Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Муром — Россия Май 2023

Чаще всего, если речь идёт о старинном российском городе, в непосредственной близости обязателен монастырь. Бывало и такое, когда город своим образованием обязан монастырю. Слобода разрасталась, превращалась в город и обитель оказывалась на его территории. Таким образом, возле обычного провинциального города один, максимум два монастыря.

В этом плане Муром редкое исключение — здесь монастырей пять!

Возвышающийся над Окой Спасо-Преображенский мужской монастырь на территории России считается древнейшим. В 1096 г. он впервые упоминается в летописи как «монастырь Спаса на бору».

Муромские монастыри

Повторяться не хочется, об истории города и про Спасо-Преображенский монастырь я уже писал:

Как я познакомился с потомком Ильи Муромца

Древнейшая обитель Святой православной Руси

Музей древнейшего российского монастыря

Муромские монастыри

Муромские монастыри в первую очередь притягательны древнерусской архитектурой. В советское время они были поруганы, теперь восстановлены.

Троицкий женский монастырь в историческом центре Мурома.

Основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Строительство началось с возведения Троицкого храма в 1642 — 1643 годах на месте старого одноименного деревянного храма.

Обитель существовала до 1921 года.

По известным причинам была закрыта и возродилась ровно через 70 лет.

Муромские монастыри

Первый раз я посетил это место в далёком 1988 году. По сути, никакого монастыря на ту пору не было, а в поделённом на коммуналки Троицком храме жили люди.

На момент нашего визита часть стены обрушилась, что говорит о древности кладки.

Муромские монастыри

По соседству с Троицким мужской Благовещенский монастырь. Их разграничивает Красноармейская улица и живописная площадь Крестьянина.

Некоторое время назад на площади появился памятник Петру и Февронии. Благоверные Муромские святые необычайно популярны. Они олицетворяют любовь и верность. В России в их честь установлено около 60 памятников.

Муромские монастыри

По архитектуре Благовещенский монастырь очень сильно похож на Троицкий.

Вход на территорию через дверь, что устроена в надвратном храме Стефана Архидиакона.

Благовещенский монастырь образовался из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее возведение приписывает благоверному Константину Святославичу — внуку Ярослава Мудрого.

Муромские монастыри

Если верить преданию, Благовещенский храм на месте двора князя Константина, и именно на этом месте князь крестил муромлян.

Константина и его сыновей похоронили в усыпальнице. В советское время мощи вскрыли и передали в музей. В 1989 г. они были возвращены.

Плита, что когда-то закрывала усыпальницу, оказалась выставлена в притворе. Со временем образовалось поверье, чтобы не болели кости и суставы, к стеклу, закрывающему плиту, нужно прислониться спиной и слегка потереться.

Муромские монастыри

Каждый год 3 июня, в день памяти Константина и его сыновей, на берегу Оки происходит редкая церемония. Священники открывают раку и надевают на головы верующих шапочки, напитанные благодатью Константина и его сыновей.

Большевики монастырь в 20-ые годы закрыли, оставив для верующих храм. После ликвидации Дивеевской обители оставшаяся часть монашек перебралась в Муром.

Сёстры служили при Богоявленской церкви, продолжая вести монашеский образ жизни. В память о Дивеевских монахинях на территории установлена часовня.

Муромские монастыри

Воскресенский женский монастырь на некотором удалении от центра, на высоком берегу Оки.

По мнению целого ряда историков, обитель образовалась как женская на стыке XII–XIII веков. Первое письменное упоминание относится к 1566 году.

В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано:

«Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел — великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью».

В 30-ые годы обитель закрыли. Возвращение в родное лоно Православной церкви состоялось в ноябре 1998 года.

Муромские монастыри

Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей.

Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии.

Муромские монастыри

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в XVI веке. В ней упоминается Крестовоздвиженский женский монастырь как уже существовавший. В 30-ые годы он оказался взорван, в настоящем возрождается.

В 2009 году началось строительство нового храма, в котором силами сестёр Свято-Троицкого монастыря возобновлена монашеская жизнь.

Кто любит паломнические туры, чтобы за один раз посетить несколько монастырей — обязательно приезжайте в Муром!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия