Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 23:43
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Михайловск — Россия Август 2022

Однажды летним погожим деньком мы отправились в гости в провинциальный городок Михайловск, что в 130 километрах от Екатеринбурга и в 30 км от районного центра Нижние Серги. Город населением около 9 тысяч человек расположен на берегу живописного пруда, образованного водами рек Серги, Куба, Демид, в окружении небольших гор: Власкина гора, Воронинская и Загорная. В южной части протекает река Уфа.

Уральский Михайловск

В древние времена здесь проживали финно-угорские племена, затем башкиры. В 1740-х годах Н. Н. Демидов привез сюда крепостных из своих калужских деревень, они работали на заводах в Сергах, на мельнице на реке Кубе, строили барки, нагружали их железом Сергинских заводов и отправляли с Уфимской пристани в Центральную Россию. Калужский народ называли гамаюнами. В словаре объясняется, что «Гамаюн» — человек, находящийся постоянно в движении, непоседа, суетливый человек. Есть славянское слово «гаметь», значит кричать, галдеть, устраивать шум, гам. Гамаюном еще называют вещую птицу. Калужские гамаюны были трудолюбивым говорливым народом со своим диалектом и традициями. Они и сейчас живут здесь, не забывая свои корни. Поэтому на гербе и флаге города мы видим символ счастья птицу Гамаюн, которая указывает на старинное название жителей города.

Что интересно, в ноябре прошлого года в «Непутевых заметках» Дмитрий Крылов показал этот город Михайловск с его жителями гамаюнами. Кому интересно — посмотрите.https://ok.ru/video/4783267582436 Ну, а мы продолжим разглядывать город.

Уральский Михайловск

В 1805 году там, где река Куба впадает в реку Серга началось строительство железоделательного завода и плотины под руководством московского купца и промышленника Михаила Губина.

Название заводу и поселку было дано по имени этого владельца завода — Михайловск. Большинство рабочих сюда прибыло из Нижнесергинского завода, многие были выходцами из Воронежской губернии. С тех пор в городе появился район Воронино, также есть район Центр и Уфимка, где раньше на реке Уфе была пристань. Продукция сплавлялась по реке Уфа на Нижегородскую ярмарку, где основными покупателями были «Торговый дом Э. М. Мейер и К» и АО «Кровля». В 1860 на Уфе была построена Уральская писчебумажная фабрика Ятеса. В городе проживало до 11 тысяч человек. Но к 1910 году завод становится убыточным и закрывается. Рабочие стали разъезжаться по другим заводам. И только в 1925 году завод вновь становится действующим. А к 1940 году здесь было произведено 21 тыс. тонн кровельного железа. В военные годы предприятие выпускало продукцию для нужд фронта, также был организован выпуск проката цветных металлов: цинка, свинца, алюминия, алюминиевой фольги и посуды. В конце 40-х годов Михайловский завод перешёл на фольгопрокатное производство. В 1961 году заводской поселок Михайловский получил статус города. Во времена перестройки завод пришел в упадок, на сегодняшний день большая часть зданий завода превратились в руины. Часть завода сейчас работает и называется «Михалюм», входит в ОАО «Суал Холдинг». Есть еще Михайловский завод РТИ.

С давних времен главной достопримечательностью города является Михайловский пруд, который образовала плотина, построенная в 1806 году. У плотины три шлюза, которые открываются только весной.

Уральский Михайловск

Пруд довольно большой, здесь достаточно рыбы, а на реке Кубе, впадающей в пруд есть форелевое хозяйство.

Уральский Михайловск

Вдоль пруда идет местная железная дорога, которая связывает Михайловский завод с одноименной железнодорожной станцией, проходит по насыпи через пруд, по ней сейчас перевозят щебень с близлежащих карьеров.

Тут же вдоль пруда возвышаются живописные известковые скалы.

Уральский Михайловск

Есть и утес Уркан с легендой о кладе разбойника. Многие заезжают на гору Воронью, она повыше других, с нее интересно снимать коптером красочные пейзажи. Зимой здесь работает горнолыжка. Река Серга, вытекающая из пруда небольшая — 113 километров, пользуется популярностью у туристов- сплавщиков. Недалеко от Михайловска есть природный парк «Оленьи ручьи», там побывала наша «туристеровка» Наталья С, которая сплавлялась по реке Серга, и написала рассказ о своих впечатлениях. Река Серга за Михайловском впадает в реку Уфу.

Михайловск со всех сторон окружен небольшими горами, с них открывается замечательный вид на округу. Город широко раскинулся по низинам, дома в основном одноэтажные, только в центре есть пятиэтажки.

Уральский Михайловск

На центральной площади находится Собор Вознесения Господня, который построили в 1892 году на месте старой деревянной.

Уральский Михайловск

Тут же на площади стоит памятник С. М. Кирову.

Уральский Михайловск

Напротив — центр культуры и досуга, рядом памятник Ленину.

У центра культуры облагораживается площадка, сквер. Сохранились в Михайловске и несколько купеческих домов. В усадьбе купца Варенцова второй половины 19 века сейчас размещается историко-краеведческий музей, выглядит вполне прилично. А вот другой старинный дом прямо плачет и просит реставрации.

Уральский Михайловск

В нем находится магазинчик натуральных продуктов, внутри даже есть историческая фотография этого дома, но продавец не знала, чья это была усадьба, ничего смогла сказать о судьбе этого здания.

Но в целом город не выглядит грустно, он обустраивается и развивается.

Уральский Михайловск

За церковью расположена еще одна площадь, посвященная Победе.

Уральский Михайловск

Недалеко новая детская площадка, где гуляют детишки с родителями.

Что интересно, в Михайловске родился и жил до девяти лет известный певец и актер Владимир Трошин (1926–2008), он был десятым ребенком из одиннадцати детей в семье токаря и домохозяйки. Люди старшего поколения помнят много его песен, но самая популярная, которую знают все — «Подмосковные вечера», а всего он исполнил более двух тысяч песен и снялся в 25 кинофильмах.

Уральский Михайловск

Сейчас здесь проживает около 9 тысяч человек, город с каждым годом становится лучше, деревянные дома ухожены, огороды засажены, по вечерам коровы бредут на вечернюю дойку, жизнь идет своим чередом.

Уральский Михайловск

Надеюсь, что следующим летом мы снова заглянем в этот уютный уголок Урала.