Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была сегодня 13:48

Константиново — Россия Октябрь 2020

3 октября 1895 года родился один из ярчайших русских поэтов — Сергей Есенин. По случаю 125-летия со дня его рождения в селе Константиново, где родился и вырос поэт, были проведены праздничные мероприятия. И несмотря на то, что я никогда не была большой фанаткой Есенина, мы не могли пропустить это событие.

В этом мире я только прохожий...

День выдался великолепный — тёплый и солнечный. Деревья принарядились к празднику в золотые одежды, создавая радостное настроение.

Наш «нафигатор» тоже не подвёл — провёл нас какими-то «партизанскими» тропами прямёхонько на соседнюю с музеем улочку, где мы и припарковались. Это уже потом, когда уезжали, увидели место для официальной парковки и должна сказать, что оно оказалось не близко. Так что, очередной раз скажем спасибо нестандартным решениям:).

Торжество и веселье начиналось практически у входа — гостей встречали песнями и плясками.

В этом мире я только прохожий...

Народу на праздник приехало видимо-не видимо! В кассу пришлось постоять минут так «-дцать».
Но, согласно веянию времени, многие в основном были в масках, а измерение температуры проходило в обязательном порядке.

В этом мире я только прохожий...

Сфотографировать тополь, посаженный самим Есениным в 1924 году, так, чтобы поблизости кого-то не было, так и не удалось:).

Музей-заповедник был открыт в 1965 году к 70-летию поэта благодаря стараниям сестёр Есенина.

Но началось всё гораздо раньше, сразу после смерти Есенина — сюда, в Константиново, потянулись поклонники его поэтического дара. Они приезжали и приходили к дому, где жила Татьяна Федоровна, мать Сергея, чтобы высказать своё почтение и свою печаль. Постепенно, в заведённых для отзывов тетрадях, появились тысячи записей и просьб организовать музей на родине народного любимца.

Фото пришлось взять из интернета, так сфотографировать самостоятельно не было возможности из-за неимоверного количества народу вокруг .

Для создания музея была создана комиссия, в состав которой вошли писатели, специалисты музейного дела, архитекторы, художники и сёстры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна. На тот момент это был первый музей, посвящённый Есенину и долгое время — единственный. Только спустя 30 лет после открытия музея в Константиново появилась литературно-мемориальная экспозиция в Москве, в Б. Строченовском переулке д. 24, стр. 2, где с 1911 по 1918 годы жил поэт.

На момент работы комиссии по созданию музея в Константиново в доме родителей Есенина уже размещалась выставка «Жизнь и творчество С. А. Есенина» и сельская библиотека, и для создания мемориальной экспозиции требовалось воссоздать обстановку быта семьи поэта. В этом, как раз, и помогли сёстры — Александра и Екатерина. Они рассказали, какими были перегородки в доме, как располагались предметы быта, как выглядели занавески на окнах, с какой кружевной оторочкой.

Переступая порог есенинского дома, попадаем в просторные сени, где можно увидеть предметы быта и орудия труда. Среди них коса, принадлежавшая Сергею Есенину, серп Татьяны Федоровны, матери поэта, коромысло, хлебная лопата и другая крестьянская утварь.

В этом мире я только прохожий...

Часть предметов периода жизни Сергея в родительском доме хранилась на чердаке дома, другие предметы были заменены аналогичными.

В жилой части дома расположена небольшая кухня с белоснежной русской печью и предметами домашнего обихода.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Самовар, за которым собиралась вся семья Есениных.

В этом мире я только прохожий...

В горнице дубовый стол с настольной лампой, зеркало. На стене, в раме, висит Похвальный лист, которым был награждён Серёжа в 1909 году по окончании местной четырёхклассной школы.

Часы фирмы «В. Габю», подаренные отцу Есенина купцом Крыловым за долгую и безупречную службу, всё также отсчитывают время, как и при жизни поэта.

В небольшой комнатке, у окна, стоит деревянная кровать с лоскутным одеялом, рядом — сундучок, подаренный Есенину священником Иоанном Смирновым.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Из сохранившихся построек на территории усадьбы со времени жизни поэта остался лишь амбар.

В этом мире я только прохожий...

Все остальные здания восстановлены к открытию музея,

как и сад, сгоревший при пожаре 1922 года.

В этом мире я только прохожий...

Осмотрев усадьбу Есениных, мы отправились в расположенный напротив храм Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь была построена на месте старой, деревянной, в 1779 году известным архитектором Иваном Егоровичем Старόвым по заказу вице-канцлера Александра Михайловича Голицына, владевшего в то время селом Константиново.

В этом мире я только прохожий...

Колокольня была пристроена позже, после 1808 года. Забегая вперёд, скажу, что в 1952 году колокольня была варварски разрушена — по словам очевидцев её подрыли по периметру со всех сторон, под фундамент подложили бревна, а затем подожгли. При прогорании брёвен колокольня начала крениться и завалилась на бок. Уцелевшие колокола были разбиты, кирпичи использовали для строительства свинарника.

Там настроены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей

Восстановление колокольни начали 1994 году, в 2001 закончили.

Да, и церкви самой тоже досталось — в 1937 году её закрыли, а с 1939 года здание храма использовали под склад местного колхоза.

Реставрация церкви началась в 1972 году, когда было принято решение передать её музею. В 1979 году был частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII века и охраняется государством. В 1990 году здание храма передано Русской православной церкви.

В этом мире я только прохожий...

Рядом находится восстановленный дом, в котором жил священник Иоанн Яковлевич Смирнов.

Батюшка венчал в Казанской церкви родителей Есенина, крестил маленького Сергея, названного в честь Святого Преподобного Сергия Радонежского. Иоанн Яковлевич способствовал поступлению 12-летнего Серёжи в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу. Он же совершил отпевание по кончине поэта, несмотря на слухи о самоубийстве. Это стало возможным в связи с тем, что незадолго до смерти Есенин лежал в психиатрической больнице и это явилось исключительным обстоятельством, разрешающим отпевание.

Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа, которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом. К 100-летию со дня рождения поэта школа была восстановлена.

В этом мире я только прохожий...

В школе развернута экспозиция, посвященная роли земских в образовании и воспитании крестьянских детей. В мемориальном есенинском классе можно увидеть грифельную дощечку для письма, которой пользовался Сережа во время учебы в первом классе, фотографии его первых учителей, учебники, литературу для чтения, наглядные учебные пособия.

Частью есенинского музея является и особняк с мезонином и красивой верандой.

В этом мире я только прохожий...

Когда-то в этом доме жила Лидия Ивановна Кашина (в девичестве Кулакова), которая, по мнению исследователей творчества Есенина, стала одним из прообразов Анны Снегиной — героини одноименной поэмы.

Есенин впервые увидел Лидию Кашину юной девушкой. А в мае 1916 года, когда Есенин уже стал известен как поэт, она пригласила его в свой дом. С тех пор, видимо, и началось близкое знакомство.

На мой взгляд, у Есенина с женщинами были сложные отношения, а точнее у женщин с Есениным. За свою короткую жизнь голубоглазый златокудрый поэт только официально женат был трижды (Зинаида Райх — дочь Татьяна и сын Константин, Айседора Дункан и Софья Толстая) плюс один гражданский брак — Анна Изряднова (сын Юрий, расстрелянный в 1937 году). А были ещё поэтесса и переводчица Надежда Вольпин (сын Александр — математик, философ и поэт, участник диссидентского и правозащитного движения в СССР), Галина Бениславская, застрелившаяся на могиле Есенина, Августа Миклашевская — актриса Московского Камерного театра (одна из немногих, кто смогла всё же подчинить сердце разуму), учительница русского языка в Баку Шаганэ Тальян (Шаганэ ты моя, Шаганэ!…)

Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

В случае с Лидией Кашиной ничего подобного никогда не было, это была искренняя и нежная дружба. Мы спрашивали у служащих музея, но нам ответили категорическое «нет». Косвенным подтверждением являются слова самого Есенина, который написал в своей поэме «Анна Снегина»:

Когда-то у той вон калитки Мне было 16 лет,
И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!»

Но судьба самой Кашиной была совсем иной, куда печальней и трагичней, чем у героини поэмы.

Воссозданная на первом этаже обстановка переносит нас в то время, когда в доме бывал Сергей Есенин.

В этом мире я только прохожий...

Экспозиция рассказывает нам о жизни семьи Кашиной и ее гостях, односельчанах поэта.

Здесь можно увидеть сохранившийся с тех времен рояль, первую книгу С. А. Есенина «Радуница», накидку хозяйки дома, многочисленные фотографии, подаренные музею сыном Л. И. Кашиной Юрием Николаевичем Кашиным.

У меня фото получилось сильно отсвечивающее, поэтому взяла из интернета

В сохранившемся каретном дворе экспонируются временные выставки.

В этом мире я только прохожий...

А праздничные мероприятия продолжались. У усадебного дома, на лужайке, разыгрывалась сцена «из жизни отдыхающих»…

Кульминацией праздника явилось выступление Сергея Безрукова, представившего музыкально-поэтический спектакль «Хулиган. Исповедь». В постановке участвовал камерный эстрадный ансамбль, звучал бэк-вокал.

Фото с сайта музея.

Мы немного послушали и пошли гулять дальше.

И всё же одним из самых ярких моих впечатлений от музейного комплекса был высокий берег Оки, с которого открывается вид на излучину реки и великолепное раздолье вокруг. И я уверена, что не только для меня. Выйдя к реке, мы оказались среди прочих, таких же прогуливающихся по территории, и я никогда не видела, чтобы столько людей вставали, как вкопанные и словно заворожённые любовались окружающими просторами.

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,

Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан Волхвов, потайственно волхвующих.

В этом мире я только прохожий...

Музей лучше всего посещать с экскурсией, нам не удалось это сделать — в связи с праздником было невозможно записаться на экскурсию, даже заблаговременно. Но для меня это обстоятельство оказалось «плюсом» — мне пришлось залезть в биографию Есенина (не ту, что так сухо нам преподносили в школе), прочесть кучу воспоминаний о поэте и его писем.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней

В своё время преподаватель литературы, очень увлечённый своим предметом человек, говорила нам: «Произведения поэта нельзя рассматривать в отрыве от его биографии, и наоборот». Эти слова навсегда врезались мне в память, но, к моему стыду, я не следовала этому совету. Сейчас я понимаю, как она была права…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм