Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 8:04

Нижний Тагил — Россия Июль 2023

В прошлом году мы с подругой первый раз побывали в санатории. Понравилось. Решили продолжить совмещать полезное с приятным и поехали в санаторий недалеко от Нижнего Тагила, чтобы досмотреть в этом городе то, что не удалось увидеть в нашу зимнюю поездку три года назад. В прошлом году мы ездили вдвоем, а в этом году прибыли в санаторий вчетвером. Все вместе мы учились в институте.

Два дня по Нижнему Тагилу

Санаторий «Руш» расположен в 10 км от Нижнего Тагила в сосновом лесу.

Всю неделю мы усиленно поправляли здоровье и гуляли по большой территории санатория, а в субботу вдвоем с моей постоянной спутницей Шифой отправились подробнее знакомиться с Нижнем Тагилом. Приехали на электричке на железнодорожный вокзал.

Два дня по Нижнему Тагилу

Современное здание вокзала построено в 1966 году в стиле сталинского ампира.

Нашей первой целью была Лисья гора, с которой можно было увидеть весь город. Доехали на трамвае до остановки «Лисья гора». У подножья Лисьей горы в 2010 году установлен памятник металлургам.

Два дня по Нижнему Тагилу

Три столба символизируют прошлое, настоящее и будущее, а наверху пылает пламя и видны фигуры разного времени. Нижний Тагил родился в пламени доменных печей и это хотел выразить тагильский скульптор Владимир Павленко.

Напротив памятника через дорогу виден единственный в России завод- музей, Демидовский завод. Высота Лисьей горы, состоящей из магматических пород, 265 метров.

На вершине Лисьей горы, куда проложены каменные ступеньки, стоит башня.

Два дня по Нижнему Тагилу

В этой башне находится самый маленький музей в России. К сожалению, посетить музей не удалось, потому что он открывается в 13 часов, а мы непредусмотрительно поднялись на гору уже в 11–30.

Башня построена в 1818 году Николаем Никитичем Демидовым и вначале планировалась как часовня. Так как Демидов передал ее городу, то она служила сторожевой башней. За свою жизнь башня была обсерваторией, метеостанцией и пожарной каланчой. В 2015 году после реставрации в башне открыли музей.

Самое интересное на Лисьей горе- увидеть город с высоты. С левой стороны виден Выйский район, откуда начинался город. Выйский медеплавильный завод был первым заводом, пущенным на этой территории в 1722 году и действовавшим до 1918 года. На этом медеплавильном заводе работал паровоз Черепановых. Каменный Свято-Троицкий собор, который виден на фотографии, построен в 1887 году.

Два дня по Нижнему Тагилу

Через три года появляется железоделательный завод.

В центре видим новые районы Нижнего Тагила.

Два дня по Нижнему Тагилу

С правой стороны видны заводские трубы, там расположены главные заводы города Нижнетагильский металлургический комбинат и знаменитый Уралвагонзавод. Около каждого завода свой соцгород.

Уралвагонзавод основан в 1931 году, он единственный производит танки для армии РФ. Район Уралвагонзавода тагильчане называют «Вагонка». Вагонка — это город в городе, там были свои демонстрации, свои праздники, а если ехали в центр, то говорили: «Поехал в город».

Налюбовавшись на город с высоты спускаемся с Лисьей горы и подходим к Демидовскому заводу.

Два дня по Нижнему Тагилу

Демидовский завод на три года моложе города, первый металл был получен в 1725 году. Раньше был пущен Выйский медеплавильный завод, который дал начало городу в 1722 году.

Территория огорожена, смотрим только через ограждения.

Нижний Тагил прославился выпуском железа и чугуна. На Демидовском заводе сохранилось не только оборудование, даже рабочий тут есть.

Два дня по Нижнему Тагилу

Проходим мимо главного корпуса Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Это здание построено в 1832 году для заводоуправления Нижнетагильского горного округа. При Советской власти здесь был Горсовет.

На площади перед музеем установлен памятный знак в память о Демидовых, основавшим город, прославивших Урал и организовавших первый музей в городе.

С другой стороны в традиционной позе вождя установлена бронзовая скульптура Владимира Ильича на мраморном земном шаре, который установлен на стопку книг, в раскрытой книге Ленинские цитаты.

Два дня по Нижнему Тагилу

Памятник был установлен в 1925 году.

Идем по улице Уральской, здания на которой ровесники города. Верхний провиантский склад построен в 1727 году по распоряжению Акинфия Демидова для хранения зерна и другого провианта для Тагильского железоделательного завода.

Два дня по Нижнему Тагилу

В советское время здесь были гаражи Горисполкома, а с 1989 года разместился Музей природы, в котором мы были три года назад. На музей изобразительных искусств у нас тогда не хватило времени и теперь мы направляемся туда.

Нижнетагильский музей изобразительных искусств занимает три здания. Основная экспозиция расположена в перестроенном доме купца Аксенова П.Т.

Два дня по Нижнему Тагилу

В здании бывшего Нижнего провиантского склада, построенного в 1750 году, находится Фондохранилище.

В красивом кирпичном здании, которое построено в 1905 году для реального училища, проходят выставки уральских художников.

Два дня по Нижнему Тагилу

В скверике около музея городская скульптура советского периода.

В стране радости и счастья. Юность 1946 Манизер Матвей Генрихович Бронза

Рядом с Нижним провиантским складом в 1985 году создана Выставка горнозаводского оборудования XVIII — XX веков.

На переднем плане колесо водяной турбинв XIX века, Ножницы продольные для резки кровельного железа, XIX век, Макет вододействующего кричного молота ,XIX век

Напротив выставки Нижнетагильский краеведческий музей, в котором мы побывали в наш прошлый приезд.

От краеведческого музея идем по улице Ленина.

Два дня по Нижнему Тагилу

В скверике на Ленина продолжается Выставки городской скульптуры советского периода, которую мы начали осматривать у Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Выставлены статуи из Фонда городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств. В центре сквера учительница с девочкой.

В центре сквера скульптура Учительница  Неизвестный автор Дар В.Ю. Ершова  г. Верхняя Салда
В центре сквера скульптура "Учительница" Неизвестный автор Дар В.Ю. Ершова г. Верхняя Салда

Здесь можно увидеть Ленина в разном возрасте и Сталина.

Ленин в детстве 1930-1950 -е Автор Щелкан-Руденко Татьяна Васильевна прежнее место -городская станция юных туристов "Полюс"

Наших советских пионеров.

Пионерка 1950-е Неизвестный автор Бетон Прежнее место бытования Детский летний лагерь

И просто мальчиков.

Мальчик с голубями 1950-е Петрова Гали Владимировна Бетон Дар общества краеведов города Невьянска
Рабочий человек тоже представлен.

Шахтер 1950-е Неизвестный автор бетон Дар ОАО Высокогорский обогатительный комбинат
Шахтер 1950-е Неизвестный автор бетон Дар ОАО "Высокогорский обогатительный комбинат"

Дома на улице Ленина довольно облезлые. Мы удивились этому, потому что в прошлом году Нижний Тагил праздновал 300-летие, но дома не подновили.

Два дня по Нижнему Тагилу

Некоторые реконструированные здания симпатичны.

Красиво смотрятся дома в стиле сталинского ампира.

Два дня по Нижнему Тагилу

Самое красивое здание в центральной части города — это здание Нижнетагильского драматического театра, построенное в 1955 году по проекту архитектора Александра Тарасенко.

Перед театром прекрасная Театральная площадь, в центре которой установлен памятник Черепановым.

Два дня по Нижнему Тагилу

На Театральной площади мы садимся на трамвай и едем до железнодорожного вокзала. Еще одно приятное впечатление получили, когда зашли за кофе в Центральный гастроном у вокзала. Когда мы вошли в магазин, то показалось, что мы попали в Советский Союз в его лучшие годы.

А может быть это был московский магазин в СССР…

К ужину мы возвращается в санаторий, а на следующий день после завтрака снова едем в Нижний Тагил. У нас назначена встреча с однокурсником, которого мы не видели 51 год!

Мы встретились с Борисом у Выставки горнозаводского оборудования.

Два дня по Нижнему Тагилу

Обменявшись приветствиями, решили начать нашу прогулку с Нижнетагильского пруда и прокатиться на катамаране.

Час прогулки пролетел незаметно.

Нижнетагильский пруд образовался в 1725 году, когда для обеспечения деятельности демидовского завода построили плотину на реке Тагил. При ширине до полутора км пруд тянется в длину на 16 километров.

В жаркий день водная прогулка очень приятна!

После водного путешествия мы посидели за столиком в парке им. Бондина, полакомились мороженым, послушали рассказы Бориса о талантливых внучках, о его переезде во времена перестройки в старинный город Торжок из родного ему Нижнего Тагила. Борис вырос на «Вагонке» и теперь приехал навестить родственников в родной город.

Продолжить нашу прогулку Борис предложил по набережной и это оказалось очень хорошим вариантом.

Накануне мы удивлялись, что к юбилею города не подновили дома на центральных улицах. Оказывается, главным проектом ко Дню города было благоустройство набережной. Здесь высажены более 200 деревьев и более 2000 кустарников, оборудованы площадки, установлены скульптуры.

По парку мы доходим до цирка, который расположен рядом.

Здание цирка построено в 1975 году.

Перед цирком каскад фонтанов.

Два дня по Нижнему Тагилу

Вокруг цирка радуют взгляд скульптуры.

На берегу пруда жил нижнетагильский писатель Алексей Петрович Бондин (1882–1939), именем которого назван парк, а в доме писателя сейчас мемориальный музей.

Два дня по Нижнему Тагилу

Раз оказались рядом, то зашли в музей. Познакомились с бытом и творчеством писателя Бондина, который написал первый советский роман об Урале «Лога». Алексей Петрович был первый советский писатель Урала, писал о жизни старателей, золотоискателей, рабочих рудника, не по наслышке зная их жизнь. Сам он остался с семи лет сиротой, начинал со слесаря на уральских заводах.

В 1934 Бондин А.П. был участником первого съезда советских писателей.

Бондин А.П. похоронен в парке, который впоследствии назван его именем. На могиле писателя в 1947 году установлен памятник, автором которого является скульптор М. П. Крамской.

Два дня по Нижнему Тагилу

Кроме экспозиции о Бондине в музее была выставлена энтомологическая коллекция музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Удивительно, что эту интересную коллекцию из 3000 экспонатов собрал тагильский инженер -металлург.

Гулять по набережной и любоваться прудом было очень приятно.

Два дня по Нижнему Тагилу

Дошли до светомузыкального фонтана, открытого в 2013 году. Здесь интересно побывать вечером.

Два дня по Нижнему Тагилу

Фонтан расположен в Театральном сквере, который тянется от набережной до Театральной площади.

Мы шли по скверу и останавливались у многочисленных скульптур.

Очень понравилась скульптура шахматиста. Борис имеет первый разряд по шахматам, у себя в Торжке он ведет детскую шахматную секцию, участвует в турнирах и шахматной жизни города, и даже председатель чего-то шахматного. Он решил сразиться с «Шахматистом» и оценить обстановку на доске. Ну, и мы не отстали…

Когда мы пришли на Театральную площадь Борис привел нас к памятнику погибшим на этой площади 9 мая 1993 года. Самолет Як-32 во время показательных выступлений потерпел катастрофу и упал на зрителей, погибло 19 человек.

Два дня по Нижнему Тагилу

Расставшись с нашим однокурсником на трамвайной остановке мы едем к нашему следующему объекту, которым давно любовались через пруд- церкви Александра Невского.

Яндекс накануне мне сказал, что нужно ехать на автобусе № 26, но добрая женщина на остановке посоветовала сесть на трамвай № 15… Что-то она перепутала, у церкви трамвай не идет. Зато прокатились и посмотрели новые районы.

Пересев на автбус, конечная остановка которого как раз перед церковью, поднимаемся в горку.

Два дня по Нижнему Тагилу

Храм был заложен в 1961 году в честь отмены крепостного права. Образцом для храма послужил храм Александру Невскому в Париже, который очень понравился Анатолию Демидову. Проект заказали архитектору Томасу Фомичу Нельсон-Гирсту. Достроен и освящен храм был в 1877 году. При СССР здесь был склад.

Хотя внутри идут реставрационные работы, многое уже закончено.

Когда возвращались назад, проезжали близко от Свято-Троицкого собора. Очень хотелось выйти… но все-таки уже устали и времени до электрички оставалось мало. Надо как-нибудь еще приехать в Нижний Тагил, съездить на Вагонку и в соцгород Металургического комбината, читала, что там очень красивый Дворец культуры.

В общем-то удалось познакомиться поближе с городом Нижний Тагил. Второй день оставил даже более приятной впечатление, чем первый.