Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был 26 апреля 13:43

Ульяновск — Россия Апрель 2023
симбирская засечная черта.

В этом городе во времена СССР туристов было не счесть. Ехали сюда со всех уголков страны и из зарубежья, ни один круизный теплоход не проходил мимо, не сделав остановки. Сейчас все изменилось. Редкие теплоходы, совершая плавания вверх и вниз по Волге, причаливают у Речного вокзала. Если увидишь на улицах организованную группу, то это будут школьники на экскурсии по областному центру. И дело не в том, что несезон. На просторах интернета отзывов о городе тоже мало, разве что нет-нет, да промелькнет очередной рассказ об авиамузее. Причина, на мой взгляд, и прошлой популярности и нынешнего равнодушия в одном. В этом городе в далеком 1870 году родился человек, изменивший ход всей истории XX века. Владимир Ильич Ленин. С 1924 года город Симбирск носит его имя. Ульяновск.

Для меня Ульяновск не чужой город. Недалеко от него, в райцентре, родилась мама. В конце 1950-х годов в одном из ДК Ульяновска встретились студентка педучилища и слушатель Школы высшего летного пилотажа — мои родители. Сам я в школьные годы, пока были живы прабабушка и бабушка, по пол-лета проводил на ульяновской земле. Прошло четверть века с моего последнего посещения Ульяновска. Выкроив несколько выходных на работе, я вновь приехал в этот город, чтобы сравнить впечатления мальчика, юноши, мужчины среднего возраста и пенсионера.

Незадолго до поездки залез в поисковик Туристера. Хм… В сравнении с соседними Казанью и Самарой, в Ульяновск туристы будто не ездят. Да уж, созданный в советское время имидж держится стойко. Народ наверняка думает:" Что в этом Ульяновске делать? На Мемориал посмотреть?» Постараюсь развеять это мнение — в городе есть на что посмотреть! На мой взгляд, осмотр города можно разбить на три составляющих — Симбирск XIX века, шедевры модерна и эклектики троих архитекторов и, конечно, ленинская тема.

Сколько раз я, глядя на этот ажурный металлический мост через Волгу, мечтал проехать по нему.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

В конце XIX века к Симбирску подвели железнодорожные пути, и возникла необходимость в переправе через Волгу. В марте 1913 года строительство моста началось. Намеченные сроки сдачи затягивались — то пожар, то оползень. Несмотря на трудности, в октябре 1916 года Мост Императорский Его Величества Николая II был сдан в эксплуатацию. После революции его сразу переименовали в мост Свободы, хотя я не припомню, чтобы кто-то из родственников его так называл. Помнится, вроде как Ульяновский звучало.

Вот я и на мосту.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Удивило отсутствие машин. В давние времена с Венца наблюдал огромный поток машин на подъезде. Почти на выезде между конструкциями моста на мысу промелькнул крест.

Его установили в 2000 году в память о жуткой трагедии, произошедшей 5 июня 1983 года. Поздним вечером теплоход «Александр Суворов» зашел в несудоходный пролет моста. Мгновенно была срезана верхняя палуба и кинозал, заполненный людьми. В это время по ж/д пути шел грузовой поезд. 11 вагонов сошли с рельсов… На раненых посыпались уголь, бревна, разлился бензин из цистерны… Точное число погибших установлено не было. Но не менее 176 человек…

Два километра моста позади, въезжаю в центр Ульяновска и паркую машину в тихом загороженном дворе дома, где были забронированы аппартаменты. Впервые в чужом городе не было волнений за автомобиль. Так он и простоял в одиночестве все три дня.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

С балкона открывался такой вид.

Центральный стадион, на котором когда-то играла команда по хоккею с мячом ульяновская «Волга». Увы, этот вид спорта стал непопулярным. А ведь это наш, русский хоккей!

Вышел на балкон, и передо мной предстала совершенно другая картина. Переплетение эпох и стилей!

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

На заднем плане самое высокое здание (в этой части города точно) фешенебельной в советское время гостиницы «Венец» и жилая высотка, во дворе по улице Гончарова видны купола церкви Трех Святителей, на переднем плане боковой фасад дома купца С. И. Зеленкова. Отсюда, с перекрестка улиц Энгельса — Гончарова у нас и будут проходить пешие маршруты по городу.

Гончарова, дом 15.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

В этом доме, принадлежавшем купцу 2-й гильдии С. И. Зеленкову, с 1872 года располагался известный на весь город «Магазин вин и колониальных товаров».

На перекрестке в 2006 году был установлен крест-памятник в память об утраченных храмах Симбирска.

До революции Симбирск называли городом храмов. Увы, после 1924 года все храмы были уничтожены. Религия и имя Ленина несовместимы! Чудом уцелели лютеранская кирха, колокольня Трехсвятской церкви и церковь на старом кладбище. Помню, удивлялся тому, что бабушка возила крестить меня в Сызрань. И не осознавал того, что в Ульяновске-то я ни одной церкви не видел. На боковых стенах креста барельефы с изображениями самых известных из утраченных храмов — Свято-Троицкого, Спасо-Вознесенского и Свято-Николаевского.

В этой части своих рассказов об Ульяновске я сознательно буду пропускать некоторые здания. О них расскажу в следующей части, когда познакомлю вас с творчеством трех архитекторов, внесших огромный вклад в градостроительство Симбирска на рубеже XIX — XX веков.

Перекресток Ленина — Гончарова. Здесь стоял дом, в котором родился писатель Иван Александрович Гончаров. После пожара 1864 года Гончаровы продали сильно пострадавший дом и новый хозяин провел большую реконструкцию.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Напротив находился Спасо-Вознесенский собор, который снесли в 1935 году. Тогда же разбили на этом месте сквер. В 1965 году в сквере установили памятник И. А. Гончарову,

а в 2005 году добавили «Философский диван».

На колокольне собора находились часы. Когда в 1974 году на здании Дома-музея И. А. Гончарова надстроили башенку, на ней им и нашлось место.

Пройдем дальше по улице Гончарова. Дом 11.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Здание советской постройки. Когда-то здесь был «Детский мир», в который я затягивал взрослых…

В конце XIX века в Симбирске встал вопрос о строительстве Губернской земской управы. По проекту студента Академии художеств Александра Дмитриева архитектор В. Л. Ивановский построил здание и украсил его масками львов с гербами Симбирска.

Сейчас в здании располагается Ульяновский почтамт, перед входом в который установлен знак «Нулевой километр».

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Посередине всей проезжей части улицы Гончарова идет сквер. Недалеко от почтамта в этом скверике стоит памятник человеку, которого с детства знало мое поколение и называли, как любимую родственницу — тетя Валя. Диктор Валентина Михайловна Леонтьева.

Памятник был установлен в ее день рождения 1 августа 2008 года. Телеведущая словно вышла из Театра кукол, носящим сейчас ее имя

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

и присела в сквере отдохнуть и полюбоваться видом на Волгу.

Улица Гончарова вскоре заканчивается высоким берегом. Отсюда идет спуск-серпантин к Императорскому мосту, а перекресток Гончарова — Минаева образует большую площадь, на которой установлен памятник-обелиск 30 лет Победы.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Просто памятником эту композицию назвать сложно, это целый двухуровневый мемориал. На верхнем уровне рядом с 47-метровой стелой размещена скульптурная группа, изображающая бойцов, идущих в атаку.

Спускаемся по широкой лестнице на нижний уровень. За высокой гранитной стеной, огораживающей стелу, установлена чаша Вечного огня. На стене — имена ульяновцев-Героев Советского Союза, погибших в боях за Родину.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Рядом с парапетом, ограничивающим площадь, показывают точное время солнечные часы в память «Взрослым и детям, убитым, замученным в плену, пропавшим без вести».

Здесь же две гранитные композиции, на которых увековечены фамилии погибших в локальных войнах и конфликтах.

От площади вдоль улицы Минаева к Дворцу творчества детей и молодежи ведет широкая аллея. Начинается она пронзительным памятником «Детям войны». Дальше на гранитных блоках установлены барельефы пионеров-героев, молодогвардейцев, юных Героев Советского Союза.

Пройдем дальше по Минаева. Рядом со зданием бывшей городской электростанции стоит скульптура первому электрическому фонарю.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

И уже отсюда будут видны золотые купола на бело-голубых барабанах. Я упоминал, что на углу нынешних Ленина — Гончарова в Симбирске стоял Спасо-Вознесенский собор. В начале 1990-х годов, после возрождения Ульяновской епархии, возник вопрос о строительстве кафедрального собора. В 1996 году на спуске к реке Свияге была построена деревянная церковь Всех Святых.

В процессе ее строительства настоятель храма протоиерей Алексий Скала пригласил к сотрудничеству архитекторов Лию и Александра Варюхиных для проектирования Спасо-Вознесенского собора на месте, где в Симбирске стоял Покровский монастырь. В 2015 году новый кафедральный собор, прототипом которого послужил старый храм Вознесения, увеличенный в пропорциях, был освящен.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Сейчас вокруг собора образовался комплекс: сам собор, Всехсвятская церковь, воскресная школа, дом для священнослужителей, памятник Андрею Блаженному. Здесь же и могила автора этих храмов Алексия Скалы.

Кованой решеткой ограды комплекс Спасо-Вознесенского собора граничит со сквером И. Н. Ульянова. До революции здесь располагалось кладбище при Покровском монастыре. В 1923 году места для захоронений на кладбище не осталось и оно было закрыто. Уже в 1937 году горисполкомом принимается решение о ликвидации кладбища, расчистке территории и организации парка. Никакого перезахоронения, все по-варварски… Памятники сбрасывали внутрь склепов, засыпая землей и битым кирпичом от уничтоженных монастырских построек. Оставили нетронутой только одну могилу — Ильи Николаевича Ульянова, отца В. И. Ленина. В 1991 году на территории сквера несколько раз проводились раскопки. Были найдены некоторые надгробия. Из них собрали небольшой некрополь,

перед которым в начале XXI века установили часовню Покрова Пресвятой Богородицы.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Возвращаемся на улицу Гончарова и, дойдя до Дома-музея писателя, сворачиваем в сторону Волги. Ульяновское командное танковое училище. Даже не зная, что за здание перед тобой, по одной только скамейке недалеко от входа можно догадаться.

Здание это было построено в 1877 году для военной гимназии — Симбирского кадетского корпуса. С 1918 года здесь ковались командные кадры для Красной, затем Советской Армии. С распадом Союза это училище, как и многие другие в стране, было закрыто. Рядом с бывшим училищем установлен памятник А. В. Суворову.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Поднимаясь вверх по Спасской улице, мимо памятника учителю,

попадаем в Карамзинский сквер.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Это один из старейших скверов в городе. Вокруг памятника уроженцу Симбирска, историку, писателю Николаю Михайловичу Карамзину, во второй половине XIX века после сильного пожара, пронесшегося по городу, обустроили небольшой сквер. Сам памятник довольно необычен. На постаменте стоит не фигура Карамзина, а древнеримская богиня истории Клио. Бюст автора «Истории государства Российского» установлен в небольшой нише. В древнеримском стиле выполнены и барельефы на боковых гранях постамента. На одном изображен Карамзин, читающий свою «Историю…" императору Александру I и его сестре в Твери в 1811 году. На другом Николай Михайлович в кругу семьи, когда приходит известие о пожаловании ему Николаем I пансиона за особые заслуги перед Отечеством.

Карамзинский сквер разбит напротив Симбирской губернской гимназии, которая открылась в 1809 году.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Не хотел в этой части затрагивать тему Ленинианы, но придется, поскольку в Мужской гимназии № 1 тесно переплелись судьбы нескольких человек. В 1879 году директором гимназии был назначен Федор Михайлович Керенский. Непосредственным начальником нового директора был директор народных училищ Симбирской губернии действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов. Эти отцы многодетных семей дружили домами, их сближало и происхождение, и служебный ранг. В тот же год, когда началось директорство Керенского, в гимназию поступил Володя Ульянов. Директору было положено служебное жилье, находившееся в здании гимназии. Здесь 22 апреля 1881 года родился Александр Федорович Керенский.

Во время сдачи выпускных экзаменов Володей Ульяновым пришло известие о казни его старшего брата Александра за подготовку покушения на Александра III. Ф. М. Керенскому свыше дали понять, что вручение золотой медали родному брату государственного преступника нежелательно. Керенский не поддался и на ходатайстве написал:" Нельзя не дать медали». В том же году золотая медаль была вручена и младшей сестре Владимира Ольге. «Непослушание» дорого обошлось Ф. М. Керенскому. Ему дали дослужить пятилетний срок и в 1889 году перевели на должность главного инспектора училищ Туркестанского края. Это была ссылка на окраину империи и конец карьере.

От гимназии спускаемся на бульвар Новый Венец. Это своего рода набережная Волги, проложенная по верху высокого берега.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Здесь, в начале переулка Карамзина, стоит памятник букве «Ё».

Именно Карамзин впервые в письме употребил написание этой буквы, заменив ею звукосочетание «йо». Хотя идея была не его, а Екатерины Дашковой.

Проходим по Венцу до площади Ленина. На краю обрыва в 2008 году был установлен памятник основателю Симбирска Богдану Хитрово.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Боярин, сидя на коне, и пеший дружинник (будущий житель острога), держащий в руке хоругвь с ликом Спаса Нерукотворного, осматривают окрестности, где будет стоять новая крепость. Место для памятника было выбрано не случайно. К тому времени уже ввели в эксплуатацию второй, Президентский, мост через Волгу. По задумке авторов композиция будет прекрасно видна с обоих мостов. Не знаю, как с Президентского, но подъезжая к Императорскому, как не вглядывался, никаких скульптур не увидел. Не туда смотрел, что ли? Вид на Волгу от памятника действительно шикарный. Вот они, оба моста на закате.

Императорский мост.

Когда-то на площади Ленина перед Мемориалом стояла тишина. Сейчас — это место гуляний горожан, вечерних тусовок молодежи.

Только на эспланаде, ведущей от Мемориала вдоль педуниверситета

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

на Соборную площадь к Дому правительства, по-прежнему тихо. В самом начале этой широкой аллеи стоит памятник Герою России Дмитрию Разумовскому, погибшему при освобождении детей-заложников в школе № 1 города Беслана.

С другой стороны площади от памятника Богдану Хитрово стоит гостиница «Венец» — один из открыточных символов советского Ульяновска.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

С торца ресторанного пристроя гостиницы в 2005 году был открыт памятник… минералу. В XVIII веке недалеко от Симбирска нашли месторождение необычного минерала. Яркого окраса — от желтого до красно-коричневого, камень после обработки мало чем отличался от янтаря. В те давние времена местные жители считали, что «волжский янтарь» имеет целебные свойства и использовали размельченный камень для заживления ран. В 1982 году редкий минерал, встречающийся только в Ульяновской области, назвали симбирцитом в честь старого имени города.

В сувенирных магазинах Ульяновска большой выбор изделий из этого камня. Есть в городе и Музей симбирцита.

Рядом с гостиницей «Венец» стоит здание, резко контрастирующее со зданием советской эпохи. Из красного кирпича, с высоким цоколем, кокошниками на окнах, изящными башенками.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Это построенное в 1889 году здание уездной земской управы, ныне Дом офицеров. Чуть ниже по улице Дмитрия Ульянова почти вплотную к нему примыкает здание арестного дома.

Эти два здания, построенные в один год, представляют прекрасный архитектурный ансамбль.

Закончить сегодняшнюю прогулку хочу несколькими храмами, возведенными в Ульяновске уже в XXI веке.

Небольшой участок в плотной застройке центра города занимает Симбирский Спасский женский монастырь. На территорию я не заходил, но точку, с которой видны оба монастырских храма, нашел.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

На переднем плане надвратная церковь Новомучеников и исповедников Симбирских. В глубине территории монастыря видны купола церкви Спаса Нерукотворного.

Во дворе за домом № 30 по улице Гончарова стоит небольшой храм. Долгое время Симбирская духовная семинария не имела своей домовой церкви. В 1854 году перестроили ученическую столовую и был освящен храм во имя Петра Московского. Через 10 лет во время пожара церковь сильно пострадала. При восстановлении ее перестроили и освятили. В 1918 году семинарскую церковь закрыли. Долгие годы она стояла в запустении. В 1960 — 1996 годах там располагалась скульптурная мастерская. В 1996 году здание храма было передано РПЦ, но из-за сильной ветхости в тот же год было демонтировано. Осталась только колокольня 1893 года постройки. В 2001 году состоялась закладка первого камня в фундамент новой церкви. В 2011 году храм во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста был освящен.

Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город

Выходим снова на улицу Гончарова и перед нами сквозь пока еще голые ветви деревьев сквера предстает бывший дом купцов Карташевых.

Построенный в первой половине XIX века, это здание несколько разменяло хозяев, при этом немного перестраиваясь. Современный облик дом приобрел при купцах Зеленковых. При них же в этом доходном доме на втором этаже располагался «Художественный театр Модерн».

На сегодня прогулку по Симбирску — Ульяновску закончу. В следующий раз погуляем по Симбирску эпохи модерна.

Цикл материалов "Поволжский вояж."

1. Свежий взгляд на знакомый в детстве, но подзабытый город
  2. Симбирск на рубеже XIX - XX веков
  3. «Что в имени тебе моем…»
  4. Ульяновск авиационный
  5. История одной дворянской усадьбы
  6. В гостях у рыбаков

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия