Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:41

Белград — Сербия Май 2023

Про Земун пишут по-разному, называя его то самым не-белградским Белградом, то городом в городе, то вторым историческим центром, а иногда — самым аутентичным районом столицы.

Белград: район Земун

Начитавшись этих отзывов, мы приготовились восторгаться, отправляясь в Земун. Теперь, побывав там, мы можем подтвердить особость, непохожесть Земуна на другие районы Белграда, а вот с восхищением не совсем получилось. Все-таки завышенные ожидания — большой вред в нашем туристском деле. Нам было интересно погулять в этом районе города «с лица необщим выраженьем», но сказать, что он вызвал полный восторг, было бы все-таки преувеличением.

Белград: район Земун

Объяснения непохожести Земуна на остальной Белград нужно искать в различиях их географии и особенно — истории. Земун, лежащий на правом берегу Дуная, от старой части Белграда географически отделяется рекой Сава и Большим Ратным островом. Но исторические различия между ними гораздо шире реки Сава.

Карта 18-го века, отражающая первоначальную диспозицию Белграда и Земуна. С тех пор территориальные границы Белграда распространились и на противоположный берег Савы, включив в себя не только Земун, но и построенный там Новый Белград.

В течение многих веков Земун и Белград были пограничными городами-соседями по разные стороны рек, но бОльшую часть времени — под властью разных правителей. Белград многократно переходил из рук в руки, доставаясь то сербам, то венграм, то туркам, то снова сербам. Дольше всего — больше 200 лет, хоть и с перерывами, Белград был под османами, но окончательно освободившись от них после 1867 года, не стал сохранять турецкое архитектурное наследие (Белградская крепость, хоть и многократно перестроенная — одно из немногих исключений). Обретший независимость Белград отстраивался уже как столичный европейский город в модных тогда архитектурных стилях — неоклассика, неоренессанс, модерн, арт-деко. Таким и видят его исторический центр современные туристы.

Земун.

Иная история — у Земуна. Первое письменное упоминание Земуна относится к 12-му веку, когда на земли недалеко от впадения Савы в Дунай пришли венгерские завоеватели. С тех пор Земун практически всю свою историю входил в состав сначала Венгрии, затем — Австро-Венгрии и был все время небольшим поселением, самым южным форпостом страны. Его старая малоэтажная застройка с черепичными крышами в значительной степени сохранилась до сих пор.

На улицах Земуна.

В состав сербских территорий Земун вошёл только в 1918 году, после распада Австро-Венгрии, но еще 16 лет после этого оставался самостоятельным городом. А в 1934 году его включили в черту Белграда, и сегодня Земун — это окраинный район сербской столицы, ее северо-западная часть. И хотя Земун и Белград уже больше восьми десятков лет — это единое территориальное целое, но и сегодня за характерную архитектуру и самобытную культуру Земун часто называют кусочком Австро-Венгрии в Белграде.

В Земун из исторического центра Белграда мы приехали на такси. Такси в Белграде недорогое. А вот обратно из Земуна на правый берег Савы — в Старый город Белграда — мы возвращались уже пешком, пройдя по набережной Дуная, по паркам вдоль Савы, перейдя Бранков мост. Но обо всем по порядку.

Фрагмент набережной Дуная в Земуне.

Хотя главные точки для осмотра в Земуне мы для себя наметили заранее, у нас не было определенного маршрута по этому району. Мы попросили таксиста остановить нас на Главной улице (Главна по-сербски), зная что она сохранила множество образцов австро-венгерской архитектуры.

Фасады Главной улицы Земуна.

Но первое, что мы увидели, выйдя из такси, была постройка, хранящая совсем недавнюю историю Сербии — здание штаба Военно-воздушных сил со скульптурой Икара на фасаде. Монументальное строение возвели в 1935 году, а в 1999 году оно целенаправленно подверглось бомбардировкам НАТО. С тех пор здание частично восстановили, но оно производит какое-то удручающее впечатление.

Здание штаба ВВС.

А на Главную улицу Земуна, действительно, смотрят красивые фасады множества домов, построенных еще в 18-19-х веках, и многие из них очень хорошо отреставрированы. Смотрите сами.

Белград: район Земун

Есть в Земуне и свой «Арбат» — пешеходная улица по имени Господска, которая тянется перпендикулярно Главной улице до набережной Дуная. Эта улочка — типичная пешеходная зона с уютными кафешками. Рядом с ней находится Памятный каменный крест с изображениями святых, местная мэрия.

Земунский «Арбат» - Господска улица.

Рядом с Господской улицей - тоже пешеходная Магистратска ...

«Арбат» приводит на Большую площадь — Велики трг. Там разместился местный рынок, и хотя он порадовал нас своими красками, красивые здания, окружающие эту площадь, рассмотреть не получилось.

Рынок на площади Велики трг.

Однако главное достоинство Земуна состоит даже не в его архитектуре, а в том, что Земун, вернее, его центр, расположен на холме, с которого открываются прекрасные виды.

Итак, по извилистым брусчатым улочкам с характерными домиками начинаем подниматься вверх. Это район малоэтажной застройки, частично — отреставрированный, местами — нет. По большей части он сохранил свой прежний вид, с узкими, в основном мощеными улочками. Чем выше вверх, тем плотнее становится застройка, тем ближе примыкают домики друг к другу.

По пути к башне Гардош.

На вершине холма высится башня Тысячелетия, или Миллениум (она же — башня Гардош) — главная достопримечательность Земуна. Возвели строение венгры в 1896 году, увековечив 1000-летие своего пребывания на Среднедунайской низменности. Всего таких башен было построено четыре, и одна из них досталась Земуну — как самой южной точке Австро-Венгерской империи.

Башня Гардош - главная достопримечательность Земуна.

Смешение разных архитектурных стилей в ее формах бросается в глаза уже на подходе к башне.

Башню построили на руинах старой крепости, небольшие фрагменты которой сохранились до наших дней и хорошо видны.

Место очень живописное, и судя по всему, популярная площадка для фотосессий...

Белград: район Земун

В наши дни 36-метровая башня используется в качестве смотровой площадки, хотя ранее долгое время на ее вершине сидели пожарные и вели наблюдение, не вспыхнул ли где-то огонь.

Вот такой замечательный вид открывается с башни Гардоша. Впереди - место слияния Дуная и Савы. На горизонте - исторический центр Белграда. А на переднем плане - купол колокольни церкви Святого Николая Чудотворца.

Вид замечательный, но его портят три богатыря.
Вид замечательный, но его портят "три богатыря".

Хотелось бы посмотреть в глаза гл. архитектору Белграда, который санкционировал их постройку в этом месте.

Здесь видно, как близко к Земуну, его Главной улице эти бетонные уродцы расположены (административно они относятся к Новому Белграду).

После посещения башни по старым улочкам Земуна спускаемся в сторону набережной Дуная. По пути рассматриваем еще несколько интересных объектов.

Семейный дом Карамата - ныне памятник культуры. Дом состоит из трех частей с одним главным входом, которые строились в разное время в период с 1764 по 1827. Википедия утверждает, что фасад выполнен в стиле классицизма.

Ни один русский не пропустит такие вывески:). «Дебела» - это просто толстые, а не то, что можно подумать.

Церковь Св. Николая Чудотворца, также известная как церковь Св. Отца Николая, или Николаевская церковь, считается старейшим православным храмом Земуна и сербской столицы. Современное здание церкви строилось в 1745—1752 гг. в стиле барокко. Немного позднее в церкви появился роскошный барочный иконостас. Но пожалуй, больше всего впечатляет колокольня храма. Ее лучше всего видно с башни Гардоша.

Православная церковь Св. Николая Чудотворца в стиле барокко.

Кошки Земуна.

В Земуне мы обратили внимание на еще один объект — современный. Это единственный в восточной Европе частный оперный театр под названием Мадленианум. Основателем и спонсором Madlenianum является Мадлена Цептер — жена основателя бизнеса «Цептер». В Белграде видишь марку Цептер тут и там (фонд, музей, премия и т. д.), потому что Цептеры родом из Сербии (их настоящая фамилия — Янкович) и, видимо, активно инвестируют в страну.

Частный оперный театр Мадленианум в Земуне.

Берег Дуная в пределах Земуна превращен в многокилометровую набережную с многочисленными ресторанами с террасами и патио, кафанами и прогулочной полосой вдоль реки.

На набережной Дуная.

Набережная Дуная — потенциально приятное место для прогулки и для того, чтобы выпить-закусить. Но то ли летний сезон во время нашего визита еще не открылся, то ли местный ресторанный бизнес просто в кризисе, но очень многие заведения были закрыты, мусор не убран, трава не кошена…

Набережная длится несколько километров и тут можно найти заведение на любой вкус и кошелек.

Прогулка идёт по берегу сначала Дуная, потом Савы. И там, и там проходишь мимо многочисленных сплавов. Сплав — это слово сербское, а явление — белградское. Сплав — это постоянно пришвартованная баржа, на которой устроен отель, клуб или ресторан. Пишут, что сплавы очень популярны у сербов, и многие вечеринки проводят именно на них. Мы видели много таких барж-ресторанов в Белграде, но ни на одной из них не побывали.

Расстояние от холма Гардош в Земуне до Бранкова моста составляет около 5 километров, но время летит незаметно. Перейдя по мосту на другую сторону Савы, оказываешься в историческом центре Белграда. Но это уже другой рассказ.

Белград: район Земун

Земун нужно сравнивать, с нашей точки зрения, не только с историческим центром Белграда, но и с Нови-Садом. «Входящие» у Земуна и Нови-Сада во многом похожи: оба — на высоком берегу Дуная с крепостями на горе, с очень значительным венгерским влиянием и наследием… Но если у вас есть всего один день, который вы готовы провести за пределами исторического Белграда, смело выбирайте Нови-Сад, а не Земун. Нови-Сад — на порядок интереснее, разнообразнее и ухоженнее, чем Земун.