Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 10:25
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Пронск — Россия Сентябрь 2019

На этой неделе ездил по делам в Рязань из своего Липецка.

В Рязани я уже был дважды и с этим городом я Вас уже знакомил:

На родине Сергея Есенина и Евпатия Коловрата…

Дорогу со мной делил Владимир, человек интересной судьбы, военный, участник боёв в горячих точках на постсоветском пространстве. Он видел то что нам с Вами лучше не видеть. Владимир посоветовал возвращаться в Липецк не по короткой дороге через Ряжск, а через Пронск (дорога получше).Волею случая решили остановиться у Пронска прикупить в магазине перекусить. Ничего в этом мире не бывает просто так!

Мимолётно по Пронску...

У магазина мне на глаза попался этот указатель.

Я посмотрел на дату основания города (первое упоминание в летописи) и в глубинах моей памяти всплыво воспомининие о Пронском удельном княжестве, что располагалось к югу от княжества Рязанского. Короче, мы решили задержаться в этом городке на полчаса, посмотреть памятники, а в итоге задержались на несколько часов! Любопытно что Пронск я не нашёл даже в базе данных Туристера! Пришлось обращаться к модераторам и теперь в геобазе этот город есть! Так что я первооткрыватель!

Пронск — посёлок городского типа в Рязанской области.

Мимолётно по Пронску...

Посёлок расположен на реке Проня (приток Оки), в 69 км к югу от Рязани. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Хрущёво — 25 км.

Оказалось что Пронск — родина нашего селеционера Мичурина.

Мимолётно по Пронску...

Будущий ученый обучался в Пронском реальном училище Рязанской губернии. Это потом он уехал в Козлов (Мичуринск) Тамбовской губернии «арбузы с сосной скрещивать»: Мальчик едет в Тамбов… через Доброе и Мичуринск

До закрытия небольшого краеведческого музея оставался час и мы его, конечно, посетили.

Мимолётно по Пронску...

Расположен музей в здании бывшего уездного училища (1787 год), являющемся памятником истории и культуры.

Здесь учились такие известные люди, как Василий Головнин, Пётр Боклевский, Клавдий Птица и Иван Мичурин.

Мимолётно по Пронску...

Экспозиция музея достойна отдельного последующего отзыва. Гид музея Елена Николаевна провела нам потрясающую получасовую экскурсию. Затем мы оправилсь прогуляться к реке Проне.

Здесь когда-нибудь будет духовно-просветительский центр «Святогорье».Заслуживает внимания археологический памятник «Гора Гневна».Близ Пронска, на высоком мысообразном холме при впадении реки Пралии в реку Проню находится городище эпохи железного века (городецкая культура), сменённое на рубеже XI–XII веков славянским посёлком и сопутствующим ему могильником. Здесь обнаружены остатки наземных жилищ с глинобитными печами, масса древнерусской гончарной керамики, наконечники стрел, ножи.

Вскрыты также следы железоделательного и меднолитейного производств.

Виды потрясающие!

Весь Пронск стоит на холмах, буграх…

Мимолётно по Пронску...

Пронский кремль стоял на высоком мысе левого берега Прони близ впадения в неё реки Пралии. Ныне это место называется Покровский бугор.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1769 год.

Мимолётно по Пронску...

Посмотрите на деревянные подпорки, что не дают упасть этому старинному дому.

Омтатки фундамента старинных построек…

Затем мы вернулись в музей к его закрытию в 18:00 и уговорили Елену сделать нам небольшую экскурсию по Пронску. В центре Пронска, что древнее самой Москвы, не оказалось никаких соответствующих памятников.

Мимолётно по Пронску...

Несколько домов на центральной улице постройки 19 века — вот, пожалуй, всё что осталось от старинного города…Как я уже писал, поселения на месте нынешнего Пронска появились в начале железного века. Пронское городище являлось носителем городецкой культуры (культура городищ «рогожной керамики»).Археологи считают, что древнейший славянский слой городища относится к XII веку и не содержит находок XI века.

Пронск впервые упоминается в 1131 году в Никоновской летописи.Пронск был центром удельного Пронского княжества.16—17 декабря 1237 года Пронск был взят монголо-татарами. В 1460–1470-х годах Пронск был присоединён к Рязанскому княжеству, в его составе он был присоединён к Москве в 1520 году. В 1536 году в Пронске под руководством Петрока (Малого) Фрязина построена земляная крепость. В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил страну на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней.В рязанских землях казацкие войска, пришедшие в поддержку Лжедмитрия Второго (Тушинского вора), занимают города, в том числе и Пронск. Ляпунов, командующий первым ополчением, отнимает у них Пронск, затем выдерживает в нём осаду, из которой его освобождает подошедшая из Зарайска дружина под руководством воеводы Дмитрия Пожарского.

В 1926 году Пронск утратил статус города.

В 1958 году за Пронском был утверждён статус посёлка городского типа.

Сейчас в посёлке проживает всего 3 000 человек.

Основными экономически важными объектами поселка Пронск являются: электромеханический, молочный заводы, а также Пронский совхоз.

На данный момент роль этих предприятий невелика — после распада СССР они потеряли былое значение. В прошлом существовало ещё несколько хозяйств занимающихся животноводством, в основном разведением свиней различных пород. Сейчас они полностью разорены и запущены. Электромеханический завод в советские времена был одним из крупнейших предприятий Пронского района. Завод выполнял градообразующие функции — обслуживание канализационной сети, содержание и профилактика котельной. Большинство жителей Пронска и близлежащих населенных пунктов были работниками электромеханического завода. Основной продукцией были малогабаритные насосы (т. н. «гномы»).К середине 90-х годов XX века предприятие практически прекратило свою деятельность. На данный момент на заводе продолжается вялотекущее производство.

До последнего времени в Пронске на базе молочного завода содержалось достаточно большое поголовье крупного рогатого скота. Продукция Пронского молзавода распространялась в основном по району, но на прилавках Рязанской области тоже была представлена. Сейчас поголовье коров значительно сократилось, а вместе с ним и производство.

Родник-источник. Здесь я таки осмелился окунуться. Вода оказалась теплее чем в нашем задонском Святом источнике.

Мимолётно по Пронску...

Святой источник родниковой воды оборудован купальней, рядом находится часовня.

Мимолётно по Пронску...

Вот по такой древней каменной мостовой идёт дорога к источнику. Многое помнят эти камни на своём веку…

А наш путь лежит к расположенному близ города Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь.

Мимолётно по Пронску...

История Пронской Спасской пустыни корнями своими уходит в начало XVII столетия. Из знаменитых людей что постоянно посещают этот монастырь — певица Максим. Она духовная дочь настоятеля монастыря. Впрочем, знаменитый монастырь тоже достоин отдельного рассказа.

Закат над рекой Проней…

Мимолётно по Пронску...

Это не туман, это красиво стелется дым от костра над рекой.

Мимолётно по Пронску...

Мельком из окна автомобиля фотографируем церковь Михаила Архангела, 1816 год. Фото получилось плохо, поэтому тут его не размещаю. Построена на месте деревянного храма XVII века. По словам Елены, это один из немногих храмов Рязанской области, который не закрывался в советский период.Уже темнеет, а мы собрались посмотреть ещё и Новомучуринскую ГРЭС.Надо спешить. Вечер завершился распитием шампанского у шлюзов ГРЭС.

Мимолётно по Пронску...

Впрочем это уже совсем другая история…

Вот так мы «на полчасика» заехали в Пронск.

Завезли Елену домой в Пронск.

В Липецк приехали только к полуночи.