Турист Анна Ефименко (hello1984bkru)
Анна Ефименко — была 30 марта 7:09
Carpe diem memento futurum

Кызыл — Россия Январь 2023

Наше путешествие в Кызыл не было внезапным, мы заранее собирались добраться до этого региона. А точнее это была моя идея посетить столь отдаленные и неизведанные места. Как обычно, я еду за новой культурой и языком, так как по образованию — культуролог и лингвист. И вообще, вот говорят же хотя бы раз в год отправляйтесь в новое для вас место и в этот раз этим местом оказался город Кызыл, в республике Тыва.

Многих пугают, что в Тыве народ дикий, а в Кызыле гулять опасно, я бы так не сказала! Слухи рождаются из стереотипов, в особенности эти стереотипы пришли к нам из 90-ых, когда везде шел раздрай и бардак. Однако, всё течет, всё меняется и в республике Тува тоже идёт процесс развития. Очевидно, что проблем остаётся много, но всё же и перемены к лучшему есть. Итак, у нас было два дня в Тыве, основную часть из которых мы провели в Кызыле — столице республики.

Прибыли мы из Абакана на автобусе. Проехав через шикарную часть дороги, мимо гор Ергаки, Красноярского края и посмотрев первозданную природу этих мест. Просто очаровательный зимний лес вокруг и красивейшая дорога как в сказке, а также хорошая ровная трасса нас впечатлили. Останавливаясь на стоянках, с жадностью впитывали эту красоту и глазами, и душой.

Республика Тыва, город Кызыл или Монголия по-русски

Из Абакана до Кызыла ехать примерно 8 часов. В конце пути перед подъездом к столице Тывы почувствовали усталость, приехали в 15 00 вместо обещанных 14 35, так как автобус немного задержался. Гостиница Монгулек,4 звезды находилась в аккурат в том месте, где остановился наш автобус, то есть в центре города Кызыл. О гостинице ничего лестного сказать не могу, номер, к сожалению, достался весьма обыкновенный и на редкость прокуренный, а завтрак так и совсем скудный за свои почти 4000₽, грустно. Вообще, самая хорошая гостиница города «Азимут», пяти звёзд, но попасть туда на праздники оказалось не просто, все номера были забронированы, других подобных гостиниц в городе нет, а остальные, которые оставались также были уже давно раскуплены. Поэтому оставалось бронировать что есть, а выбора было немного.

Оставив вещи в гостинице, мы отправились гулять по городу, хотя и находились мы в центре, но было много частных домов возле нашей гостиницы. Итак, мы прошли до парка Кызыла, где стояла ёлка и резвилась ребетня с родителями, но парком нас не удивишь и мы двинулись дальше по указателям на столбе. Наша задача была пройти по набережной и увидеть основные достопримечательности. Несмотря на зимнее время года, на улице было не холодно, примерно -15 — 18 градусов. Первая достопримечательность, которая встретилась нам по пути был дацан «Цеченлинг», его святейшество Делай Лама осветил это место во время визита в 1992 году.

По религиозным традициям буддизма я прошла как и полагается вокруг храма 3 раза, можно 6,9 и так далее до 108 кругов, чтобы очистить карму, поднявшись вверх по лестнице, зашла в сам дацан и снова прошлась по кругу, как и положено в буддизме. Затем спустилась вниз и заглянула к ламе на прием.

Республика Тыва, город Кызыл или Монголия по-русски

Он порекомендовал мне хорошую литературу для начинающих изучать буддизм. Пообщались мы славно посмеялись и порассуждали над жизненными ситуациями, всего минут около тридцати.

Когда мы вышли из дацана на улице уже было темно и дальше осмотр достопримечательностей происходил в сумерках, но всё же к Новому году улицы были красиво украшены огнями и это делало город не менее привлекательным и безопасным. Мы не пошли по набережной Енисея, как предполагалось, но прошлись по другой улице, где обнаружили центр тувинской культуры и монгольское консульство. Всё-таки тувинцы живут на границе с Монголией, поэтому многие ездят в Монголию по бизнесу и туризму. Тыва вошла в состав России ровно сто лет назад. До этого они являлись сначала частью Монголии, затем Маньчжурии, но Китай их не признал и не ввел в состав своей страны, и только потом они запросили подтверждение своей независимости у России, которая одобрила её, а чуть позже и внесла их в свой состав. Войдя в состав СССР С 1922 года они продолжают оставаться частью России.

Сам народ очень гордый и независимый, до сих пор полностью не подчиняется всем правилам, недолюбливают русских и ведут свой образ жизни отличный от русского народа. Многие продолжают говорить на своём языке, одеваться в национальные костюмы и соблюдать обряды и обычаи своего народа.

Как мы не пытались обойти набережную, в итоге свернули снова на дорогу идущую к ней, подойдя к железным воротам, увидели шумную компанию курящих женщин, которые праздновали что- то, как оказалось помолвку лучшей подруги. Мы подошли к ним и они поведали нам историю о том как тувинцы отмечают помолвку. Это очень шумное гуляние, с выкупом невесты, чем больше жених преподносит даров, тем меньше остаётся выбора за невестой и она соглашается выйти замуж. Женщины посоветовали нам зайти в ресторан «Царская охота» и отведать местную тувинско- монгольскую кухню, что мы и сделали и были невероятно удивлены вкусом местных блюд. Потом мы гуляли по набережной и С. К. Шойгу. это довольно популярное место для туристов, так как рядом находится Дом туризма, откуда можно заказать экскурсии, и ещё пара основных достопримечательностей обелиск «Центр Азии» и скульптура " Царская охота» ,за которую тувинский архитектор Дашкиев получил премию.

Республика Тыва, город Кызыл или Монголия по-русски

Возле обелиска мы встретили местных одетых в национальные одежды. Как оказалось, у тывинцев принято ходить в национальных костюмах, а именно эти костюмы они шили сами. Немного пообщавшись и сделав фото на память, отправились дальше.

Республика Тыва, город Кызыл или Монголия по-русски

На площади республики, в самом центре, куда мы направились дальше снова не обошлось без восточной тематики. В центре стоит молитвенный барабан. Знаменит он тем, что привезли его из Индии в подарок, в нем более 115 миллионов мантр, написанных самим святейшеством Далай ламой и ещё несколькими известными гуру в области буддизма. Крутить барабан требуется по часовой стрелке, не следует забывать, что нужно делать не менее трёх кругов, чем больше на вас грехов, тем больше кругов вы делаете, чтобы очиститься от них — пик совершенства 108 раз. Рядом с барабаном слева на площади республики есть музыкальный театр. Его здание тоже необычной архитектуры с восточными элементами. Ещё в центре есть несколько памятников и скульптур известным тувинцам, и нужно обязательно заглянуть в национальный музей истории Тувы.

На следующий день мы посетили парк на набережной. Местные очень советуют съездить в Алдын- Булак — юрточный комплекс за Кызылом и святое место, но нам не хватило светового дня. А поскольку темнеет рано, то в зимнее время уезжать далеко от большого города не было смысла, тем более без машины. Ещё есть юрточный комплекс Бий Хем, но также он находится за городом. Оказалось, что чтобы исследовать Кызыл нам достаточно было и двух дней.

Подведу итог, ничего такого, чтобы напугало нас и оттолкнуло от посещения этого города и республики мы не встретили. Напротив, нам попадались люди достаочно доброжелательные, один мужчина с семьей даже провел нам небольшую экскурсию вокруг храма.

Конечно и пьянниц встречали, но лишь издалека наблюдали, близко, слава богу, не довелось столкнуться. Очевидно, что народ в республике преимущественно бедный, оттого и пьют. Молодежь как и везде — разные: и смышленные, и глуповатые попадались, судя по поведению. Самобытный город, другая культура и язык, традиции ассимилированы с русскими, поэтому можно сказать, что хоть ты и в России, но ощущение путешествия за границу не покидает, какая то загадка есть в Тыве, как будто почти в Монголии.