Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Коломна — Россия Январь 2023

Чтобы ни случилось, традиции менять - последнее дело. Тем более, если речь идёт о традиции путешествовать. И раз наши трипы на католическое Рождество в Европу вынужденно откладываются, то новогодние трёхдневные приключения по России не имеют никаких объективных отлагательств. По этому случаю на православное Рождество выбрана цель - Коломна.

Морозная Коломна

Я в этом городке бывал ранее, на футболе и проездом. Знаком с пыльными улицами вокруг стадиона, спал в вагоне на запасных путях в Голутвине и изучил окрестности пограничного с Рязанщиной, района. А женщины в лице жены и дочери только готовились познакомиться с Коломной. Собственно, жена и была инициатором поездки на юго-восток области, а дочь заболела и вместо новогоднего путешествия, отправилась тиранить бабушку.

Тем лучше, потому что единственные морозные до звона сами знаете где, дни, выпали аккурат на наши прогулки. К слову, это сказалось на передвижении, но не на настроении. Даже наоборот - какой русский не любит лютый мороз?

Морозная Коломна

Усеченным составом в две путешествующих моськи, минуем стелу на въезде в город и с помощью навигатора паркуемся у давно остановившегося текстильного предприятия. Остановилось и ладно, но давно уже двигается как туристический кластер "Патефонка", с кофейней, рестораном, всякими подвижностями и отелями. Словом, заметный объект в городе. Выбор пал на местный отель "Два гуся". Неосторожно забронировав домик, где летом, наверное, отбоя нет, в морозы аншлага там не наблюдали - мы, да ещё одни безумцы. Ночью было свежо, скажу сразу, но с помощью отзывчивого администратора уютное пространство хижины обзавелось вторым обогревателем и стало до пота на стеклах, как жарко. По такому случаю я как из бани скакал по торсу в сугробы. Ну, мы молодые, досуг всячески разнообразим. В данном случае без алкоголя - всё на кураже путешествия.

В январские праздники внутри арт-пространства можно всё - покататься на коньках, выпить вкусного кофе, угареть на дискотеке. Мы использовали местную кофейню для завтрака, заодно я присмотрел на полках заведения книгу редкого выпуска (одновременно в Харькове и в Белгороде, была такая серия) "Дом странных детей" и выклянчил её себе у девчонок-бариста. Потому что очень уж приглянулась. За что ставлю максимальное количество звездочек кофейне Coffe Moose во всех гастросправочниках.

Продолжая о книгах, нельзя не вспомнить легендарного Веничку Ерофеева, в честь которого в одном из ветхих дворов, и не менее ветхих домов, создана Арткоммуналка. Венедикт Ерофеев в Коломне учился, подрабатывал в ликеро-водочном отделе магазина и тут же, только этажом выше, проживал. Коммуналка быстро стала культовым местом, собирающим на резиденции вполне состоявшихся деятелей искусства. В открытой для посещения, части комнаты, ванна с туалетом, кухня и шикарные виды из окна на соборную колокольню.

Всё здесь создано для погружения в дух недавно ушедших времен терпящих коллективное проживание, горожан. Плотно налеплены чайные этикетки с тем самым синим слоном, а кухонный холодильник словно дверь в Нарнию. Ну, или просто по-советски в залу. Так обустроили проход. Резиденции проходят в закрытой части и преимущественно - это возможность создать что-то новое в необычных для повседневности условиях. Творческие проекты, созданные и растиражированные, можно забрать с собой. И не забудьте верхнюю одежду, перед посещением развешенную на вешалках прямо над головами. Придумано так органично для входа, что совершенно вылетает из головы необходимость забрать. Впрочем, если вам приспичит гулять в тридцатиградусный мороз, приступов забывчивости не будет.

Морозная Коломна

Арткоммуналка это не совсем музей. Скорее, интерактив. Лучшие музеи в Коломне все - скорее интерактив. Следующим таким оказался музей пастилы на Посадской улице. Он что-то вроде главного по пастиле в городе. А так - культурных точек, заточенных на пастилу в Коломне немало. Об этом нам рассказал владелец небольшой кофейни, по стенам которой развешаны стенды с находками крестиков, монет и орудий, найденных в окрестностях - этакая фишка кофейни-музея. Они там тоже пастилу делают.

Дремлет в закатном небе Никольская церковь, вокруг тихо, улочки сплошь деревенские, даром что место почти в центре. Ну, точно не окраина. А вокруг музея движ. Желающих отдать деньги за экскурсию немало. Без экскурсии внутрь не попасть, а местов нет. Я воспользовался секретным мужским оружием. Нет, не обаянием. Женой. Действует всегда одинаково эффективно - пока мужчина прикидывается валенком, смущенно сопя под нос, женщина берёт всё в свои руки и настойчиво уточняет - точно ли все билеты распроданы. Конечно, точно, просто два совершенно случайно завалялись. Так мы и попали внутрь мира пастилы, не сломав график путешествия. Второй раз мы бы не вернулись. Не было бы времени.

Морозная Коломна

А вообще, если у вас такая ситуация - либо заказывайте билеты заранее, либо найдите это свободное место в плотном туристеревском графике. Прикольное место. Сходу становится понятно - стендов и скучающих смотрительниц здесь нет. Вся экскурсия это рассказы иторий про пастилу, с дегустацией, чаем в декорациях девятнадцатого века. Посреди большой залы расположился макет исторического города. Там же, в зале то бишь, я сыграл роль царя (это всё борода, она у меня статная, и если не царская, то боярская точно). Компактность помещения для главного дома пастилы смущала, от того и количество билетов, уступающее количеству желающих. Ну, зато попав, научишься делать конвертики для конфет пастилы, которыми баловали детей на праздники. И запомнишь, что пастила появилась, потому что яблоки эти задолбали в таком количестве урождаться каждый год. Надо было что-то с ними делать.

Не менее (а местами даже более) интерактивным оказался такой же компактный музей калача, расположившийся под боком исторического центра и реки Москвы. В такую погоду Москва всё равно не замерзла, трещала как заправский сломанный телевизор, прогоняя чешуйки льда по кромке обледенелого берега. Деревья и набережная побелели от исходящего пара, выпавшего на ветки изморозью. Настоящая русская зима на берегу настоящей русской реки.

Морозная Коломна

Не то что, в калачной - жаром пышет печка. На самом деле - не пышет. Поначалу калачи и вправду готовили в печи, но потом она лопнула. Потому что неправильно пользовались, - то ли не давали остыть, то ли наоборот остудили. Печники пожурили, печь восстановили, но предупредили - нарузки старушка не выдержит. А в калачной и сейчас запрос на тысячи калачей по выходным. И ведь не шутка - их там пакетами туристы выносили. В общем, за стенкой вдали от глаз стоит нормальная конверторная печь со стабильной температурой, что значительно ускоряет и упрощает процесс, а печь служит декорацией рассказу об изготовлении российского достояния - калача.

Сейчас в современной печи тумблером выставляют нужную температуру, а раньше для этого использовали муку. Брали в ладошку и бросали в печь. Если с треском мука искрами вылетает обратно - перегрета. И печь лопнет, и калачу дорога в угольки. Если мука опала в печи, кукожится - слабенько греет. Мука должна как шипучка шипеть и черной крапинкой лечь - значит, температура в самый раз. На самом деле, очень точный способ. Но не современный.

Морозная Коломна

А потом рассказывали про процесс изготовления, поговорки и приметы с калачом, как доходят до ручки те, кто уже совсем не сдюжил с жизнью, почему высчитывать надо каждый грамм муки. Гости музея всё это время сидят за столами и жуют свежеприготовленный калач, щедро мажут маслом и запивают чаем. Собственно, и здесь - скорее про калач история, чем о калаче выставка.

Выйдя из музея на свежий морозец, пора рассказать о Коломне городской. Тем более, рядом расписные стены со старинной игрой-за-вороток, ветхий домишко, в окнах которого современная фотоинсталяция, чтобы жути нагнать и в этом вся Коломна - открытая и смелая.

Морозная Коломна

Сохранившиеся стены Кремля уже ничего не охраняют. С одной стороны город и фортификационных сооружений давно нет, внутри церковь и музеи, а скорее уже сквер. Стены мощные, ров глубокий, в январе пользующийся популярностью у детей с ледянками - вот и весь Кремль. Ах, конечно памятник Дмитрию Донскому на котором барельефы в потеках времени, он охраняет вход, олицетворяя собой русский дух и непоколебимость. Всё, что запоминается нами в лицах, создающих историю. Город богат на храмы - старинный ансамбль из Часовни Владимира и Анастасии, Ново-Голувинского монастыря, Покрвоской церкви и Троицкого Собора завершают композицию Кремля по другую от него сторону центра. Там где музей калача и офис краеведческого музея со смешной коровой при входе.

Морозная Коломна

Церковь Ионна Богослова манит площадью с буквами города и украшенной новогодней ёлкой. Кажется небольшой пятачок для исторического центра, но этого вполне хватает, чтобы праздник задержался. Тем более что колокольня церкви открыта для посещения. Входя в помещение, оказываешься будто в коридоре какой-нибудь администрации. Люди, плакаты, двери - в конце коридора обширная лавка с книгами и утварью. Прихожанки за прилавком кивают на незврачную дверь в углу комнаты - это вход в храм. Там тесно - как в любой старинной церкви, тишина и мерцающий свечами свет.

Входа на колокольню в центре "административного" коридора. Дамы за прилавком просят небольшое пожертвование перед походом на колокольню. Не жалко, но сдаётся мне, оно не обязательно от слова совсем и не спрашивая никаких прихожан можно просто нырнуть в нужную дверь. Знать бы про эту самую нужную дверь...

Морозная Коломна

Тесный коридор вверх, крутые ступени и голуби - путь к колоколам никогда не был лёгок, для звонаря семнадцатого века, или туристера двадцать первого. Подъем того стоит - город как на ладони, с центром, церквями, индустриальными районами и замерзшими понтонами Оки. Проблема в спуске. За день похождений по морозу мы ни разу не задействовали мышцы, которые спускали нас ножками обратно на коломенскую землю. Поэтому, примерно на полпути замерзшие мышцы словно свело. Идти было больно и это чувство осталось в ногах вплоть до отъезда. Так что совет, друзья, в лютый мороз, как бы это не выглядело - поприседайте перед подъёмом и спуском. Разогрейтесь, ножки нашему брату ох как нужны.

Тут же рядом под стеклом можно увидеть старинную кладку той древней Коломны, по которой катались телеги с яблоками для первой пастилы. Историческую часть разделяет главная пешеходная улица - Лажечникова.

Морозная Коломна

Для меня главным качеством Лажечникова является то, что он писатель. Первый, а следовательно основатель, написал художественный исторический русский роман. Произведение называется "Ледяной дом", а на улице располагается дом писателя. Теперь это литературное кафе, в которое мы обязательно заглянем.

И заглянули, правда, не с первого раза - места заняты. В комнатах дома столики, но очень аккуратно расставленные. Дом остается будто жилой резиденцией. Играет рояль и потому все места заняты - посетители не спешат уходить, медленно наслаждаясь чаем и другими напитками. Еда в кафе изысканная, с претензией на историчность. И вкусная. Кафе славится мероприятиями, читками, музыкой и встречами - учитывая антураж это действительно редкое место. Не антикафе какое-нибудь.

Гастроприключения не ограничивались легендарным кафе «Лажечников». За два дня из примечательного пробиты "Сибас-Ловелас" - уютный ресторан, в котором в первую очередь рыба, изготовленная всячески и по-всякому. Небольшое помещение почти всегда забито, жена утверждает, что ресторан - детище Ивлева в одном из проектов "На ножах".

Второе заведение и вовсе принимает бронь на неделю вперед. И за неделю мы уже не попадали в основной антуражный зал. Всё, конечно, срослось и уголок чешского ресторана принял нас в основном зале, - честно, вмешался случай и наш визит на час раньше положенного. Речь идёт о чешском ресторане "Рульки Вверх" с пивом и вкусными колбасками. Рульки тоже имеются, но я не фанат свиных коленок. Мне женские больше нравятся.

Морозная Коломна

Генерал мороз сделал своё дело и на принесенные гуляш и колбаски мы набросились минуя стадию фудблогеров, совсем ничего не сфотографировав. Зато оценили общую атмосферу гуляющего пивного ресторана, ничуть не уступающую оригинальным пражским, например.

В Коломне мы пробыли двое полных суток. Признаться - этого вполне достаточно, чтобы узнать город. С лихвой. И что удивительно - факт не отменяет того, что Коломна наполнена историей, событиями и несомненно входит в топ Подмосковных городов. Что значит - обязательна к посещению.