Турист Елена (apreleva1409)

Псков — Россия Июль 2022

Цикл материалов «Псков. Июль 2022»:

Отель «Колос».

Пересматривая фото перед тем, как начать описывать свои псковские впечатления, вновь погрузилась в неспешное созерцание, которым — на счастье! — были наполнены все четыре дня в этом городе и его окрестностях…

Хотя, начиналось все отнюдь не благостно, а прямо-таки с натурального шока! Жарким-жарким июльским вечером, прибыв к поезду на Ярославский вокзал, обнаружила я, что весь перрон в районе плацкартных вагонов заполнен мальчишечками в военной форме… Призывники! Мдааа…. Может не в мой вагон?.. Но их так много!!! Ночь в поезде и сама по себе для меня испытание — почти не сплю, лишь задремываю, моментально пробуждаясь от изменения скорости движения и сильных толчков на стыках рельсов, а тут еще и целый вагон «деток» по сути подросткового еще возраста, а, значит, неугомонных… То-то будет весело…

Войдя в вагон, услыхала, как один парниша докладывает маме по телефону: «Да все нормально, тут человек десять мирных, а остальные — мы!» Причем, уж не знаю, каким образом, но получилось, что «мирные» были крупинками рассыпаны среди немирных… В моем отсеке пять парнишек — «один я», и по всему вагону примерно так же. То есть, чтоб поменяться, пришлось бы провернуть многоходовую операцию, да еще вопрос, разрешено ли это было «деткам». Так что оставалось забиться в уголок на полке, скорбно размышляя о том, что путь до Пскова мне готовит.

Пакостному самочувствию способствовала еще и дикая жара и духота в вагоне — кондей до отхода не включали. Но, удивительное дело, пОтом ни откуда не разило… Во всяком случае пока… Да и потом тоже, т. к. чуть обустроившись, мальчики потянулись… в душ! ВСЕ! (Угу, в поездах нынче есть душевые кабины, причем замечательно оборудованные и сверкающие чистотой.) И оказывается, в комплект формы теперь входят пластиковые шлепки, так что маяться в берцах бедолагам не пришлось.

Вообще, экипировка меня приятно удивила: и сумки-то у всех единого образца, причем, как мне показалось, удобные — со множеством карманов и отделений (правда, один юный обалдуй, умудрился сходу чуть не загреметь на губу, «потеряв» военник — сунул в чужую сумку; хорошо, что через полчаса общих усилий нашли). И несессеры-то им выдают — с дезодорантами в том числе. И труселя даже вполне приличные, а не сатиновое безобразие былых времен))) Да и содержимое коробок с сухим пайком, по мне так вполне себе. Правда, детки, видимо на нервной почве, ни казенного почти не ели, ни домашних припасов. Коими пытались …накормить меня: «А то же у нас все отберут…" Отказалась, конечно, поди знай, когда мальчонки доберутся до места, может пригодятся еще мамины пирожки… По разговорам судя, предстоял им после Пскова пеший марш-бросок на солидное количество километров.

Через некоторое время по вагонам проследовал сурового вида дяденька в сопровождении еще более суровой тетеньки, доводя до сведения новобранцев, что отбой строго в 22–00. И что „мирных“ в санузлы пропускать без очереди. Очень мне оба этих объявления понравились! Еще больше понравилось, что и первое, и в особенности второе указания неукоснительно соблюдались. И вечером, и утром. И вообще вскоре я уже радовалась, что еду в компании вполне симпатичных мальчишек, а не каких-нибудь подвыпивших дядек. Как ни странно, даже никаких неформальных выражений в разговорах не слышала! Так что, вопреки опасениям, ночь прошла на редкость спокойно.

Псков встретил серенькой прохладой (градусов на десять ниже, чем в Москве) и мелким дождиком. Глядя на недавних моих попутчиков, выстроенных рядами вдоль путей, посочувствовала — неужто и правда пеший поход?! вымокнут же… — и пожелала им мысленно удачи…

Привокзальная площадь мне откровенно не глянулась, но стоило автобусу свернуть на главную улицу города — Октябрьский проспект — как я прилипла к окну: дома один наряднее другого (большей частью сталинки, но есть и более „возрастные“), чистота, цветы! Контраст, однако, с недавней Костромой, где улицу Советскую ой как надо бы привести в достойный вид… Потом, конечно, прогулялась здесь, вот несколько фото:

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Но не сталинками, разумеется, славится Псков, потому, забросив вещи в отель, отправилась собирать коллекцию знаменитых храмов… Хоть и не люблю статистику, однако впечатлилась, узнав, что 10 из 30 российских „объектов“, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, находятся во Пскове! (Поправочка - спасибо Игорю Cult-tourist - разобрались: десять псковских храмов объединены в ОДИН объект того самого списка ЮНЕСКО).  И до одного из них пять минут ходьбы от моей гостиницы: всего то спуститься по улице Красных Партизан к реке Пскове (в одном из двориков по пути можно встретить Эйфелеву башню, увенчанную … красной звездой!), и вот уже видишь на другом берегу зеленые купола церкви Богоявления Господня с Запсковья.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Но прежде невозможно не зависнуть на пешеходном мостике над речным порогом, слушая шум воды, да и пройтись по берегу не мешает — пышная трава, уточки, катамараны на прокат, роскошные особняки над Псковой.

Оторвавшись от созерцания уточек-особняков, поднимаюсь по лестнице к церкви, и какой же восторг видеть, как вырастает она будто из цветущего куста шиповника!

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Псковские храмы, как известно, весьма лаконичны, но эта строгость линий до того всему „ладу“ русского Севера созвучна… А вот и своеборазая „подпись“ местных мастеров: на барабанах и полукружьях апсид узор „поребрик-бегунок-поребрик“.

1489 год… Внутри, почти все здешние храмы скромные: пострадали, как и тысячи других в недавнем прошлом… Очень мне хотелось увидеть и столь необычные псковские звонницы — возле церкви Богоявления как раз такая. И, конечно, любуюсь симпатичным цветничком у древних стен. Пока еще не зная, что и это тоже — отличительная черта местных храмов.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Рядом расположен весьма, по всему судя, достойный отель Old Estate (вот только с какого перепуга в российской глубинке estate?!) Уж не знаю, действительно old или стилизованный))) С территории неплохие виды на Богоявленскую церковь, в том числе и с симпатичным дополнением в виде инсталляции с чемоданом и зонтиком.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Пейзажи кругом — именины души… От пешеходного моста вдоль берега Псковы раскинулся парк Строителей, которому название это — при всем моем уважении к людям означенной профессии — ни капельки не идет. Слишком уж оно обычно для столь романтичного и стильного (да-да, дизайн здесь на зависть городам-миллионникам) пространства. Парковые дорожки, ухоженные газоны и продуманный ландшафт создают замечательный фон для еще одной церкви — Петра и Павла с Буя, к которой я непременно попозже подойду.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Пока же по улице Герцена отправляюсь на поиски Гремячей горы, что оказывается несколько проблематичным, т. к. то и дело тянет заглянуть в какой-нибудь интересный дворик — любимые мои детальки)))

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Наверное, существует некий цивилизованный проход к „Комплексу памятников Гремячей горы“, но я поверила кривенькой стрелочке с соответствующей надписью и нырнула в непрезентабельную калитку, оказавшись в не слишком ухоженном парке. Пройдя по аллее вдоль стены Окольного города, увидала тропинку к совсем крохотной и, пока еще реставрациями до лоска не доведенной, церкви Косьмы и Дамиана (1363 год). Вот вроде бы бедненькая, с обшарапанными стенами, но такая трогательная… Залюбовалась единственной главкой храма на тонкой шейке…

И до того эта церковка здесь на месте! И ей хорошо на „поляне“ в окружении яблонь, и тем, кто пришел к ней…

А рядом, над Псковой — Гремячая башня. Построена она была с участием итальянских мастеров. Высота каменной части 22 метра, диаметр у основания 15 метров, толщина стен нижнего яруса (всего их шесть) — 5 метров. Когда-то башню с рекой соединял каменный туннель.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Ну, и какая старинная башня без легенды? Во Пскове издавна пересказывают даже две, объясняющих название „Гремячая“. Согласно первой, гремел здесь цепями заключенный некогда в башне тевтонскими рыцарями псковский Князь, тень которого, до гигантских размеров выросшая, напугала в решающий момент битвы тевтонцев до смерти. Вороги были повержены, но когда горожане ворвались в башню, чтобы освободить Князя-заступника, нашли лишь его косточки рядом с оковами… Оказывается, уже с Небес помог он псковичам победить захватчиков. Уверяют, что и до сих пор в день смерти Князя в башне слышен тихий грустный звон…

Вторая же легенда — „о спящей царевне“, вернее о Княжне. Как водится, беду на умницу-красавицу Княжну наслала мачеха, почти ровесница Княжны. Заснула однажды девица и не просыпалась ни в какую… Повелел тогда Князь изготовить дубовую кровать, обшитую золотом, и подвесить ее на цепях в подполе башни. На эту кровать положил он дочку любимую. А возле кровати указал поставить сундук полный серебра и злата. Сундук, ясное дело, предназначался молодцу, который сможет Княжну разбудить.

Однако не тут-то было: нечисть сундук „под охрану“ приняла и каждого смельчака запугивала образами страшными, а золото в сундуке каждую ночь гремело так, что на всю округу слышно было. Увы, не удалось никому разбудить девицу… Тогда Князь постановил засыпать землей коридор, ведущий в подпол башни, еще и плиты сверху каменные положить, чтобы лихо никогда больше людям не вредило. И поныне покоится спящая княжна в золотой кровати на цепях глубоко под землей. С тех пор, если слышен из-под земли звон, говорят: „Не буди лихо, пока оно тихо“.

Я здесь очутилась средь бела дня, никакого звона не слышала, и спокойно любовалась живописнейшими берегами Псковы и на редкость удачно вписанной в пейзаж башней. Которая, конечно же, во времена оны, выполняла важную защитную роль: была соединена со стоящей на противоположном берегу Никольской башней каменной стеной " с водобежными воротами», закрывавшимися в случае опасности подъемными решетками.

Возвращаюсь на улицу Герцена и уж теперь «отрываюсь по полной», подмечая то дом с эркером в букетах, то симпатичную адресную табличку с кленовым листом, то чуть ли не аглицкого вида дворик, окруженный туями, с лёвой на крыльце дома и с пышными ампелями по бокам двери.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

А какая изящная кованая решетка у дома напротив! Деревянные ставни следующего наводят на мысли о старине, и действительно — «Дом Статиной, XIX век, охраняется государством». Оказалось, что незаметно свернула я на улицу Верхне-Береговую, она параллельно Герцена идет, совсем коротенькая, но заглянуть сюда определенно стоит.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Хотя бы ради совершенно невероятной террасы, сплошь в вазонах с петуньями, и — диво-дивное, я точно на севере?! — с огромной, пышно-цветущей катальпой!

Псков. Упоение русской стариной... День первый

До того хороши эти дома, что даже решила уточнить у вышедшей на крыльцо одного из них женщины, частные или сдаются туристам? Выяснилось, что частные. Живут же некоторые во Пскове! Представляю, какие виды из окон!

Еще один взгляд на Богоявленскую церковь (сколько мимо не ходила, каждый раз притормаживала…), на храм Петра и Павла с Буя,

Псков. Упоение русской стариной... День первый

и дальше шагаю по Герцена.

Обнаруживая вскоре на стволе дерева ну очень необычных Александра Сергеевича с Натали, которые «советуют» обратить внимание на дом № 6 — тоже 19-го века, принадлежавший когда-то семье Хмелинских. Ныне здесь — галерея-мастерская, а также «Музей моего дома». На фасаде зазывная табличка: «Эй, господа, пожалуйте сюда! Здравствуйте псковичи, питерские и москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы-лекари, евреи-аптекари, французы, итальянцы и заграничные мириканцы, рассейские баре, астраханские татаре! Господам-купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам — наше почтение!»

А какой тут дворик! Со всяческаой ретро-прелестью под флагом «моей бабушке посвящается»: Зингер, каслинские лошадки и т. п.

Право слово, мне бы уже одной улицы Герцена хватило, чтобы влюбиться в Псков…

А вот и стены Кремля показались… С громадой Троицкого собора над ними. Жаль, что колокольню не увидеть — на реставрации…

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Печаль, но на реставрации и Троицкий мост, напрямую к Кремлю не попадешь! Да и ладно, мне и на этом берегу Великой пока есть, чем заняться.

На удивление совсем не понравился гламурный участок Советской набережной, именуемый после строительства на нем домов а-ля купеческие набережной Золотой. Во-первых, видимо, строили не качественно — многие здания уже пооблупились, во-вторых, почему-то вид у них был всеми покинутый, безжизненный.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Но уж зато дальше началась красота до мурашек, до «остановись, мгновенье»…

Псков. Упоение русской стариной... День первый

И совершенно все равно было, как та или иная башня Кремля называется, главное, что ни шаг, то новый, упоительно прекрасный вид…

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Вдоль стены Окольного города дошла до Варлаамовской башни, в которую, увы, не поднялась (теперь знаю, что напрасно), оказавшись на Варлаамовском же углу.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Название комплексу оборонительных сооружений (а было здесь когда-то две башни и ворота с захабом (узкий коридор между внешними и внутренними воротами крепости, часто с повоторотом)), дано по близлежащей церкви Варлаама Хутынского на Званице (старое название улицы Леона Поземского, я бы его вернула, красивое же!)

Про святого такого раньше не знала, а он весьма чтимый, о чем в числе прочего свидетельствует икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля: на ней к ногам Спасителя припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

Церковь эта знаменита тем, что в 1615-м году во время обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа, по неприятелю во время штурма из главы её началась «чудесная стрельба». Сама по себе, а не силами воинов! Было — не было, не знаю, но церковь и вне зависимости от чудес хороша…

Псков. Упоение русской стариной... День первый

В полевых цветах утопающая. А на заднем ее дворе сад рукотворный. С розами и с совсем уж неожиданной лавандой! Кроме того во дворике обитает роскошный котище, недовольно и крайне неохотн обернувшийся на мое «кис-кис».

Пройдя чуть вперед по Званице, встречаешь следующее белоснежное чудо — церковь Воскресения Христова (со Стадища). С приземистым, основательным крылечком и изящной звонницей над ним. Садика здесь нет, но красноватых оттенков кусты возле крыльца, эффектно белизну стен оттеняют.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Диковинное для нашего уха слово «стадище» — место для выпаса скота, храм находится в пойме рек Великой и Псковы, некогда богатой травами. Приземистая форма церкви, как и многих других во Пскове, обусловлена приграничным положением города. Из-за частых набегов неприятеля каждое здание здесь старались возводить так, чтобы в случае нападения оно могло стать крепостью.

По пути к еще одной церкви — Ильинской — останавливаюсь рассмотреть «объект» совсем другой эпохи: дом Мейера и это модерн, который во Пскове не часто встретишь! Башенка уж очень хороша.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Рядом — тоже здание примечательное, старинное (17-й век): палаты Трубинских, состояние, увы, пока плачевное, особенно на контрасте с домом Мейера … Потому и фото нет, тоскливо мне такое снимать… Авось отреставрируют все же!

Колокольня Ильинской церкви обновления уже дождалась — как раз пребывала в лесах. Огорчение? А вот и нет: что там колокольня, когда вокруг храма такой сад!

Полное название этой церкви необычное и интересное: пророка Илии с мокрого луга. В старые времена значительная часть Запсковья была болотистой, потому основанный здесь в 15-м веке Ильинский мужской монастырь звался Ильёй Мокрым, а Ильинский храм на Завеличье (за рекой Великой), именовали Ильёй Сухим. В связи с чем, у храмов существовало разделение «обязанностей»: о дожде псковичи шли молиться к Илье Мокрому, о ясной погоде — к Илье Сухому.

Болот давно уж нет, но нечто вроде луга — не мокрого, но цветущего — еще как присутствует! Мне кажется, садик возле Ильинской церкви — самый пышный, самый обширный, самый яркий: мальвы, розы, флоксы, лилии, цинии, петуньи! И удивительные — «лохматые» — ромашки. Вроде я раньше таких и не встречала нигде!

Псков. Упоение русской стариной... День первый

К сожалению, еще одну жемчужину из числа «объектов ЮНЕСКО» толком рассмотреть не удалось: церковь Косьмы и Дамиана с Примостья сплошь была в строительных лесах… Ну да ладно! И так немало успела за первую половину дня, да и из отеля позвонили — можно заселяться.

Освоив номер, отдохнув и почистив пёрышки, выдвигаюсь к Кремлю — пока ведь только стены видела!

Идти решила над Финским парком вдоль Псковы. Можно было бы спуститься и в сам парк, но сверху удобнее рассматривать, как он устроен, а устроен замечательно: пешеходные и велодорожки, газоны, скамьи, мостики, спирали из кустов. Официальное название парка — Куопио, в честь первого города-побратима Пскова. Заложен он был по случаю 25-летия этого события. Но последние преобразования к финнам никакого отношения не имеют, все работы выполнены отечественными дизайнерами-строителями.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

А вот и церковь, которую издали уже видела утром, и чьими куполами, оказывается, можно любоваться прямо из моего номера — Петра и Павла с Буя.

А на календаре, на минуточку, 12-е июля! Конечно же, у храма оживление: престольный праздник!

И здесь тоже симпатичный цветник, с разнообразными «ползучими» хвойниками в том числе.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

По бокам от дверей — мозаики с изображением апостолов Петра и Павла. Не знаю всегда ли, но сегодня они украшены замечательными гирляндами из роз, хризантем и лилий. Причем в красно-желто-оранжевых цветах — в тон мозаикам!

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Псков не перестает удивлять… Не часто встретишь, чтоб еще и о таких вот нюансах при создании цветочных композиций задумывались!

Разумеется, интересно, что за приписка такая в названии «с Буя» (и, кстати, это «С», а не «НА», похоже, чисто псковское — уже встречалось: со Стадища, с Примостья). Но, увы, достоверно неизвестно, что сие означает. По одной из версий так в древности называли возвышенно открытое место, что и в самом деле соответствует местоположению храма. Ну, пусть так и будет!

Между прочим когда-то церковь эта имела статус собора, причем по повелению самого Петра I, который бывая во Пскове, останавливался неподалеку в доме купца Ямского, и ходил к обедне именно в этот храм. Да к тому же самолично читал Апостол и пел на клиросе.

По улице Карла Маркса (раньше ей больше везло с именами, звалась Петровской, потом Новгородской), выхожу к воротам Псковского Крома. На территории глаза и мысли разбегаются: то ли стены, то ли башни, то ли собор первым делом?!

Выбираю все же собор — мало ли, вдруг закроют по какой-то причине?.. Где-то прочитала: «Свято-Троицкий собор — белоснежный хозяин Псковского Кремля». Так и есть, пожалуй, — высоченный, мощный!

Псков. Упоение русской стариной... День первый

К тому же, к великому сожалению, других церковных сооружений на территории Кремля не сохранилось. А было, помимо собора, еще 18 храмов!

Внутри первым делом поразил чуть не в небеса возносящийся иконостас! Ощущение это усиливается устремленными к центральному куполу колоннами. Сначала удивилась, что они совсем без росписей, а потом подумала, что, пожалуй, так оно и лучше — смотрятся будто мощные потоки света…

И здесь чувствовался праздник — на аналое икона Петра и Павла, украшенная цветочной гирляндой, бело-розовой на сей раз. Великолепны киоты главных икон — Троицы, прежде всего.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Первый деревянный собор на месте нынешнего был возведен по приказу княгини Ольги в десятом веке, и, разумеется, ее икона здесь тоже есть: красавица в русском наряде на фоне основанного ею города. Запомнился киот иконы Божией Матери Псковская — украшенный богатой резьбой, изображающей символы евангелистов. Лев святого Марка такой добрый, с волнистой гривой… Сама икона, увы, очень и очень бликует под стеклом…

Выйдя из собора, решила поднятсья на стены Кремля. Предпринят это стоит хотя бы ради вида из бойницы в башне Кутекрома на Плоскую, Высокую и Варлаамовскую башни, и на место слияния Псковы и Великой.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Пока шла по галерее стены, невесть откуда явилась страшенная туча и разразилась гроза…

Хорошо, что галерея крышей снабжена: пришлось куковать там, пережидая ливень, но, по крайней мере в сухости. К счастью, гроза была недолгой, вскоре убралась куда-то, оставив после себя картинное небо…

Т. к. к фундаментам чего-то древнего я равнодушна, останки Довмонтова города меня мало интересовали (восстановить бы…), а вот вид на этот кусочек Кремля — на крыльцо Приказной палаты, на Власьевскую башню — восторг…

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Стена-перси с Довмонтовой башней тоже, конечно, впечатляющая. И «перси» она не случайно. Мощная эта «грудь» имела решающее значение в системе обороны Крома.

На стене висит сейчас огромный меч. Одни называют его мечом Александра Невского, другие — мечом князя Довмонта, который 33 года правил Псковом, защищая северо-западные рубежи Руси. Большой щит за мечом — воинское знамя, на котором изображены герб и план Пскова. Композиция эта появилась здесь в ознаменование 730-й годовщины Ледового побоища. На круглых пластинах под щитом — гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Твери, Переславля-Залесского, Владимира.

Выйдя за стены Кремля прошла берегом Псковы к Плоской башне.

Псков. Упоение русской стариной... День первый

И надолго пропала здесь, любуясь толстушкой Плоской и ее изящной соседкой с другого берега реки — Высокой… Воды Псковы были спокойными-спокойными… А значит — отражения!

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Не оторваться… Да еще в какой-то момент вдруг сноп солнечных лучей из-под тучки вырвался…

Псков. Упоение русской стариной... День первый

Счастье-то какое, что добралась я наконец до Пскова и вижу всё это!..

Ночи в июле в тех краях почти не бывает… Вечерами замечательно было прогуливаться вдоль все той же Псковы — благо отель рядом — под кронами украшенных гирляндами деревьев парка Куопио,

Псков. Упоение русской стариной... День первый

прощаясь до завтра с Богоявленской церковью,

с Петропавловской,

Псков. Упоение русской стариной... День первый

дышать свежестью реки, каждый раз убеждаясь в том, что окрестности Гремячей башни недаром считают одним из самых романтичных мест Пскова…