Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 26 апреля 17:47

Челябинская область — Россия Март 2023

«Алга аулга» в переводе с тюркского — вперед в деревню. Южный Урал издавна был заселен тюркскими народами. Исторически здесь кочевали казахские и башкирские племена. Затем на эти территории начали активно переселяться европейские и поволжские народы России — в том числе и татары. Три этих этноса по сей день являются самыми многочисленными среди тюркской языковой группы Челябинской области. И наш путь сегодня лежит в самый татаро-башкирский район области- кунашакский. Инфотур по Кунашакскому району был организован центром «Мой бизнес» по Челябинской области.

Район образован 20 августа 1930 года. Однако в документах и летописях эта территория начинает фигурировать с XVI века, когда здесь стали селиться пришедшие из разгромленного Иваном Грозным Казанского ханства татары, мещеряки и башкиры. Сейчас население района более 30 тысяч человек, в основном татары и башкиры.

Район многонационален, и особенности культурной жизни на этом основаны. Не удивительно, что на первой остановке нашего тура в селе Сары нас встречал национальный ансамбль местного Дома культуры.

Алга аулга!

Это были песни, танцы, хороводы, разучивание татаро-башкирских слов.

Народ веселился. Здесь же у нас сладкая встреча с семьёй пчеловодов Тарасовых. Сергей рассказывает о географии каждого из 4-х медов и, конечно, пробуем и запиваем чаем из самовара.

Алга аулга!

Чаёк очень кстати- ветер холодный, хоть и солнце пригревает. Март всё-таки. Сделаны покупки, едем дальше.

А дальше у нас вторая остановка. Село Кунашак, самый районный центр.

Алга аулга!

Райцентр Кунашак — большое современное село, одно из старейших в области, ровесник Челябинска. Кунашак был свидетелем кровавых боев Гражданской войны. Сегодня райцентр насчитывает 1747 дворов, численность населения — более 7000 человек.

Алга аулга!

В Кунашаке мы побывали в Соборной мечети, священнослужитель рассказал нам, что такое садака и гыйбат, провёл нас по храму. (Садака- это подаяние милостыни или благотворительность, гыйбат- сплетни, злословие о человеке)

Алга аулга!

Мечеть была открыта в 2008 году. Она соответствует всем канонам ислама: кроме основного помещения, есть условия для совершения религиозных таинств, хозяйственные площади для готовки и приема пищи в торжественные дни. На открытие даже приезжал Верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман страны Талгат Таджуддин. Отвлекусь немного: мне с ним приходилась пару раз встречаться по роду своей деятельности. Очень мудрый старец, скажу я вам. Хоть я и не мусульманка, но он произвёл на меня огромное впечатление.

Не в каждом городе есть свой краеведческий музей. А вот в Кунашаке есть.

Алга аулга!

Кунашакский районный историко-краеведческий музей был создан 25 октября 1977 году. Основатель музея и первый директор — учитель истории, краевед, участник Великой Отечественной войны Гайнетдинов Зайнетдин Гайнетдинович. В 2012 году Музею присвоено его имя.

В музее открыты постоянные экспозиционные залы: истории и этнографии, гражданской и Великой Отечественной войн, истории XX века. Этот музей про жизнь, про подвиг, про память.

Среди музейных экспонатов предметы быта башкир, национальная одежда и музыкальные инструменты, орудия земледелия.

Алга аулга!

Экспонаты документального фонда связаны с жизнью и деятельностью легендарных земляков.

Большинство экспонатов появилось здесь не благодаря учёным и раскопкам, их принесли обычные люди, обнаружив что-то интересное в семейных сундуках, а то и вскапывая картофельное поле.

Один из самых интересных экспонатов — осколок Кунашакского метеорита.

Алга аулга!

Он упал в 8 часов 10 минут утра 11 июня 1947 года — огненный след видели даже в Свердловской и Тюменской областях.

Остались в кунашакской земле следы Гражданской войны.

Алга аулга!

Обычно поисковики ищут следы Великой Отечественной войны, но здесь, на Южном Урале, отряды изучают районы боев красных и белых, передают затем находки музею. Хранятся в музее и мундиры фронтовиков, местных уроженцев — Гаяза Баймурзина, Хариса Хафизова, других.

Гигантский кинопроектор,

Алга аулга!

который работал в местном Доме культуры с советских лет и до 2016 года. Чтобы обращаться с ним, приходилось носить перчатки и стоять на резиновом коврике.

А где можно увидеть телефон фельдмаршала Паулюса? Конечно, здесь.

Алга аулга!

Это трофей ветерана Великой Отечественной войны Махмуда Хурамшина. Он участвовал в Сталинградской битве, захватывал штаб Паулюса и взял его телефон 1939 года выпуска на память. Долгие годы хранил, а потом передал в музей родного села.

В 2020 году в Кунашакском районе заработала осетровая ферма «FISH-ка».

Алга аулга!

До этого её полгода строили, строили, и наконец построили. В специальных бассейнах создали устройство замкнутого водоснабжения, снабдили системами очистки. Рыбу на ферме выращивают по новым европейским технологиям. На ферме мы познакомились с её командой. Управляющий провёл с нами экскурсию,

Алга аулга!

рассказал много интересного: как запускают рыбу в бассейны, как правильно её выловить, как работает устройство замкнутого водоснабжения, ну и многое другое.

Алга аулга!

Оказывается, осетровые — современники динозавров и жили много лет назад, ещё до нашей эры. Купить рыбу здесь можно в любом виде, хоть живьём. Этим воспользовались почти все гости, я в том числе. А ещё нас угощали ухой и осетровым шашлычком.

Третья заключительная остановка у нас была в деревне Султаново. Заехали на козью ферму, покормили козочек и малюсеньких козляточек.

Алга аулга!

И отправились на Султановскую сыроварню.

Алга аулга!

Управляющий нам рассказал о работе сыроварни, о своих сырах, о секретах выбора «правильного» сыра.

Делают они качотту с разным наполнением, пармезан, авторские сыры-султановский, фермерский, инжирный. Кстати, сыроделы стажировались в Европе. А дальше всё как обычно бывает в таких поездках- дегустация и покупка сыров для себя любимых.

Здесь такая очень интересная история с этим селом. Петербургский бизнесмен Камиль Хайруллин решил возродить свою родную деревню. Из Султаново он уехал сразу после выпуска из школы — в 70-х годах. Окончил Ленинградский вуз, был успешным предпринимателем, а в 2013 г. продал бизнес, и через несколько лет начал вкладываться в родное село. Камиль восстановил поголовье коров, купил коз и создал пока небольшую козью ферму, открыл сыроварню. Сейчас он приглашает в село людей, готовых остаться в селе и заниматься хозяйством. Для этого «Я хочу создать условия, чтобы люди развивали своё дело. Я готов дать им жилье, начальный капитал, оборудование, обсудить какие-то идеи. Но развивать своё хозяйство они должны сами." Так сказал человек, болеющий за свою малую родину, Камиль Хайруллин.

Было бы нечестно заканчивать своё повествование на такой оптимистичной ноте. Пока желающих перебраться на ПМЖ в село очень-очень мало. После беседы с Камилем большинство кандидатов просто исчезают. Сначала вроде загорятся, потом, видимо, прикинут, посчитают и пропадают, — рассказывает предприниматель.

На этом наша поездка по Кунашакскому району подошла к завершению. Отклонились мы от плана почти на 4 часа, везде было интересно и уезжать не хотелось.