Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 13:12
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Пронск — Россия Август 2021

В последний день лета я решил посетить Пронск. Сказать по правде, к этому подтолкнул рассказ Владимира - Мимолётно по Пронску...

Прочитал, начал изучать логистику, но до дела долго не доходило. И вот, наконец, в последний день лета по утру с петухами я отправился в Пронск. В десять часов уже был в Рязани, купил на автовокзале билет до Пронска на 10 ч. 30 мин. и обратный в Москву на 18 ч.

До Пронска долетели за полтора часа. Таким образом, в 16 ч. мне нужно было выехать в Рязань. На изучение города оставалось 4 часа, которые я постарался использовать по максимуму.

Официально Пронск на 18 лет старше Москвы. Город впервые упоминается в 1131 г. в Никоновской летописи.

Если посмотреть на карту, трасса 61К-005 Рязань - Скопин проходит через рабочий посёлок Пронск.

На самом деле, в состав добавлен ряд прилегающих деревень.

Исторический Пронск от трассы в стороне. Идти туда пришлось пешком.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Древний русский город оказался чем-то средним между посёлком и большим селом.

Мой визит пришёлся на вторник. На одной из площадей довелось застать базар, который в половине первого уже заканчивал работу. Продавцов было больше чем покупателей. Последние, судя по всему, ещё не успели получить пенсию.

Выхожу на Первомайскую улицу.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Раньше она называлась Московской и в самом её начале находилась Пронская застава, через которую осуществлялся въезд в город. Именно здесь располагалось наибольшее количество купеческих особняков.

Улица вела она к Соборной площади, нынешней пл. Горького.

Жаль, но к настоящему моменту из старых зданий уцелело немногое.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Казанский собор в 30-ые годы снесли, после чего площадь оказалась полностью перестроена. Даже не верится, что в базарный день здесь собирался весь город, а из ближайших деревень приезжали крестьяне и предлагали товар.

До революции Пронск славился животноводческим рынком, ложкарями и бондарями. С 1828 г. функционировала городская больница. Лечение в уезде было бесплатным. Труд медиков оплачивало земство, и оно же предоставляло жильё.

От Соборной площади начиналась ул. Свободы, нынешняя Советская. Здесь интересны Благовещенская церковь и здание Мужского уездного училища 1836 г. постройки, где с 1864 по 1872 год обучался Иван Владимирович Мичурин.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Второй этаж занимает Краеведческий музей, куда я давно хотел попасть, и, оказавшись единственным посетителем, с удовольствием слушал экскурсовода.

Народы, города, культуры, государства, империи... Всё уходит в прошлое, превращаясь в труху и пыль под натиском времени.

Пронское княжество! Его четырёхвековую историю пересказать невозможно... В состав вхо­ди­ли во­лос­ти на юго-за­па­де Ря­зан­ско­го княжества, верховья До­на и его при­то­ков - Не­пряд­вы и Мок­рой Та­бо­лы, а так­же при­то­ка Оки - Ме­чи. В вер­ховь­ях До­на появился город Ми­хай­лов.

Пронские князья кон­тро­ли­ро­ва­ли пу­ти по Оке и Дону. В конце XV века вла­де­ли Прон­ском, Пе­ре­ви­те­ском, Ря­за­нью и частично Пе­ре­яс­лав­лем-Ря­зан­ским. Пронск конкурировал с Рязанью и совсем короткий период являлся сто­ли­цей Ря­зан­ско­го княжества.

В 1460—1470-х годах оказался присоединён к Рязани. В 1520 г. вместе с ней вошёл в состав Русского государства.

Увы, судьба распорядилась так, что про Пронск знают не все. О былом величии повествует экспозиция Краеведческого музея, да и то в краткой форме.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Пронск - один из древнейших городов Рязанской области. Поселения периодически возникали со времён палеолита, о чём свидетельствуют артефакты.

На территории района известно о более сотни памятниках археологии от палеолита до позднего средневековья. Славяне пришли в эти края в XI веке. Расположившийся на Покровском бугре город образовался на месте славянских селищ.

С юга он огибался Проней, с востока течением Пралии. На севере мыс круто обрывался над болотистым оврагом. С западной стороны были устроены два рва и два вала.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

На искусственной земельной насыпи крепость со всех сторон окружали бревенчатые стены и башни.

История крепости богата на события, главное из которых - нашествие Батыя. В 1237 г. монголы подошли к Рязанскому княжеству. Князя Юрия поддержать пришло только муромское и пронское воинство.

В неравной битве полегли русские полки. Батый двинулся вдоль Прони, и Пронск стал первым русским городом, разорённым дотла.

С 1270 г. Пронск вновь центр удельного княжества. Войска Пронского княжества участвовали в победах над ордынцами в сражении у Шишевского леса (1365) и битве на Воже (1378), в которой пронский князь командовал одним из трёх русских полков.

С 1370-х годов князья Пронска стали титуловаться "великими князьями". Чуть позже появились надчеканы ордынских монет с кру­го­вы­ми над­пи­ся­ми - «пе­чать кня­зя», «пе­чать кня­зя ве­лик» и «кня­жа Ива­на». Надчеканка обозначала зависимое положение.

В 1390-х буквы сменились клеймением в виде "бараньей головы". Эмблема стала символом пронских денег. Такие чешуйки - предмет гордости коллекционера!

В 1536 году под руководством Петрока Малого (Фрязина) была построена земляная крепость, и, надо сказать, вовремя! Через 5 лет она отразила натиск Сахиб-Гирея.

3 августа 1541 г. крымцы осадили город, который выдержал несколько штурмов. На следующую ночь, узнав о приближении русской армии, Сахиб-Гирей бросил артиллерию и отступил в степь.

Краеведческий музей города по праву гордиться триптихом «Освобождение Пронска от поляков. XVII век». Его автор рязанский художник Е.А. Борисов.

Когда в 1610 году поляки и запорожцы осадили город Пронск, за крепкими стенами которого укрылся воевода Прокопий Ляпунов. На помощь ему из Зарайска поспешил князь Дмитрий Пожарский, собравший большое войско русских служивых людей, выступивших против иноземцев.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Поляки бежали…После освобождения Пронска Прокопий Ляпунов и князь Пожарский в Рязани встретились на торжествах и архиепископ Рязанский Феодорит благословил их на борьбу с захватчиками, которые в то время засели в Москве.

Поход 1611 г. успехом не увенчался. Пробиваясь к стенам Китай-города, Пожарский был трижды ранен, а Ляпунов, проведя ряд успешных действий, стал жертвой атамана Заруцкого. 22 июля 1611 г. пронского воеводу зарубили на казацком сходе.

В любом случае, в ноябре 1612 г. ополчение Минина и Пожарского Москву освободило.

На одной из картин триптиха стрельцы в знак победы приветственно машут руками. На ближнем фоне служивый разговаривает с прончанами, а сам Пронск сверху на горе.

Супруга Е.А. Борисова жила под горой, примерно в этом месте. Художник попросил её и соседей позировать. Это было более сорока лет назад. Соседский мальчишка, изображённый в боярском костюме, уже давным-давно взрослый дядечка.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Россия развивалась, граница со Степью отодвигалась, к концу XVII века Пронск стал обычным купеческим городом. Указом Екатерины II в 1778 г. образовалась Рязанская губерния из 12 уездов. Пронск сделался уездным центром, получив герб:

"В 1-ой части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны положены накрест, над ними княжеский шлем.

Во 2-й части - в серебряном поле старый дуб, обозначающий лесное изобилие."

Пока слушал экскурсовода, в музее появились посетители. Это были муж с женой. Как далее выяснилось, женщина является правнучкой купца Васильева. На исторической родине до этого не была, но теперь муж уговорил съездить.

Женщина представилась сотрудникам музея. Отбросив всё, они стали проводить для неё экскурсию, спрашивая про предков и о деталях их жизни.

Позже я разглядел фотографию домов, принадлежавших Васильевым. В очередной раз отмечу: нынешние власти сидят на двух стульях - церкви имущество вернули, а потомкам нет.

Тогда признайте, что большевики правильно сделали проведя национализацию? Опять нет.

Выхожу из музея, иду дальше изучать город. Теперь точно определить, как и где располагались рвы и крепостные валы сложно. По словам сотрудниц музея, они начинались возле соборной площади.

Запомнилась картина музейного здания и Благовещенской церкви.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Теперь бывшая ул. Свободы, нынешняя Советская, выглядит опустевшей.

Через Пронск проходил Московский тракт, включавший нынешнюю Советскую улицу. Он уходил под горку, где по мосту через Проню убегал на Скопин. Из-за крутого спуска (подъёма) дорога была неудобной. Её перенесли и она в последующем стала трассой 61К-005.

Железная дорога в середине позапрошлого века обошла город стороной. Производства в уезде не было. Пронск начал сдавать позиции и к 1926 г. потерял статус города.

В 60-х годах началось строительство Рязанской ГЭС. В 12 км. образовался посёлок строителей, который стал городом Новомичуринском. После этого про древний Пронск власти окончательно "забыли".

По бывшему Московскому тракту вниз не сворачиваю. Хожу по Покровской горке, желая её изучить. Помимо Благовещенской церкви и пары домов других строений на холме нет.

Я дошёл до самой дальней точки бугра,

Нехорошо, что он не знает про такую как я

которую часто называют языком.

Справа извивалась серебристая Проня, отражавшая небо.

Слева теплилась деревенская пастораль.

Напротив, на мысообразном бугре, при впадении Пралии в Проню, возвышалась похожая гора, которую в народе называют Гневка, либо Гневная. В музее я видел её фотографию и сразу узнал.

Поднимая глаза на потолок, мы часто задаёмся вопросом, как мебель комнаты смогла бы там уместиться? Когда вижу площадку снесённого дома, поднимавшегося вверх на пять-десять этажей, меня посещают похожие мысли. Вот и здесь думается о подобном.

Боярин Проня, любивший рыбачить, поселился на бугре со своими людьми, что дало название поселению, а затем городу.

Пронск много раз оказывался в центре борьбы между рязанскими и владимирскими князьями. В 1207 г. великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо три недели осаждал город. Защитники испытывали жажду, совершили несколько вылазок, но в итоге распахнули ворота.

Глядя на реку, невольно представляешь, как пронцы ночью ползли за водой и как через 30 лет орда Батыя заполонила окрестности.

На небольшом пятачке произошло множество событий: боярин Проня, Всеволод Большое Гнездо, Батый, воевода Ляпунов, князь Пожарский... Они здесь были, как и я теперь на Проню смотрели. А заметил ли холм стоявший на нём город? Увы, у Природы другой отсчёт времени.

В запасе оставалось два часа. Я решил прогуляться до монастыря, спустился вниз и направился в заданном направлении.

Под горой стали селиться после Смутного времени. Как и что здесь было в советские годы, не скажу. В настоящем окрестности Пронска оставляют ощущение заброшенности.

С другой стороны, природа здесь что надо! Откуда-то сверху отсчитывала года кукушка. Звуки моих шагов сорвали с асфальта пригревшегося ужа.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

О своём визите в Пронскую Спасскую пустынь я уже писал.

На обратном пути решил подняться на Гневку. Подъём оказался непростым, но я справился.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Повторюсь, гора Гневка напротив Покровского холма.

Это любимое место художников.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

Люди здесь жили испокон веков. Учёными найдено городище железного века.

На рубеже XI-XII веков образовался славянский посёлок дополненный могильниками. Археологи обнаружили наземные жилища с глинобитными печами, древнерусскую керамику, наконечники стрел, ножи.

По одной из легенд, местный князь разгневался и ушёл со свитой на этот бугор, где поставил терем. Именно по этой причине гору называют Гневка (Гневная). На одной из музейных гравюр я действительно видел княжеский терем, а на Покровском холме обозначался Кремль.

По другой версии, когда Пронск осаждали монголы, отсюда хан любовался сожжением Пронска. Под горой есть место, именуемое "рукотворным кладбищем", где не растёт трава - могилы вырыты руками казнённых.

Как уж так получилось, но лес на горе действительно не вырос.

После Батыя люди здесь не строились, обходя Гневку стороной.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

История не знает сослагательного "если бы". И всё же, несправедлив наш мир! Теоретически, на здешних буграх могла обустроиться столица Руси, но повезло не Пронску и не Рязани, а Москве.

В конце августа 21-ого года вся страна следила за состоянием попавшей в реанимацию МакSим. Мария Абросимова (по матери Максимова) Спасскому монастырю оказывает помощь и бывает здесь часто. У послушниц я спрашивал о здоровье певицы, но ничего дельного они не сказали.

На гору поднялся в гордом одиночестве, но на обратном пути встретил человека. Мой визави оказался монастырским послушником. По его словам, МакSим из больницы выписали и она пошла на поправку.

Кто она мне? Никто. Но получить хорошее известие, да ещё и в столь значимом месте, было приятно. Уж больно много в современной жизни новостного негатива.

Нехорошо, что он не знает про такую как я

На обратном пути спешил как угорелый, но посчитал своим долгом свернуть с Первомайской, посетить Пронский родник, окунуться и набрать воды.

К остановке вышел к 16 ч. Маршрутка подошла через 15 минут. Теоретически, на московский автобус я успевал, но случилось непредвиденное. В Рязани попали в пробку, где потеряли большое количество времени. Плюс, сесть не удалось, всю дорогу стоял, изнемогая от усталости.

На автовокзал прибыли в 18-05. Я уже прикидывал, как буду возвращаться в Москву, но тут выяснилось, автобус задерживается. Он подошёл через 5 минут после нас, и я уехал.

Пронск оставил приятные впечатление! Да, имеет место быть неухоженность и необустроенность. С другой стороны, Спасская пустынь, Гневка и Покровский бугор - наша родная история, которой в буквальном смысле напитана Рязанщина.