Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Вышний Волочек — Россия Июнь 2023

С чего бы это? Нет такого правила, когда трезвые все дураки. Это только в соцсетях разных пишут шутки, да пересказывают голые и обкромсанные фразы классиков. Выражение укрепилось благодаря двум моим громадным друзьям. Тут термин «громадный» раскрывается во всей красе, начиная от любви дружеской и заканчивая их полуторацентнеровыми телами. Друзья вышневолоцкие, приезжали в гости, привозили самогон, угорали и танцевали на концертах, попутно являлись фанатами местного клуба и вместе с соседями из Удомли дрались с Тверью на футболах.

Словом, послужной список заслуживает внимания на двух вещах:

1) Спорить, почему они весело восклицают про непьющих дурачков, не имеет смысла.

2) Приехать к другу-душе компании Мише стоит, раз давно не виделись.

Повод приехать нашелся. О нём в конце заметок о Вышнем Волочке.

Вышний Волочёк

Ну, с 1471 года тут наверняка немало народу пило, не поспоришь. При Петре Первом, изменившем Волочёк сетью каналов, проблема с пьянством должна была потерять актуальность. Вода пьяных не прощает — гласит поговорка, а тут с божьей помощью, да руками и умом Михаила Сердюкова городок посекли каналами. Каналы это конечно хорошо, их нигде столько нет в провинциальных городках. Раньше каналов Волочёк оставался селением на дороге из Петербурга в Москву. А там пили нормально, в уездных кабаках-то да после вьюжной дороги.

Честно, дела давно минувших дней мне не шибко знакомы. Зато впечатления от прошлых поездок не отменяли налёта ветхой полуразрушенной старины. Тверская губерния великая, с множеством городков исторического значения. На всех денег не хватает. Ну как тут не спиться? В окружении мрачных полуразвалившихся стен советского периода, тусклой пыльной лепнины средних веков и усыпанного мусором берега некогда величественных гидросооружений. Волочек славился светофором, устраивающим пробки на Ленинградском шоссе больше, чем тридцатью двумя километрами набережных.

Вышний Волочёк

Город вроде не преображается, но остаётся ухоженным, как и большая часть городов губернии, щедро замешивая деревенские улочки с каменным классицизмом. Зря, что ли, столько лет на тракте стоит? В центре камень и лепнина, а спустя квартал деревянное зодчество расцветает как в хорошей зажиточной деревне. Фасады зданий от грязно-пыльных, до вычищенных с блеском, завешанных кашпо и цветами. Будто хозяин фасада доехал до Венеции, как и следует туристу, засунул в сумку кусочек улицы и привёз домой на всеобщее обозрение. Исторические торговые ряды закрыты, напоминая комнату в начале ремонта — всюду висят провода, стены голые, вместо розеток дыры. На улочках центра в домах сквозные арки, заглянув внутрь которых, понятно где всё-таки пьют в Волочке. Изредка от туда вываливаются горожане и с диким матом тормозят такси. Случай разовый, конечно, но выглядит эпично. Не все арки угрюмые, тёмные и пахнут мочой. Недалеко от театра спряталась не арка — настоящая галерея. Светло.

Центр города — лицо города. На лице, можно сказать на самом видном месте — фасаде Дома Культуры, Вышний Волочёк набил татуировку «Магнит», что свойственно современному маркетингу. Откуда такая тяга совокуплять несовокупляемое — не знаю. По крайней мере, фотографии и бесконечные упоминания в инстаграм (запрещенный в России) местный «Магнит» точно получает в избытке. Культура необычных вывесок в городке развита — от смелых, до винтажных. Вывесками славится и сердце Волочка — Драматический театр. Если коротко — на его премьеры приезжают из Москвы. Благо, платная дорога во много раз сократила дорогу страждущим качественных провинциальных постановок.

Драматический театр старейший в области сохранил интерьеры с начала основания в 1896 году. Безусловно факт добавляет антуража, и уж точно жемчужина Тверской губернии не раз становился свидетелем шумных пьяных компаний. Ибо расположено достояние театральной жизни страны в самом центре у сквера. От гусаров, срезающих горлышко бутылке из-под шампанского, сквозь дворянство и шумных красноармейцев до обычных современников зумеров, боязливо вскрывающих что-нибудь сладкое и с градусом.

В честь Екатерины Второй, подарившей Волочку статус города перед театром установили памятник императрице. И пусть памятник совсем свежий, с 2008-о года стоящий, площадь с трудом представляется без Её Величества.

Вышний Волочёк

Неожиданным украшением стали медведи. Мелкие, чуть меньше кошки, фигурки разыграли сценку у входа в реликвию драматической жизни. Задумка с мишками шикарна — всего лишь интересная композиция, но как она омолаживает исторический центр! За идею и процветание креатива можно выпить!

Мишки оказались не единственными, в сквере у каналов находится ещё один такой же, фантастически и мастерски предлагая сфотографироваться. К слову, наш друг с которым мы встретимся и тайну цели поездки я открою чуть позже, сообщил, — мишек больше. Но мы нашли только две локации побратимов кёнигсбергских хомлинов.

Вышний Волочёк

Центр города, в принципе, — и есть парк, насыщенный локациями разных времен. Со стороны дороги размещается менее креативное всегородское сердце с видом на памятник Венецианову, художнику, писавшему в здешних краях.

Нестандартно внимание, которое обязательно притягивает к себе остановка «Центр». Центровая точка автобусных маршрутов города, ось, вокруг которой закручивается исторический центр города, остановка в центре площади. Я не знаю, как можно было так угадать с названием павильона, облепленного голубями и ждущими автобус. Наверное, именно потому, что имя, функция и объект полностью совпадают нельзя не отметить притягательность остановки. Естественно, ночами здесь слышна музыка и звон бутылок. Потому что «Центр».

Вышний Волочёк

А вот фонтан на площади не впечатляет. Непонятно — блеклый, потому что архитектурой не вышел или затерялся вокруг действительно стоящих достопримечательностей. Да и что делать фонтану в городе каналов и мостов? У Питера спросить надо.

К слову, о Питере. Львы венчают вход в зону отдыха в парке. С виду кажется, что столь необычные и красивые изваяния не вяжутся в видимой только детской площадкой. Не жирно ли карапузам будет? Вход на горку под охраной львов? Не жирно, потому что именно через благородных охранников начинают прогулку к каналам и набережным гости, спускающиеся от драматического театра. Тонкая и изящная по своей целостности композиция.

Вышний Волочёк

Обводной канал и Цна образуют интересный по имени остров — Отмойный. Тем удивительнее видеть на острове главный храм города — Богоявленский Кафедральный Собор. Клином входя в пространство сквера, остров — клочок храмовой жизни. Внутри своды и богатые подношениями иконы. Не каждый храм богат на такую благодарность. Прося у икон помощи, люди возвращались и дарили частичку себя — будь то кольцо или кулон. Густо увешаны золотом несколько икон, это какой же силы волна благодарности накрывает храм и окрестности. Дом не такой уж и старый — 1866 года постройки, мощь росписи и собранные пазами лестницы отсылают много глубже, совершенно дезориентируя в чувствах гостей города и храма.

Напротив храма расположилась ратуша — действующая пожарная организация, отрезанная от города каналами и имея доступ по старым, пусть и надёжным, мостам не самой широкой дорожной полосы.

Вышний Волочёк

Вышний Волочёк живёт не центром единым, пусть и моментально разбивается в деревенские улочки. Соединенный цепью колонок, среди пыльных и разбитых дорог расположился памятник Лермонтову. Вряд ли Михаилу Юрьевичу приходилось пивать в Волочке, скорее он знак работы над просвещением советского народа, и являет собой копию памятника в Тарханах. Копии выдающихся произведений история не новая и абсолютно не предосудительная. Вспомним хотя бы Ленина и где его голова не бывала.

Памятник Лермонтову стоит рядом со школой, богатой на таблички-маркеры истории. Здесь учился участник партизанского движения второй мировой войны…учились войны, погибшие в Чеченской войне… учились парни, получившие медаль «За отвагу» посмертно в 2023 году. Ордена, украсившие школы не всегда светлые и гордые, иногда орденская планка страшная память.

Когда-то давно матери Муслима Магомаева (на тот момент ещё маленького) предложили актёрствовать в драматическом театре Волочка. А почему бы и нет? Вот так первые четыре класса и весь путь художественной школы с педагогом музыкалки Шульгиной Муслим Магомаев прошел в этом городке. Неожиданный и интересный факт про артиста огромной величины.

Вышний Волочёк

Русская Венеция — называют Волочёк за сеть каналов, окутавших городок паутиной — наследие Петра Первого, любившего всяческие глобальные эксперименты. Где-то под Ярославлем потешное войско рубилось в боях на озере, а в Тверщине водная система окутала город. Закончил работу Михаил Иванович Сердюков, о чём наличествует памятник представления системы императору у входа в железнодорожную гавань. Давно система представляла собой мощную судоходную структуру, гремевшую механизмами шлюзов и неспокойной от вечного движения малых судов водой. Недавно она превратилась в сеть ям и оврагов. Станции на каналах разобрали на металл, берега заросли, став надёжным укрытием для тусклого времяпрепровождения с бутылкой у компаний старых и молодых. А сегодня это отстроенные набережные, строящиеся скверы и вычищенные каналы. Жемчужина города (после драм.театра, естественно) преображается, храня на берегах пока заколоченные здания. Тридцать мостов связывают город сквозь водные каналы.

Вышний Волочёк

За Цной расположился лес. Шумят березы, трава поднимается выше пояса и каркают облюбовавшие здешние кроны вороны. Тропа сквозь лес ведёт пыльной колеёй. На стрелке каналов и реки осока, пни и головы затаившихся рыбаков. Нежно шелестит на ветру куст толи боярышника, толи сирени. Лес этот зовется парком Текстильщиков. Вот такой вот поворот в вышневолоцком культурном отдыхе. И судя по аккуратно собранным в кучи следам отдыха человека — обитают здесь отнюдь не дураки.

Рядом через мост окарина Волочка — закрытая сеткой одно из первых в России гидротехнических сооружений — Цнинского бейшлота. Ничего интересного — шлюз как шлюз, сохранивший исторический наряд и нутрянку. Обслуживающие бейшлот сооружения выглядят не моложе шлюза, и всё равно ни дерево, ни история не сделали дамбу на задворках достопримечательностью. Может, оно и к лучшему — бейшлоту быть хотя бы потому, что через него проходят жители городских районов на берегу вышневолоцкого водохранилища. Он выполняет функцию с начала 18 века, куда старику эти селфи и точки локации?

Если спросить прохожего на улице Волочка — в какой бы музей сходить, ответ однозначный — музей стекла. Так скажет Вам любой — от опрятного старикашки профессора, до уставшего забулдыги, выпивающего на лавочке во дворе. Так сказал и мой друг, к которому мы приехали с целью, озвученной буквально парами абзацев ниже. В общем — не пошли мы в музей стекла, оказавшись на Ленинградке в музее валенка. Место это всячески рекламируют, но на деле это всё-таки живое производство, а потом уже музей, поместившийся в одной комнате.

Вышний Волочёк

Уже с порога пахнет специфично, будто валенки валяют коровы. Внутри богатый ассортиментом магазин и зал с историей валенка. Знаниями напихают — хватит на вечер рассказов друзьям. Здесь и старейшая машина для расчёсывания, и самый большой валенок и картины из шерсти, завораживающие объёмом. Из фактов валенки Екатерине Второй (не удивительно, но почетно) и для Деда Мороза из Великого Устюга (да, он в них топает иногда — валенки рабочие, теплые, удобные), контракты на поставку валенок в страны Европы (не газом единым, что называется), и история цыганского валенка.

Главное — всё это вручную и по сей день.

Вышний Волочёк

Вышний Волочёк пока захолустный городишко с историей. Время течет, и вместе с ним деньги притекают в отдаленные уголки России. Здесь есть, где развернуться, обрамив уже существующую жемчужину. Для знакомства дня хватит с лихвой, Для неспешного изучения ищите и второй и третий день для вышневолоцкой земли. Памятники и окрестности — история и культура края. Здесь этого добра как фантиков у дурака. Нам пора домой, прощается в сторону Москвы с проезжающими автобус-труженик, который каких-то тридцать лет назад ходил по дорогам всех городов России.

Ах да! Про тех, кто дурачок. Вся затея осмотреть город вышла из желания встретить Мишу. Балагура и весельчака, призывающего не быть дураками от Твери до Ярославля. Нашего друга и завсегдатая шумных вечеринок. Мой старый друг выпустил книгу стихов, и как не напрашивался вариант отправки почтой — ценный подарок из рук автора перевесил труд осилить расстояние от Клина до Тверской Венеции.