Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Малокурильское, Южно-Курильск, Южно-Сахалинск — Россия Октябрь 2022

А дождь идет вовсю и помощи не просит…

Эти слова из песни Вадима Егорова постоянно блямкали у меня в голове. Да и было от чего. Тайфун, пронесшийся через Японию, зацепил и нас. Небо лежало на голове, дождю нет ни конца, ни края, его теплые струи текли и текли по крыльям палатки. Мы не предпринимали никаких попыток пойти куда-нибудь на съемку, но при первой возможности размять свои залежавшиеся в палатках организмы отправлялись на прогулку.

Река вспухла от дождя и бурлящих потоков, катившихся со склонов холмов. Мутные воды стремительно неслись в Океан. С берега отлично было видно, как в бухте распределено течение. В левой (северной) ее части воды была цвета реки — коричневая от мути, зато правая пока еще осталась относительно чистой. Как только стихла барабанная дробь дождевых капель по палаткам, мы с девочками отправились купаться.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Но, вдруг, что это? Вернее, кто это? Из воды показалась сначала одна голова. Потом вторая, чуть позже еще несколько голов сразу. Это были нерпы, и все они смотрели в нашу сторону! Как будто первый тюлень, обнаружив нас в воде, «свистнул» своим сородичам, мол, все сюда, тут туристов показывают!

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Мы, люди и нерпы, долго смотрели друг на друга. Кто кого переглядит. Очень хотелось, чтобы нерпы подплыли поближе к нам. Но те держали безопасную дистанцию. Игру в гляделки прервала Наташа Ш. Она подошла к нам.

— Девочки, искупались уже? Миша страдает по рыбалке. Там, в той части бухты, нет клева. Он хотел бы здесь попробовать порыбачить. Может, вы оденетесь уже, а то он стесняется вашей наготы.

Увлеченные нерпой, мы совершенно забыли, что так и не оделись после купания! Оперативно исправили эту оплошность и направились в лагерь. С Мишей встретились уже у реки, обменялись взглядами, улыбнулись понимающе, усмехнулись. И вдруг он ринулся в реку, стал в ней буквально прыгать, руками по локоть в воде шарить, будто ловить кого-то.

— Миша, что ты делаешь?

— Рыба!

— Какая рыба? — кричали мы с берега.

— Какая-какая, лососевая!

Оказалось, что из Океана лосось идет на нерест вот по этой реке, которую можно перешагнуть или, в крайнем случае, перейти по быстро возводимой переправе!

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

И только сейчас я вспомнила слова водителя, который вез нас сюда, что здесь рыбу можно ловить руками! Увы, Мише не повезло — рыба уплыла из его рук.

Ближе к вечеру в тихой надежде, что распогодится, мы отправились на вечернюю съемку. Как ни старался ветер разогнать дождевые тучи, с задачей не справлялся. Но отсюда, с ближайшего холма отлично смотрелся наш лагерь. Большая желтая палатка — обеденный шатер, маленькая зеленая — мое обиталище, красные — остальных членов нашей команды.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

И все же на нашей улице случился праздник! Ветер разорвал мрачные облака, и в прорывах между их летящими серыми клочьями выглянуло солнце. И тут же багряным закатом вспыхнуло небо. В такт этой небесной музыке заиграли, завибрировали наполненные золотистым сиянием травы, а в бездонности вод Океана отразился стремительный бег облаков.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Ноги путались в щетке бамбучника, но мы изо всех сил бежали на вершину холма, чтобы успеть насладиться сиянием вечернего Океана.

Всего несколько минут длилась симфония уходящего дня. Опять схлопнулись тучи, опять с неба полилась вода. Но в моей памяти остались радостное солнце да шелест трав и берез в нетоптаных лесах Шикотана.

Что ни день — то сто грамм, а то и сто пятьдесят

А дождь лил и лил. Я уже и выспалась, и бока себе отлежала, а дождь все не унимался. Высунув голову в щель полога палатки, долго смотрела на улицу. Наконец, мне надоело наблюдать, как прозрачные капли разбивались, тонули в огромных лужах, появившихся на лужайке, и никак не могли остановить свой ритмичный нудный танец. Я выбралась на улицу и отправилась в кухонный шатер в надежде там найти себе занятие.

На столе красовались плошки с красной икрой и свежими гребешками, подготовленные к предстоящему обеду, а Семен колдовал над сковородкой, на которой шкворчало сливочное масло.

— Галя, вот, рекомендую, пока тепленькие…- не навязчиво, но очень настойчиво сказал Семен, протянув мне миску с гребешками, только что снятыми со сковороды.

Сказать, что было божественно вкусно, ничего не сказать. Лучше сто раз попробовать, чем один раз увидеть! Гребешки были, как бы это поточнее сказать, не обжаренные, не пассированные, а, скорее, обмакнутые в кипящее сливочное масло, нагретые только снаружи, а внутри сохранившие прохладу и свежесть Океана.

Я не стала отказываться от предложения нашего кормильца, с удовольствием откушала деликатес, ловя себя на мысли, что не каша ведь, а лакомство. Но кусочек за кусочком куда-то стремительно исчезал из миски. Сублимировал что ли?

При приготовлении борща я немного помогла Семе, примерив на себя роль подмастерья, помощника.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

По мере того, как запахи свежеприготовленной еды распространялись по лагерю, кухонный шатер наполнялся изголодавшимися туристами.

Обед прошел дружно и весело, как всегда, впрочем. Особое оживление вызвала огромная миска с дымящимися креветками, которую Семен водрузил на стол «на сладкое». Ароматы! Какие от креветок исходили ароматы! Наши животы уже были набиты вкусным и сытным обедом, но устоять перед этими креветками было просто невозможно! Да я таких в Москве никогда и не видела! У нас продаются крупные, королевские, но они всегда розовые, а эти были просто огромные, ярко красного цвета, к тому же еще и полосатые! Их и есть полагается по-особому. Сначала надо снять панцирь с головы, затем по очереди отрывать каждую пару ножек и слизывать икринки, потом, держа креветку за самый хвостик, освободить от панциря тушку и целиком отправить в рот.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Признаюсь, кушали мы всегда очень вкусно! Завтрак, обед, ужин — все по расписанию. Не похудеть ни за что! Наоборот, «что ни день — то сто грамм, а то и сто пятьдесят», как говорит классик.

Бухта Безымянная

В кромешной темноте задолго до рассвета мы вышли из лагеря. Как и обычно, Сергей шел первым, задавая темп всей группе. Сначала путь пролегал по тропинке вдоль речки, чуть видимой при свете фонаря-налобника, затем свернули в лес. Поначалу мы еще пытались сохранить обувь относительно чистой, старательно обходили по траве лужи и грязь. Но на каком-то этапе я поняла бесполезность этих усилий и шагала напрямки по тому месиву, что было под ногами.

Несмотря на темноту, в какие-то моменты я точно знала, что мы идем по лесу, в какие-то чувствовала, что вокруг свободное пространство. Но все слабеющий свет от фонаря не позволял осмотреться. «Ничего, на обратном пути все увижу», — успокаивала я себя.

В светлеющих сумерках мы дошли до места, где планировали встретит рассвет. Это была бухта Безымянная. Андрей говорил, что на Шикотане это самое красивое место! Что оно настолько прекрасно, что у людей не хватило слов, полета фантазии придумать ему название, соответствующее красоте. Поэтому до сих эта бухта так и называется — Безымянная. Она даже на карте острова не обозначена!

Здесь, как и по всему острову, береговая линия круто обрывалась в Океан, была изрезана далеко выступающими мысами и небольшими бухточками.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Чуть в стороне от обрыва, на котором остановилась группа,

просматривалась низина с небольшим, но очаровательным болотцем с глазками.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Я расположилась на склоне, расположенном как раз в сторону этой низинки. Здесь росли невысокие корявые деревца, скрученные ветрами. Надо сказать, что ветра на Шикотане знатные, они легко переваливают с одной стороны острова на другую, подчиняя растительность своему буйному нраву. Выстоять против, порой, ураганного ветра можно только сообща, сбившись в кучку. Поэтому деревья здесь больше похоже на кустарники, растут невысоким пучком, обвиваясь друг вокруг друга. На Шикотане даже бамбучник особо не высовывается, не вырастает выше, чем по щиколотку.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Мы все рассредоточились вдоль береговой линии, все время поглядывая на небо в ожидании рассвета. Увы, и сегодня солнце обмануло наши ожидания, выкатилось прямиком в здоровое серое облако, висящее над горизонтом. Такого желанного всеми нами утреннего света не было. Но все равно мы смогли насладиться красотой Безымянной! Она была заполнена кекурами разных форм и размеров. Они стояли по одному и группами.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

На мелководье набегающие волны сталкивались друг с другом, создавали из пены ажурный рисунок. Он менялся ежесекундно, и смотреть на его метаморфозы можно было бесконечно.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Но… сегодня мы покидаем Шикотан, и надо возвращаться в лагерь. Не без труда собрав своих друзей в кучку, делаю прощальное фото и… все. Мы трогаемся в обратный путь.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Обратная дорога была хороша! Изумрудные холмы разбегались широкими волнами, перетекали из одного в другой, создавали ощущение легкости, простора, свободы. Чуть дальше от берега — и мы уже идем по лесу с корявыми тоненькими березками да хвойными деревьями, увешанными длинными бородами из мхов и лишайников…

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Миша с Наташей Ш. научили меня отличать ель от пихты. Вот это – совсем еще юная пихточка.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Господствующие просторы бабмучника изредка разбавляли сине-голубые пятна цветов. Одно растение я точно знала – это горечавка с еще нераскрывшимися бутонами.

А вот это Борец, иначе называемый Аконит. В простонародье его именуют как прострельная трава или прострел-трава. Хорошо, что я не стала тогда его сильно рассматривать или даже трогать. Дома узнала, что он крайне ядовит.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

В Википедии вот такую легенду про Аконит прочитала.

При выполнении двенадцатого подвига Геракл пленил и вывел из царства Аида трёхголового стража преисподней Цербера. Оказавшееся на поверхности чудовище, ослеплённое ярким солнечным светом, стало бешено вырываться. При этом из его пастей потекла ядовитая слюна, залившая землю и траву вокруг, и там, куда она попадала, поднимались высокие, стройные ядовитые растения. А поскольку произошло всё это якобы вблизи города Акони, в честь его и назвали необычный многолетник — «аконитум».

А в пологе леса издалека был заметен початок, унизанный ягодами ярко-красного цвета. Хорошо, что мне хватила ума и его не трогать. Это аризема амурская, тоже ядовитое растение, вызывающее ожоги кожи.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Я все время отставала от группы, останавливалась, осматривала те места, мимо которых проходила, пыталась сохранить в памяти красоту и просторы острова.

А в лагере уже стояли машины, готовые отвезти нас на пристань. После недолгих сборов караван машин тронулся в обратный путь по тому самому сказочному лесу, по которому мы ехали ночью несколько дней назад.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Лужи и река Отрада после прошедших дождей стали особенно полноводными. Наш водитель наглухо закрыл окна джипа и, не снижая скорости, влетал в эти огромные водоемы, словно мальчишка радуясь получаемому адреналину, когда широченные «усы» разбрызгиваемой из-под колес воды заливали ветровое стекло и бока машины.

Езда по лужам

На перевале сделали короткую остановку. Отсюда, сверху были видны две противоположных стороны Шикотана, омываемые Тихим океаном. Остров прощался с нами ярким солнечным днем, словно извиняясь за свои дождливые шалости.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Несколько минут водителям на перекур, и машины с перевала покатились вниз, к поселку Малокурильское.

На самых дальних островах… Часть 2. А дождь идет вовсю…

Нам предстояло погрузиться на тот же самый корабль «Павел Леонов», на котором мы и прибыли сюда. За несколько дней, которые наша команда провела на Шикотане, судно сходило на Итуруп и теперь собирало туристов и грузы для рейса на Кунашир.

Справочно

Свое название Курильские острова получили по имени народа, их населявшего. «Куру» на языке этих людей означало «человек», «курилами» или «курильцами» их называли казаки, а сами себя они звали «айну», что по смыслу мало отличалось от «куру». Культура курильцев, или айнов, прослеживается археологами на протяжении как минимум 7 000 лет. Они жили не только на Курилах, которых называли «Куру-миси», то есть «земля людей», но и на острове Хоккайдо («Айну-мошири»), и в южной части Сахалина. Своей внешностью, языком и обычаями они существенно отличались как от японцев на юге, так и от камчадалов на севере.

Немонголоидный тип лица, густая шевелюра, окладистая борода, выраженная растительность на всем теле — этнографы искали прародину айнов и на Кавказе, и в Австралии. В соответствии с одной из последних гипотез айны, испокон века жившие на своих островах, представляют собой «осколок» особой, древнейшей расы.

Казаки называли их «мохнатыми», и это прозвище употреблялось даже в официальных российских бумагах. Один из первых исследователей Камчатки — Степан Крашенинников писал о курильцах: «Они несравненно учтивее других народов: а при том постоянны, праводушны, честолюбивы и кротки. Говорят тихо не перебивая друг у друга речи… Старых людей имеют в великом почтении…»

Про дальнейшие наши приключения на Кунашире — в следующих сериях.

Тур был проведен под руководством ООО «АДРЕНАЛИН-ТУР» и ее основателя Сергея Василенко.

Дополнительные источники информации:

Огромная благодарность за предоставленные фотографии Лене Аксеновой (inoceramus), Наташе Шинкевич, Лене Алексееве, Тане Пимбурской, Кате Захаровой

Другие мои рассказы по путешествие на Курильские острова: