Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была сегодня 19:41

Большой Куяш — Россия Август 2020

Лето в этом году выдалось жарким: июль-август побили все рекорды по температуре- +38 С в тени днём и +28 С ночью. В один из таких дней мы и отправились по Каслиозёрью. Что такое Каслиозёрье? Так называют северную часть голубого озерного ожерелья Урала, озера этого северного района. В каслинской группе более двадцати озер, ее длина более 30 километров, ширина — 10 километров, площадь около 57 квадратных километров.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

Большинство каслинских озер соединены речками, протоками и истоками: Иртяш — Большие Касли — Кисегач — Киреты — Карасье — Сунгуль — Силач. Плюс обособленные водоемы Аллаки, Аракуль, Каган, Булдым, Берденыш, Большое и Малое Травяное, Алабуга… Иртяш — самый крупный водоем Каслиозерья, на озеро выходит атомоград Озерск. В восточный куст Каслиозерья входит более десяти озер: Шаблиш, Большой Куяш, Куяныш, Юлаш, Байнауш, Зыряшкуль, Пороховое, Кабанское, Черное, Червяное……. и др.

Так вот, на берегу озера Большой Куяш, что входит в восточное Каслиозёрье, стоит очень примечательное село с таким же названием.

Маленькое путешествие в Большой Куяш
Примечательно оно прежде всего своей историей.

Исконно эти земли принадлежали башкирам. Во второй половине XVIII века здешние места становятся весьма «привлекательными для инвестиций в недвижимость» - все более оживленной становится дорога из Екатеринбурга к Челябинской крепости, рядом Каслинский и Кыштымский заводы, да и с башкирами всегда можно сторговаться по земельным участкам. В 1776 году огромные территории вокруг озера Куяш приобрел уроженец Тамбовской губернии, титулярный советник Алексей Федорович Турчанинов. 19 сентября 1776 года на земли вокруг Куяша была совершена купчая на 30 тысяч десятин за 1700 рублей.

Купчую бумагу составили в Челябинской крепости, её подписали 12 башкирских старшин, сам Турчанинов и канцелярист Александров.

К тому времени Турчанинову принадлежали Сысертский, Полевской, Северский заводы и богатый Гумешевский рудник. Образ Турчанинова прочно вошёл в знаменитые сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова: "До того он – этот Турчанинов – солью промышлял да торговал на строгановских землях, и медным делом тоже маленько занимался. Завод у него был. Так себе заводишко. Мало чем от мужичьих самоделок отошёл. В кучах руду-то обжигали, потом варили, переваривали, да ещё хозяину барыш был. Турчанинову, видно, этот барыш поглянулся. Как слышал, что у казны какой медный завод плохо идёт, так и подъезжал: нельзя ли такой завод получить? Мы, дескать, к медному делу привышны – у нас пойдёт". Кто читал «Малахитовую шкатулку» Бажова, возможно вспомнит об этом.

Из своих имений в Томбовской, Пензенской и Нижегородской губерний Турчанинов привёз мастеров и крестьян. Мастера стали сразу строить помещичью усадьбу. В крепостном имении первая достопримечательность – барская усадьба: именно по ней судят, хорошо ли у хозяина идут дела и стоит ли с ним иметь дело. Усадьбу строили в классическом стиле, в два этажа, без особых изысков, но основательно.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

Было одно необычное архитектурное решение: усадьба строилась в виде буквы «Е» – в честь Екатерины II, покровительницы, даровавшей Турчаниновым дворянский титул. Со строительством усадьбы управились за два года. Ее здание сохранилось до сих пор.

Семьи, сорванные Турчаниновым с насиженных мест, все же смогли оценить выбор барина: изумительные по красоте места, богатые рыбой озера, со всех сторон – леса, полные дичи, грибов и ягод. Село на берегу солнечного озера богатело день ото дня. И было отчего: в округе масса строительного леса, камень, залежи чудесной глины.

Кстати о топонимике слова «куяш»: Одни ученые переводят его с пуштунского как "родник в каменном месте", другие с финно-угорского "мелкий", третьи – с башкирского "шалаш", четвертые – распространённое тюркское мужское имя Коаш, дословно обозначающее "солнечный". Мне больше нравится «солнечный».

Маленькое путешествие в Большой Куяш

К концу XVIII века в селе уже насчитывалось 1196 человек: 612 женщин и 584 мужчин. В Куяше появились : волостная управа , постовая станция, лесничество, конный завод, но своего прихода Куяш не имел, а принадлежал к приходу Каслинского завода. В 1812 году в селе был заложен большой Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот величественный храм был возведен в честь победы русского оружия над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года, Турчанинов сам был участником этой войны. Церковь Пресвятой Богородицы в Большом Куяше была красивейшей в округе, её называли чудом русского зодчества.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

И сегодня необычный храм, построенный в стиле классицизма, поражает воображение. Покровская церковь в Большом Куяше и по сей день является единственным на Южном Урале храмом во славу героев 1812 года.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

В 1936 году службу в храме прекратили , 27 октября этого же года церковь закрыли. В 1937 году сняли колокола и кресты и вместе с мебелью, иконостасом, посудой и прочей утварью увезли в Челябинск. Храм переоборудовали в клуб, а потом в колхозный и государственный склад. По легенде, которых в Большом Куяше немало, все, кто помогал снимать кресты с церкви, через некоторое время умерли - "Бог покарал!". И ещё одна легенда: В церкви были спрятаны сокровища, в 1965 году под самый Новый год из Франции приезжал внук попа. За ним следили от самой Москвы и поймали в Челябинске на вокзале с полными чемоданами драгоценностей.

В центре села установлен памятник борцам революции -жителям Куяша. Сегодня это объект культурного наследия регионального значения.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

В Гражданскую войну в селе и его окрестностях проходили ожесточённые бои. Летом 1918г. на Екатеринбургском тракте красные 2 недели сдерживали белых, наступавших на Екатеринбург. 18—21 июля 1919 года в ходе Челябинской операции в Большом Куяше шли бои между Пятой стрелковой дивизией красных и Двенадцатой Сибирской стрелковой дивизией белых. Под Куяшем советские отряды выдержали девять боев, которые, по свидетельству самих белогвардейцев, стоили им 600 убитых и 400 раненых.

Очередная местная легенда: Во времена гражданской войны, когда в Куяше установился "белый террор", людей пытали и расстреливали на рассвете разрывными пулями. Когда на дверях Малковского дома вывесили очередной список, он исчез. Это сделала Анастасия Афонина - ее братья Манаевы были за "красных" и скрывались. Женщину пытали, наставляли "в рот" наган, но она не созналась. С тех пор за ней закрепилась кличка "партизанка".

Рядом ещё один памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

В Великую Отечественную войну 337 жителей села ушли на фронт, из них погиб 201 человек. На гранитной плите монумента высечены все фамилии погибших героев-земляков. Как я поняла, когда-то здесь горел Вечный огонь, чаша в виде красной звезды сохранилась, а вот огня нет.

Кроме этого, в Б.Куяше сохранились памятники архитектуры- cтарые купеческие магазины, бывший торговый дом, участковая больница, здание старой земской школы. В селе даже есть свой краеведческий музей.

Ещё одна, на мой взгляд, примечательная особенность села- это говор его жителей. Существует особый Куяшский сленг, поэтому для общения с местными жителями нужен переводчик с «русского» на «русский». Формирование говора села Большой Куяш происходило под воздействием северорусского и южнорусского наречий (первые поселенцы Куяша были завезены из Нижегородской и Пензенской губерний). За 200 с лишним лет со дня основания Куяша почти ничего не изменилось, но всё-таки взяло верх окающее северорусское наречие.

Маленькое путешествие в Большой Куяш

Когда готовила рассказ, нашла любопытную подборку из словаря говора Большого Куяша. Вот некоторые слова:
Апосля – позже

Баут - засов на большие ворота

Блазнит – кажется

Ведро - ясная, хорошая погода

Лыва – лужа

Наздела – надела

Страмота - стыд
Варнак - шалун, разбойник

Духанька - парень, ухаживающий за девушкой, ухажер

Запон – фартук

Халда - скандальная баба

Шабалы - старая одежда, тряпье

Ядреный – крепкий Тожно – потом

Куяшский сленг Словарь составила Ирина ОБЖОРИНА, учитель высшей категории Метлинской школы N 35.

Многие слова и выражения мне знакомы. И, наверняка, не только мне. Но если сельчанин о чём-то быстро говорит, то можно его и не понять.

Большой Куяш находится в 84 км от Челябинска и в 130 км от Екатеринбурга по трассе М5. Озеро Б.Куяш – отличное место отдыха и Челябинцев и Свердловчан.

Маленькое путешествие в Большой Куяш
Говорят, несколько лет назад здесь была отличная рыбалка, сейчас- только мелкий окунь. Поэтому матёрые рыбаки советуют не тратить время на данный водоём, так как неподалёку есть более перспективные озёра, где рыбалка на порядок лучше. Но сельчане не жалуются на плохой клёв и малый улов. Видимо у них есть свои секреты, карп и щука на их столе не редкость.

Ну вот, маленькое путешествие подошло к концу. Мой вывод: Познавай свой край в любое время и во все времена! И не только во время этой пресловутой пандемии. Хотя признаюсь, если бы не карантин и пандемия- не было бы этой поездки.