Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 3:23

Один день в Нови-Саде

Нови-Сад — Сербия Май 2023

Весной 2023 года мы опять добирались в Москву с пересадкой в Белграде. Задержавшись в нём на три дня, мы решили воспользоваться такой возможностью и съездить на один день в город Нови-Сад, о котором слышали и читали много хорошего. Сделать это оказалось несложно, поскольку из Белграда в Нови-Сад ходит скоростной поезд «Соко» («Сокол»), покрывающий расстояние между этими городами всего за полчаса при весьма умеренной цене билета.

Перед поездкой в любой город мы стараемся хотя бы немного разобраться с его историей, и вот что хотелось бы сказать в этом смысле про Нови-Сад. Город возник в 1694 г. как сербское поселение на левом берегу Дуная, напротив австро-венгерского Петроварадина, в котором имперские власти запретили селиться православным. В 18-м веке Нови-Сад стал крупнейшим городом с сербским населением в период, когда у сербов не было своей государственности. Многие сербы поселилось в нём, эмигрировав с территорий, захваченных турками. В 1848 году произошла катастрофа — во время хаоса венгерской революции и последовавшей гражданской войны Нови-Сад был практически полностью разрушен. Всю вторую половину 19-го века город считался частью Венгрии и восстанавливался в римско-католическом стиле при уменьшении доли сербского населения. Поэтому сейчас в архитектурном смысле Нови-Саду примерно 150–170 лет и выглядит он очень по-западноевропейски. В составе сербского государства он оказался только в 1918 году после распада Австро-Венгрии по итогам ПМВ.

Отправившись пешком от вокзала к центру города, мы составили маршрут таким образом, чтобы пройти по Еврейской улице, где находится синагога, одна из важных исторических и архитектурных достопримечательностей Нови-Сада. Синагога не подвела — она удивила нас своими внушительными размерами и изящным декором. Здание синагоги — уже пятое на этом месте, первое было возведено ещё в 18-м веке. Нынешняя синагога сооружена в 1905—1909 гг. на средства местной еврейской общины архитектором Липотом Баумхорном в стиле венгерский модерн.

Боковой фасад синагоги.

Заплатив 200 динаров (около 2-х долларов) охраннику у входа, мы проникли внутрь здания и открыли рот от изумления — настолько красиво там было. Белый интерьер с витражами в боковых стенах и на куполе произвели очень сильное впечатление.

Белый интерьер синагоги очень красив.

Число евреев в городе значительно уменьшилось после ВМВ как результат холокоста и эмиграции в Израиль. Поэтому в 1991 г. из-за небольшого числа прихожан синагога была закрыта и в ней стали проводить концерты классической музыки (в здании замечательная акустика).

Детали интерьера.

Дойдя до конца Еврейской улицы, мы пересекли широкий бульвар и оказались рядом с современным зданием Сербского национального театра. Он был основан в 1861 году, имеет драматическую, оперную и балетную труппы. Представления в театре даются на нескольких южнославянских языках.

Сербский национальный театр, здание 1981 г.

Пройдя чуть вперёд, мы вышли на центральную и самую главную площадь Нови-Сада — площадь Свободы (Трг Слободе). Раньше здесь был городской рынок (трг), а сейчас расположены самые главные здания города, включая ратушу и храм.

Площадь Свободы, панорамный вид.

Помимо ратуши, доминантой площади служит католическая церковь Св. Марии, построенная в 1895 г. в неоготическом стиле на месте предыдущей церкви, разрушенной в 1848 г. Снаружи впечатляет 72-метровая колокольня храма, а также покрытая керамикой крыша. Жители Нови-Сада часто называют церковь «собором», хотя на самом деле собор данной епархии находится в городе Суботице.

Церковь Св. Марии с высокой колокольней и керамической крышей.

Внутри церковь украшена красивыми витражами, выполненными чешскими и венгерскими мастерами (мы не смогли их хорошо сфотографировать, поскольку внутрь церкви не попали, а лишь потоптались у решетки перед входом). Главный алтарь посвящен Деве Марии, по бокам от неё расположены статуи венгерских королей, что не удивительно, поскольку именно венгры построили новый храм для католиков Нови-Сада.

Красивые здания на северной стороне площади. Конец 19-го века, стиль арт-нуво.

В центре площади - памятник Светозару Милетичу, известному сербскому политическому деятелю 19-го века, который некоторое время был мэром Нови-Сада.

От площади Свободы мы вышли на улицу Змай-Йовина, главную пешеходную улицу в центре Нови-Сада. Вся она заполнена симпатичными кафешками, в которых всегда много народу, особенно в тёплое время года. К сожалению, посидеть там у нас не было времени из-за насыщенной программы в городе. Названа улица в честь популярного поэта Йована Йовановича, получившего прозвище «Змай» (змей) по имени издававшегося им острого сатирического журнала.

В конце улицы мы вышли к самому красивому зданию Нови-Сада — дворцу епископа (владыки) Бачской епархии (Владичански двор). Он был построен в 1901 году архитектором Владимиром Николичем на месте старого дворца в стиле, которому трудно найти точное определение. Знатоки находят здесь элементы византийской архитектуры, итальянских ренессансных дворцов и даже средневековых сербских монастырей. Как бы там ни было, дворец вышел великолепный, и мы зависли перед ним надолго, благо погода и освещение благоприятствовали съёмке.

Владичански двор, 1901.

За Владичанским двором начинается симпатичная улица Николы Пашича, на которой есть несколько интересных достопримечательностей, включая Георгиевскую и Николаевскую церкви, а также здание Матицы Сербской.

Улица Николы Пашича.

Фасад Георгиевской церкви (слева) и Заветный крест рядом с ней (18-й век, справа), который раньше стоял перед епископским дворцом на месте памятника Йовану-Змаю.

Прогулявшись по улице Пашича, мы вернулись по ней обратно к Владичанскому дворцу, откуда отправились по пешеходной Дунайской улице в сторону набережной. На этот раз нашей целью был Дунайский парк и расположенный рядом с ним музей Воеводины.

Музей Воеводины (автономной провинции в рамках Сербии) поразил богатством своих археологических, этнографических и исторических коллекций. Мы зашли туда, чтобы взглянуть на его уникальные экспонаты — три позолоченных римских шлема, — но даже беглого взгляда на остальную экспозицию было достаточно, чтобы пожалеть об отсутствии у нас времени познакомиться с этим музеем поближе.

Римские шлемы были найдены (в 1955 и 2006 гг.) в окрестностях Нови-Сада, которые когда-то очень давно были частью римской провинции Паннония. В начале 4-го века эти территории были ареной гражданской войны между двумя императорами-соправителями, Константином и Лицинием, оспаривавшими друг у друга право на единоличное обладание римским троном. Видимо, именно тогда кто-то из их генералов и потерял свою парадную амуницию.

Дунайский парк — это очаровательный островок зелени в центре города с «лебединым озером» посередине. На аллеях парка установлены памятники сербским поэтам, а одна скульптура там — памятник Преподобному Сергию Радонежскому — подарок от Москвы.

В Дунайском парке.

Виды в Дунайском парке.

Люди на отдыхе в парке.

Выйдя из парка, мы перекусили в попавшемся по дороге кафе, а затем направились в сторону Варадинского моста, чтобы перейти по нему Дунай и попасть в Петроварадинскую крепость, популярную туристическую зону Нови-Сада. Название крепости происходит от венгерского Pétervárad — «город Петра».

Вид на Петроварадинскую крепость с моста через Дунай.

Часто называемая «Гибралтаром на Дунае», Петроварадинская крепость является одной из самых больших, сложных и лучше всего сохранившихся крепостей в Европе. Одновременно это прекрасный образец военной архитектуры 18-го века. Крепость на этой излучине Дуная существовала ещё с римских времён и на протяжении веков переходила из рук в руки, становясь с каждым столетием всё более укреплённой. Когда Габсбурги отбили Петроварадин у турок в 1692 году, они немедленно начали возведение современной крепости на основе фортификационной технологии маркиза де Вобана, выдающегося французского военного инженера. В силу различных причин строительство затянулось и было закончено лишь в 1780 году.

План Петроварадинской крепости. Сколько же всего там нагородили!

За почти 90 лет австрийцы соорудили крепость-монстра: три уровня укреплений, десятки бастионов и артиллерийских батарей, 400 пушек, 16 км подземных коммуникаций. Однако к моменту окончания строительства угроза нападения со стороны турок значительно уменьшилась, и крепости ни разу не пришлось выдерживать осаду с их стороны. Парадоксально, но единственный военный эпизод в истории крепости был связан с почти полным разрушением её орудиями города Нови-Сад в 1848 году, во время внезапно вспыхнувшей войны между сербами и венграми (в Петроварадине в тот момент находился венгерский гарнизон).

Перейдя по мосту через Дунай, мы оказались в Нижней крепости, где раньше находился её административный центр с казармами и штабами. Теперь это просто жилой квартал Петроварадина, главное украшение которого — барочная церковь Св. Георгия, построенная иезуитами с 1701 по 1734 гг. Написано, что внутри она очень красива, но во время нашего визита оказалась закрытой:(Внутри храма похоронены австрийские офицеры, погибшие во время сражения с турками под Петроварадином в 1716 г. Тогда австрийцы во главе с принцем Евгением Савойским одержали решительную победу.

Главный туристский объект крепости — Часовая башня, установленная на самой верхней площадке, откуда открываются прекрасные виды на Нови-Сад. У часов этой башни есть одна особенность: длинная стрелка на них показывает часы, а короткая — минуты. Сделано это якобы для того, чтобы моряки на Дунае могли лучше разглядеть время на циферблате. Скорее, однако, это признак неспешности жизни в Нови-Саде — часы важны, а минуты могут и подождать…

Виды на Нови-Сад из Верхней крепости.

Со смотровой площадки мы отправились прямиком в музей в надежде попасть на экскурсию по подземным галереям крепости. Увы, на тот день экскурсии уже закончились. Правда, работник музея подсказал нам один способ взглянуть на галереи — сходить к Большому военному колодцу, находящемуся под землёй. Спуск к колодцу начинался прямо из музея.

Фото: © Трип для души

Устройство Большого военного колодца. К нему из музея ведёт подземная галерея.

Фото: © Аватары

После музея мы обошли по периметру бастионы Верхней крепости, любуясь открывающимися видами. Особенно хороши были панорамные виды на Дунай и город Нови-Сад за ним.

Бастионы и ворота крепости.

Виды на Дунай с террасы крепости.

Вниз для разнообразия мы спускались из Верхней крепости через другие ворота, и с этого маршрута открывались хорошие виды на Нижнюю крепость и ж/д мост через Дунай.

Вид на Нижнюю крепость и Дунай

Уже спустившись в Нижнюю крепость, подошли поближе к её Белградским воротам, построенным в 1753 г. в барочном стиле. Когда-то в них была тюрьма, в которую во время ПМВ был посажен за коммунистическую пропаганду Иосип Броз Тито, будущий президент Югославии.

Белградские ворота, вид изнутри.

На этом наш однодневный визит в Нови-Сад завершился: последовал марш-бросок к вокзалу и через час мы уже были в Белграде. Нови-Сад очень понравился — город с европейской историей в сочетании с сербской доброжелательностью и гостеприимством оставляет очень приятное впечатление.