Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 20:55

Пушкинские горы, Псков, Великий Новгород — Россия Июнь 2023

Вот и мы, наконец, посетили интереснейший регион нашей страны, откуда, по признанному большинством мнению, пошла Россия — и географически, и исторически. Убеждены, что немногие другие регионы нашего обширного государства (да и не только они!) могут похвастаться таким богатством исторического и культурного наследия, как этот.

Многое из того, что произошло на новгородской и псковской землях было впервые в истории нашей страны, и таковым и осталось. Начнем с того, что здесь в 862 году возникла русская государственность во главе с Рюриковичами — династией, правившей на Руси несколько столетий. Не случайно именно в Новгороде в 1862 году воздвигли грандиозный монумент — в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь, с чего традиционно начинается отсчёт российской истории.

Первый же русский православный храм — Троицкий — возвели в Пскове по велению княгини Ольги на целых три десятилетия раньше крещения Руси князем Владимиром.

Продолжая о том новом, что родилось в этом регионе, нужно обязательно сказать о новгородской и псковской вечевых республиках — оригинальном средневековом устройстве административного управления, — что не повторилось нигде более на территории Руси.

Главная площадь средневекового Пскова – Вечевая, на открытом пространстве кремля рядом с Троицким собором и колокольней. На ней в течение столетий творилась история Пскова. Фото из интернета.

Средневековый Новгород, находясь на пути «из варяг в греки», в течение нескольких столетий был главным центром русской торговли, перевалочным пунктом для товаров со всего света, много лет успешно выполняя роль основного «окна в Европу», Византию и арабский Восток для русского государства.

Никольский собор Великого Новгорода — один из целой группы храмов домонгольского периода (то есть до 13-го века включительно), сохранившихся в России. Новгород и его пригороды могут похвастаться наибольшим их числом, многие из которых мы увидели.

В средние века в этом регионе сложилась и особая, очень оригинальная архитектурная школа, получившая название новгородско-псковской. Самая замечательная часть архитектурного наследия этого региона — древние церкви, как правило побелённые, одноглавые. Их сохранилось много и в Новгороде, и в Пскове — разной степени отреставрированности. И эти древние церкви — безусловная фишка региона, придающая ему какую-то сказочность. Между храмами Пскова и Новгорода есть много общего, но есть и различия.

Псков: церковь Святителя Василия Великого на Горке. 1413-1415. Ну ведь просто сказочный храм!

Великий Новгород: Церковь Пётра и Павла в Кожевниках (1406 год, ныне недействующая). Один из немногих краснокирпичных храмов в этом регионе. Многие новгородские храмы очень богато оформлены, псковские обычно декорированы скромнее.

Для языковедов этот регион тоже очень интересен: сложившийся там в 11–15 веках древний новгородско-псковский диалект выделен как особый на общеславянском фоне. Хотя давным-давно на этих землях говорят на привычном нам языке, но в названиях многих объектов до сих пор сохранились непонятные или, по крайней мере, странно звучащие слова. Тоже ведь изюминка этих мест!

Кто бы мог предположить, что название района Пскова, расположенного за рекой Великой, нужно произносить как ЗАвеличье, а за рекой Псковой — ЗАпсковье (в обоих случаях ударение — на первом слоге)?

Великий Новгород: Церковь Фёдора Стратилата на Ручью (и в этом случае опечатки нет). 1360-1361. В ней сохранились фрески, созвучные фрескам Феофана Грека.

Начали мы свое путешествие в Великом Новгороде, оттуда перебрались в Псков, а затем отправились в гости к Пушкину, в Пушкиногорский музей-заповедник. Все эти направления — очень популярны и написано о них много, в том числе и в Туристере. Мы постараемся найти какой-то свой угол зрения в последующих рассказах о посещенных местах.

А этот отчет — обзорный, и поскольку мы посетили эти города один за другим, воспользуемся возможностью провести сравнения между ними, отыскав общее и различия — как мы их увидели в ходе этой поездки.

Новгородские и псковские земли — это территории-соседи, и их издревле связывает не только география, но и общая история. И было в ней одно событие, с которого традиционно отсчитывается начало всей русской государственности, — призвание варягов (Рюриковичей) в те края в 9-м веке.

Княжий камень на Рюриковом Городище был установлен в 2012 году в честь 1150-летия российской государственности.

Согласно летописям, в 862-м году, чтобы покончить с междоусобицей, местные славянские и финно-угорские племёна пригласили на княжение в трёх городах варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора: Рюрика — в Новгород (ныне — Великий Новгород), Трувора — в Изборск (ныне — город в Псковской области), Синеуса — в Белоозеро (ныне — Белозерск Вологодской области).

Рюрик и его братья пришли со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться предметом дискуссий. Князья принесли с собой и варяжское имя Русь, и «от тех варяг прозвася Русская земля».

После скорой смерти младших братьев власть в регионе сосредоточилась в руках Рюрика, и Новгород стал фактически первым столичным русским городом. И только примерно через 20 лет он уступил этот титул Киеву, когда в 882 году новгородский князь Олег (тоже Рюрикович) в походе на Киев захватил его, сделав своей столицей и объявив «матерью городов русских». С этого времени, на протяжении 10-го и 11-го веков, Новгород оставался вторым по значимости политическим центром Руси после Киева. В Новгороде традиционно правили старшие сыновья киевских князей.

Псков же, официальной датой основания которого принято считать 903 год, более 200 лет был в подчинении у Новгорода, получив самостоятельный статус только в 1348 году. Но псковские земли и, в частности, сам Псков выделяет другое: на протяжении нескольких веков они выполняли роль форпоста Руси. Один только Псков выдержал 26 тяжелых осад. Враги разрушали его стены, жгли храмы и дома, но ни разу (ни разу!) город не удалось взять в честном бою. Так что значение псковских земель в истории защиты российских рубежей от разного рода захватчиков переоценить просто невозможно.

Вид на псковский Кром с Высокой башни (справа - река Великая, слева - ее приток река Пскова). Псковский кремль, в отличие от новгородской крепости, не использовался для жилья. Кремль Пскова с его Троицким собором, вечевой площадью и кромскими складами был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.

В Новгороде тоже была и есть своя крепость, но ныне окружающая его стена — краснокирпичная. Это результат перестройки времён Ивана III, когда Новгород присоединили к Московскому княжеству в 1478 году. Псков продержался независимым дольше — до 1510 года, когда тоже подчинился Москве.

Великий Новгород: кремль.

Содержательно и визуально «начинку» новгородского кремля мы оцениваем выше, чем псковского. В свой актив новгородский кремль может записать не только уже упомянутые великолепные Софийский собор и Памятник тысячелетия России, но и Грановитую палату (с выдающейся коллекцией изделий из золота и серебра), музей письменности…

Новгороду, как и Пскову, тоже пришлось защищаться от врагов не единожды, и все же этот город в ходе своей истории больше отличился по торговой части. Новгород был для средневековой Руси тем, чем в начале 18-го века станет для России Санкт-Петербург — «окном в Европу». Город находился на пути «из варяг в греки», и уже с конца 9-го века активно участвовал в торговле с европейскими странами, арабским Востоком и Византией. Торговля, в том числе и с ганзейскими купцами, превратила Новгород в средние века в могущественный процветающий вольный город — Господин Великий Новгород.

Великий Новгород: Ярославово Дворище. На переднем плане - Никольский собор, 1113-1136. Ярославово Дворище - место удивительное: такого количества древних храмов, стоящих буквально бок о бок, нет ни в Пскове, ни где-либо еще в Великом Новгороде. И многие из них - домонгольского периода. К сожалению, мы не смогли в полной мере оценить эту часть города из-за начавшейся там массовой реставрации объектов - храмы были окружены заборами и закрыты.

Если новгородский кремль нам понравился больше, чем псковский, то если оценивать городскую среду за пределами кремлей, то здесь мы отдаем пальму первенства Пскову (массовая одновременная реновация объектов Ярославова Дворища, видимо, тоже повлияла на наши впечатления). Очень он нам показался уютным, и удивительно, что выразительной гражданской архитектуры в нем оказалось на порядок больше, чем в Новгороде. Объяснения этому у нас нет, поскольку Новгород был всегда побогаче, а в годы ВМВ оба города пострадали примерно одинаково (практически разрушены).

На псковских улицах.

И Псков, и Новгород стоят на реках: на Великой и Волхове соответственно. Реки красят любой город, и мы не преминули посмотреть их оба и с воды тоже.

Но особо нам запала в душу другая псковская река — ПсковА (ударение — на последней гласной). Она не так велика, но исключительно живописна! Наша гостиница была на одном из ее высоких берегов, так что мы нагулялись вдоль Псковы вдоволь.

Великий Новгород – Псков — Пушкинские горы

В обоих городах есть хорошие художественные музеи с отменными коллекциями икон. Классическая коллекция (Рокотов, Боровиковский, Брюллов, Айвазовский и другие), как нам показалось, побогаче в Новгороде. Зато собрание работ, относящихся к концу 19-го — первой трети 20-го веков, пожалуй, более представительно в Псковском музее.

К.П.Брюллов. Портрет Доменико Марени. 1829. Музей изобразительных искусств Великого Новгорода.
Борис Григорьев. Олонецкий дед (из цикла Расея). 1918. Псковская картинная галерея.
Борис Григорьев. Олонецкий дед (из цикла "Расея"). 1918. Псковская картинная галерея.

Помимо храмов, регион богат и на монастыри, некоторые из которых мы посетили. Помимо уже упомянутого Юрьева монастыря, мы побывали в Варлаамо-Хутынской и Николо-Вяжищской обителях в ближних пригородах Новгорода. Монастыри эти совсем разные, но оба запомнились.

Великий Новгород: Варлаамо-Хутынский монастырь.
Великий Новгород: Николо-Вяжищский монастырь.

А среди псковских обителей наш безусловный фаворит — Мирожский монастырь 12-го века, знаменитый благодаря единственным на Руси хорошо сохранившимся домонгольским фрескам в его Спасо-Преображенском соборе. Эти росписи производят просто ошеломляющее впечатление.

Псков: фрески Спасо-Преображенского собора в мирожском монастыре. Храм расписан сверху донизу в 30-40-х годах 12-го века неизвестными мастерами - выходцами из Византии.

Большие ожидания у нас были от поездки в исторический Псково-Печерский монастырь, что в 60 км от Пскова. Но уже при заказе экскурсии в турбюро нас честно предупредили, что в преддверии 550-летнего юбилея этой обители, в ней затеяли масштабную реновацию большинства объектов. Были даже мысли в связи с этим вообще отказаться от этого тура, но мы все-таки решили ехать, тем более, что нас завозили по дороге в древний Изборск с его крепостью. В результате и Изборск сильного впечатления не произвел, а уж Псково-Печерский монастырь, почти сплошь укрытый строительными лесами, вообще был полным разочарованием. Помимо ремонтных работ, впечатление испортили и толпы народа: мы там оказались в День России, 12 июня.

Из других загородных поездок выделим посещение музея деревянного зодчества Витославлицы — недалеко от Великого Новгорода. Все строения этого музея под открытым небом — в отличном состоянии, во многие из них можно зайти и ощутить атмосферу прошлых веков. И виды на Юрьев монастырь и Рюриково городище из Витославлиц открывались прекрасные!

Великий Новгород – Псков — Пушкинские горы

Вид на Юрьев монастырь из Витославлиц.

Если говорить о бытовых условиях, то в обоих городах они очень достойные. Есть гостиницы и общепит на любой кошелек и вкус. Пожалуй, информационное сопровождение получше в Великом Новгороде: можно купить брошюрку практически про любой заинтересовавший тебя туристический объект. В Пскове продаются преимущественно сводные путеводители. Возможно, эта разница связана с тем, что Великий Новгород попал в поле зрения Юнеско еще в 1992 году, а Псков — только в 2019.

Из Пскова мы легко добрались до Пушкинских гор: рейсовые автобусы ходят несколько раз в день. Время в пути — около 2-х часов. Ну, а феномен Пушкинских гор словами объяснить непросто, если вообще возможно. Вроде бы ничего особенного нет в природе северо-запада России, ничего драматического в местных пейзажах, но так хорошо они ложатся на русское сердце, такой незабываемый отклик в душе рождают.

Пушкинские горы: Михайловское. «Вот холм лесистый, над которым часто я сиживал недвижим — и глядел на озеро, воспоминая с грустью иные берега, иные волны...»

Пушкинские горы: Михайловское. Савкина горка. «Все волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье...»

За каждым поворотом там почти физически ощущаешь недавнее присутствие Пушкина, и те или другие его волшебные строки приходят на память. Ну, а если подводит память, то на помощь приходят размещенные тут и там небольшие «подсказки» с пушкинскими стихами, рожденными в этих местах. И эта перекличка между тем, что видишь, и волшебным русским языком (как ни у кого другого!), может длиться и длиться…

Мы посетили все три связанные с Пушкиным усадьбы — Михайловское, Тригорское и Петровское. Покидая Пушкинские горы, поклонились памяти поэта у его могилы в Святогорском монастыре.

Пушкинские горы: Тригорское, скамейка Онегина. Якобы в этом месте могло произойти объяснение Онегина и Татьяны. «Я к вам пишу. Чего же боле?...»

Пушкинские горы: последнее пристанище великого поэта в Святогорском монастыре.