Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 0:34

Суздаль — Россия Июль 2023

Наше знакомство с Суздалем складывалось из организованных экскурсий с рассказом экскурсоводов, заказанных в экскурсионном бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и из самостоятельных прогулок по улицам города. О том, что мы увидели в Суздале самостоятельно, я хочу рассказать в этой публикации.

В Суздаль мы приехали 25 июля 2023 года примерно в 11:30 из Москвы. Основная экскурсия в этот день у нас была в село Кидекша, о чём я уже рассказал в предыдущей публикации. Она должна была начаться в 13:00 от экскурсионного бюро, где мы посадили экскурсовода в свой автомобиль и поехали в Кидекшу. А пока мы ждали урочное время, мы прогулялись немного по ближайшим улицам города.

Экскурсионное бюро находится в гостинице «Сокол» рядом с Торговой площадью.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Эта площадь известна многим по финальным кадрам из художественного фильма «Женитьба Бальзаминова». Именно на ней Миша Бальзаминов, став мужем, грациозно пританцовывал по булыжной площади перед Воскресенской церковью, построенной в 1732 году на средства посадских людей на месте сгоревшей в 1719 году деревянной церкви. Каменная церковь представляет собой одноглавый двухстолпный храм с отдельно стоящей и богато украшенной колокольней.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

А слева от Воскресенской церкви располагается длинное здание Торговых рядов, вдоль которых в фильме проезжал свадебный кортеж.

Торговые ряды были возведены в начале XIX века. Это была первая постройка города в стиле ампир. Автором проекта выступил владимирский губернский архитектор Алексей Никитич Вершинский. Торговые ряды невысокие и очень удачно вписались в историческую застройку Суздаля.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Южную оконечность Торговых рядов сейчас занимает ресторан «Гостиный двор».

За Воскресенской церковью, практически рядом с ней, находится ещё одна церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Это зимняя церковь, составляющая ансамбль с летней Воскресенской церковью. Наиболее старая часть Казанской церкви, а именно её северный придел, относится к концу XVII столетия, а основной объём был построен в 1739 году.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

25 июля с Торговой площади мы пошли по Кремлёвской улице в сторону Суздальского кремля.

На углу улицы Ленина и Кремлёвской улицы стоит красивый дом, построенный в начале 1800-х годов купцами Матвеем и Степаном Жилиными.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

С середины XIX века в нём размещались торговые лавки. В 1880-е годы дом был приобретён крестьянином Г. Г. Семёновым, а в начале ХХ века им владел некий Кашицын. На втором этаже сначала находился трактир Носковой, а затем любительский театр. На первом этаже по-прежнему размещались лавки, в которых торговали колбасой и железоскобяными изделиями. Сейчас в этом доме, внесённом в список памятников градостроительства и архитектуры местного значения, располагается общежитие Суздальского художественно-реставрационного училища.

В примыкающем к Дому Жилина одноэтажном доме с мезонином (ул. Кремлёвская, 3) сейчас располагается «Музей восковых фигур».

По правой стороне Кремлёвской улицы, сразу за Торговыми рядами, располагается ансамбль из летней церкви Входа Господня в Иерусалим, построенной в 1707 году, и зимней церкви Параскевы Пятницы, построенной в 1772 году.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Летнюю церковь узнать легко, она гораздо более нарядная. Характерен фриз, составленный из некрупных кокошников, опёртых на консольки.

В XVIII веке в этот церковный ансамбль входила ещё и колокольня, недошедшая до наших дней, а весь комплекс был обнесён невысокой кирпичной оградой с воротами.

Проходя дальше по Кремлёвской улице, мы увидели справа остатки земляного вала, а впереди церковь Успения Божией Матери на Княжьем дворе.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Суздальский земляной вал — это древний памятник русского оборонительного зодчества, расположенный в историческом центре города Суздаль, в так называемом «Суздальском кремле».

Суздальский земляной вал представляет собой длинный невысокий холм, имеющий скорее историческое, нежели эстетическое значение. Вал был сооружен по распоряжению князя Владимира Мономаха в конце XI века. Вал достаточно хорошо выражен и за прошедшие века практически не изменился. Согласно исследованиям ученых, он состоит из глины и прочного деревянного каркаса, который и удерживает заданную форму. Длина вала составляет почти полтора километра, а высота в некоторых местах достигает 9 метров.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Точная дата основания Успенской церкви неизвестна. По документам деревянный храм на этом месте мог существовать ещё в XV веке и был дворцовой церковью Московских князей. На месте, где сейчас расположена церковь, был двор князя Ивана III. На рубеже XVII — XVIII веков после пожара храм был перестроен в каменный.

Архитектурный стиль Успенской церкви нехарактерен для этих мест. Она была сооружена в стиле нарышкинского барокко, для которого характерно сочетание элементов барокко, готики, ренессанса с переплетением элементов русского деревянного зодчества. В общем, нынешняя церковь состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В 1958 году церковь была отреставрирована под руководством суздальского искусствоведа, архитектора-реставратора и музейного деятеля Алексея Дмитриевича Варганова.

Сейчас в церкви почитают мощи святителя Арсения Элассонского архиепископа Суздальского, о чем свидетельствует стенд, установленный рядом с Успенским храмом.

На противоположной от Успенской церкви стороне Кремлёвской улицы, на пересечении её с улицей Лебедева располагается здание суздальской пожарной части с возвышающейся над ним пожарной каланчой. Здание было построено специально для нужд пожарной дружины в 1890 году, а пожарная каланча в 1901 году. До этого наблюдательный пункт дружины располагался на колокольне Успенской церкви.

За прошедшие после этого сто лет старое здание обветшало и на его месте в 2004 году построили современное здание, повторившее в основном черты проекта столетней давности. Его мы и видим сейчас.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Улица Лебедева в Суздале названа в честь Алексея Алексеевича Лебедева (01.08.1912 — 14.11.1941). Он был уроженцем Суздаля, членом Союза писателей СССР, поэтом-маринистом, офицером-подводником. Во время Великой Отечественной войны геройски погиб в водах Балтики. В память о нём в Суздале на пересечении улицы, носящей сейчас его имя, с Кремлёвской улицей установлен памятник.

Кремлёвская улица застроена, в основном, одноэтажными деревянными домиками, в которых до недавнего времени жили люди. Сейчас в этих домах располагаются торговые и сувенирные лавки.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

По Кремлёвской улице мы дошли до Богородице-Рождественского собора на территории Суздальского кремля. Время, отпущенное нам до начала экскурсии в Кидекшу, заканчивалось, и мы вернулись к экскурсионному бюро. Про собор Рождества Пресвятой Богородицы я сделаю отдельную публикации, а пока просто покажу его фотографию, сделанную с Кремлёвской улицы.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Свою пешеходную прогулку по Суздалю мы продолжили на следующий день, 26 июля 2023 года. В этот день до начала заказанной экскурсии у нас тоже было свободное время, и мы прогулялись от Торговой площади в другую сторону — по улице Ленина и Старой улице. И вот, что мы там увидели.

Покинув Торговую площадь и пройдя по улице Ленина мимо ансамбля из Воскресенской и Казанской церквей, мы в глубине квартала справа увидели пятиглавую церковь, освящённую в честь Царя Константина. Она была построена в 1707 году на средства, собранные жителями посада. Она запоминается благодаря необычной форме куполов, посаженных на характерные для Суздаля тонкие и высокие барабаны. Мы к этой церкви не ходили, и я сфотографировал её издалека с улицы Ленина.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

В 1750 году рядом с Цареконстантиновской церковью была построена «тёплая» Скорбященская церковь, но мы её не видели. А вообще, в Суздале очень часто можно увидеть две церкви, стоящие рядом, одна из них «холодная», а другая «тёплая»

Метров через 60 — 70, сразу за Торговыми рядами, мы увидели ещё одну церковь — Кресто-Никольскую. Столь необычное название церковь получила из-за того, что пока храм ещё не был построен, выбранное для его постройки место освятили возведением часовни в честь Святого Креста, ну, а построенную церковь назвали в честь Николая Чудотворца. Соорудили церковь в 1770 году.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Угловое здание жёлтого цвета рядом с Кресто-Никольской церковью носит название Дом купцов Жинкиных. Оно было построено в начале XIX века и является одним из самых красивых домов на улице Ленина.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Дом был возведён в 1813 году купцом Василием Жинкиным вместе с братьями Сергеем и Яковом. Согласно сохранившимся документам в конце XIX века верхний этаж служил местом жительства семьи Жинкиных, а нижний этаж использовался под продовольственные магазины.

Примыкающее к дому Жинкиных красно-кирпичное здание — это здание бывшей женской гимназии, также построенное в XIX веке.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Пройдя рядом с этими зданиями, мы оказались на Старой улице. Здесь моё внимание привлёк мезонин на доме, выглядывающий над деревьями и кучей припаркованных автомобилей. Я его сфотографировал, не зная, что это за здание.

Оказалось, что это построенный совсем недавно Архиерейский дом. Первоначально его планировалось построить из дерева. Однако в ходе пожара 11 января 1997 года деревянный сруб был серьезно повреждён, и здание в итоге было построено из кирпича.

В настоящее время в доме располагается: Суздальское епархиальное управление и Архиерейский синод Российской Православной Автономной Церкви, Синодальный храм Иверской иконы Божьей Матери. Знал бы заранее, обязательно сфотографировал это здание с более выгодных ракурсов.

А вот так выглядит общий вид Старой улицы в Суздале.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Она проходит параллельно улице Ленина буквально в семидесяти метрах от неё, но вид Старой улицы кардинально отличается от центральной улицы Суздаля. Здесь веет провинциальным духом. Недаром режиссёр Константин Воинов облюбовал один из домов на этой улице для съёмок эпизодов художественного фильма «Женитьба Бальзаминова». Но об этом чуть позже.

Самыми приметными на Старой улице являются две церкви. Впрочем, они другой стороной выходят и на улицу Ленина тоже. Это Антипьевская и Лазаревская церкви.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Как и во многих других местах в Суздале, здесь мы тоже увидели две церкви рядом друг с другом. И не трудно догадаться, что одна из них «зимняя, тёплая», а другая «летняя, холодная

Храм Антипия Пергамского построен в середине XVIII века. Он представляет собой типичный одноэтажный зимний храм с маленькой главкой на невысоком барабане. Но у него совершенно роскошная колокольня, которая, по-видимому, появилась ранее основного строения. Своей радужной расцветкой колокольня характерна скорее для XVII века. Её вогнутый шатёр украшен тремя рядами круглых слуховых отверстий, а фасад декорирован рустом и ширинками. Вогнутость шатра — это, как сейчас сказали бы, «ноу-хау» суздальских мастеров. Они первыми догадались, что вогнутость способствует лучшему распространению звука от колоколов.

На месте, где сейчас стоит Лазаревская церковь, ещё в XV веке находился деревянный храм. После того, как он сгорел, в 1667 году был построен каменный летний храм, который стал первым пятиглавым храмом Суздаля.

Лазаревскую церковь часто называют красавицей-птицей, раскинувшей свои белые крылья. В её оформлении использованы декоративные элементы в виде женских головных уборов — кокошников. Такие элементы в церковной архитектуре стали использовать в XVI и XVII веках. Ниже полукруглых кокошников можно увидеть пояс изразцов, который был впервые применён в украшении суздальских храмов.

Интересно, что каждый вход в Лазаревский храм оформлен по-разному. Считается, что таким образом строители учли пожелания разных заказчиков, на чьи средства был сооружён храм.

Напротив церквей на Старой улице стоит тот самый дом, который кинорежиссёр Константин Воинов в 1964 году облюбовал в качестве «натуры» для съемки «Женитьбы Бальзаминова». В Суздале этот дом номер 13 на Старой улице называют до сих пор не иначе, как «Дом Бальзаминова». Исторически этот дом XIX века принадлежал калачнику Фирсову. Нынешние его хозяева, судя по рекламным табличкам, пытаются на этом бренде раскрутить своё дело. Возможно, что здесь появится со временем частный музей.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Рядом с «Домом Бальзаминова» на Старой улице расположен ещё один старый деревянный дом, привлекающий внимание наличниками на окнах. Мне думается, что про разнообразие наличников на русских избах не только в Суздале, а вообще, можно слагать целые поэмы. Красота в них необыкновенная.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

Старая улица заканчивается, выходя торцом на улицу Крупской напротив Ризоположенского монастыря, который сейчас находится в стадии реставрации. Я о нём расскажу в отдельной публикации. А пока покажу фотографию конечного участка Старой улицы, на которой на заднем плане видна затянутая строительной сеткой колокольня Ризоположенского монастыря.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

К этому моменту лимит времени для пешей прогулки у нас стал заканчиваться, и мы поспешили назад к экскурсионному бюро для того, чтобы продолжить знакомство с Суздалем уже в сопровождении экскурсовода Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Возвращались мы по улице Ленина, на которой я сделал несколько фотографий домов, построенных в конце XVIII — начале XIX века. Все они являются памятниками градостроительства и архитектуры местного значения. Комментарии к ним в подрисуночных подписях.

Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю

На этом я прерываю свой рассказ об увиденных достопримечательностях старинного русского города Суздаля.

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ ВО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ"

1. Рассказ о посещении Свято-Боголюбского женского монастыря в посёлке Боголюбово под Владимиром
  2. Рассказ о посещении Церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли в Боголюбове под Владимиром
  3. О посещении усадьбы князя Голицына в селе Сима Владимирской области — места кончины Петра Ивановича Багратиона
  4. О посещении храмового комплекса с древней Борисоглебской церковью XII века в селе Кидекша Владимирской области
  5. Рассказ о пешеходных прогулках по Суздалю
  6. Рассказ о посещении Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале