Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 1:40

Татев, Горис, Ереван — Армения Май 2023

Как бы ни любила я самостоятельные путешествия, но есть поездки, когда, с учетом собственных возможностей, лучше воспользоваться услугами организованного тура. Наша екатеринбургская турфирма, услугами которой пользуюсь не первый год, предлагает разнообразные варианты. Так, два года назад мы ездили с ними по Дагестану, в прошлом году — в Архангельск. В этот раз заинтересовал тур «Моя Армения»: насыщенная программа, хорошее размещение, прямой перелет. Почему нет?

Прямой перелет рейсом компании Red Wings прошел без задержек, долетели за 3,5 часа и в 19–20 приземлились в аэропорту «Звартноц» Еревана. Встреча с представительницей принимающей стороны, загрузка в автобус, и мы отправляемся «с корабля на бал» — на приветственный ужин в ресторан «Каманча».

Армения встретила доброжелательно и хлебосольно! А вы слышали, как звучит армянский дудук?

Сытые и довольные отправились в небольшую прогулку по Северному проспекту — пешеходной улице Еревана к площади Республики, где нас ждал автобус. По пути заглянули в обменник в супермаркете. Много менять необходимости не было, так как деньги нужны были только на подарки и сувениры, для того выделялось время в конце маршрута, а пока — на платные туалеты и «на всякий случай». С обменниками в Ереване проблем нет, они есть в супермаркетах и во всех крупных магазинах. За 1 рубль в конце мая выдавали 4,75–4,82 драма.

На площади Республики, как и на Северном проспекте, было довольно оживленно, но фонтан у Музея истории Армении уже не работал, стрелки часов на здании правительства приближались к 23–00. Вечерний город производил очень приятное впечатление.

Дом Правительства Республики Армения

В Ереване мы жили в отеле «Коньяк» 4*, пешком до площади Республики 25 минут. Неплохой отель, все необходимое было, в том числе открытый бассейн с подогревом. Поскольку о бассейне предупредили заранее, желающие с удовольствием плавали после тяжелого дня (если успевали до закрытия). С утра в кафе на 8 этаже предлагали отличные завтраки с хорошим выбором, больше всего радовала терраса с видами на город и прозрачным полом, через который можно было посмотреть на бассейн.

Первый день начался, конечно, с небольшой обзорной экскурсии по городу. Отправились к знаменитому ереванскому «Каскаду», который с 1980 года так и не достроили, но этого не замечаешь. Говорят, число ступеней до верха порядка 570, проверять не вижу смысла. Слева есть эскалатор, который поэтапно доставляет на 5 террас каскада. Внутри «Каскада» разместился Центр искусств Гафесчяна — художественный музей модерна и современного искусства. Пока поднимаешься, можно посмотреть на произведения из его коллекции, выставленные вдоль эскалатора.

Путешествие по зеленой стране Армении

На террасах «Каскада» много скульптур, но фонтаны еще не работали, их включают в 12 часов, как сказал мужчина из обслуживающего персонала.

Путешествие по зеленой стране Армении

Большой интерес вызвали, конечно, скульптуры в сквере перед «Каскадом». Особенно интересовались работами знаменитого колумбийца Фернандо Ботеро. Жаль, я не была в Колумбии, но видела работы Ботеро в Мадриде и Барселоне, теперь коллекция пополнилась еще тремя. Это «Курящая женщина», «Кот» и «Римский легионер».

Любителей фотосессий утащить из сквера к назначенному времени было сложно, скульптур там еще много.

Конечно, за два часа обзорной экскурсии по центру всего не увидишь, но город уже нравился: красивый, очень зеленый, чистый. В скверах много памятников различным людям, оставившим след в истории Армении: поэтам, художникам, музыкантам, военным и пр. Особенно хорош памятник Арно Бабаджаняну.

Площадь Республики

Затем была экскурсия в Матенадаран. Это научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения — не только крупнейшее хранилище древнеармянских рукописей, но и одно из крупнейших хранилищ рукописей в мире. «Матенадаран» так и переводится с армянского — хранилище рукописей. Здесь хранится более 17 тысяч древних рукописей V–VIII веков не только на армянском, но и на других языках. Здание для хранилища открыто в 1959 году.

Путешествие по зеленой стране Армении

Посетили музей Матенадарана, где экспонируются образцы древнеармянской письменности и книжной миниатюры, многие из них представляют большую художественную ценность. Экскурсия длилась около часа.

Евангелие, XIV век.

Но мы приехали смотреть не только Ереван, а всю страну, поэтому отправляемся в поселок Гарни в 28 км к востоку от столицы в живописной долине реки Азат.

Путешествие по зеленой стране Армении

Тут и время обеда подошло. Пока накрывали стол к обеду, нам показали, как готовят армянский лаваш,

Путешествие по зеленой стране Армении

а затем — сытный обед в ресторане с видами на знаменитый храм Гарни.

В этот день в школах Армении закончились занятия, — последний звонок, школьников мы встречали часто. Например, у каскада началась репетиция танца к какому-то торжественному мероприятию. А в Гарни навстречу шли веселые школьницы, с удовольствием согласившиеся сфотографироваться. Радовало, что дети хорошо говорят по-русски, впрочем, как и взрослые.

Путешествие по зеленой стране Армении

Музей-заповедник «Гарни» — это комплекс сооружений: остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани. Но самое известное сооружение, конечно, языческий храм, построенный в I  в. н. э. армянским царем Трдатом. Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества. Он посвящен богу Михру (Мгеру) — в древнеармянской мифологии богу Солнца, небесного света и справедливости.

На территории комплекса было много детей. Как мне сказала их сопровождающая, это дети армянской диаспоры из Лос-Анджелеса. Их привезли сюда, так как каждый армянский ребенок должен увидеть Армению и храм Гарни. Население Армении — 3 миллиона человек, а за ее пределами живет порядка 12 миллионов армян.

Путешествие по зеленой стране Армении

Увидели и природную достопримечательность, что находится неподалеку от Гарни в ущелье реки Азат, — «Симфонию камней». Эти удивительно симметричные шестиугольные и пятиугольные базальтовые столбы — результат вулканических потоков. Мне приходилось такие видеть в других странах, особенно много в Исландии. В Армении масштабы производят впечатление!

Начинался дождик, но у нас был еще один объект на маршруте этого дня — монастырский комплекс Гегард, что в переводе с армянского «копье». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело распятого Иисуса Христа на кресте и которое, как утверждается, привёз в Армению в числе других реликвий апостол Фаддей. Копье сначала хранилось в монастыре, а сейчас выставлено в музее Эчмиадзина, но, скажу сразу, мы его не видели.

Сначала монастырь назывался Айриванк — «пещерный монастырь», так как был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Согласно преданию, основателем монастыря был Святой Григорий Просветитель.

Вернулись в Ереван около 22 часов, а утром предстоял ранний выезд с освобождением отеля на сутки.

День второй начался удачно — нам показался Арарат! Его было видно уже в Ереване из окна номера, но вид был неудачным, гору закрывало здание. Зато она потом довольно долго сопровождала нас в пути.

Остановились, чтобы сделать фотографии монастыря Хор Вирап на фоне Арарата. Как известно, несмотря на то, что гора находится с 1921 года на территории Турции, это священная гора и национальный символ армян. Она изображена на гербе Армении. Посещения монастыря Хор Вирап в программе не было, но мы и без него их осмотрели достаточно.

Путешествие по зеленой стране Армении

Не пропустили и деревню аистов, где на каждом столбе — гнезда этих красивых птиц с парой птенцов в каждом.

Первым в этот день в программе стояло посещение монастыря Нораванк в 122 километрах от Еревана. Путь неблизкий, интересно было следить, как меняется пейзаж за окном автобуса.

Путь лежал через извилистое ущелье притока реки Арпа, которое славится отвесными красными скалами. Здесь в 122 км от Еревана в XIII–XIV веках был построен монастырский комплекс Нораванк.

Наш автобус на стоянке у монастыря Нораванк.

На территории монастыря расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), построенная в 1339 году. На фасаде церкви необычные узкие консольные лестницы без ограждения, ведущие к двери на второй этаж. Кстати, аттракцион невиданной смелости закончился: подниматься по лестницам на второй этаж запрещено.

Путешествие по зеленой стране Армении

Первой на территории монастыря была построена в IX веке церковь Святого Карапета. Сейчас ее руины можно увидеть слева на снимке ниже. В 1216–1221 годах справа от церкви Святого Карапета построили церковь Святого Степаноса, сейчас это главный храм монастыря. К ней в 1275 году была пристроена часовня Суб-Григор — родовой склеп князей Орбелянов.

Путешествие по зеленой стране Армении

Выслушав рассказы экскурсовода и осмотрев все церкви, отправились дальше. А дальше была «Пещера птиц» или пещера Арени, которая находится неподалеку от одноименного села на берегу небольшой речки Арпа. Размерами эта пещера не поражает, она интересна другим: здесь при археологических раскопках были найдены артефакты, которые стали рекордсменами по древности.

Раскопки здесь начаты в 2007 году и ведутся до сих пор. Самая ценная находка из этой пещеры выставлена в Музее истории Армении: кожаный башмак, после анализа кожи которого установили, что его возраст 5,5 тысяч лет. Это древнейшая кожаная обувь, когда-либо найденная археологами.

У хода в пещеру обнаружили останки жилых и складских помещений, в которых сохранились предметы быта, керамика, инструменты.

Говорят, в этой пещере живет 12 видов летучих мышей. Мышей мы не видели, а вот  птиц было множество, даже опасно стоять у входа в пещеру: они сновали туда-сюда, носили пищу своим ненасытным потомкам, можно попасть под обстрел. Видимо, из-за этих птиц пещера и получила свое название.

Путешествие по зеленой стране Армении

Арени — район виноделия Армении. Продегустировав местные вина и отобедав в ресторане Винного дома Arpa Parnas, мы отправились дальше.

Ночевать предстояло в этот раз в небольшом городке Гори́с в 240 км от Еревана. Сам городок мы не видели, только то, что можно было увидеть из окна гостиницы «Диана».

Путешествие по зеленой стране Армении

Заселившись, пересели из автобуса в микроавтобусы и отправились смотреть главную достопримечательность городка — «пещерный город» Хндзореск, протянувшийся на 3 км по склонам глубокого ущелья. Когда-то это было большое, многолюдное село, самое большое в Восточной Армении. На смотровой площадке мы встретили женщину, которая сказала нам, что родилась там. Последние жители покинули село в середине 1970-х годов, село перенесли выше, отстроив поселок Новый Хндзореск.

Самое древнее письменное упоминание о Старом Хндзореске приходится на XIII век, историк Степанос Обрелян рассказывал об этом горном селении в своих записях. Попасть в село можно по подвесному мосту длиной 160 метров, соединяющему Старый и Новый Хндзореск. Мост висит над пропастью на высоте 63 метра, а дойти до моста нужно, спустившись по лестнице почти в полтысячи ступеней. Учитывая, что отношения с лестницами у меня с недавних пор сложные, вниз не пошла, посмотрела на окрестности со смотровой площадки.

Утро третьего дня порадовало хорошей погодой. Это было важно, учитывая путь, который предстояло проделать в этот день. Часть пути проехали на автобусе, а затем воспользовались услугами «Крыльев Татева». Это канатная дорога длиной 5752 метра, внесенная в Книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная реверсивная канатная дорога в мире.

Дорога, проложенная над ущельем реки Воротан от села Алидзор до Татевского монастыря была построена в рекордные сроки — за 10 месяцев и открыта в 2010 году. В кабинку вмещается 30 пассажиров и один проводник, две кабины движутся навстречу друг другу из конечных точек.

Путешествие по зеленой стране Армении

Максимальная высота — 320 метров, виды из кабинки замечательные! Жаль, путь занимает всего 12 минут. Особенно интересно было увидеть сверху серпантин автомобильной дороги, по которой нам предстояло возвращаться в Ереван.

Татевский монастырь находится рядом с нижней станцией канатной дороги. Он был основан в конце IX — начале X веков, в X веке в монастыре проживало около тысячи человек. Это был один из важнейших центров науки и просвещения средневековой Армении. В 1373 году в обители был основан Татевский университет.

Храм Сурб Погос-Петрос (святых апостолов Павла и Петра) построен в 895—906 годах.

Провели в монастыре полтора часа, заглянули во все помещения, а их там достаточно. Хватило времени экскурсию послушать, а любителям фотосессий запечатлеться на фоне ущелья и монастырских стен.

Обратный путь был неблизким, с учетом горных дорог не менее пяти часов до озера Севан. Подкрепились долмой в ресторане эко-отеля Harsnadzor, и в путь!

Дорога лежала через Селимский перевал, расположенный на высоте 2500 м. Виды открывались красивейшие! Устала крутить головой, пытаясь на ходу успеть поймать эту красоту в объектив.

Путешествие по зеленой стране Армении

В древние времена через Селимский перевал проходил Великий шелковый путь, связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем.

Напоминает об этом Селимский караван-сарай, когда-то предоставлявший ночлег караванам с товарами, державшим путь через Армению. Надписи над входом зафиксировали даты начала и конца строительства этого караван-сарая: 1326 — 1332 годы. Заглянули, интересно было понять, как там размещались люди, кони и товары.

Около 19–00, проехав вдоль западного берега озера Севан, прибыли на полуостров (бывший остров) рядом с городом Севан. Темнело, уже все в серых красках… Но нам и был обещан программой только закат на озере Севан.

Люди на берегах Севана жили с древних времён, до наших дней сохранилось немало исторических и археологических памятников. На полуострове находится монастырь Севанованк, основанный в 305 году. Причем обитель и сейчас действующая, от нее остались две небольшие церкви: Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин, построенные в 874 году.

Атмосфера здесь совершенно курортная: отели, кафе-рестораны, сувенирные магазины, катера, готовые прокатить вас по глади озера…

Путешествие по зеленой стране Армении

А я ждала заката. Дождалась! Пусть не очень выразительный, но закат был, и озеро Севан мы увидели. Можно ставить галочку.

Путешествие по зеленой стране Армении

60 километров пути, мы снова в Ереване в том же отеле «Коньяк», в тех же номерах, но в новых тапочках.))

Утром четвертого дня осматривали объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сначала — руины храма Звартноц, построенного в 640–650 гг. н. э. и обвалившегося в X веке во время землетрясения.

Затем — Эчмиадзинский монастырь — духовный и административный центр Армянской апостольской церкви. Комплекс обширный и красивый, заслуживает отдельного рассказа.

В центре комплекса — Эчмиадзинский кафедральный собор, главный храм Армянской апостольской церкви и престол католикоса всех армян. Этот собор, основанный в 303 году, считается одним из древнейших христианских соборов мира. Строился и перестраивался не одно столетие.

Путешествие по зеленой стране Армении

В завершение экскурсии был обед в ресторане «Агапе» на территории монастыря. Это ресторан аутентичной армянской кухни, который принимает гостей с 17 века. Здание 1655 года — бывшая монастырская трапезная.

Путешествие по зеленой стране Армении

Разве может быть Армения без армянского коньяка? Конечно, экскурсия на коньячный завод тоже была! Все по полной программе: посетили коньячный завод «Арарат», его музей, дегустационный зал и магазин.

Вечером было немного свободного времени и неудачная погода: пытался идти дождь, все серо и мрачно. Но по городу погуляла.

День пятый, последний, порадовал солнцем уже с утра. Начали с посещения центрального рынка Еревана — «Гуми Шука», он был в пяти минутах ходьбы от нашего отеля. Без подарков и сувениров из Армении уехать сложно.

Упаковав чемоданы, освободили номера, сложили багаж в автобус и остались наедине с Ереваном до 17–30.

Вот когда удалось погулять без спешки в свое удовольствие! Посмотреть пешеходный Северный проспект днем, посидеть на лавочке в Парке влюбленных, посмотреть на Резиденцию президента Армении,

оценить работу ереванского метро.

А к в 17–00 вернуться на площадь Республики, где нашу команду уже ждал знакомый автобус. Вылетели домой по расписанию.

Путешествие по зеленой стране Армении

Что могу сказать в заключение: Армения понравилась! Здесь есть все, что так любят туристы: исторические достопримечательности и природные красоты, доброжелательность местных жителей, вкусная еда. Страна удобна для самостоятельного туризма: работают карты Мир, все говорят по-русски.

Столицу можно посмотреть самостоятельно, а если куда-то невозможно или неудобно добраться общественным транспортом, можно купить экскурсии. На площади Революции стоят машины от турфирм, предлагающих десятки разнообразных вариантов экскурсий.

Рекомендую, страна заслуживает внимания, пусть вы, как и мы, будете здесь уже далеко не первыми!