Турист Алексей А (Aleks-predator)
Алексей А — был 22 апреля 17:21
...

Калининград — Россия Июль 2023

Эту прогулку я спланировал давно, но пройти небольшой путь удалось только в июле. Как раз выдалась комфортная погода для прогулки. Ибо в жаркий день, когда термометр переваливает за +30 идти не имеет смысла, потому что от такой прогулки попросту не получишь удовольствия, а в холодные выходные и вовсе из дома выходить не хочется. А тут, как говорится, звезды сошлись, и мы отправились в юго-восточную часть Калининграда, чтобы изучить несколько интересных исторических памятников.

Первым объектом, который оказался в нашем списке, стали Закхаймские ворота. Величественное здание возвышается над перекрестком, заставляя высоко поднимать голову при приближении к нему. Эти ворота появились здесь в середине 19 века и служили контрольно-пропускным пунктом на въезде в Кенигсберг. С течением же времени сооружение стало своеобразным украшением, когда перестало нести функцию оборонительного сооружения. В 20 веке рядом появились пристройки из жилых домов, а после Великой Отечественной войны здание стало использоваться, как склад. Были Закхаймские ворота и магазином стройматериалов, и спортзалом, а порой попросту пустовали без дела, накапливая внутри себя различный мусор. Только в 2006 году здесь провели реконструкцию, а уже в 2007 место стало памятником федерального значения.

Оказавшись внутри, приятно удивляешься местным красотам. Место сейчас используется, как арт-пространство, где можно насладиться выставками, а также испить ароматный кофе. Место симпатичное и аутентичное.

Мы же начинаем движение в сторону Верхнего озера по улице Литовский вал. Это достаточно оживленная артерия города по которой расставлены другие интересные памятники истории.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

Один из них — ресторан «Редюит», который также располагается в историческом здании Купфертайх.

На следующем перекрестке встречают внушительные Королевские ворота. Массивное строение отлично выглядит на ярком, но уже низком солнце. Ворота входят в восьмерку сохранившихся ворот города. Свое имя получили в 1811 году в честь одноименной улицы, на которой они были установлены. Название же улицы связано с тем, что по этой дороге пролегал маршрут следования прусских королей, которые направлялись из кенигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

К середине 19 века ворота снесли, а на их месте появились те, что стоят здесь и сейчас. Ворота также, как и Закхаймские утратили свою оборонительную функцию к концу 19 века, а в начале 20 века соседствующие валы срыли, ведь они стали мешать логистике города, где росло автомобильное движение. Королевские ворота стали также достопримечательностью.

После Великой Отечественной войны и до 2005 года здание никак не эксплуатировалось, разрушаясь. Тот год был юбилейным для города, который отмечал свое 750-летие. Объект отреставрировали. Кроме того, Королевские ворота стали своеобразным символом праздника, по сути получив новую жизнь.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

На центральной стене имеется изображение «трех королей» (но вроде бы один из персонажей им не являлся). Фигуры восстанавливали с трудом, так как не имелось точных данных, как они выглядели изначально. Работу выполнили мастера Алексей Кадыров и Сергей Бугаев. Барельефы реставрировал Вячеслав Мозговой.

Вычитал интересную историю о том, что, когда головы фигур были практически готовы, в архивах были найдены изображения оригинальных фигур. В итоге головы пришлось переделывать. Зато работы получились достоверными.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

С 2005 года объект принадлежит Музею Мирового океана, а внутри располагается экспозиция, которая посвящена Великому посольству Петра I.

По соседству располагается камень с надписью об этом.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

Рядом есть потерна — закрытая галерея в земляном валу.

Двигаемся дальше. Дорога заканчивается, отправляя на вал, который испещрен различными сооружениями. Сегодня это скорее заброшенные злачные места.

Побывали у бастиона Грольман, который возводили почти 10 лет, в период с 1851 по 1860 годы. Автором проекта был Эрнст Людвиг фон Астер, а свое имя бастион получил в честь генерала прусской армии Карла фон Грольмана. Бастион захватили советские войска при штурме города. Как и многие подобные сооружения в советские годы здания и строения здесь использовались под склады. Да и сейчас, как мне показалось, здесь также нечто похожее.

На другой стороне дороги располагается оборонительная казарма «Кронпринц». Высокое и какое-то гнетущее здание.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

Был сильно удивлен, когда над входом увидел надпись. Оказывается, сейчас здесь располагается филиал Московский государственный университет технологий и управления. При этом здание является памятником архитектуры. «Кронпринц» являлась вторым оборонительным поясом Кенигсберга. Бастион возводили в течение 6 лет и закончили в 1849 году. Автором проекта был также Астер.

Казарма была неприступным сооружением. Скажем, во время боев за Кенигсберг советские войска не штурмовали здание. Оно хорошо сохранилось. Однако сегодня на стене у входа висит бумажка, которая рекомендует близко к стенам не подходить из-за возможного падения отдельных частей. Странный подход к безопасности людей.

Двигаемся дальше и вновь передвигаемся по правой стороне Литовского вала. Здесь вновь предстоит движение по валу, где можно встретить важное напоминание каждому в любые времена.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

Дальше встречаем еще одно фортификационное сооружение — бастион Овертайх. Оно также входит в число оборонительных сооружений города и тоже было спроектировано Эрнстом Людвигом фон Астером. Сейчас внутри магазин. Нашли по соседству кофейню на картах и решили пройти на территорию. Каково же было наше удивление что в воротах перед нами пробежала здоровенная мышь (или небольшая крыса). Мы прошли дальше, но кафе на территории не оказалось. Кажется, мышь хотела нас предупредить заранее.

Отправились дальше. Впереди был Литовский ручей, к которому планировали спуститься и немного прогуляться. Но перед этим нельзя не отметить величественный храм Александра Невского.

Небольшой маршрут в теплый летний день в Калининграде

Когда оказываешься внизу, рядом с ручьем, то понимаешь, что это отличное тихое место для прогулок, которое по сути огибает все фортификационные сооружения, что мы прошли раньше, только с другой стороны. Мы же решили далеко не ходить и вернуться обратно с тем, чтобы обойти ручей и пройтись по Резиденции Королей.

Это большой комплекс зданий, где проводятся различные развлекательные мероприятия. Отличное тихое место, где можно насладиться приятной архитектурой. Также здесь можно провести отличный праздник.

Запомнился огромный кошелек с его легендой.

Место симпатичное, здесь можно прогуляться или просто посидеть на многочисленных лавочках.

Мы же спешили к Верхнему озеру, откуда можно было увидеть закат. Солнце садилось, буквально с каждой минутой даря все новые оттенки цветов.

Прогулка понравилась. Всего час-полтора неспешным шагом, с остановками, чтобы изучить ту или иную достопримечательность, и вот новый маршрут для ознакомления был проложен.

Цикл материалов "Исторические памятники Калининградской области"

1. С «Хранителями руин» в кирхе Борхерсдорф
  2. Форт №1 — одна из крепостей Калининграда
  3. Изучаем Бранденбургские ворота в Калининграде
  4. Форт №5 «Король Фридрих-Вильгельм III»