Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был 26 апреля 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Марфино — Россия Май 2023

«Не жди, чтобы кто-то создал тебе выходные. Создай их сам.»

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

С зарубежными поездками из-за нехватки времени в этом году пока не складывается, поэтому короткие июньские праздники я решил потратить один день на релаксный отдых дома и два дня на отечественный туризм.

Я выбрал направление, по которому из Москвы никогда не ездил. Это Дмитровское шоссе. Мы с женой выехали рано утром из Тулы и в Москве захватили ещё двух друзей с которыми часто пересекаемся в различных путешествиях.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

День начался не совсем удачно и всё по причине автомобильных пробок из Москвы в область. Потеряли около двух часов. К счастью, других проблем больше не наблюдалось.

На сегодня было запланировано пять больших и малых объектов (достопримечательностей).

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Первая остановка посёлок Николо-Прозорово (цифра 1 на карте). Историческое название населенного пункта — Шипилово. Расположен примерно в 20 км к северу от центра города Мытищи и 19 км от Московской кольцевой автодороги, недалеко от Пестовского водохранилища системы канала имени Москвы.

Здесь нас интересовала заброшенная усадьба князей Прозоровских.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

В первой половине XVI века село Шипилово принадлежало князю Василию Семёновичу Серебряному, род которого прекратился на его сыне.
Позже эта местность числилась за боярином Никитой Юрьевым, который выстроил здесь деревянную церковь в честь святителя Николая Чудотворца.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

В начале XVII века во владение вступили князья Прозоровские: Семён и Матвей Васильевичи. В последующем шипиловская вотчина была раздроблена между несколькими ветвями рода Прозоровских; в петровское время одна из частей оказалась в руках Б.А. Голицына. К 1747 году имение полностью перешло в собственность генерал-аншефа князя Ивана Прозоровского.

Существующая Никольская церковь была выстроена в 1792 году генерал-майором А.И. Прозоровским, в ней же он и похоронен.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

После смерти унаследовавшего усадьбу фельдмаршала А.А. Прозоровского, наследников мужского пола не имевшего, в права наследования вступил его троюродный брат, родной брат Андрея Ивановича, генерал-поручик И.И. Прозоровский, один из последних представителей этого древнего рода.

В середине XIX века внучка И. И. Прозоровского, княгиня Варвара Юрьевна Трубецкая (1828–1901), выстроила в подражание формам расстрелиевского барокко большой двухэтажный дом, завершённый луковичными фронтонами, и два флигеля.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

В пореформенное время Прозоровское принадлежало основателю Болшевской бумагокрасильни Францу Андреевичу Рабенеку, купцу В. Г. Сычёву (в 1890—1892 гг.), в начале XX века — Кузнецову. Последним владельцем (до 1917 года) был В. П. Рябушинский.

Кирпичный оштукатуренный двухэтажный дом пришёл в упадок в 1930-х годах, восстановлен в 1950-х с заменой перекрытий. Судя по фильму В. Мотыля «Лес» (1980), во время съёмок усадебный дом ещё находился в приличном состоянии.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

На территории усадьбы (как и во многих других) в 1980-х годах строился санаторий. Но здания так и не были достроены, долгострой расположен в стороне от имения. Трёхъярусная колокольня возле церкви была разобрана.

Никольское-Прозоровское как усадьба-памятник уже давно пришла в запустение, однако церковь Николая Чудотворца к 2008 году была полностью отреставрирована. Восстановлена и колокольня. Сам усадебный дом пытались реставрировать, окружили забором, но вскоре работа встала.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Прощаемся с заброшенной и едем в более ухоженную усадьбу под названием Марфино (цифра 2 на карте). До неё отсюда буквально несколько минут.

Подмосковная дворянская усадьба в XVIII–XX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным.

Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

В настоящее время территорию усадьбы занимает санаторий «Марфинский» Минобороны России. Попасть на территорию можно при наличии паспорта и пятидесяти рублей.

Территория усадьбы огромная и в отличие от предыдущего места, тут нужно закладывать минимум час времени. А для неспешной прогулки и отдыха конечно же больше.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское.

Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами.

В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возвёл новый дворец — в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Марфино времён Салтыковых представляло собой образцовую для екатерининской эпохи дворянскую усадьбу, с псарней, конным и каретным дворами, беседками в парке, двумя летними театрами.

C начала XIX века усадьба стала постепенно приходить в запустение. Во время Отечественной войны её разграбили французы.

После гибели последнего графа Салтыкова (1813) имение перешло к его сестре Анне Орловой, которая, живя за границей, уступила Марфино своему свёкру В. Г. Орлову.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Граф Орлов много сделал для хозяйственного обустройства Марфина: при усадьбе появились кузница, кирпичный заводик, столярная мастерская. Его дочь и наследница Софья Владимировна Панина с 1820-х годов продолжала перестройку господского дома и парковых сооружений.

Первоначально работами велись под руководством крепостного архитектора Ф. Тугарова, при котором усадебные постройки приобрели черты ампира. Но уже вскоре, в 1837–1839 годах, была произведена перестройка усадьбы в духе «николаевской неоготики» по проекту архитектора М. Д. Быковского.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Окончательно работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти хозяйки усадьбы. Новый владелец, граф Виктор Никитич Панин, служил в Петербурге и наезжал в свою «подмосковную» сравнительно редко.

Перед Октябрьской революцией имением владели внучка В. Н. Панина, графиня С. В. Панина и её супруг А. А. Половцов.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.

С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий. К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Подмосковье» Министерства обороны РФ.

В 2016 году Министерство обороны России, следуя директивам президента РФ Путина о расширении сферы внутреннего туризма, впервые открыло бесплатный доступ в садово-парковый ансамбль усадьбы и санатория для всех желающих — с ознакомительными, некоммерческими целями, по предъявлению паспорта.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

В усадьбе Марфино регулярно проходят съёмки различных фильмов. Вот некоторые из них: «Дворянское гнездо» (1969), «Драма из старинной жизни» (1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Лес» (1980), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Самый лучший фильм 2» (2009).

Марфино — красивое место, рекомендую. Уверен, тут осенью ещё лучше. Ну, а мы, движемся к третьей сегодняшней точке.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Если первые две достопримечательности появились в списке моих планов не так давно, то о визите в заброшенный пионерлагерь «Сказка» я мечтал несколько лет.

Видел «сказочные» фото и видео отчёты в интернете. А недавно ещё здесь снимали финал Битвы экстрасенсов. Короче пиар сделал своё дело и наконец я добрался до этого необычного объекта.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Чтобы погулять по территории нужно заплатить 300 рублей с человека местным смотрителям. Они живут фактически на территории лагеря. Фрагмент (из интернета). Координаты пионерского лагеря «Сказка»: 56.239707, 37.397944

Фишка этой заброшки в оформлении внешних фасадов корпусов барельефами и скульптурами в основном на морскую тематику.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Внутри так же всё усеяно причудливой лепниной.

Вечером я бы не стал здесь гулять один.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Говорят раньше эти художества смотрелись здесь более красочно, ярко и естественно. Но, спустя годы, морские гады выглядят уже как минимум фантасмагорически.

Бывший пионерлагерь «Сказка», расположенный в Дмитровском районе, был построен уже в финале существования СССР, примерно в 1988 году, и принадлежал издательству «Детская книга». Можно полистать фотографии. Всего в лагере сделал около 200 снимков.

Лагерь закрылся в 1997-м, в 2009-м не стало и типографии. Есть версия, что архитекторами всего этого были французы. Они приезжали по обмену и якобы имели какой-то договор с типографией.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Самая известная скульптура лагеря - гигантский осьминог.

А это бывшая площадка для торжественных линеек. Сразу вспоминается фраза: «Будь готов! Всегда готов!»

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

Любителям острых ощущений рекомендую посетить огромное бомбоубежище. Там прохладно и конечно же абсолютная темнота. Фото можно сделать если только кто-то ходит с фонариком.

Я остался доволен посещением данного объекта. Конечно грустно, что список моих туристических целей постоянно становится меньше. Но, при этом, я ведь знаю, что изначально он огромный, поэтому чтобы увидеть финал нужно постоянно путешествовать на протяжении ещё многих лет.

Самое короткое путешествие года ч.1 — Никольское-Прозоровское, Марфино и Сказка

На этом мы закончили с заброшками и отправились дальше. В этот день было ещё запланировано короткое знакомство с двумя городами, в которых я ранее никогда не был. Об этом в следующем материале…