Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:15
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Старая Русса, Коростынь — Россия Июнь 2023

Иногда мы возвращаемся. В те места, в которых уже были, но которые «зацепили» настолько что тянет посетить их снова. Старая Русса — маленький городок в Новгородской области с населением менее 30 тыс. человек. И тем не менее это один из древнейших русских городов, впервые упомянутый не позднее XII века. Я был здесь в 2016 году. Тогда я приехал на автобусе из Великого Новгорода, следовавшего в Холм. Сегодня из Петербурга в Старую Руссу по выходным ходят ласточки и нас встречает ж/д вокзал.

По Старой Руссе и не только

За прошедшие 7 лет в городе произошли некоторые изменения. Например, открылись новые музеи. Один из них, Усадьба средневекового рушанина, представляет собой реконструкцию усадьбы XII века и позволяет познакомиться с бытом и традиционным солеварением жителей Старой Руссы.

Слева видна массивная постройка — хоромы. Есть мнение что это слово происходит от «хор» — вместе, то есть несколько жилых срубов, приставленных друг к другу. Для сохранения тепла они ставились на подклет — нижний этаж. Подклет использовался как кладовая или для жилья прислуги. Средний сруб (сени) делался более низким, чем боковые, высота которых достигала 3 этажей.

В каждом боярском дворе была баня, которая топилась по-чёрному. Дымохода не было и топили её по несколько часов со слегка приоткрытой дверью. Из-за этого весь дым оставался внутри помещения, оседая на всех поверхностях и окрашивая их в чёрный цвет.

Первоначальное поселение появилось здесь благодаря минеральным источникам. Люди добывали соль, выпаривая её из воды, что веками обеспечивало благосостояние возникшего города. Выпаривали её в солеварне или варнице, деревянном строении по центру которого был сложен каменный очаг. На верх очага устанавливался црен (металлическая сковорода), в который заливалась солёная вода. Варя (выпаривание соли из солёной воды) могла продолжаться до 7 суток.

В 1771 году в Старой Руссе по указу Екатерины II был возведён «Казенный солеваренный завод». На заводе были применены все новинки заграничной технологии солеварения, в том числе особый метод сгущения рассола. Он заключался в постепенном стекании солёной воды через слои веток. Сооружения предназначенные для этой цели назывались градирнями. Одновременно также происходило выпадение из рассола гидроксида железа и гипса, оседавших на ветках.

Минеральные источники Старой Руссы веками обеспечивали город солью. Однако начале XIX века обратили внимание, что солёная вода обладает целебными свойствами. Поэтому в 1834 году на берегу солёного озера началось строительство курорта. Постепенно курорт рос и в 1839 году за сезон было принято более 1000 человек.

По Старой Руссе и не только

Сейчас здесь располагается санаторий Старая Русса, входящий к сеть AMAKS. Вход на территорию курортного парка для тех кто там не отдыхает — 100 рублей.

Один из самых мощных минеральных источников не только в Старой Руссе, но даже в Европе, был пробурен в 1858–59 годах при графе Михаиле Николаевиче Муравьеве. Курорт тогда находился в его ведении. В честь него получившийся фонтан был назван Муравьевским.

По Старой Руссе и не только

Измучить себя нарзаном минеральной водой можно в питьевой галерее. Как и аналогичных галереях Кавказских Минеральных вод, нужно купить одноразовый стаканчик. Сама вода бесплатная, а вкус у неё — премерзкий.

Также здесь можно посмотреть на копию шатра, который был сооружён в конце XIX века над Муравьёвским фонтаном. Оригинальный шатёр был разрушен в годы Великой Отечественной Войны. Во второй половине XX века его функцию выполнял металлический остеклённый купол, который разобрали в 1996 году.

По Старой Руссе и не только

Обилие минеральных источников обеспечивало город солью, но для питья такая вода была непригодна. Ситуация улучшилась только в начале XX века, когда была построена водонапорная башня. Сейчас эта башня, утратившая своё былое назначение, является одним из самых заметных архитектурных элементов города.

Напротив башни находится красивый фонтан.

По Старой Руссе и не только

На вершине баши организована смотровая площадка, подняться на которую можно по винтовой лестнице.

С этой площадки открывается вид на город.

Водонапорная башня — очень заметное сооружение. Но ещё заметнее Воскресенский собор, первоначально построенный в конце XVII века в красивейшем месте города — слиянии рек Полисть и Перерытица. Известно что его посещали Пётр I, Екатерина II, а затем и все российские императоры, приезжавшие в Старую Руссу.

По Старой Руссе и не только

Собор очень хорошо смотрится с набережной Полисти, которая является приятным местом для прогулок.

Один из основных минеральных источников Старой Руссы был открыт в XIX веке во время бурения скважины для солеваренного завода. Сейчас до него можно легко добраться по улице Возрождения, которая начинается у Воскресенского собора. По обе стороны этой улицы — одноэтажные дома. Это — не дачи, а совершенно обычные жилые дома в которых живут рушане.

Нужно дойти до дома № 107, затем повернуть налево. Узкая тропка выведет к источнику. Вода бьёт из-под земли бурным фонтаном для сдерживания которого сверху установлена железная бочка. Эта вода сейчас никак не используется, стекая в Полисть. Хотя и есть планы создания вокруг источника оздоровительного комплекса, дальше зачатков какой-то постройки дело не продвинулось.

По Старой Руссе и не только

Местные это место так и называют — «бочка».

В 30 км от Старой Руссы, на берегу озера Ильмень, находится старинная русская деревня Ко́ростынь, известная как минимум с XIV века. Добраться сюда можно на любом автобусе следующем в направлении Великого Новгорода. Автобусная станция в Старой Руссе, как это часто бывает, находится рядом с ж/д вокзалом.

По Старой Руссе и не только

Остановка в деревне — просто место на трассе. С одной стороны остановка снабжена навесом, с противоположной нет даже его. Зато есть беседка в которой удобно ждать автобус, шоссе хорошо просматривается.

В нескольких шагах от этой беседки расположен местный Дом Культуры. Для маленькой деревни он предлагает невероятно обширную программу — несколько вокальных групп, две дискотеки, фитнес-клуб, танцевальную группу, клуб любителей настольных игр и другие активности.

По Старой Руссе и не только

Деревня невелика — на момент 2010 года население составляло 403 человека. Центральная улица носит название Озёрной.

Местный магазин, вероятно единственный на всю деревню.

По Старой Руссе и не только

Несмотря на небольшие размеры деревня богата на достопримечательности. Прежде всего это путевой дворец Императора Александра I. Дворец находится в прекрасном состоянии — результат реставрации 2017–2019 годов.

На следующем фото с фото видно, что совсем недавно дворец пребывал в плачевном состоянии. После Октябрьской Революции в нём размещалась сначала школа, а затем общежитие педагогического института.

По Старой Руссе и не только

В экспозиции дворца представлены работы местных художников. Николай Локотьков родился в 1951 году в Курской области, с 1974 года живёт в Старой Руссе. Лауреат различных премий, с 2017 года увлечённо занимается экспериментами в живописи на холсте, используя при этом разноцветные глины с озера Ильмень.

Ветер Коростыни

Для художника и педагога Елены Чапель образ родного города — основной источник вдохновения. С 2003 года она преподаёт в Новгородском областном колледже искусств им. С. В. Рахманинова на специализации «Художественная керамика».

Кофейный сервиз 'Фрукты'

Различные изделия из керамики.

Объект для интерьера 'Древо'

Если двигаться по Озёрной улице в направлении Старой Руссы то мы скоро увидим мемориал, посвящённый воинам, погибшим в Великую Отечественную Войну.

Во время войны потери несли обе воющие стороны. Погибшие в этих краях солдаты и офицеры различных частей Вермахта были похоронены здесь же. Сейчас на средства Народного Союза Германии в деревне содержится Немецкое Мемориальное Кладбище.

Чуть дальше мемориала — Успенская Церковь, построенная в начале XVIII века.

По Старой Руссе и не только

В 1471 году в Коростыни произошло очень важное событие. После поражения Новгородской республики в войне с Московским княжеством республика фактически стала подчинена Москве. Мирный договор между Иваном III и правительством Новгородской республики был подписан 11 августа в Коростыни. Спустя 530 лет, в 2001 году, здесь был установлен памятный крест.

По дорожке, у которой установлен этот крест, можно спуститься к озеру Ильмень. Некоторые приезжают сюда с ночёвкой. Ставят палатки, ловят рыбу.

Место очень живописное, поэтому неудивительно что именно здесь расположен гостевой комплекс «Lake park». Он состоит из нескольких коттеджей, в каждом из которых есть печь. В основном здании комплекса на первом этаже расположено кафе, а на втором этаже — гостиница. Место хорошее, на берегу озера, но приезжать сюда лучше на своей машине.

Самым сложным оказалось вернуться из Коростыни назад, в Старую Руссу. Мы просчитались со временем прибытия автобуса и он прошёл через деревню на час раньше. Пришлось ехать на такси. Яндекс хотел безумные 2000 рублей за получасовую поездку, выручила визитка из отеля, на которой был номер одной из служб такси Старой Руссы, которая предложила цену гораздо более гуманную. Мы успели к ласточке вовремя.

По Старой Руссе и не только

Поездку в Коростынь мы изначально не планировали, но решили съездить т. к. оставалось свободное время. Как оказалось — не зря, место оказалось интересным. И хорошо дополнило поездку в уже знакомый город, который заиграл новыми красками.