскресенского храма, еще здесь был погост. Культурных слоев на площади много, начиная с 16 века. Археологам в Ельце есть работа.

Вдалеке часовня и памятник воинам Ельца — три воина и три эпохи.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

А вот и знаменитый храм Вознесения проекта Константина Тона. Мы к нему еще подойдем поближе, обойдем со всех сторон и, конечно, зайдем во внутрь.

А пока мы идем за нашим гидом Еленой. С кружевным зонтиком она ведет нас за собой и рассказывает с любовью разные интересности о своем городе.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Особенно горда тем, что в небольшом Ельце три памятника Ивану Бунину, четыре — только на родине писателя в Воронеже.

Один из памятников — бюст нобелевскому лауреату мы увидели. Иван Бунин любил этот город, где провел детство и юность, и читая его рассказы Елец можно увидеть на страницах произведений писателя, а также в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».

Константин Паустовский называл Елец бунинским городом.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Читая Бунина, Зайцева, Алданова и других эмигрантов и их воспоминания, видно, что Зайцев и Алданов писали не хуже, а даже лучше, окружение писателя и сами так считало, но не всегда премию получает лучший.

Бунинских мест в городе много: сохранилась гимназия, где он учился с 1881 по 1885 год. В доме мещанинина Ростовцева, где жил гимназист Бунин, сейчас музей И. А. Бунина. О том, как он жил нахлебником, можно прочитать в его романе «Жизнь Арсеньева».

Дальше идем в знаменитый собор, который также описал Иван Александрович в своем автобиографическом романе. После поездки решила его перечитать. Для тех, кто заинтересуется этим писателем, могу еще посоветовать воспоминания Веры Николаевны Буниной (жены) и дневник Галины Кузнецовой (ученицы и музы), из которых можно увидеть каким человеком был Иван Алексеевич (1870–1953). Лично мне, как человек Иван Алексеевич мало симпатичен, впрочем, как и многие другие талантливые люди со сложным характером.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

А мы осматриваем храм со всех сторон. Строили его долго с 1861 по 1889 год и получился храм необыкновенной красоты, напоминает Храм Христа Спасителя — автор то один.

Когда-то купцы города обратились к государю с просьбой дать Ельцу статус губерного города, на что им было дано указание построить 33 храма, был построен 31 и началась революция и Елец желаемый статус не получил. Легенда это или быль история умалчивает, но ее рассказывают.

Сейчас осталось только 12 храмов и 1 монастырь. Но самый красивый — это храм Вознесения Господня.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Рядом с храмом часовня, построенная в 1801 году. Она была установлена над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с войском Тамерлана. Часовня сохранилась без каких-илибо переделок, ее только ремонтировали.

Часовня заглублена в землю и вниз ведет лестница. Если бы мы не обошли храм, то не увидели бы этот памятник 19 века.

Интерьеры храма представляют собой огромную ценность: в храме много икон и росписей.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Главная святыня — икона Елецкой Божией Матери, благодаря которой Тамерлан ушел из города (так гласит легенда). История этой иконы очень запутана, так как есть еще одна икона Елецкой Божией Матери Черниговской.

Согласно преданию она была обретена Антонием Печерским в 1060 году на ели. Потому и названа Елецкой. По иконографии она близка к Владимирской Божией Матери (тип «Умиление»), но это предположение, так как иконография иконы тоже сложна и запутана.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Потом был Елец из окна автобуса: храмы и кружева наличников старинных двухэтажных домов города.

Первые этажи купеческих домов были каменные, а второй — деревянный и в них жили семьи купцов.

Знаменита купеческая семья Заусайловых (эта фамилия звучит у Бунина в романе «Жизнь Арсеньева»). Известна история трех поколений этого семейства. Напишу немного о третьем — Александре Николаевиче Заусайлове, который открыл завод игристых вин и его гордостью было шампанское из крыжовника, которое он хранил в трехэтажном подвале.

В 1909–1911 годах он строит Великокняжескую церковь Святых Александра Невского и Михаила Тверского, а рядом Дом призрения для сирот и бедных.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Некоторые иконы в Великокняжеском храме писал Виктор Васнецов, но мы их не увидели, как и керамический иконостас, но зато есть повод возвратиться еще в этот небольшой городок и походить по его улочкам.

Рядом с Домом призрения установлен памятник меценату и благотворителю Заусайлову А.Н., который при своей фабрике открыл ясли для детей. Благодаря ему в городе существовал городской сад с диковинными растениями и птицами.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Есть в Ельце и свой Арбат на улице Мира, которая раньше была Торговой.

Знакомство с этой пешеходной улочкой мы начали с памятника художнику Николаю Жукову, который известен тем, что присутствовал на Нюрнбергском процессе и сделал сотни зарисовок для Музея Вооруженных Сил СССР. А еще он известен своими рисунками в журнале «Мурзилка».

Памятник состоит из трех фигур: художник рисует мальчика и девочку

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

И не просто девочку, а свою дочь в детстве, а мальчик — это Никита Михалков (семьи Михалковых и Жуковых дружили).

Памятник и появился благодаря дочери художника в честь его 100-летия в 2008 году.

На многих домах улицы Мира можно увидеть мемориальные таблички, кто жил в этом доме или кто побывал из известных людей того времени.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Эта пешеходная улица мне показалась интересной не архитектурой, а историями этого древнего города, в котором жил Михаил Пришвин, Иван Бунин (они учились в одной гимназии и она сохранилась), композитор Тихон Хренников (в доме, где он жил, сейчас музей). А преподавал в мужской гимназии Василий Розанов.

Сохранился дом дворян Богушевских и купцов Иншаковых, хотя мне эти фамилии ничего не говорят, но это здорово, что ельчане помнят своих земляков и краеведы им в этом помогают.

Открыты кусочки мостовой 19 века.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Есть в Ельце и свой Биг Бен.

Елецкую водонапорную башню построили в 1872 году и сейчас она является одним из символов города. Кстати, историю этой башни можно прочитать в книге «Водонапорные башни России» (вышла в 2016 году в издательстве «Академия-ХХ1»).

Кружева — это тоже символ Ельца и мы, конечно же, их посмотрели, ну и салфеточек купили на память.

Кружевной Елец — это город воинской славы, бунинские места и многое другое

Многое в Ельце не посмотрели. Поскольку люблю бывать в музеях, сходила бы в Художественный музей (с подлинниками Поленова и Айвазовского) и Музей купечества и сословий, где собраны предметы быта с 18 века (может он не такой богатый как в столице, но что-то необычное всегда можно увидеть). В обязательном порядке побывала бы в Музеях Ивана Бунина и Тихона Хренникова. Вечером бы посетила местный театр «Бенефис» (в городе в свое время пел Федор Шаляпин и бывала Сара Бернар), не в этом современном театре конечно.

А еще взяла себе на заметку, что 24 сентября в Ельце состоится фестиваль «Антоновские яблоки».

Цикл материалов "Донские чудеса"