Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Мичуринск, Тамбов — Россия Август 2018

Помните незатейливую глупую песенку из 90-х:

«Мальчик едет в Тамбов,

А чики-чики-да…

Но не летят туда сегодня самолёты

И не едут даже поезда…»

Поездка не едут, самолёты не летают в забытый Богом древний город, но зато туда легко попасть на автомобиле. Тем более если Вы проживаете в соседнем городе…Неделю назад в конце августа на выходные решили из нашего Липецка махнуть в соседний Тамбов. Друзья решили потусить на рок-фестивале под «Ленинград» и «Город-312».Я не рокер и не панк, я путешественник. Поэтому я просто затесался с ними за компанию. Они на фестиваль фестивалится, а я по Тамбову погулять. Всего-то 130 км от моего Липецка, а я в соседнем областном цетре толком и не был, не видел его никогда.

Был я уже в Рязани, Туле, Коломне, Воронеже, Калуге, Орле, Курске. Причём в последних трёх городах я был в первом полугодии этого года. Ну Вы читали.

Короче остался неохваченным только Тамбов, в губернию которого входил мой Липецк на правах уездного города. Я поехал в Тамбов чтобы так сказать замкнуть «золотое кольцо» вокруг моего города. После посещения Тамбова прямо и не знаю куда ехать на следующие праздники. Тамбов мне всегда представлялся тихой дырой, депрессивным городком. Ну понятное дело, вдвое меньше там проживает народа чем в моём металлургическом городе: «Прогулка туристеровцев по Липецку в первый день осени…» https://www.tourister.ru/responses/id_24524

Но как же я ошибался насчёт Тамбова… Итак, добираться решили не по привычной трассе «тамбовке», а «огородами» Липецк — Доброе (райцентр нашей области) — Мичуринск (уже тамбовская губерния) — Тамбов. До райцентра с красивым ласковым названием Доброе добрался на рейсовом автобусе из Липецка. Здесь я встретился с друзьями и мы прошлись с ними немного по городку.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

В конце 17 века здесь основано село, которое получило название по местному урощищу Доброе Городище.

В 1615 г. село поступило во владение московского Новосспаского монастыря.

В 1647 г. добровцы строят деревянную крепость, вошедшую в состав Белгородской защитной черты. Селение стало называться городом Добрый.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

В 1677 г. Добрый полностью перестроен, а в 18 веке сгорел. Указом Екатерины город был преобразован в волостное село, в котором проживало около 5 тыс. жителей и было 5 церквей. Кстати, прошло 250 лет, но тут по прежнему всё те же 5 тыс. жителей.

В 19 веке в Добром была построена усадьба Шатилова являющийся памятником архитектуры. Она включает в себя парк и остатки главного дома.

На берегу реки Лесной Воронеж, которая течёт из тамбовских краёв от Мичуринска. Значит нам туда дорога… Оставляем осмотр Доброго на другой раз. Прыгаем в авто и следующая остановка через 50 км. — Мичуринск (до 1932 г. Козлов).Это уже город тамбовской области с населением аж 90 тыс. жителей. Козлов основан по указу царя Михаила Федоровича от 5 сентября 1635 г. как укреплённый пункт для обороны Рязани, а также шацких, ряжских и Данковских мест от набегов крымских и ногайских татар. Возведением крепости на берегу реки Лесной Воронеж руководили воеводы Биркин и Спешнев.

Академик Фальк, посетивший Козлов в 1769 г., нашёл, что он был обширнее и многолюднее, нежели Тамбов, но выстроен хуже и его жители занимались более сельскими промыслами, хотя в нём и насчитывалось 1064 купца. В 1779 году Козлов получил статус уездного города Тамбовского наместничества.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Прогулку по городу решили начать со знаменитого Боголюбского Собора.

Памятник архитектуры федерального значения, храмовое сооружение второй половины 19 века.

В середине 19 в. в городе возникла эпидемия холеры. В числе мер, которые предприняли жители города для борьбы с заболеваний был крестный ход, во время которого верующие несколько раз обошли весь город с Боголюбской Иконой Божьей Матери. Когда через несколько дней эпидемия пошла на убыль. В 1947 г. решено было строить храм в честь этого чуда.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Для проекта здания были использованы наработки школы Константина Тона, занимавшейся в то время строительством Храма Христа Спасителя.

Сохранился до настоящего времени подобный этому Собор Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону в Ростове-на-Дону.

В храме одновременно могло поместиться более 5 000 человек.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Здание выполнено в византийско-русском стиле, в основе которого куб размером 43×43×43 метра.

Главный купол имеет диаметр 16 метров и высоту 21 метр.

Таким образом, общая высота здания 64 метра. Вокруг главного находятся четыре купола меньших размеров.

Во дворе собора.

В 19 веке в городе процветала торговля хлебом, скотом, сукном, рыбой, солью, имелись и кустарные промыслы. Во второй половине XIX века возникает переработка сельскохозяйственного сырья (мельницы, скотобойни, винокуренный и салотопенные заводы, табачные фабрики, элеватор). К концу века в Козлове было два чугунолитейных завода, колокольный завод, крупные железнодорожные мастерские.

Тогда же сложился архитектурный облик Козлова, сохранившийся во многом до настоящего времени.23 февраля 1932 г. в честь учёного-селекционера Мичурина (ещё при его жизни) город Козлов был переименован в Мичуринск.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Памятник селекционеру обнесён довольно высоким строительным забором. Я подтянулся ухватившись за край оного. Внутри копошатся рабочие, которые посмотрели на высунувшегося меня с недоумением. Я сделал фото чтобы забор не вошёл в кадр.

Александр Герасимов — русский и советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. В зрелые годы писал в духе соцреализма. Был любимым художником Сталина. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. С началом правления Хрущёва Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

Ильинская церковь.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Расположена на самом высоком месте города (площадь им. Мичурина) и видна практически отовсюду. Само здание также является самым высоким в городе, её высота 67,5 метра (вместе с воздвигнутым на купол крестом — 71 м).

Построена в 1781 г. на средства купца Ивана Воронова и других прихожан по оригинальному проекту, заказанному в Петербурге. Официально архитектором сооружения признан Томазо Адамини, однако существует легенда, что сие монументальное здание построено великим зодчим Растрелли.

Авторству Томазо Адамини приписываются несколько проектов церквей на территории Тамбовской губернии. Однако сам Томазо приехал в Россию лишь в 1796 г., когда в Ильинской церкви города Козлова уже 15 лет как велись богослужения.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Храм во имя Ильи Пророка в Мичуринске — это живое воплощение зрелого русского барокко в сочетании с древнерусскими традициями.

В строительстве Ильинской церкви нашли воплощение новые строительные приёмы: подкупольное пространство второго этажа не имело промежуточных опор, а кованый каркас шпиля являлся одним из первых образцов применения металла для этих целей в провинциальном строительстве.

В церкви хранилась древняя икона Скорбящей Богоматери, украшенная 12-ю бриллиантами, а также редкие издания Евангелия от 1703 и 1751 годов; последнее отличалось большим весом — 1 пуд 48 золотников.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Фото внутри храма сделано тайком. К сожалению внутри фотографировать запретили.

Мозаичные изображения святых на стенах.

В 1924 г. храм внесён в список архитектурных памятников, находящихся под охраной государства. Однако в начале 1930-х годов с церкви были сброшены колокола и начата подготовка к её уничтожению.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

В этих условиях один из козловских жителей — В. К. Дрокин — догадался обратиться за помощью к известному реставратору и художнику И. Э. Грабарю, вмешательство которого помогло спасти церковь от разрушения.

При церкви восстановлено небольшое кладбище.

Здание кинотеатра «Красный Октябрь» ещё одна мичуринская достопримечательность.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Современный Мичуринск — второй по значению после Тамбова промышленный и культурный центр области.

Прогуляемся по парку.

Емеля на печке едет.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Аллея бюстов известных людей непонятно какое имеющие отношение к Козлову.

Мичуринск — общероссийский центр садоводства, в городе расположены ВНИИ им. Мичурина. Кто не слышал о мичуринских яблоках? В 2003 г. городу присвоено звание наукограда в области агрономии.

Да, Мичурин жил и творил именно в этом городе. А поддержку талантливому селекционеру оказала именно Советская власть. Намыкавшийся от безденежья и отсутствия поддержки во времена царизма Мичурин сам обратился за помощью к молодому государству в 1818 году. Мы насчитали аж три памятника знаменитому учёному за час прогулки по городу.

Мальчик едет в Тамбов... через Доброе и Мичуринск

Чем не место для фотосессий для молодожёнов?

За этими арками…. могила знаменитого учёного. За час прогулки по центру города мы насчитали аж три памятника Мичурину. Мичуринске снимался художественный фильм «Мичурин» («Жизнь в цвету») о жизни Ивана Владимировича Мичурина (реж. А. Довженко, 1949 год).Всего час прогулки по провинциальному уездному Мичуринску достаточно чтобы осмотреть его немногочисленные достопримечательности.

Однако я обязательно ещё раз вернусь в этот уютный маленький неброский городок, чтобы осмотреть его музеи.

А их много:

Дом-музей И. В. Мичурина

Дом-музей А. М. Герасимова

Краеведческий музей

Литературно-музыкальный музей (усадьба Голицыных).

Местный Драматический театр также представляет интерес.

До свидания Мичуринск и через полчаса дороги здравствуй Тамбов.

Но это уже совсем другая история.