Турист Елена (apreleva1409)

Отель "Колос"

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Святыни земли Псковской: Печоры и Изборск

А еще Псков время от времени радовал сюрпризами… Вернувшись из поездки в Печоры-Изборск, шла я по Октябрьскому проспекту, и вдруг, вместо того, чтобы свернуть на Некрасова и шагать к отелю, нырнула в арку нарядной «сталинки». То есть без всякого повода вообще.

Иииии … Батюшки, откуда ЭТО здесь?! Во дворе дома, на зеленом лужку в окружении берез — небольшая аккуратная церковка, с главкой, покрытой керамическим лемехом с зеленоватой, отдающей в бирюзу, поливой. Барабан под ней и апсиды украшены непременным узором «поребрик-бегунок-поребрик», а барабан еще и пояском из небольших квадратных изразцов того же бирюзового оттенка, что и на главке.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Традиционная колокольня предполагает наличие двух колоколов, но их пока нет… Хотя, как оказалось, церковь (с 2015-го года, после завершения реставрации) действующая и зовется «Сергием с Залужья». Лужищем или лужьем именовали в древнем Пскове болота, коими местность на пересечении нынешней улицы Свердлова с Октябрьским проспектом в те времена «славилась». «Сергий с Залужья» это все, что осталось от некогда существовавшего здесь Сергиевского мужского монастыря, перенесенного за пределы города (разросся Псков, однако), во время нашествия войск Стефана Батория в 1581 году. Церковка меня совершенно очаровала…

Посидела немного на скамье у ворот, любуясь, а потом увидела стенд с описанием, из которого узнала, что Игорь Грабарь, видевший «Сергия с Залужья» еще до революционных бед, считал этот храм «едва ли не самой изящной церковью Пскова». Ну, не подарок ли в завершение и без того щедрого на впечатления дня?..

И тем более удивительный, что уж что-что, а псковские храмы, во всяком случае, в пределах центра города, были перед поездкой старательно «взяты на карандаш», и соединены ниточкой маршрутов на карте. Честно говоря, поначалу голова кругом шла от этого «списка», но оказалось, что вполне реально успеть всё задуманное, причем не спеша и с удовольствием.

Главной целью следующего утра наметила Мирожский монастырь. Небо, увы, было укрыто облаками, что мне совсем не нравилось: главное сокровище монастыря — фрески Спасо-Преображенского собора — можно увидеть лишь при отсутствии дождя…

Монастырь расположен в Завеличье, то есть на западном берегу реки Великой, и удобно, что всего в нескольких шагах от моста им. 50-летия Октября. До моста мне, правда, идти довольно далеко, зато по пути можно немало интересного увидеть.

На улице Некрасова с удивлением обнаружила здания городской администрации и городской думы — обычно органы власти располагаются на главных площадях городов. Псков же порадовал тем, что здесь на площади Ленина находится вовсе даже Псковский государственный университет.

Впрочем, администрация с думой это точно не из разряда интересного))). А вот Поганкины палаты, с их музейными сокровищами — да, но, к сожалению, несмотря на свеженький вид и ухоженную траву на окружающих комплекс газонах, официальное открытие комплекса после реставрации пока не состоялось. Зато можно заглянуть во двор отеля «Дом Подзноева» по соседству,

Псков. Упоение русской стариной. День второй

радующий мало того уютной стариной — одно крылечко чего стоит! — но и чудесными цветочными композициями.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Затейливые указатели на всяческие вкусности (пироговые, трапезные, кофейные и т. п. палаты) точно бы сбили «с пути истинного», кабы не ранее утро и недавний завтрак)))

Пройдя чуть вперед, на пересечении улиц Георгиевской и Калинина можно увидеть церковь для Пскова необычную: единственный в городе памятник архитектуры начала 19-го века в стиле зрелого классицизма.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Причем, отчего-то помнится мне церковь Успения с Полонища (в поле, то есть) чем-то а-ля ротонда; на самом же деле в плане она представляет собой квадрат со скругленными углами и характерными четырехколонными портиками с треугольными фронтонами на каждой из сторон квадрата. Не иначе ощущение «ротонды» возникло и из-за отсутствия углов, и благодаря широкому световому барабану — куполу.

К югу от храма расположена изящная двухъярусная колокольня. И если сам храм выглядит уверенно стоящим на земле, то колокольня того и гляди взлетит, невесомой кажется.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Церковь на этом месте существовала еще с 15-го столетия (потому и «с полонища»), но к началу века 19-го настолько обветшала, что собирались ее разобрать и упразднить. Однако стараниями псковской помещицы Шишковой (бабушки декабриста Назимова; был, оказывается такой, а я только здесь о нем и узнала), пожертвовавшей средства на возведение новой церкви, последнее не случилось, а на время строительства имущество прежнего храма было перенесено в том числе в церковь Иоакима и Анны, находящуюся неподалеку, на той же улице Калинина:

И это уже самая что ни на есть псковская церковь — белокаменная, одноглавая, с «фирменным» узором на барабане. Стоит она на холме, немного выше уровня улицы, из-за чего при первом взгляде на «Иоакима и Анну» кажется, что чуть ли не «по пояс» утопает храм в зелени кустов, высаженных вдоль ограды.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Целей увидеть ВСЁ никогда себе не ставлю, и уж точно ничуть я не рвалась увидеть Псковский планетарий, который нашел прибежище в здании бывшей церкви Рождества Богородицы (1833 год), но случилось очередное «вдруг»!

Вдруг в просвете между домами, мелькнула трогательная, «лохматенькая» какая-то главка…

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Потянуло меня к ней, как магнитом, и в результате оказалась я на территории бывшего Вознесенского монастыря,

одним из храмов которого и была Рождественская церковь. Выглядит храм — теперь уже науки — прямо скажем, убого…

Псков. Упоение русской стариной. День второй

С облупленной штукатуркой и разбитыми ступенями входа. Даже подошла посмотреть, работает ли планетарий, может, закрыт в связи с аварийным состоянием? Но нет, на табличке у дверей значились часы посещения и прочая информация для посетителей. Срамота да и только… Которая, как выяснилось, и в ухоженном Пскове встречается… Обидно, что со стороны Советской улицы срамота эта совершенно закрывает собой обладательницу «лохматенькой» главки — церковь Старого Вознесения 15-го века… Запросто мимо проскочить!

Причем, удивительное дело, некоторая обшарпанность и этой церкви ничуть ее не портит, в отличие от соседки…

Псков. Упоение русской стариной. День второй

То ли почтенный возраст делает такой вид естественным? Главки храма покрыты осиновым лемехом, и, похоже, довольно давно, потому и выглядят несколько растрепанными, особенно та, что поменьше. Но ей это идет…

Уже потом прочитала, что до войны окрестные дома были отведены НКВД, в стенах Старого Вознесения проводились допросы, а в подклете содержались заключенные… Слава Богу, что только потом… Там об этом не знала и никакого негатива не ощутила. Вроде бы есть планы устроить в подвале церкви музей в память о жертвах репрессий, среди которых и священников было немало…

Улица Советская выходит к площади Победы с мемориалом «Псков — город воинской славы», тут же памятник партизанскому движению, аллея Героев, Вечный огонь (на реконструкции).

А когда-то на этом месте находились Великие ворота, главные ворота города, через которые во Псков въезжали Великие Московские князья, Новгородские владыки и прочие почетные гости.

Идущая вдоль Аллеи Героев Кузнецкая улица приводит к берегу Великой и к мосту 50-летия Октября. Виды с него — особенно на Покровскую башню — замереть и любоваться…

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Но, пока тучки ведут себя прилично, надо торопиться к Мирожскому монастырю!

Территория монастыря небольшая, билеты в Спасо-Преображенский собор продаются в отдельном домике справа от входа. Я купила билет без экскурсии: других желающих не наблюдалось, а для одной меня кто же будет экскурсию проводить? То есть, вполне вероятно, что это возможно, но наверняка и стоит соответственно.

На пребывание в соборе без экскурсии дается вроде бы 20 минут. Пишу «вроде бы», т. к. неожиданно на экскурсию я все же попала. Зайцем… На удивление, смотрительница не стала меня «вылавливать» и выдворять за двери через положенные сколько-то там минут. Когда зашла, в храме как раз находилась группа человек в 15, и, сначала стоя поодаль, а потом, увидав, что никто меня прогонять не собирается, уже откровенно примкнув, рассказ о фресках я послушала.

Это была удача! Т. к. просто любоваться чудом сохранившимися росписями — страшно представить, 12-го века! — разумеется, можно, но куда интереснее еще и понимать тонкости сюжетов. Конечно, я о них читала (и на нашем сайте в том числе), но не непосредственно перед поездкой, опасаясь в храм не попасть… Хотя все равно: поди знай, куда смотреть, даже если и прочитаешь! А тут тебе световой указкой в нужное место лучик направят, о нюансах расскажут.

Сохранность изумительная...

Например, экскурсовод, объяснила, что даже детали сюжетов фресок, могут подтвердить время их создания. Так, на фреске, посвященной Успению Богородицы, изображены плакальщицы, а значит, это точно 12-й век, ибо в более поздней традиции Успение уже воспринималось исключительно как праздник, следовательно, никаких слез быть не должно.

Или момент чисто бытовой, но такой трогательный: на фреске Рождества Богородицы показано как прежде, чем искупать новорожденную Марию, служанка пробует рукой температуру воды в купели.

Что удивительно, аналогичный эпизод изображен и на фреске Рождества Христова, хотя откуда бы взяться купели и служанке в вифлеемской пещере?

Рождество Иисуса Христа.

Вряд ли авторы росписей этого не знали, просто, видимо, решили, что народу — а фрески это, как известно, способ поведать простым людям о событиях Священной истории — так будет ближе, понятнее.

Сретение.

Уже дома, для «закрепления материала», о фресках снова почитала и даже фильм на ютубе посмотрела. В итоге — расстроилась! Уж не знаю, как так получилось, что роспись в самой вышине собора, в куполе, я не видела… Хотя, вполне вероятно, что в подкупольное пространство нельзя было зайти из-за реставрационных лесов, иначе вряд ли я такое чудо — Вознесение Христа в окружении ТАНЦУЮЩИХ ангелов, пропустила бы… Посмотрите в Сети — воистину божественно…

Хотя экскурсовод, помнится, говорила, что чуть ли не самым значимым и по сохранности, и по исполнению считается изображение архангела Гавриила (и он в самом деле хорош!),

Архангел Гавриил.

но, мне кажется, купольная фреска еще интереснее.

Переписывать здесь чужие умные мысли о бесценных росписях Мирожского монастыря — артель напрасный труд. Потому я всего лишь делюсь впечатлениями, тем, что особенно в Спасо-Преображенском соборе запомнилось и удивило.

Удивило, кстати, еще и то, что на западной стене здесь изображен не Страшный суд, а Схождение Святого Духа на апостолов.

Пятидесятница. И след от к счастью неразорвавшегося снаряда...

Выбоина справа над проходом — след от снаряда (причем нашего снаряда), который во время Великой Отечественной войны влетел в собор через окно в алтаре, ударился о стену и не разорвался… Высшие силы уберегли, не иначе…

Немногочисленная группа после завершения экскурсии удалилась, а я еще раз, уже в полном одиночестве, обошла храм… Посидела в тишине, всматриваясь в изображения, вновь внимая «рассказу» неведомых византийских живописцев…

Смотрительница определенно моим «прилежанием» прониклась, и, прощаясь, посоветовала отыскать на территории монастыря еще одну фреску: «Она новая, но тоже замечательная, не пожалеете».

Вышла из 12-го века в современность, а тут … дождь! Двери в храм заперли, и следующим жаждущим полюбоваться древней красоотой, посоветовали надеяться, что хляби небесные разверзлись ненадолго…

А я от дождя спряталась в Стефановской церкви, еще одном храме обители. Внутри там светло и нарядно, но фотать почему-то не захотелось… Вход в церковь по довольно крутой деревянной лестнице, а вдоль южноей ее стены идет деревянная же галерея, украшенная вазонами с геранью.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Цветов на территории монастыря немного, не Печоры, но здесь очень зелено.

И все же несколько розочек цветут, а хосты так и вовсе блаженствуют — под высокими липами много тени, для них самое то; оранжевые лилейники и куст белой гортензии газоны оживляют.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Отыскалась и та самая, новая, фреска: изображена она на западной стене монастырской ограды, и замечательно смотрится в обрамлении сосновых ветвей и девичьего винограда.

Вот только что за старец на ней изображен я спросить забыла… Есть, правда, у меня версия, что это преподобномученик Василий Мирожский, бывший игуменом монастыря и убитый при нападении рыцарей Ливонского ордена на Псков в 1299 году.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Погребен он был здесь же, в монастыре, «под спудом».

Совсем невелик Мирожский монастырь, всего-то два храма, дом настоятеля, братские кельи да баня, обойти можно минут за десять, но уходить не хочется… Не раз замечала, что за монастырскими стенами моментально оказываешься в какой-то несуетной благодати… Даже, если находится обитель посреди огромного города. Псков, к счастью, огромным не назовешь, а в окрестностях монастыря и вовсе кажется, что город где-то далеко…

Долина речки Мирожи живописнейшее место!

Псков. Упоение русской стариной. День второй

К тому же и обустроенное — можно посидеть на удобных лавочках, любуясь лугом и панорамой монастыря.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Есть неподалеку и небольшое озерцо, поросшее кувшинками, с совсем уж крохотным островком посредине, на котором, однако, растет березовая роща…

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Возвращаюсь на восточный берег Великой: от знакомства с Покровской башней теперь уже ничто не отвлекает!

Смотрю на нее и в который раз удивляюсь, как раньше умудрялись строить сугубо практические сооружения таким образом, что они и сами по себе хороши, и в пейзаж отлично вписаны.

Покровская башня считается самой мощной крепостной башней Пскова и одной из крупнейших в Европе. Наружная длина ее окружности 90 метров. А имя свое башня получила по названию находившегося рядом Покровского мужского монастыря. От монастыря ничего до наших дней не сохранилось, кроме одной церкви, но какой! Потому, оказавшись поблизости, обогнув башню и участок стены Окольного города, зайти во «дворик» — обязательно!

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Я просто-таки обомлела от невозможной красоты открывшегося вида… К тому же еще и солнышко выглянуло! Причем, красота здесь на 360 градусов — в какую сторону ни глянь…

Что на башню, что на стены с крытой галереей, что на… круглую поленницу дров!

Псков. Упоение русской стариной. День второй

И как так можно полешки уложить?!

Ну, а солирует здесь, конечно, церковь, вернее сразу две: четверики церквей Покрова и Рождества Богородицы имеют общую стену.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

При этом в каждой из них есть алтарная апсида, главка, отдельный вход. А вот колокольня тоже общая, и она же визуально объединяет два здания.

Главки храмов очень напоминают шлемы древних русских воинов. И, возможно, это не случайно, т. к. полное название «близнецов» — церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома. Именно в районе Покровской башни предприняла штурм города стотысячная армия Стефана Батория (против семи тысяч воинов псковского гарнизона) в 1581 году, во время Ливонской войны. Покровскую и Свиную башни, а также участок стены Окольного города между ними обстреливали из двадцати орудий в течение полутора суток, в результате чего башни были сильно повреждены, а в стене образовался пролом шириной 50 метров.

Казалось бы, ничто уже не могло спасти город, но случилось чудо: «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца Дорофея, которому во время осады было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Дорофею принести во Псков из Печерского монастыря Ее древний образ и даже указала, где нужно установить пушки, чтобы стрелять по вражеским войскам. Причем, атака поляков была отбита точнёхонько в праздник Рождества Богородицы. Потому и церковь, возведенную в благодарность Заступнице Небесной, назвали Рождественской.

В память о явлении Богородицы старцу Дорофею была написана икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская. Причем на иконе — редчайшее явление — наряду со святыми изображены главные псковские церкви и монастыри, а также воспроизведен план города, с крепостными стенами и башнями. Сейчас икону эту можно увидеть в Свято-Троицком соборе Псковского кремля.

До того хорошо в церковном дворике, что и отсюда тоже не хочется уходить… Блаженствую и сочувствую «организованным», которые, как всегда, рвутся на части: то ли гида слушать, то ли успеть что-то сфотать… Не хотела бы я здесь очутиться в составе группы из 45 человек!

А увидеть сегодня хочется еще немало… Так что уютный дворик все же покидаю и выхожу снова на набережную Великой. Как же близко к воде стоит Мирожский монастырь!

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Отсюда это особенно хорошо видно. А Спасо-Преображенский собор еще и в низинке. Отчего и страдал не раз, затапливало его порой сильно.

Недалеко от монастыря, тоже на берегу реки, расположена церковь, выделяющаяся среди прочих терракотовым цветом крыши — Климентовская. И тоже старина — начало 15-го века, и тоже изящество!

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Собиралась до нее дойти, но, увы, не сложилось. Зато как раз на пути у меня церковь Георгия со Взвоза:

Взвозами в старые времена называли во Пскове некоторые улицы, выходящие к берегу реки. Бывший Георгиевский взвоз нынче превратился в Георгиевскую улицу. Построен «Егорий святой со взвоза на полонище» в 1494 году, и, к счастью, выглядит в 2022-м как новенький. Над аркой входа — двухпролетная классическая псковская звонница.

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Порадовало внутреннее убранство Георгиевской церкви. Интерьеры многих псковских храмов чересчур лаконичны, здесь же прямо-таки богато: деревянный резной иконостас (который я постеснялась сфотографировать), на аналое — икона Петра и Павла (позавчера 12-е июля было), обилие цветов (а салфеточки какие под вазами!):

Справа же от алтаря — Святой Георгий, на необычном, чеканном фоне:

Псков. Упоение русской стариной. День второй

Конечно, поахала я над этой красотой, к удовольствию бабули за свечным ящиком. Бабуля, кстати, милейшая и добрейшая (и чего было не сфотать иконостас, спрашивается?.. Точно бы не «прилетело»!)

Уф… насыщенной получилась первая половина дня, пора, пожалуй, взять паузу и отправиться на обед. О симпатичном местечке, где еще и вкусно, в продолжении расскажу!