Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Южно-Сахалинск, Южно-Курильск, Корсаков — Россия Сентябрь 2022

Сахалин и Курилы… Эти загадочные острова на протяжении веков привлекали внимание землепроходцев, мореплавателей, исследователей…

Здесь рождается утро…

Здесь начало нашей земли и ее край.

Я проснулась от непривычной тишины — не шумел Океан, не гнул опоры палатки ураганный ветер, не барабанил дождь. Я постучала по тамбуру палатки, чтобы скатились скопившиеся на нем капли ночного дождя, и осторожно выглянула на улицу. И все же получила по макушке холодным душем — это на самом верху палатки затаились последние самые коварные капельки.

Океан чуть вздыхал. И от его вздохов едва колыхалась поверхность воды. Стоял полный штиль, не шевелился ни единый стебель бамбучника, что повсюду рос в изобилии, ни единая травинка, не единый листик кустарников вокруг лагеря. Захватив полотенце и умывальные принадлежности, я отправилась к Океану.

Окунувшись в его прохладные, но вполне приемлемые для купания воды, оделась и присела на влажное бревно, валяющееся тут же на берегу. И в тишине стала вспоминать о событиях нескольких прошедших дней после отъезда из Москвы, как я оказалась здесь, на курильском острове Шикотан, у самогО Тихого океана.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

…Наша спетая и спитая мальвазией компания была самой многочисленной в группе фототура на Курильские острова Шикотан и Кунашир, который организовал и провел Андрей Грачев. В различном сочетании со всеми нашими я много, где побывала. С Танюшей П. на Памире, в Марокко, на зимнем Байкале, с Наташей и Мишей Ш., с Катей З. — в Тыве и Хакасии, с Леной Акс. — в Монголии, с Леной Ал. — в Якутии. Мы давно знали друг друга. Поэтому в предвкушении интересной радостной поездки мы сначала отметились в Шереметьево, а затем окончательно сбились в стаю по прилету на Сахалин.

В порту Корсаков мы погрузились на корабль «Павел Леонов», и тот под «Прощание Славянки» покинул Сахалин. «Игорь Фархутдинов», на котором я путешествовала на Итуруп ровно 10 лет назад, стоял у причала под погрузкой, только готовясь в свой рейс.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Пассажиры долго толпились на палубе, наблюдая, как наглые и галдящие чайки выпрашивали подачки.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Охотское море было тихим и спокойным. Где-то вдали резвились дельфины, их выдавали спинные плавники, то тут, то там появляющиеся на поверхности моря. Через 4 часа пути капитан объявил по радио, что слева по курсу находится маяк Анива, расположенный на самом краю восточного отрога Сахалина в Анивском заливе. Погода не баловала ни светом, ни цветом, да и сам маяк был далековато для 200 мм моей камеры. Но все же я сделала дежурный кадр со знаменитым маяком.

Справочно

Лучше, чем рассказал про маяк Анива Сергей Первухин, сказать нельзя. Привожу цитату из его рассказа «Сахалин. Мыс Анива: в тени Крузенштерна») на Туристере (https://www.tourister.ru/responses/id_20602)

«Анива- крайняя юго-восточная точка острова, получившая свое название голландской экспедицией Маартена Герритсена Фриса 20 июля 1643 года. Мыс Анива, как и весь Сахалин, голландцами ошибочно был принят за северную часть Хоккайдо. Первое фрагментарное описание мыса было сделано в 1805 году членами Первой русской кругосветной экспедицией под командованием И. Ф. Крузенштерна. Происхождение топонима „анива“ трактуется достаточно широко от „имеющая хребты, находящаяся между гор“ до „места постоянного пребывания (жительства) айнов“. Японскими географами мыс назван Нака-Сиретоко мисаки. Сиретоко с айн. переводится как „похожий на острый клюв птицы“ или „выдающийся мыс“, нака обозначает „средний“ (у японцев в начале ХХ века существовало несколько мысов с названием Сиретоко), мисаки — с яп. мыс.

Маяк Анива (яп. Нака-Сиретоко мисаки) является не только самым оригинальным и сложным техническим проектом периода Карафуто, но и выдающимся мировым достижением в практике маячного строительства того времени. Необходимость постройки маяка была обусловлена непредсказуемыми коварными течениями, при смешении вод Охотского моря и залива Анива, частыми туманами и каменными банками, интенсивным движением судов. Автор проекта -японский инженер Миура Синобу.

Маяк построен на срезанной и частично наращенной бетонированием площадке с высотой 7,5 м. над уровнем моря. Все строительные материалы и конструкции завозились судном при условии всегда неспокойного моря и сразу размещались на объекте строительства. Доставку строительных грузов выполнял пароход „Рошу-мару“ (бывший пароход общества КВЖД „Аргунь“, захваченный японцами в начале русско-японской войны 1904 — 1905 гг. и потопленный американской подводной лодкой в 1942 г. южнее о. Хонсю). Построен в 1939 году. …Персонал — 4 чел. по окончанию навигации зимовали в поселке Сатоо (в настоящее время бывшая пограничная застава „Южная“). Маяк во время войны не действовал, с момента запуска в эксплуатацию 22.11.1945 г. И по настоящее время находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота (СССР, России) и обеспечивает плавание судов в пограничном с Японией проливе Лаперуза. В 1990 году обслуживающий персонал снят, маяк переведен на автоматический режим работы с использованием радиоизотопного энергетического генератора. В 1997 г. установлен и введён в эксплуатацию радиолокационный маяк — ответчик (РЛМО).»

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

На корабле делать было особо нечего. Наша компания весело отметила начало путешествия, и мы разбрелись по интересам — кто спать, кто гулять по палубам. За 30 часов пути до Шикотана мы успели и то, и другое.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

В стремительно сгущающихся сумерках следующего дня около 19 часов корабль причалил на о. Шикотан. Мы погрузились на уже поджидающие машины и поехали к месту, где нам предстоит провести 3 ночевки. Путь был не далеким, всего-то около 8 километров. Но что это была за дорога по ночному лесу! Свет фар выбеливал корявые стволы деревьев, кроны которых местами сомкнулись над дорогой. Мне казалось, что мы едем в сказочном туннеле. Протекающая по лесу река от недавних дождей вышла из своего обычного русла, распалась на множество рукавов, которые нашим машинам пришлось форсировать. Иногда мне казалось, что мы плывем, а не едем. Я уже потеряла ощущение времени, мне казалось, что по этому таинственному лесу можно ехать и ехать до бесконечности. Но у всякой дороги есть итог, завершение. И когда впереди кроме красных задних огней впереди идущей машины замаячил белый свет, стало понятно — мы подъезжаем к конечной точке сегодняшнего дня, бухте Солдатской, иначе называемой Маячной.

Неширокую полосу пляжа из мелкой гальки сменяла зеленая лужайка, на которой разместился наш палаточный лагерь. Хотя бы при свете фонаря-налобника, но очень хотелось осмотреться, куда же мы прибыли. Но путь к берегу Океана преградила речка. Через некоторые ее рукава можно было перешагнуть, но кое-где было глубоко и широко.

— Вот там, выше по течению есть мостик, — сказала нам Лена Ак., уже пробежавшаяся по местности.

Туда, куда махнула рукой Лена, мы и направились. «Мостик» — это звучит гордо и громко. Им оказалась неструганная доска, перекинутая с одной стороны реки на другую. Однако она позволила сохранить сухой обувь. Хотя, как оказалось в последующие дни, это было уже не так важно.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Ночной Океан манил купаться, но я всегда боялась купаться в темноте. Но Океан не сдавался, неторопливые волны настойчиво призывали охладить, ополоснуть ноги после долгого пути. Мы не стали сопротивляться зову Тихого океана, зашли в воду, почувствовали его ласку. Не зря его называют тихим!

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

… Дождь барабанил по палатке всю ночь. Когда воздух посветлел настолько, что стали видны очертания окружающего мира, я выбралась на улицу. И тут же заметила, что из небольшого палаточного тамбура, куда вечером поставила свою обувь, пропал резиновый тапок. И только один, правый. «Надо же, утащила все-таки!» — это я про лису, которая обитала в этих краях. Она подъедала за туристами, которых здесь бывает много. Кое-кто из нашей компании уже видел вчера ее тень, мелькнувшую в кустах. Накануне за ужином я со смехом рассказывала, как Злодей Злодеич из книги Игоря Шпиленка «Мои камчатские соседи» «обесточил» команду крутых спецназовцев, направленных в Кроноцкий заповедник на борьбу с браконьерами, стащив у них по одному ботинку. Местная плутовка будто подслушала мой рассказ и в отместку точно таким же образом поступила и со мной. Как ни странно, пропажа зеленого крокса скорее развеселила меня, чем расстроила. Хотя лишиться очень нужного элемента снаряжения в самом начале поездки было совсем некстати. «Ничего страшного, у меня есть резиновые ботики, в них похожу. А на Кунашире в магазине поищу замену», — подумала я тогда.

Надела резиновые сапожки, прошлась по еще спящему лагерю.

Несмотря на то, что кухонный шатер был наглухо закрыт на все молнии и застежки, около него на земле валялся чуть погрызенный большой пакет влажных салфеток, который вчера лежал на обеденном столе. А чуть в стороне в луже мок рулон туалетной бумаги. Подойдя поближе, обнаружила его закаканным. «Вот это да, как же плутовка догадалась о его предназначении?» — восхитилась я тогда когнитивным способностям рыжего воришки. И поспешила к Океану — пока все спят, купаться можно в костюме Евы. И буквально через 10 метров в зарослях травы споткнулась о свой пропавший зеленый тапок. Видимо, особо вкусным он лисе не показался, даже особо погрызенным не был.

Я обрадовалась, что проблема оказалась решенной, и после купания стала осматривать место, куда мы вчера прибыли в полной темноте.

Справочно

Шикотан — самый северный остров малой Курильской дуги и самый крупный в этой отдельной гряде Курил

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

В переводе с айнского языка «шикотан» означает «лучшее место», «большая земля», «обитаемое место». Российские первооткрыватели называли Шикотан по-разному: Шигодан, Двадцать первый, Чикота, Фигурный.

Берега острова со всех сторон омывают воды Тихого океана, он же и формирует на нем погоду, которая может меняться как ветер в мае.

Размеры 9×27 км.

Длина до 27 км.

Ширина около 5–13 км.
Площадь острова более 253 км².
Максимальная высота — 412 м (гора Шикотан).
Остров был открыт Второй Камчатской экспедицией в 1733—1743 гг. и назван М. Шпанбергом Фигурным.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Мартын Шпанберг, открыв Шикотан в 1739 году, не случайно назвал его Фигурным островом. Скалистые берега здесь причудливо изрезаны, местами глубоко вдаются в сушу, формируя уютные бухты и заливы.

Океанский берег открыт вольным ветрам и штормам, а здесь, в Солдатской бухте царит покой и тишина. И все благодаря многочисленным кекурам, расположенным при входе в бухту и, подобно волнорезам, гасящим беспокойство Океана.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Бухту окружал лес, за которым высились холмы. Но о том, что они есть, можно было догадаться лишь тогда, когда ветер разгонял туман, цепляющийся за их вершины.

Вскоре проснулся и лагерь. Все кругом ожило, зашевелилось, задвигалось. Взошедшее солнце чуть проредило пелену утреннего тумана, сквозь его прорехи иногда даже голубое небо проглядывало. Казалось, что погода наладилась, разгулялась.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Но рано я стала радоваться. Лишь только мы отправились к мысу Краб, что в нескольких километрах от лагеря, как густой белый туман, словно войлок, облепил все вокруг. О том, что туманы — визитная карточка Шикотана, писал еще В. М. Головнин: «Вершины Чикотана во все времена были скрыты мрачностью, и мы их видеть не могли…». Вот так и у нас — ни луча света, ни звука. Мы выходили из тумана и в него же уходили.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Тропинка раскисла после ночного дождя, земля как болото, сыро, мокро, скользко… Но идти можно только по тропинке или по так называемой дороге, разбитой джипами настолько, что я диву давалась, как вообще здесь можно проехать.

Та часть острова, по который мы шли, покрыта травянистыми лугами, перемежающимися с кустиками кедрового стланика. В качестве трав, в основном, бамбучник высотой всего по щиколотку. Но даже при таком росте через щетку его зарослей напрямки не продраться никакими силами.

Минут через сорок неторопливого хода мы дошагали до мыса Краб, на котором стоит маяк, носящий имя одного из первооткрывателей острова Шикотан Мартына Петровича Шпанберга (1696–1761), российского мореплавателя, датчанина по происхождению.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Этот маяк в 1938–43 годах строили японцы. Удивительным является тот факт, что японцы предусмотрели в нем все необходимое для полноценной и в то же время автономной жизни маячников. Например, запасы питьевой воды пополнялись почти ежедневно и почти без каких-либо усилий. Влага собиралась в подземный резервуар после каждого дождя. Свою лепту вносили и туманы. Маячников не очень-то беспокоили и сильнейшие тайфуны, когда от мощных порывов, казалось, дрожала сама башня: от теплых квартир к винтовой лестнице вели закрытые деревянные переходы, которым не были страшны ни жучки-древоточцы, ни сырая местная погода.

Сейчас состояние маяка плачевное, некоторые из хозяйственных построек выглядят не сильно радостно.

Краб как будто поджидал, когда мы до него доберемся, колдунул над туманом, прогнал его в сторону зеленых холмов, ненадолго показавшись нам во всей красе и позволив взглянуть на еще одну свою достопримечательность — мыс Край Света.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Мыс Край Света — это длинная плоская скала, уходящая далеко в океан и обрывающаяся высокими резкими уступами. Почему мыс так назван? Может быть, потому, что Шикотан — самый удаленный на восток Российский остров и дальше него нашей земли уже нет? Да и ничьей земли нет — океан на тысячи километров! Исследуя карту, я приложила линейку в Яндекс-картах от края мыса до западного берега Северной Америки и получила расстояние почти 7000 километров по Тихому океану! Видимо, Ю. К. Ефремов — руководитель Курильской комплексной экспедиции 1946 года, который исследовал Шикотан после его включения в состав РСФСР, так впечатлился этими фактами, что дал ему название Край Света.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

А тем временем наша компания оправилась дальше вдоль скалистого берега. Я с упоением наблюдала, как туман белой кисеей расстилался по изумрудным лугам, оседал в ложбинках пуховым покрывалом, поднимался густым паром к небу, цепляясь на вершины холмов. Но воздух не казался мне вязким и удушливым, как можно было ожидать. Я чувствовала его благоухание, в котором смешались запах потревоженной травы, аромат цветов, сырость земли и соленость Океана.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Мы дошли до мыска, расположенного дальше Края Света. Туман как будто ждал, пока мы соберемся все вместе в одном месте, обрушился на нас плотным облаком, скрыл не только от нас, но и от самого себя границы неба и земли, лугов и холмов, всего того, что было вокруг. Мы оказались укутаны тишиной и покоем, но они навевали предвкушение радости, порождали предчувствие тихого счастья.

В ожидании, когда ему надоест прятать от нас очертания берега и скал в Океане, сладко спалось. Упругая подстилка из бамбучника и душистых трав сработала как маковое поле для Элли, Тотошки и Смелого Льва из сказки А.Волкова.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

А туман не торопился отступать. Изредка он ненадолго приоткрывал различные фрагменты окружающего мира, и я пыталась сложить пазл из того, что успевала увидеть, мысленно дорисовывать недостающие части. Но когда туман рассеивался, видела совсем не то, что додумала, нафантазировала.

Много ли времени прошло, мало ли… История туманная. Но долгую обволакивающую тишину нарушила Наташа.

— Девочки, посмотрели на меня, — ее громкий голос вернул в реальность.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Щелчок спуска затвора камеры прозвучал как выстрел, как сигнал.

Вы не поверите, и я поверю вам, что вы не верите, но тут же, в считанные минуты туман уполз за холмы подобно вампиру, прячущемуся от света в свой гроб.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

Я вполне насладилась открывшимся видом на скалу, очень похожую на Шаманку на Ольхоне, подивилась, насколько складки холмов похожу на шкуру шарпея.

На самых дальних островах. Часть 1. Там, где живут туманы

И вскоре мы стали собираться в обратный путь. Нас ждал обед. Но об этой вкусной истории я расскажу в следующий раз.

Тур был проведен под руководством ООО «АДРЕНАЛИН-ТУР» и ее основателя Сергея Василенко.

Дополнительные источники информации:

1. Географический атлас Курильских островов. Изд.дом «Комсомольская правда», 2014
  2. Географическая энциклопедия «Охотское море». Изд.дом «Комсомольская правда», 2018
  3. Анатолий Самолюк. Курилы — очарованные острова. Фотоальбом. Красноярск: Поликор, 2008
  4. На самых дальних островах. Внешторгиздат, 1990

Огромная благодарность за предоставленные фотографии Лене Аксеновой (inoceramus), Наташе Шинкевич, Лене Алексееве, Тане Пимбурской, Кате Захаровой

Другие мои рассказы по путешествие на Курильские острова:

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…