Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Южно-Сахалинск — Россия Сентябрь 2022

Как бы извиняясь за мокроту в начале поездки, погода явно радовала нас. Аэропорт «Менделеево» на Кунашире был залит ярким солнцем, да и Сахалин не уступал в гостеприимстве. До рейса из Южно-Сахалинска домой у нас было еще два дня. Мы не долго думали, каких прожить не только с пользой, но и с удовольствием. После рассказов Сергея Первухина возникает стойкое желание облазить весь Сахалин. Но в условиях ограниченного времени приходилось делать жесткий выбор. В итоге мы остановились на мысе Великан — одном из самых притягательных мест на Сахалине, которое считается к тому же относительно легко доступным.

Мыс Великан является памятником природы регионального значения Сахалинской области. Он расположен на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова. Дорога туда не столь длинна (всего около 100 километров), сколь интересна и разнообразна. Все 2,5 часа только и успевай смотреть по сторонам.

Асфальтовая часть пути примерно треть расстояния до мыса и ничего особенного из себя не представляет. Но вот с того момента, когда шоссе проходит по перешейку между озерами Изменчивое и Тунайча, уже надо по полной включать свое сознание. Дальше становится интереснее с каждым километром.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Асфальт заканчивается у поселка Охотское. И дальше машины мчатся по берегу залива Мордвинова. Как таковой дороги здесь нет, но многочисленные следы от протекторов автомобильных шин говорят об интенсивном движении. Плотный влажный песок позволяет развивать приличную скорость. Как-то мы спугнули стайку куличков, ищущих на мелководье пропитание, и эти бестолкошки неслись над водой параллельно нам минут 10! Водитель не гнал машину, а ехал со скоростью стаи. Птахи держали темп 60 км/час!

Примерно в том месте, где находится урочище Свободное, мы свернули в горы. Вот теперь нас поджидали настоящие приключения, настоящие эмоции! Дорога представляла собой колею, по которой грузовики возят лес и рыбу, и местами была покрыта роскошными лужами. Первая же лужа шириной в колею и длиной несколько метров напомнила мне дороги Шикотана. Хотя, признаюсь, и Кунашир, порой, не отставал. Машина ныряла в лужу, «плыла» по ней, взбиралась на горбик, отделяющий одну лужу от другой, и опять ныряла в воду. То и дело на дороге встречались промоины, через которые были переброшены стволы деревьев. Иногда я закрывала от ужаса глаза, чтобы не видеть того, где и как мы едем.

То с одной, то с другой стороны дороги красовались небольшие озера, больше похожие на болотца. Может, это и были настоящие болотца? На поверхности воды, не тронутой ветровой рябью, отражались синее небо, живописные коряги да растущие по берегам деревья.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Кое-где дорога расширялась на счет «карманов» на обочине. Здесь мы оставляли машину и немного бродили. С высоты открывались ошеломляюще красивые виды на Охотское море, на изумрудную елово-пихтовую тайгу, на многочисленные озерца, раскиданные вдоль побережья.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Долго ли, коротко ли, но, в конце концов, мы добрались до мыса Великан, который правильнее называть мысом Птичьим. Здесь столетиями ветер формировал живописные останцы, называемые кекурами — столбовидными (как, например, Останец «Страж» («Пограничник»)) или конусообразными скалами.

По возвращении домой прочитала, что это единственное место на Сахалине, где можно увидеть две каменные арки рядом. Причём одна из них — трёхногая.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Именно трехногая привлекла особое внимание. Девочки-её облазили повсюду, куда только смогли добраться. Я с трудом до них докричалась, чтобы они немного мне попозировали: в воде были красивые камешки, водоросли, которые им нравились гораздо больше, чем их фигуры у меня в кадре.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Береговая полоса между морем и скальным обрывом всего несколько метров. Каменистые выступы, порой, можно обойти лишь по воде и то во время отлива. Нас заинтересовала возможность подняться на верх скальной террасы, чтобы оттуда взглянуть на море и кекуры. Там, где подъем был возможен, ранее кто-то уже провесил веревку. Без неё едва ли возможно взобраться на верх крутого склона, покрытого мокрой скользкой после дождя глиной. Веревка же помогает преодолеть это препятствие.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

И вот мы на верху террасы. Отсюда, с высоты 25–30 метров отлично видны песчаный пляж береговой линии, ограниченной скалами, останцы, арки. От радости у меня замирало сердце, когда я смотрела на спокойно дышащую синеву Моря, его ширь и гладь.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Налюбовавшись открывшимися просторами, мы ступили на тропу, ведущую в глубину леса. Всего несколько шагов, и за спиной, и над головой сомкнулись деревья, плотной завесой отгородив нас и от Моря, и от света. Здесь сумрачно, тихо и спокойно. Частокол из стволов живых и уже давно умерших, но еще сохранивших вертикальное состояние деревьев гасит все звуки. Обступившая тишина не пугает, в неё хочется вслушаться.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Яркая и шумная группа молодежи, шедшая навстречу, на несколько мгновений нарушила покой леса. И после них сразу же наступила тишь.

Тропа петляет по почти сказочному замшелому лесу между деревьев, поваленных давным-давно. Они, выбеленные солнцем, ветрами и дождями, обросшие мхами и лишайниками, лежат на земле, опираясь на свои обломанные руки-ветви. Солнечные пятна пробегают по мертвым стволам, когда порывы ветра раздвигают макушки рядом стоящих деревьев.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Протяженность тропы несколько десятков метров. И вот уже поредел строй деревьев. И на опушке есть дорожка вниз, по которой мы без проблем спустились вниз, к Морю.

На берегу уже поджидал накрытый к ужину стол. Мне вспомнились обеды-ужины на Шикотане, когда в походных условиях мы кушали ОЧЕНЬ вкусно. Семен и на этот раз «держал марку», накормил дарами Моря.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

День подходил к концу. С учетом обратной дороги нам хотелось бы засветло проехать все проблемные участки.

Я подошла к кромке воды попрощаться с Морем. Оно было открытым и искренним, чуть трепетало у моих ног, шелестело мягкими волнами. Мне хотелось прикоснуться к нему щекой, чуть тронуть его ладошкой, вдохнуть и оставить в памяти навсегда глоток напитанного морем воздуха… Я чувствовала — оно меня приняло, не хотело меня отпускать, нашептывало признание…

— Галя, ты скоро?

Все уже сидели в машинах и ждали только меня.

— Иду!

Я выдохнула, на прощание закинула подальше в Море монетку и села рядом с водителем. Машины тут же рванули с места.

Наша компания ехала на двух машинах — на Делике и на Тойоте Land Cruiser. На обратном пути Делика, идущая первой, внезапно прижалась к обочине и остановилась. Народ из мгновенно высыпал на улицу. «Что-то произошло», — тут же подумала я. Это и понятно — на таких дорогах может случиться что угодно. Но причиной остановки была роскошная лиса с пушистым хвостом. Она сидела на краю дороги и явно что-то или кого-то ждала. На нас, суетящихся вокруг нее, внимания практически не обращала, позировала и в фас, и в профиль. И лишь тогда, когда, уткнувшись Наташе в пустые руки, поняла, что ей ничего вкусного не светит, разочарованно фыркнула и отошла от нашей компании. Но в лес не ушла, а опять присела на обочину и все время посматривала в ту сторону, откуда мы только что приехали.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Мы еще оживленно обсуждали поведение лисички, когда из-за поворота дороги выехала старая ржавая «пузотерка». У меня промелькнула мысль: «Как? Как она по таким дорогам может ехать?». Из машины вышел водитель, улыбнулся и сказал:

— А, старая знакомая! Она знает, чего ждет! Скоро здесь проедет грузовик с рыбой, вот она его и поджидает, надеется, что рыбка-другая ей перепадет!

Поскольку нам лисичку-сестричку угостить было нечем, мы погрузились обратно в машины и двинулись дальше. До гостиницы «Юность» в Южно-Сахалинске еще ехать и ехать.

Гостиница расположена в очень интересном месте — в непосредственной близости от Площади Победы, кафедрального собора Рождества Христова (про храм можно прочитать в рассказе Сергея Первухина (https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yuzhno-sakhalinsk/temples/27566/responses/2966) и нижней станции канатной дороги на горнолыжный курорт «Горный воздух».

Именно здесь, в заключительный вечер поездки, в небольшом ресторанчике «Горного воздуха», мы спрятались от ураганного ветра и, не отрываясь, смотрели, как завершает свой дневной путь на небосводе солнце, как тускнеют краски залитого его закатным светом Южно-Сахалинска, лежащего где-то далеко внизу. А когда город засверкал яркими фонарями, очерчивая кварталы и перекрестки, мы немного поразвлекались с коктейлями:

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

И поехали вниз, в гостиницу.

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

На футбольном поле около Храма мальчишки гоняли мяч, а сам Храм светился в лучах прожекторов:

На самых дальних островах… Часть 5. Каменные арки Сахалина

Сегодня надо полностью собраться, чтобы к утру быть полностью готовыми к отъезду домой. Наша поездка на курильские острова Шикотан и Кунашир завершается здесь, на Сахалине. Он нам приоткрылся самую малость, но все равно понятно — он невероятно притягателен. После прочтения книги Сергея Первухина «Мой Сахалин» меня уже давно не отпускает мысль приехать на Остров основательно. Тем более мы уже знаем, кто умеет и хочет показать свой остров красиво и интересно.