Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 15:27

Несвиж, Мир, Минск — Беларусь Февраль 2023

Цикл материалов "Минск в третий раз"

1. Минск в третий раз
  2. Белорусская мозаика
  3. Линия Сталина и Дудутки под Минском

Второй раз в своей жизни я посетил Минск мокрой осенью 22 года, спустя почти 40 лет после первого знакомства. По возвращении был уверен, что следующий заезд состоится только в следующей жизни. Однако, не зря говорят: «загад не бывает богат», — вновь я отправился в братскую Беларусь всего через 3 месяца!))) И чего я там забыл? Конечно, после осеннего визита у меня осталось несколько незакрытых гештальтов, но, это же не повод для столь быстрого возвращения. Причина моего кульбита была проста — глобальная недоступность других направлений: близкая Европа ощетинилась санкциями и закрылась наглухо. Попасть в дружественные далекие города и страны тоже не судьба — авиаторы до небес задрали стоимость а/б.

Минск в третий раз

А поехать куда-нибудь на 23 февраля ой как хотелось, к тому же Беларусь показалась мне очень спокойной и душевной. Тур взял у той же турфирмы, что и первый раз, до Минска домчался на дневной Ласточке за 6,5 часов.

Минск в третий раз

Поздним вечером у вагона меня подхватили местные гиды и на такси отправили в уже знакомую и комфортную гостиницу Беларусь. Отличный панорамный вид на город, большие и чистые номера, шикарные завтраки, до исторического центра города недалеко и пехом достижимо. Еще и два часа в местном аквапарке предоставляют на халяву.

Минск в третий раз

МИР-НЕСВИЖ Гис-метео обещал сумрак с дождиком, и вдруг чудо: ночью -8С, а утром солнечная погода и голубые небеса! В первый день тура — посещение замков Мир и Несвиж. В ноябре я там уже был, но двумя днями и при неважной погоде, а тут такой солнечный подарок судьбы.

Минск в третий раз

За один день детально осмотреть сразу две замковые вотчины князей Великого Княжества Литовского из рода Радзивиллов почти невозможно. Однако, мне это и не нужно, достаточно просто наслаждаться прекрасным видом средневековых стен Мирского замка. Отражения замка в чуть примороженном пруду на фоне голубых небес прекрасны. В прошлый раз была театрализованная экскурсия по замку, когда гиды, одетые в средневековые наряды, рассказывали о замковой жизни от лица обитателей замка. В этот раз современно одетый гид быстро и без затей провел нас по старинным залам и лестницам — впечатления уже совсем не те. К тому же постоянная спешка: однодневный тур проходит на бегу.

Минск в третий раз

Несвиж от Мира всего в получасе езды, но погода быстро испортилась. Я так мечтал сфотать отражения Насвижского замка в замковых рвах. А рвы то замерзли и лед присыпало снегом, и какие тут отражения? По второму разу экспозиция замка показалась значительно меньше, чем осенью)))

Минск в третий раз

Конечно же, нас завели и в Фарный костел с фантастическими росписями по всему потолку, но, впечатления были уже не столь яркие.

Минск в третий раз

На обратном пути задремал в уютном кресле теплого автобуса, внезапно мерный рокот дизеля изменил свою тональность. Сквозь дрему не к месту подумалось: а вдруг авария, а я-то не пристегнут?» Почти сразу автобус сбавил скорость, откатился на темную обочину и встал. Водитель, чертыхаясь, направился к двигателю. Поломка оказалась столь серьезна, что вывозили нас на резервном автобусе через полтора часа ожидания.

МИНСК Выглянув следующим утром из окна высотной гостиницы Беларусь, я не поверил своим глазам: с небес густо падали крупные снежные хлопья, а весь город был укрыт белым-белым пушистым снежным одеялом. Ну и дела! — у нас же сегодня обзорка по городу, значительная часть которой пешая.

Минск в третий раз

Вскоре снегопад превратился в дождь, снег начал быстро таять, под ногами образовалась мокрая каша. А вдоль дорог понеслись потоки грязной талой воды: обзорка вновь не задалась. Конечно, мы вновь повидали все самое интересное в городе — Ворота города, монументальные дома в стиле Сталинский ампир, Проспект Независимости и площадь Победы, Центральную площадь Независимости с памятником Ленина и Красным костелом, футуристичную Национальную библиотеку и многое другое.

Минск в третий раз

Но самое интересное, что в этот раз зацепило внимание — это то, что в Минске жил Харви Ли Освальд — американский морской пехотинец, который три раза попадал под трибунал. Тот самый бедолага, который разочаровался в идеалах американского капитализма и в год моего рождения свалил в СССР. Жил в Минске почти три года (Коммунистическая, 4), женился, родил ребенка, но тоже разочаровался, теперь уже в идеалах и реалиях социализма. Вновь сбежал, прихватив жену и ребенка, теперь обратно в Америку, а там-то его и подставили под убийство полицейского, а заодно и президента Кеннеди в Далласе. Справедливости ради надо сказать, что периодические убийства президентов в Америке — это штатовская специфика. Но, одно дело, когда президента США убивает 100% американец, а другое дело, когда президента застрелил возвращенец из СССР — быть может, агент КГБ!

Железобетонных улик вины Освальда не было. Чтобы не возникло накладок со следствием, через пару дней арестанта Освальда застрелил владелец ночного клуба Руби, тесно связанный с мафией. Руби заявил, что хотел «оправдать город» в глазах американцев))) Нет человека — нет проблемы, и все концы в воду: тайна убийства президента Кеннеди останется без разгадки навечно. Руби вынесли смертный приговор, но неожиданно отменили его, однако, долго и он не прожил — через четыре года он в тюрьме загнулся от рака. Для большинства наших граждан Освальд — совершенно темная и неизвестная лошадка. Зато, для иностранцев, приезжающих в Минск, советский период жизни этого странного типа — едва не самая притягательная история во всей Беларуси. Вот в таком шикарном доме проживал простой американец… (фото из и-нета)

Минск в третий раз

Беларусь расположилась на перепутье меж западом и востоком: с одной стороны, удобно для торговли, с другой — все войны катятся через многострадальную республику. Потери Беларуси в Великую отечественную катастрофичны как в населении, так и в экономике, память о тех страшных временах живет в каждой семье. Не удивительно, что Музей Отечественной войны в Минске — один из лучших в своем роде (Пр. Победителей, 8)

Минск в третий раз

Посетители по наклонным пандусам медленно бредут из зала в зал, поднимаясь от довоенного Мира до величественного Зала Победы, увенчанного прозрачным куполом. По пути проходим через Дороги войны, оккупацию, еврейские гетто, концлагеря и Разгром фашистов.

Минск в третий раз

В залах собраны тысячи артефактов: от боевого оружия и наград до бронетехники и самолетов. Все эти экспонаты привычны для россиян, но, почему-то именно здесь, в торжественной и трагичной тишине выставочных залов, лишь изредка нарушаемой криками детишек, они производят самое сильное впечатление. Очень хороший материал об экспозициях

Минск в третий раз

Что интересно, первые экспонаты начали собирать еще в период оккупации Беларуси. Все собранное переправляли на Большую землю через «Витебские ворота» — разрыв в линии фронта между городами Усвяты и Велиж. Кстати, именно через этот разрыв пешком вывели больше 200 евреев, про которых снят фильм Праведник. Сразу после освобождения Минска музей разместили в Доме профсоюзов на площади Свободы, а первыми работниками музея стали местные партизаны. В современное здание музей переехал намного позже. Очень достойная экспозиция, одно жаль, на экскурсию не удалось попасть. Кстати, за музеем стоит транспортный самолет Ли-2 — после музея не забыть заглянуть и туда.

Минск в третий раз

В столице очень хвалят Комаровский рынок (ул. В. Хоружей 8), в него я и отправился под моросящим дождичком. Рынок как рынок привычной купольной конструкции, зато у входа знаменитая бронзовая бабка с семечками. Как же в детстве были вкусны жареные семечки — пятачок за маленький стаканчик. Внутри ряды-ряды-ряды, набитые мясными деликатесами: глаза разбегаются, руки-загребуки сами за кошельком тянутся — настоящий рай для мясоеда. Полупрозрачная колбаса с/к и с/в, шматы сала, в котором мяса больше, чем шпига, нежнейшая сыровяленая вырезка. Колбаски, пальцем пхатые, окорок-кумпак, и множество других мясных вкусностей.

Сказать, что совсем дешево, не могу, но дешевле, чем в России: 1000 — 1300 руб./кг. Ряды с икрой и красной рыбой удивляют — выбор огромен, не зря же после 14г Беларусь стала крупнейшей «рыбной» державой. Однако, цены шокируют, они в два и более раз выше, чем в Москве!!! Фрукты-овощи тоже дороже нашего. Еще одна фишка — шоколад и конфеты от фабрики Коммунарка по комфортным ценам. Очень вкусно, особенно с грильяжем, а я еще и шоколадные бутылочки с настоящим ликером прихватил с собой на пробу.

Минск в третий раз

В Минске имеется свой Национальный художественный музей — картинная галерея https://artmuseum.by/ (Ленина, 20). Коль она существует — грех не заглянуть, тем более, она неподалеку от вокзала и Ворот Минска. Снаружи монументальное здание, но старая экспозиция внутри очень невелика.

Минск в третий раз

Если хочешь бродить и наслаждаться картинами дольше, надо перейти в новую экспозицию, за соответствующую доплату. Честно говоря, галочку на карте Минска поставил, но рекомендовать это место к посещению не буду.

Минск в третий раз

Похоже на обычное фото, но это картина

Можно сравнить с реальным снимком — по мне очень похоже

Минск в третий раз

В этот приезд были запланирован поход на пивной завод Аливария (Киселева, 30) очень приличное и вкусное пиво они выпускают. Однако, вновь опоздал с записью на экскурсию: даже за 10 дней до поездки мест уже не было. А само пивко этой пивоварни употреблял в Минске с большим удовольствием.

Та же история приключилась с Большим театром Беларуси (Парижской Коммуны, 1) — в тот вечер, когда я мог его посетить, билетов для обычных граждан уже не было. Был единственный билет в ложу за 26 тысяч деревянных рубликов, но я подумал, что это перебор!

Минск в третий раз

Цикл материалов "Минск в третий раз"