Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 12:04
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Питкяранта, Сортавала — Россия Июнь 2023

С чем у нас ассоциируется республика Карелия? Наверняка большинство вспомнит остров Валаам или горный парк Рускеала. Кто-то добавит Ладогу и ее красоты и, конечно, лес, нетронутую природу и тишину. Именно за этим сюда стремятся миллионы туристов, из-за чего в разгар сезона нередко бывает тесновато, а столь желаемые тишина и покой уходят на второй план.

Но выход есть — объединиться с друзьями и отправиться в индивидуальное путешествие. В таких краях полностью своим ходом передвигаться сложно, но это даже к лучшему, ведь всегда полезно и приятно пообщаться с местными жителями и узнать много диковинок, проникнуться культурой и традициями.

Карелия граничит с Финляндией, здесь испокон веков жили вепсы, карелы и финны. Смесь языков, быта и традиций сделала свое дело: в любом топониме и легенде здесь можно встретить следы древних культур. Как правило, сюда едут на несколько дней. А имея всего один световой день, ограничиваются Рускеалой, которая, безусловно, стоит внимания. Но летом там настоящее столпотворение, а хотелось побыть наедине с природой. Поэтому и родилось смелое решение построить свой собственный маршрут. В итоге с легкой руки подруги родился действительно уникальный план. Из Сортавалы мы отправились в городок Питкяранта, что в часе езды на машине, оттуда — на колоритной советской «буханке» по водопадам и окрестностям с пикником в лесу и дегустацией настоящих карельских калиток и морса, а в финале — почти двухчасовое плавание по ладожским шхерам. Маршрут поначалу казался сумасшедшим, но гостеприимные местные жители помогли его осуществить.

Карельская «кругосветка»

До Сортавалы из родного Питера мы домчались «Ласточкой», там пересели на две машины местного такси и еще почти час ехали по ровным новеньким дорогам в Питкяранту. Там, на берегу Ладоги, стоит масштабный туристический комплекс «Белые мосты». Деревянные коттеджи, обычные номера и даже глэмпинги — жилья на любой вкус здесь много. Но главное — собственная туристическая инфраструктура и даже катеро-лодочный парк. Именно сотрудники этого комплекса и помогли нам осуществить задуманное, даже при условии, что мы у них не останавливались на ночлег.

Погода в Карелии, как и везде в северных районах, переменчивая и капризная, но нам сказочно повезло: с утра сияло солнце и было даже жарко, + 25С. День буквально звал к новым открытиям!

Карельская «кругосветка»

Первым пунктом путешествия стали водопады, которыми славится этот край. Два из них расположены на небольшой порожистой речке Койринйоки, протекающей по территории Питкярантского района Карелии. Название реки подчеркивает ее скромные размеры: в переводе с финского оно означает «собачий ручей». Но, несмотря на скромные размеры, это настоящее буйство стихии, потоки воды очень активные, а вокруг — густой лес.

Карельская «кругосветка»

Первым перед нами показался Нижний или Земляничный водопад. К июлю здесь начинается обилие лесной земляники, отсюда и название. На фоне бескрайнего карельского неба и густого хвойного леса водный поток неумолимо стремится вниз в обрамлении розовых скал из карельского малинового гранита, что создает картину, от которой невозможно оторвать взгляд. Даже обочины трассы здесь имеют нежно-розовый оттенок. Падая с четырехметровой высоты с отвесной скалы, мощный поток воды разбивается на миллионы белоснежных брызг, а его шум слышен задолго до прихода сюда.

Второй водопад, Верхний или Мельничный, находится чуть подальше. К нему нужно пройти по пологому цветущему лугу, где при желании можно сделать привал. Он чуть пониже и скромнее, но не менее запоминающийся. При этом июньская свежая зелень добавляет красок.

Карельская «кругосветка»

Следующий отрезок пути мы запомнили особенно. Путь длиной в 10 километров пролегал почти по бездорожью. Нас сразу предупредили, что будет «не скучно». Опытнейший водитель изо всех сил старался ехать медленно, но бездорожье и ухабы давали о себе знать. Дорога там узкая, нередко машину царапали заросли кустарников. Говорят, после дождя здесь не пройти — не проехать и вовсе. А в солнечную погоду некоторые туристы все же проходят часть маршрута пешком. Последние три километра оказались самыми активными. Ухабы стали глубже, тряска превратилась в настоящие русские горки. Хотя после Приэльбрусья мне все равно было комфортно. Да и виды из окна, предвкушение нового открытия и долгожданный отдых сделали этот путь незаметным. С нами была гид Ирина, которую тоже пригласил туркомплекс. Она и открыла нам завесу тайны. Сейчас увидим карельское чудо! «Белые мосты» или Юканкоски — самый высокий водопад на всем юге Карелии. Высота составляет 19 метров, что на 8 метров выше знаменитого водопада Кивач.

Карельская «кругосветка»

Добраться до водопада не так просто: помимо 10 км по бездорожью, путь пролегает пешком через лес, а после — еще вниз. К водопаду ведут почти 100 ступеней. Лестница деревянная, с перилами, все комфортно. Но, конечно, наверх придется взбираться сложнее: шаг между ступенями приличный. Именно отсюда, с нижней площадки, открывается незабываемый вид, который всегда теперь будет жить в памяти. Масштаб, буйство июньских красок, валуны и камни, по которым можно подобраться к чуду природы почти вплотную. Здесь были туристы, место действительно популярное, но тоже не толпы: мы аккуратно проскочили между двумя группами. Поэтому с нами было всего человек десять.

Карельская «кругосветка»

Почему же «Белые мосты»? Все потому, что здесь действительно когда-то были переброшены мосты. Считалось даже, что они были построены финнами из белого мрамора. Река Кулисмайоки в районе водопада разделяется на два рукава. Их когда-то они и соединили. Сегодня мостов уже нет, а название осталось.

Водопад в течение года меняет свой облик. Весной это бурный полноводный поток, примеси торфа придают ему необычную желтую окраску. С бешеной силой он обрушивается с высокого каменного уступа. Летом же Юканкоски смиряет свой нрав. Количество воды в нем уменьшается и можно наблюдать за тем, как кристально-чистые струйки, на которые разделяется водопад, образуют пенное кружево. Воды в это время немного и она быстро прогревается. Но местные говорят, что самый красивый водопад зимой… В самые сильные холода он замерзает, поток покрывается твердыми ледяными наплывами, в глубине которых продолжает струиться вода.

Карельская «кругосветка»

Здесь мы задержались дольше всего, не в силах уйти. Даже июньское обилие комаров и ос не мешало! Туристы постепенно уходили, и пока новые только спускались, мы ловили момент. Считается, что в водопаде нужно непременно искупаться или хотя бы умыть лицо. Вода там обладает многими целебными свойствами, омолаживает кожу, заживляет раны, да и просто приятно в жару освежиться.

Карельская «кругосветка»

Нехотя поднявшись наверх, мы еще раз прошлись по лесу, то и дело упираясь взглядом в громадные обрывы, сплетенные корни деревьев и мини-пруды на полянках. На одной из таких полянок построили несколько крытых беседок для привала и пикника. Они — единственное, что напоминало о цивилизации.

Карельская «кругосветка»

Именно здесь мы сделали привал, попробовали вкуснейшие местные лакомства — калитки с брусникой (сладкие), с творогом (соленые) и клюквенный морс. Вообще наиболее традиционными считаются калитки с кашей (!) и с картофелем. Но и с ягодами летом — самое то! Название «калитки» произошло от сразу нескольких слов — из русского и финского языков. Все они означают примерно одно — «мешочек, кошель». И если присмотреться, действительно эти открытые пирожки похожи на небольшие мешочки или лукошки, где прячется обильная начинка. Тесто, кстати, используется только пресное (никаких дрожжей и даже соды!) и из ржаной муки, но при этом оно нежнейшее.

Карельская «кругосветка»

Путь обратно в десять «не скучных» километров прошел незаметно, за прослушиванием истории этих мест. Ведь, помимо мирной жизни, эти земли помнят и тяжкие времена. Здесь прокатилась советско-финская война 1939—1940 гг. Длилась она всего 105 дней, но унесла жизни огромного количества человек. То и дело вдоль дороги мелькают мемориалы тех лет. Примечательно, что именно здесь, в Карелии, есть уникальный памятник «Крест скорби». По обе стороны креста изображены скорбящие матери — русская и финская. Обе прислонились к кресту и как будто застыли в объятиях. Памятник поставлен в 2000 году, автор его — карельский скульптор Лео Ланкинен. Согласитесь, гораздо чаще памятники устанавливают своим героям, а здесь — такое единение народов, ведь, по сути, обе стороны несли колоссальные потери. Да и у смерти, как и у горя матери, нет национальности…

Вдоль дороги между водопадами есть еще одно уникальное место — месторождение карельского граната (альмадина) у деревни Кителя. Камни находятся в наслоениях пород, где-то получается легко их отделить, а где то и не все так просто, поэтому инструменты понадобятся точно. Найти можно как маленькие, так и крупные экземпляры. Нам предусмотрительно выдали молоточек и зубило и высадили у ближайшей скалы. Особо не надеясь на успех, мы отправились исследовать горную породу. И тут мне показалось, что в одном месте она какая-то другая. Оказалось, что действительно из-за слоя слюды проступает небольшой округлый камень. Гранат! Азарта прибавилось, и камни мы стали замечать все чаще и чаще. Каждому удалось добыть себе сувенир на память. Кстати, это самое большое месторождение граната в России, но в промышленных масштабах камень тут не добывают — слишком затратно. А вот на сувениры — пожалуйста. Местные умельцы делают из них украшения и продают туристам.

Карельская «кругосветка»

Наша карельская «кругосветка» подходила к концу. Но какое путешествие без главной цели? Все локации были прелюдией к двухчасовому вояжу по Ладожским шхерам. Этот скалистый архипелаг более, чем из 650 каменных островков и обрывистых скал давно манил, но своим ходом сюда не доехать, все равно придется плыть на катере в составе группы. Но нам удалось невозможное — в катере мы были одни! Он оказался как раз пятиместным. Это было чудо!

Карельская «кругосветка»

Рельеф ближайшего побережья изрезанный, каменистый. Многовековые скалы уходят глубоко под воду — ровно на столько, на сколько и возвышаются. Но самое главное — все они необитаемые и имеют статус заповедника. Именно здесь как нигде актуально выражение «послушать тишину».

Карельская «кругосветка»

Не успели мы выйти в озеро, как уже поразились спокойствием воды. Капитан сказал, что по пальцам можно сосчитать такие погожие дни. В какой-то момент горизонт исчез, и стало казаться, что мы посреди моря. Но насколько оно было тихим! Даже птицы пролетали совершенно бесшумно. В водах Ладоги водится кольчатая нерпа — символ озера, но ее мы не застали. Хотя то и дело казалось, что из воды появляется круглая голова.

Карельская «кругосветка»

Кульминацией вояжа стала высадка на одном из необитаемых островков, который, вопреки ожиданиям, оказался достаточно большим. Пока друзья отправились на прогулку, я в катере слушала тишину. Это такое сумасшедшее чувство! Особенно после шумного города и повседневных забот. На многие десятки километров — ни души, только тихий плеск воды и звук собственного дыхания. И бесконечные скалы причудливых форм и дикие леса. Роскошное начало сезона приключений! После мы еще зашли в несколько бухт, где уже видели туристов-походников с палатками и сапбордами, но их были единицы. В этот момент больше всего хотелось остаться в этих краях хотя бы на ночь, а лучше — на неделю. Зареклись в будущем исправить это и вернуться уже в полноценный вояж. А пока — путь к Сортавале и «Ласточке».

Карельская «кругосветка»

Цивилизация напомнила о себе неожиданно и резко: уже на подъезде к жд вокзалу внезапно надолго закрыли переезд. Как водится, поезда прошли, а «тревожный звонок» не затихал. Рискуя опоздать на поезд, мы побежали к вокзалу и впрыгнули буквально за пять минут до отправления поезда. Но без приключений мы не можем. Еще больше в душу закралась мысль о более длительной разлуке с цивилизацией. Благо, все лето впереди, хотя в Карелии сезонность почти не прослеживается: в любое время года регион ждет в гости, и всегда найдутся локации, диковинки и красоты. А уж радушие местных жителей сложно и описать! Простые добрые и отзывчивые люди, боготворящие свой край и готовые о нем рассказать, показать и влюбить. А это самое ценное.

Еще один регион в копилку впечатлений, которая с каждым годом лишь растет. И все равно каждый раз я не перестаю удивляться, насколько многообразная и красивая наша страна! И путешествовать по ней — одно удовольствие. Любой регион уникален и каждый может удивить и влюбить в себя. Наверное, это и есть чудо — чем больше путешествуешь, тем больше появляется новых целей и стремлений. А туда, где была, непременно хочется вернуться снова. И это лучшее чувство…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия