Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 20:39

Минск — Беларусь Февраль 2023

Цикл материалов "Минск в третий раз"

1. Минск в третий раз
  2. Белорусская мозаика
  3. Линия Сталина и Дудутки под Минском

Под Минском действует Музейный комплекс старинных ремёсел и технологий Дудутки, куда мы и направились в последний день.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Сразу после развала Союза началась взрывная реставрация капитализма на территории уничтоженного СССР. Появились первые деловые люди, которые умели делать деньги, по статистике, таких людей меньше 10% от трудоспособного населения. Одним из них стал учредитель и директор полиграфической фирмы «Полифакта» — Будинас. Ему в 92г государство выделило 162 гектара «для ведения подсобного хозяйства», типа на прокорм работников его фирмы. Новоявленный бизнесмен, даром что капиталист, неожиданно оказался порядочным человеком. Он отсыпал дороги к участку, подвел линию электропередач, возвел свинарник, коровник, закупил скот, с/х технику и работа пошла. Уже в 1994 на участке создали Музейный комплекс «Дудутки».

До революции на этих землях располагалась усадьба рода Ельских. Представители рода были очень музыкальны, Кароль Ельский превратил поместье в «усадьбу муз». Мировые война и революция уничтожила имение в Дудичах. Сохранился лишь парк с остатками водяной мельницы и системой обводных каналов. Новый владелец земель в первое время даже и не предполагал о богатой истории земли, полученной им «на прокорм».

Беспокойный Будинас нашел где-то на просторах Беларуси старинную мельницу и перетащил ее в свое хозяйство, разместив ее на выселках. Ох и намучался он с нею, один раз ветром даже сорвало верхнюю часть с ветряком. В наше время мельничные мастера перевелись, хотя мельница готова к работе, запустить ее не удается, используют только как музейный экспонат. Местные креативщики очень прикольно обыграли тему ветряной мельницы и Донкихота)))

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Зато у подножия мельницы дом стоит завозника — в былые времена очереди к мельнику были большие, приходилось долго ждать. Тут-то к месту и был домик, где крестьяне-завозники могли отдохнуть, выпить-закусить и даже переночевать. Сегодня в этом домике туристов угощают собственным салом и хлебом — вкуснота, жаль рюмочку не подносят.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Вскоре крепкий хозяин продал беспокойное, но такое интересное хозяйство, а позже безвременно умер от рака. К счастью, дело его жизни осталось на плаву и радует многих туристов. Сегодня на территории демонстрируют белорусские народные ремёсла, воссозданы интерьеры усадьбы шляхтичей. При осмотре ремесленных уголков можно продегустировать дары местного натурального хозяйства, а потом заглянуть в мини-зоопарк и сделать кружок на пролетке вокруг конюшни. Для местных жителей работа на комплексе — отличное подспорье к домашнему хозяйству. Их ЗП на комплексе в переводе на российские рубли составляет 18–20 тыс рублей, по местным меркам это неплохо.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Гордость комплекса — самогонный аппарат особой конструкции, которая обеспечивает отменный вкус и чистоту самогонки, а также отсутствие похмелья. Россиян таким агрегатом не удивить. А для Беларуси — это настоящее чудо: в стране под страхом уголовки запрещено самогоноварение. Батька строго следит, чтобы все алкогольные доходы попадали строго в Казну. Для старой сельской Беларуси самогонка была естественным напитком, поэтому хозяева музея лбом пробивали административную стену, чтобы получить лицензию на право самогоноварения. И это удалось! — аппарат работает, самогонкой угощают туристов. От всей души скажу — напиток замечательный, особенно если его закусить сальцем из свинок, которых выращивают тут же!

Линия Сталина и Дудутки под Минском

На территории несколько беседок, которые можно арендовать для пикников.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Конюшня, где можно посмотреть и погладить лошадок, загон с пугливыми страусами, выгулы для свиней: их гладить категорически нельзя — кусачие, гады. Мы приехали хмурым зимним утром прямо на Масленицу, но, первоначально народу на территории не было. Для повышения настроения и тонуса группе поднесли самогонки, затем показали кузню, избу бортников, пекарню, уголок соломенного плетения. К обеду стало веселее — прибыли горожане, народный ансамбль вдарил песняка, быстро разогнав скуку. Заработали кафе, страждущим раздавали халявные блины (жаль очередь большая). Массовики разогревали публику молодецкими забавами, обещая съедобные призы.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Жаль, что мы покинули это место в самый разгар веселья и масленичных гуляний, на бегу заглянув в новенькую деревянную церквушку, что у ворот комплекса.

Линия Сталина. Самое же сильное впечатление в этот приезд на меня произвела самостоятельная поездка в Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», куда я отправился сразу после Дудуток. Схема расположения объектов такова:

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Это военно-исторический и очень патриотический музей под открытым небом неподалеку от Минска близ села Лошаны, был открыт в 2005 г. До 1939 г. по старой границе СССР от Карельского перешейка до Чёрного моря была создана система мощных оборонительных узлов — укрепрайонов. Партнеры-враги ставили эту линию в один ряд с французской «Линией Мажино», немецкой «Линией Зигфрида», финской «Линией Маннергейма», и называли эту твердыню «Линия Сталина». После 39г, когда в СССР вернулись утерянные ранее Западная Украина и Западная Белоруссия, граница отодвинулась на запад, и Линия Сталина потеряла свое значение. Однако, в период ВОВ 41-45гг эти сооружения вновь сыграли оборонительную роль.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Ехать до музея на маршрутке около получаса от жд вокзала Минска в сторону Молодечно. Выехав из влажного и теплого города, через полчаса я почти в полном одиночестве оказался на заснеженном и примороженном пригорке, продуваемом всеми ветрами. Зима не лучшее время для посещения этого комплекса. Посетителей практически нет, лишь редкие суровые военные стоят у отдельных площадок. Дует злой ветер, едва оступился с протоптанной тропинки, нога проваливаются глубоко в снег. Зато можно почувствовать, каково приходилось солдатам на войне

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Бугор изрыт окопами, стоят пушки, воссозданы ДОТы с полевыми укреплениями — траншеями, землянками, противопехотными и противотанковыми заграждениями. В ДОТ можно забраться и, ухватившись за пулемет, почувствовать тесноту и пронизывающий холод его бетонных отсеков. Представляю, какой грохот стоял внутри, когда работал пулемет.

На заснеженной высоте разместили десятки, если не сотни единиц военной техники — от довоенных образцов до современных экземпляров. Танки, самоходки, бронетранспортеры, тягачи, пушки, РСЗО, целое семейство систем ПВО — глаза разбегаются. Вся техника рядами стоит прямо перед посетителями, каждый раритет можно потрогать. В принципе, в любом военном музее можно увидеть аналогичную картину, но здесь особая атмосфера. Технику не только можно посмотреть и потрогать, совсем рядом стоят танки, на которых можно покататься!

Линия Сталина и Дудутки под Минском

На территории озерко, где летом можно поплавать на лодке. За озером ракетная техника и авиация. Даже баллистическая ракета средней дальности имеется в наличии (SS-4 по вражеской классификации).

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Чуть поодаль танковый ангар, набитый бронетехникой. Если не врут, она вся на ходу. На День Победы и некоторые другие праздники здесь устраивают настоящие военно-патриотические танковые баталии — прямо настоящее «кино и немцы». Пишут — очень интересно, но народу безмерно много — нужно приезжать за 2–4 часа до начала представления и занимать места. А еще и цену билетов и кафе вздувают до небес.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Рядом с танковым ангаром стоит «наш бронепоезд на запасном пути». Судя по стенду у касс, с броника тоже можно пострелять. При нем стенд, как местные самоделкины мастерили бронированный паровоз из подручных материалов. Очень занятная технология — прямо-таки настоящие очумелые ручки))) Удивительно то, что бронепоезда, появившись в 1ю Мировую войну, во 2ю Мировую уже стали анахронизмами, но все равно использовались в боях. Во время обороны Москвы один такой бронепоезд под Дмитровом наводил настоящий ужас на фашистов своими внезапными атаками. С той войны минуло уж 78 лет, казалось бы, даже сама идея бронепоездов уже давно сдана на вечное хранение в музеи. Однако ж нет! — его вновь успешно используют на рельсах войны в зоне СВО.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

В комплексе еще можно и пострелять, причем не только из АКМ, ППШ или Максима, но также из Шмайстера, а особо отважные могут бабахнуть из пушки по фашистскому танку. Не скажу, что вся эта развлекуха дешева, скорее наоборот, но, охота пуще неволи. К настоящему оружию я с давних пор неравнодушен — в Крыму, где я провел свое детство, мы играли в войнушку не с деревянными палочками-винтовками, а с настоящим оружием в руках. Старшие ребята на полях войны находили проржавевшие стволы винтовок и пулеметов без прикладов, истлевших от времени. Они отмачивали их в керосине и порой давали малышне тяжеленные стволы, чтобы поиграть в войну.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

На Линии Сталина я выбрал легендарный Максим и немецкий МР-38 (Шмайстер) — наиболее частый трофей наших партизан. Что сказать о МР-38, разработанном Генрихом Фольмером? — сухой щелчок и никакой отдачи, с боевым АКМ не сравнить. Как оказалось, туристов тут слегка обманывают: заплатив 4 бакса за пульку, тебе дают холостой патрон. А шмайстером этот пистолет-пулемет стал по недоразумению — на его рожке было клеймо «патент Шмайстера», так и прилипло это имя к чужому творению.

Нажал гашетку Максима и что-то пошло не так: вместо трескучей очереди раздалась пара выстрелов. Немолодой оружейник в форме времен войны засуетился и начал ремонт, а пулемет вдруг как застрочит без моего участия! Раритетный Максим вообще давно не стреляет патронами, он переделан под шумовой эффект с использованием газовой смеси. Пушки также бабахают совсем не снарядами, а используя газ(((Неприятно было почувствовать себя чуть-чуть обманутым.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Несмотря на досаду от смазанного финала поездки, посещение этой площадки очень понравилось, хотя, весной-летом ехать сюда интереснее.

Добираться до музея можно от ж/д вокзала: ост. Бобруйская, 19 (напротив автовокзала Центральный) маршрутка «Минск — Радошковичи / Сосновый Бор, либо с ост. Ленинградская (Бобруйская, 9) маршрутка «Молодечно».

ПыСы. 26 февраля был финальным днем моего пребывания в Минске. Именно в этот день украинские террористы атаковали российский военный самолет А-50 на аэродроме Мачулищи под Минском… Казалось бы — та самая красная линия, о которой говорил Лукашенко: международный теракт прямо рядом со столицей, однако, на минских улицах в тот день царила чуть сонная тишина и спокойствие.

Линия Сталина и Дудутки под Минском

Цикл материалов "Минск в третий раз"