Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 23:59

Касли — Россия Май 2023

Последний раз я писала о зимней поездке в Касли. Представилась возможность побывать там в теплые дни. Многое порадовало. Этот город в Челябинской области из тех, которые меня притягивают. Скорее всего потому, что это родина каслинского литья, которое я очень люблю, но есть и  другое. Вокруг красивые озера, тихие улицы, спокойствие, какая-то особенная энергетика.

Что нового на родине каслинского литья

В первую очередь, пока дочь поехала по своим делам, мы с Ваней отправляемся в Дом-музей скульптора А.В.Чиркина, про который долгое время мне был ответ в интернете: «Временно не работает». Хотя в этот раз интернет сообщил, что музей работает, попасть в него удалось не сразу. Служащая музея предложила приехать в субботу, когда будет экскурсия. После ее долгих телефонных переговоров в музей она нас все-таки пустила, и даже немного рассказала об экспозиции. О музее есть отзыв. Сад  усадьбы  А.В.Чиркина выходит на заводь озера Большие Касли.

Что нового на родине каслинского литья

После знакомства с экспозицией идем по улице Памяти 1905 года. Улица состоит из небольших частных домов, примерно таких же как и Дом-музей скульптора А.В.Чиркина.

По этой улице доходим до центральной улицы Ленина, которая здесь мало отличается от предыдущей. На мосту через заводь озера и по берегам кипит жизнь.

Что нового на родине каслинского литья

Хорошо жить в таком маленьком городе, где на центральной улице можно купаться с моста.

Улица Ленина самая старая и самая длинная улица в городе, ее длина 3,6 км, по ней и въезжаешь в город, когда едешь от тракта и она тянется через весь город, немного не доходя до озера Куташи.

Когда-то это были две улицы. Как раз от моста в сторону Вознесенской церкви, куда мы направляемся, начиналась Проезжая, а до моста была Уральская. В советские времена Проезжую переименовали в Ленина, а Уральскую (вот уж непонятно зачем) — в Колхозную. В 1965 году эти две улицы объединили.

Идем мимо малоэтажных домиков.

Что нового на родине каслинского литья

Доходим до памятника Ленину.

Что нового на родине каслинского литья

Памятник Ленину сделан в традиционном стиле, но это чугунный памятник и он отлит на Каслинском машиностроительном заводе, на том заводе, где был знаменитый цех художественного литья. Памятник установлен в 1957 году.

На пересечении улицы Ленина и Советской проходим мимо корпусов завода «Радий». Завод выпускает радиоэлектронную продукция, появился в Каслях в годы войны, был эвакуирован из Харькова, на нем работает около 500 человек.

Что нового на родине каслинского литья

Доходим до монумента Ленинскому комсомолу.

Этот монумент также отлит на Каслинском машиностроительном заводе и установлен в 1964 году. Автор памятника известный каслинский скульптор Гилев Александр Семенович (1928-1988).

На постаменте под знаменем стоят металлург, солдат и колхозница.

Средства на установку памятника заработаны молодежью на коммунистических субботниках.

Недалеко от памятника кинотеатр «Россия».

Что нового на родине каслинского литья

От цеха художественного литья Каслинского машиностроительного завода образован Каслинский завод архитектурно-художественного литья, большую часть продукция которого составляют мебель, камины, люстры, ограждения.

Чугунных ограждений в городе много.

Проходим мимо рынка.

Кажется, что продавцов на нем больше, чем покупателей.

Вскоре доходим до исторического центра города, здесь ряд бывших купеческих домов и лавок.

Вот и «Главпочтамт».

Что нового на родине каслинского литья

А напротив него типография.

Настоящее украшение города — красавец храм.

Что нового на родине каслинского литья

Церковь Вознесения Господня построена в 1855 году по проекту архитектора Эрнста Христиана Сарториуса (1807-1867) на пожертвования жителей и отчисления работников Каслинского железоделательного завода.

Это самый высокий храм в Челябинской области, высота колокольни 56 метров

В советское время храм закрывали с 1930 по 1944 годы.

У церкви Вознесения мы встретились с дочерью, и они с Ваней отправились за покупками, а я направилась к церкви. Интересно, что там изменилось за полтора года.

Дверь была прикрыта.

Что нового на родине каслинского литья

Но когда я ее потянула, то она открылась. На паперти и в притворе пол покрыт чугунными плитами.

Что нового на родине каслинского литья

Дверь в молельный зал была закрыта и висел замок.

Замок скреплял ворота, но не был закрыт… Осторожно вынула дужку замка и приоткрыв двери прошла. Никого нет. Тихонько хожу, фотографирую.

Что нового на родине каслинского литья

Видно, что нижний ряд иконостаса подновлен.

Что нового на родине каслинского литья

В 1977 году московские художники воссоздали иконостас после того, как в церкви был сначала клуб, а потом зернохранилище.

Что нового на родине каслинского литья

Сейчас в храме ведутся ремонтные работы, виден строительный мусор и материалы.

Что нового на родине каслинского литья

Люблю когда храмы восстанавливают.

Выхожу и делаю все как было, замочек вешаю как был.

Во дворе вижу, что сейчас действует другой храм.

Что нового на родине каслинского литья

Никольскую церковь построили в 1861 году для зимних служб, потому что Вознесенская церковь сначала не отапливалась и только в 1904 году в ней установили печи-голландки. Никольскую церковь восстановили на средства прихожан.

На втором этаже Никольской церкви работает библиотека.

Что нового на родине каслинского литья

Обхожу вокруг церкви, любуясь цветочными клумбами. Около церкви несколько могил, когда-то здесь было кладбище. С противоположной стороны открыта дверь и я заглянула.

Что нового на родине каслинского литья

В приделе Ильи Пророка ведутся ремонтные работы. После 2000 года в храме провели ремонт кровли и наружных стен.

Территория у церкви тоже благоустраивается, ведутся строительные дорожные работы. Касли хотят сделать привлекательным для туристов.

Порадовавшись за город, я поворачиваю на улицу Коммуны.

Что нового на родине каслинского литья

И здесь меня ждет еще одна радость. Восстанавливают здание бывшего Заводского госпиталя, который был построен по проекту  талантливого уральского архитектора Михаила Павловича Малахова ( 1761-1842) в 1820 году.

Когда мы приехали еще через два месяца, было видно, что работы заметно продвинулись.

Что нового на родине каслинского литья

Я разговорилась с местной жительницей и она мне рассказала, что восстановительные работы должны закончить осенью и сюда переедет Каслинский музей художественного литья из своего маленького помещения. Через год музей откроют в новом здании, где будет место для большой коллекции скульптур, которые невозможно разместить в старом и ветхом здании. Очень приятная новость. Конечно, Касли должны стать более привлекательными для туристов.