Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была 23 апреля 7:35

Кур — Швейцария, Тирано — Италия Февраль 2023

Из Кура, штаб-квартиры Ретийской железной дороги (название от бывшей римской провинции Ретия - Rhaetorium) мы отправились на юг. Билет на этот маршрут я купила заранее, понимая, что он популярен и с местами может быть не густо. В итоге сумела приобрести билеты на места у окна, в последнем вагоне, как и хотелось.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Так и передвигалась из вагона в тамбур, из тамбура, в вагон — хотелось всё охватить и запомнить. Прошу прощения за блики — это издержки панорамных окон, что не открываются совсем и солнце очень старалось светить ярко в глаза, буквально ослепляло.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Ну, а теперь информация по маршруту, по истории, по впечатлениям.

Сеть Ретийской железной дороги насчитывает 384 тыс. км железнодорожного пути. Так красные швейцарские поезда преодолевают 624 моста и 115 туннелей на своём пути.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Прародителем Ретийской железной дороги считается голландский купец Виллем Ян Хольсбоер (Willem Jan Holsboer). Он предложил провести железнодорожный маршрут из коммуны Ландкварт в город Давос. Дата основания — 7 января 1888 года.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Железнодорожная сеть компании Rhätische Bahn насчитывает около 10 маршрутов. Среди них — знаменитые Бернина-Экспресс и Ледниковый экспресс. Панорамный поезд Бернина экспресс был запущен в 1973 г. (сравнительно недавно).

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Мы взяли классический маршрут *Кур — Тирано*, через красивый кантон Граубюнден с севера на юг. Общее время в пути — 4 часа 13 минут.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Маршрут Bernina Express представляет собой впечатляющий образец железнодорожной инженерии: поезд достигает высоты 2,253 м, даже выше, чем Glacier Express, и без помощи зубчатого колеса. Для этого требуется множество спиральных петель, 55 туннелей и 196 мостов. Над строительством железнодорожной ветки трудилась бригада из более чем 2 тыс. человек, большинство из которых из северной Италии. Именно здесь мы поражались тому, как человеческие усилия были великолепно встроены в естественный альпийский ландшафт, который он пересекает на протяжении более 120 километров. Без сомнений, реализовать эту линию было титаническим подвигом.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Маршрут этого поезда провёл нас через невероятные альпийские пейзажи. Вся дорога, весь маршрут — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (ЮНЕСКО признали в 2008 г.) и безусловно — туристическая достопримечательность, объект восхищения.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Среди ледников, выступов, туннелей, мостов и озер легко понять, почему этот маленький красный поезд, курсирующий по самым живописным местам Европы, является одной из немногих железнодорожных линий ЮНЕСКО в мире. Из окон — невероятные панорамные пейзажи.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Alp Grüm, один из самых незабываемых видов на этом маршруте. Там у нас у всех был привал. Остановка на 15 мину на съёмки, прогулку.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Самая высокая точка железнодорожного маршрута — станция Оспицио Бернина на высоте 2,253 м над уровнем моря. После этой станции начинается медленный спуск, на тормозах. Чтобы преодолеть высокие отвесные скалы и глубокие ущелья, требовались самые смелые инженерные решения. Виадук Лангвис, с его эффектным арочным пролетом почти сто метров в длину, возвышается над глубоким ущельем, где приток Ручей Запюнэрбах встречается с рекой Плессур.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Пейзаж сильно различается: от высокогорных пейзажей на перевале Бернина до средиземноморских пейзажей в долине Поскьяво и Тирано.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Изюминкой маршрута является виадук Ландвассер. Шестиарочный одноколёсный мост расположен в Ретийских Альпах. Увидели изумительный по красоте и спиральный виадук Брусио и даже сумела телефоном ухватить одним глазком это круглое сооружение — холодильник для хранения вин.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Чем ближе оказывались к Италии, тем меньше было снега за окном.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Если вы путешествуете по Швейцарии несколько дней, то стоит, конечно, обзавестись специальным проездным билетом Swiss Travel Pass. Нам это не было актуально, так как в Швейцарии мы были всего 2 дня в эту короткую поездку и билеты на поезд были дешевле стоимости самого Swiss Travel Pass. В этом спец поезде всё хорошо, только если вы путешествуете с багажом - проблема. Полок наверху нет, все места - на панораму.

Когда подъезжали к Тирано услышали по радио поезда, что проезжаем через историческую часть города - смотрите - вот он храм, куда непременно нужно зайти. Но, дойдя (в обратную сторону от ж-д вокзала Тирано) до святилища Мадонны Тирано мы были огорчены — храм был наглухо закрыт.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Очень сожалели, но сделали несколько снимков фасада храма и рядом с храмом фонтана с расписными потолками

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

после чего нашли через дорогу от храма прекрасный ресторан, где дёшево и очень сытно подкрепились, прежде чем сесть на поезд в Милан. Нам ещё нужно было добраться из Милана ж-д вокзала до аэропорта Мальпенза и оттуда в отель, около аэропорта.

Путешествие длинное, но утомительное. мы с собой брали пикник и бутылочку красного винца - всё ж день необычный - праздник.

Моя роза-путешественница выдержала все переезды и все переправы.

Путешествие на поезде Бернина Экспресс

Подаренная в День святого Валентина, с любовью супругом, привезённая из Кура через Альпы Швейцарии и Италии, разрешённая для перевозки на самолёте в Шотландию….Она 1 метр 20 см. в высоту сумела не только выжить, но и ещё радовала глаз несколько дней дома.

Путешествие 14 февраля получилось особенным, ослепительно ярким, солнечным и вдохновляющим!

Благодарю за внимание.

С уважением. Татьяна Уайт. Эдинбург.