Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 7:49
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Мезень — Россия Сентябрь 2022

Так уж в жизни получается, куда-то в дальние края рвёмся, оставляя на потом доступное. Мой вариант с Мезенью именно такой случай. Сестра отца неоднократно звала в гости, а я никак не мог раскачаться.

Город поморской славы

После 49 лет жизни на Севере, моя тётка решила перебраться поближе к родственникам, и я успел-таки у неё побывать.

При свете дня я бегал по Мезени, стараясь запечатлеть как можно больше уходящей аутентичности.

Теперь же кажется, и сюда не дошёл, и там тоже не побывал. С другой стороны, не объять необъятного.

Город поморской славы

Впрочем, про доступность я наверно погорячился. Добраться до Мезени ещё тот квест, как и вернуться обратно. Я об этом уже писал — Из Архангельска в Мезень_Из Мезени в Архангельск

В следующем рассказе я познакомил читателя с историей города — Музей города поморской славы

Город поморской славы

Мезень действительно считается городом поморской славы, о чём свидетельствует один из уличных баннеров.

Благодаря старым фотографиям, можно видеть, что она собой представляла в позапрошлом веке.

Самым старым зданием является жилой дом Личутиных 1829 г. постройки. Покосившийся и кособокий он был кровом для многих поколений. А вот будущее его непонятно? Дом частная собственность, городу он не принадлежит, а у хозяев на ремонт денег нет.

Впрочем, не всё так печально. В центре Мезени географический столб с направлениями и расстоянием до целого ряда городов.

Город поморской славы

Городские власти благоустройством занимаются.

Понятное дело, масштаб не московский, но мне очень понравилось, как оформили набережную.

Город поморской славы

Набережная уже вроде как и не набережная. Река от города ушла, но это другой вопрос.

По поморской традиции на берегу ставили крест. Повод тому мог быть самый разный: благодарность Господу, обет на будущее, память о земляках. Один из подобных до сих пор на бугре.

Река пересохла, рядом выросли кусты и деревья, закрыв крест ветками. Однако верный обету крест, подобно часовому, остаётся на посту.

Главная улица города Советский проспект не имеет ни одного светофора.

Город поморской славы

Два раза в час из конца в конец, или точнее, из пригорода до аэропорта, проезжает автобус, а так тишина. Машины по городу ездят, но движение оживлённым назвать нельзя.

Советский проспект улица историческая и именно на ней большинство достопримечательностей.

К таковым относится Краеведческий музей, где до 1917 г. заседала городская дума.

В непосредственной близости уличный стенд с указанием основных достопримечательностей. Не скажу, что их много, но они есть.

Город поморской славы

Строительство первого храма было начато в 1700 году. Через три года состоялось освящение. Церковь простояла 154 года.

28 сентября 1859 г. началось возведение нового Богоявленского храма. Освящение состоялось в ноябре 1861 г. Построенный на каменном фундаменте, он имел пять глав и располагался в форме креста. Над папертью возвышалась колокольня.

В 1932 году церковь закрыли, в последующем перестроили и использовали как кинотеатр «Полярный». Возвращение в родное лоно церкви состоялось в 1999 году.

Город поморской славы

В 2000 г. решили поставить ещё один храм. Теперь новый, более просторный, соседствует со старым.

Настоятель мезенского собора единственный священник на весь район. Гуляя по городу, мне удалось дважды его увидеть. Молодой батюшка переведён в Мезень из Москвы. По слухам, у него трое детей и на Севере он прижился. Если так, слава Богу!

Город поморской славы

К церкви примыкает сквер, где сразу несколько памятников.

Мемориал Павшим на фронтах ВОВ соседствует с памятником Труженикам тыла.

Город поморской славы

И здесь же Герои Советского Союза, каждому посвящён отдельный стенд с информацией.

Советская власть в Мезени установилась в марте 1918 г.

Город поморской славы

В августе 1918 года с приходом интервентов новое правительство было свергнуто, и восстановлено земское собрание. Советские работники и большевики были арестованы, многие из них расстреляны или отправлены на смерть в концентрационные лагеря.

Район Мезени и Печоры привлекал интервентов как источник мяса, рыбы и как кадровый резерв для формирования новых солдатских подразделений. В Мезенском уезде интервенты мобилизовали около 2000 человек и реквизировали 600 лошадей.

В октябре—декабре 1919 года произошел перелом на фронтах. Шестая Красная Армия, сражавшаяся против белогвардейцев и интервентов, перешла в наступление и в феврале 1920 года вступила в Архангельск. Интервенты были изгнаны, советская власть восстановлена.

В годы установления советской власти, гражданской войны и интервенции погибло много мезенцев. Одни были убиты на фронте, другие расстреляны или замучены в лагерях смерти на острове Мудьюг.

Что особенно любопытно, до 1993 г. на острове Мудьюг близ Архангельска, действовал мемориально-музейный комплекс. После распада СССР он получил клеймо «коммунистической пропаганды» и оказался закрыт. Зато на Соловках стали рассказывать о тех же ужасах, поменяв местами белых и красных.

Как бы там ни было, в Мезени есть скромный памятник красным героям, расстрелянным в Гражданскую. В братской могиле секретарь Мезенского комсомола А. Чудинов, сотрудник ЧК Н. Ф. Михалёв и три безымянных красноармейца.

Город поморской славы

Вернёмся на Советский проспект. Столь нужна служба как «МФЦ Мои документы» обрела прописку в дореволюционном здании банка. Рядом обычная для нашего времени инсталляция — Я люблю Мезень.

Как в школе дети по понедельникам поднимают государственный флаг, увидеть не довелось. Я приехал во вторник и флаг уже висел. Мезенская средняя школа носит имя А. Г. Торцева.

Младший лейтенант Александр Григорьевич Торцев уроженец района — золотую звезду Героя Советского Союза получил посмертно в ноябре 1941 года.

Город поморской славы

Как историческое место на карте отмечен Иньков ручей.

На одной из прилегающих площадок староверы хотят поставить памятник Аввакуму Петрову. Мятежный протопоп, отбывая ссылку в Мезени, прожил здесь вместе с семьёй полтора года (1664—1666 гг.). По сохранившимся документам, Петровы обитали в землянке, на берегу Инькова ручья.

Город поморской славы

На старых купеческих домах городские власти прикрепили таблички — кому принадлежала недвижимость, какого года постройки. Большинство имеет статус — Объект культурного наследия.

Понятное дело, что без ремонта до нашего времени они бы не дошли. Во многих домах до сих пор живут, либо используют по назначению.

К примеру, в бывшем особняке купца второй гильдии Н. В. Шевкуненко функционирует детский сад.

Гуляя по проспекту, я обнаружил дом, который помнит Клима Ворошилова. Будущий маршал квартировал здесь, отбывая ссылку.

Пару лет до этого я побывал в подмосковном Пушкино. В местном музее запомнился уголок, посвящённый Инессе Арманд.

За активное участие в революции 1905–1907 годов власти отправили её в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию.

В мезенском музее я посетовал, что не смог найти табличку, где жила Арманд, на что мезенцы в шутливой форме парировали: «В отличие от Ворошилова Инесса Фёдоровна от нас бежала. Мы о ней память не храним.»

Город поморской славы

Жизнь в небольшом городке отличается от мегаполисной. Здесь свой ритм, в который нужно войти, сродниться с городом, обрести друзей.

На территории городской больницы покоится большой валун. Бывший главврач его сюда доставил и хотел как-то обыграть. Что-то пошло не так, доктор из Мезени уехал. Теперь камень можно назвать памятником несбывшихся желаний.

В позапрошлом веке через Мезень часто кочевали со своими стадами ненцы.

Город поморской славы

В настоящем их осталось не так много, но через город они по весне проходят, и на площади разворачивают торговлю, предлагая мясо.

По словам местных жителей, цена на оленину зашкаливает. Зарплаты в Мезени, при всех северных коэффициентах, небольшие, народ оленину не покупает и потому ненцы появляются всё реже и реже.

Их понять можно. Стадо гонят издалека. Бензин и солярка дорогие, а расходы нужно покрывать. Если есть выбор, в Мезень идти или в Нарьян-Мар, чаще всего выбирают более богатый Нарьян-Мар.

Коли зашёл разговор о жизни сегодняшней, о ней и продолжим.

Магазинов в городе хватает, выбор продуктов сравним с Москвой. Цены немного выше, но это объяснимо. Зато можно купить свежую треску или камбалу, которые при правильном приготовлении будут таять во рту.

Кто не будет лениться - природа Севера обеспечит необходимым.

Тут и грибы под боком, и ягоды, и охота, и рыбалка. Большинство мужчин охотники и рыболовы. Они так и ходит в костюмах хаки, а возле домов вёсла, лодки и карбасы.

В прежние годы мезенцы часто участвовали в северных экспедициях. Повторюсь, Мезень не зря называют городом поморской славы.

Город поморской славы

Правда отметим, с тех пор многое изменилось. По словам выпускников школы, из класса только два человека остались. Остальные уехали в Архангельск и Санкт-Петербург, где жить легче и удобней.

Если в больших городах про отопление не вспоминают, то здесь, помимо централизованного, в домах печи, которые кочегарят дровами. Как известно, их нужно заготавливать и хранить. Для этих целей у каждой семьи возле дома пристройка, либо комнатка в подвале.

Город поморской славы

Город застраивался меж старых особняков и бараков. Река была рядом, на берегу ставили баньки. По этой и по множеству других причин центральной канализации не протянули. Туалеты конечно же не на улице, зато ванны роскошь. Чтобы помыться, народ ходит в баню.

Есть ли перспектива у города? Если раньше в России распадались деревни, то теперь к процессу подключились малые города.

Река обмелела, колхозы развалились, производства дышат на ладан. Положение дел спасает бюджетная сфера.

Город поморской славы

Из четырёх человек только один сказал мне, что верит в будущее Мезени. Неподалёку месторождение алмазов, которое может дать толчок развитию.

Р. S. История Советского Союза не написана. В каждом регионе происходило что-то своё, но общего, не окрашенного политикой, пока не вывели.

Помню, дедушка рассказывал, как ездил в Мезень навестить дочь. К этому моменту Антонина Петровна занимала руководящую должность на хлебопекарне.

В зрелые годы социализма государство, давая возможность сельским жителям заработать, скупало у них лук и картошку. В Тамбовской области народ в буквальном смысле взбесился. Всё и вся посвящалось картошке.

Вот так и здесь, прилетев к дочери, мой тамбовский дед в первый же день попросил, дабы та принесла с работы мешков под картошку и как можно больше. Антонина Петровна ответила: «Пап, да ты что? У нас такое не принято, чтобы с работы тащить!»

По прошествии времени мне часто вспоминается этот случай!