Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была вчера 19:46

Турция Сентябрь 2022

Вот и настал самый трепетный момент, нашего большого турецкого путешествия, когда мы решились на покупку двухдневного тура в Каппадокию. Мы не из той группы туристов, у которых складываются заграничные поездки на автомобиле. Хотя у себя на родине такой формат путешествий любим и имеем весомый опыт. В дальних же поездках все по-другому обстоит. Берем экскурсию, снимаем с себя ответственность и расслабляемся, отдыхаем-пусть нас покатают. В Каппадокию приобрели поездку у отельного гида, тем самым обезопасив себя по многим пунктам. Я полагаю, что путешественникам, выбравшим такую же позицию будут интересны некоторые детали организации;транспорт в котором можно сказать, мы прожили два дня и в целом вся программа поездки. В сентябре в Турции еще действовала система оплаты услуг банковской картой «Мир».В этом плане нам повезло, так что большинство финансовых расчетов мы производили этим способом. Каппадокия-большой регион и осмотреть его одним днем никак не получится. Поэтому, для облегчения задачи организовано несколько туров и если представить карту местности, она поделена на три части, обозначенные разным цветом. Самые известные Красный тур, Зеленый тур и Синий тур. Каждый из них открывает определенную сторону региона. Красный тур по которому путешествовали мы, охватывает центральный и северный регион, который проходит в основном вокруг города Гереме и включает основные достопримечательности Каппадокии(музеи-города под открытым небом, некоторые из красивых долин-которыми славится регион, христианские подземные города и пещерные церкви).

Ранний подъем, Султанханы и Малаклы

Мы были предупреждены гидом, что дорога из Анталии займет около 10 часов -это 530 км пути и выезд из отеля будет очень ранним (3 часа ночи).Это немного напрягло, т. к. вставать пришлось еще на час раньше, чтобы привести организм в норму, взбодрившись чашкой кофе. И как же оказался кстати чайничек и кофе в номере отеля, где и так «ультра все включено»!Все-таки проблематично было бы искать кофе на территории отеля в два часа ночи. Предвидя дальнюю дорогу мы волновались, что нам достанется тесный транспорт и не беспочвенно т.к слышали отзывы о том, что весьма часто происходит так, что при небольшом количестве пассажиров предоставляют трансферы не предназначенные для дальних маршрутов. А так ведь и вышло! Нас поместили в небольшую маршрутку для 12 туристов не считая гида и двух водителей. И это оказалось серьезной проблемой, учитывая телосложение и рост моего мужа. На наше счастье мы были первыми пассажирами, поэтому могли свободно выбрать посадочные места. Итак, мы уместились пусть и на одиночных сидениях сбоку у окошек, зато могли вытянуть ноги во всю длину. Сказать, что мы ехали не сомкнув глаз было бы неправильно, т. к. ночь взяла свое и под легкое покачивание маршрутки мне удалось немного вздремнуть, просыпаясь только в момент присоединения попутчиков к основной группе. Во сне время быстро летит-не беда, что ночью нам не довелось увидеть ни олеандровых аллей Анталии, ни Сиде и не живописных обрывистых видов на море, все это будет на обратном пути. Мы в ожидании другого чуда: когда же, когда увидим Каппадокию? И вот уже за окном непривычные глазу просторы напоминающие о том, что мы не на курорте. Стало ясно, что мы углубились в регион, нам открылась другая Турция.

Вдалеке в дымке виден вулкан Эрджияс-самая высокая вершина центральной Анатолии, мы его рассмотрим еще с другой позиции чуть позже.
Красный тур в Каппадокию, начало

Где-то по-дороге попадаются дынные плантации. Ну плантации — это слишком громко, а небольшие поля встречались довольно часто. Всем известно, почва Турции плодородна и насыщена питательными веществами, а производство фруктов - один из важных этапов сельского хозяйства и торговли в стране. А уж дыни в Турции можно встретить везде.

Не секрет, что групповые экскурсии подразумевают коммерческие остановки. Но должна признать, что такого рода 15-минутки не были утомительными и как правило даже нужны, чтобы размять ноги. На одной из остановок нас пригласили на дегустацию вина и сладостей, рядом сувенирная лавка. Молодой турок -дегустатор оказался большим шутником и во время дегустационного процесса на хорошем русском развлекал нас анекдотами. Один из них мне особо запомнился — «В возрасте нет ничего хорошего, если ты не бутылка вина».С этими словами нам дали продегустировать вкусное, но очень дорогое дынное вино.
В возрасте нет ничего хорошего.Если ты конечно не бутылка вина... Так гласит народная мудрость.
А дальше была остановка в окрестностях города Аксарай. Этот регион Турции называют центральная Анатолия. Здесь притаился маленький зеленый городок Султанханы. Техническая остановка длилась ровно 15 мин. И это оказалось катастрофично мало, т. к. здесь следовало задержаться хотя бы на полчаса. Едва выйдя из автобуса я застыла на месте от величия увиденного. Доминирующее место основного пространства площади занимает великолепный Султанханы. Так называется одноименный с городом старинный караван-сарай. Это место, где уставшие от долгой дороги люди могли отдохнуть и переночевать в безопасности. В дословном переводе на русский слово «каравансарай» означает «дворец для караванов».Некоторые караван-сараи строились как массивные и внушительные сооружения, действительно напоминающие дворцы. Султанханы-самый крупный караван-сарай на территории Анатолии и очень впечатляет своими размерами.

Караван-сарай Султанханы.
Красный тур в Каппадокию, начало

Дворец был выстроен в 1229 г. по приказу сельджукского султана Алаэддина Кейкубада. И это было время рассвета строительства караван-сараев на Востоке. Вскоре дивный дом сильно пострадал от пожара и миновало полвека прежде, чем его восстановили и расширили. После этого Султанханы стал крупнейшим турецким караван-сараем и остается им по сей день. Капитальная реставрация дворца прошла в 50-х прошлого столетия. Только здание уже не действующее. Теперь это достопримечательность, внутрь которой можно попасть за незначительную плату.

Во внутренний дворик можно пройти за смешную цену-всего 10 турецких лир.Ах как жаль,что времени отвели так мало-не успела,только внутрь одним глазом заглянула.Из того,что можно посмотреть внутри сохранились только стены и проходы.Интерьеров караван-сарая не осталось совсем.

Главный портал украшен сельджукской резьбой.Независимо от вида материала – камень, штукатурка или дерево, – стиль резьбы сельджуков очень похож на стиль лепных украшений Персии.Они позволяли себе буйство фантазии, художников часто больше занимал процесс работы, а не мысль о том, что избыток украшений может негативно отразиться в конечном итоге.
Не стоит недооценивать маленькие городки: там может скрываться много интересного! В подтверждение этого позвольте повторить историю нашего гида еще об одном объекте, который я успела-таки «щелкнуть» из окна и то только потому, что мы остановились на светофоре перекрестка. Турция известна богатой культурной историей, кулинарией и искусством. Но кроме этого интересно было узнать что это страна, где обитают одни из самых уникальных пород собак на Земле. Анатолия, а точнее городок Аксарай, соседствующий с Султанханы -родина крупнейшей из турецких овчарок-породы Малаклиси или Малаклы. Представители этой породы-крупные животные, выполняющие работу сторожевых собак. Название происходит от турецкого слова «малаклиси»,что переводится как собака с губами. Все дело в том, что морду золотисто-песочного Малаклы украшают большие черные губы)).Но на сегодняшний день чистопородные Малаклы встречаются очень редко — местные жители не соблюдают правил разведения.

Скульптура собаки Малаклы.

Заходите к нам на огонек или как мы попробовали Этли — Экмек

Запланированная остановка в пригороде Коньи запомнилась сытным обедом. Просторный и светлый зал кафе располагал приятным интерьером, нас накормили национальной кухней. Сначала подали горячий крем-суп в пиалах, вкус которого мы не сразу и распознали. Гид нам потом разъяснил, что ели мы суп из красной чечевицы-блюдо, весьма распространенное в Турции. А на второе нам подали Этли Экмек-блюдо турецкой кухни, родиной которого считается город Конья. Само название означает «Мясной хлеб».Не затейливое блюдо со стандартным набором продуктов-хлеб, баранина и паприка. Готовили его на наших глазах прямо посередине зала. На больших длинных столах повара раскатывали длинные лепешки, укладывая сверху кусочки масла и посыпая фаршем из баранины и паприкой. Длинная конструкция целиком отправляется в печь. Понятное дело, что протискиваться в центр зала между столиками, за которыми обедали туристы из других групп я не стала, но для наглядности взяла фото из интернета. Выглядел наш Этли Экмек точно так же:

Фото из интернета.
Фото из интернета. Но именно так выглядел и наш Этли Экмек.При подаче эти длинные батоны разрезаются на несколько частей и укладываются на небольшие дощечки.
Гид с красивым именем Митхан, был попечителем нашей группы в течении двух дней. Интересный рассказчик и просто приятный молодой человек. Он же участвовал в организации нашего с мужем полета на воздушном шаре. Ну и напугал же он нас в начале поездки приступом кашля, а после признался, что сильно переболел, но честно пересидел в изоляции как положено 2 недели перед тем, как встретиться с нашей группой. Но все слава Богу обошлось, мы не заболели и надеюсь наши попутчики тоже.

В лабиринтах подземного города

С каждым километром мы приближаемся к Каппадокии и вот уже наша маршрутка припарковалась близ комплекса странных построек с небольшим сувенирным рынком. Подойдя ближе к воротам мы догадались, что сейчас наша группа будет спускаться по лабиринтам подземного города, о котором Митхан нам по-дороге много рассказывал. Мы приехали в Саратлы-один из уникальных городов на окраине Каппадокии, которыми так славится регион. В этот город завозят группы, приезжающие с побережья.

На сегодняшний день точно не известно, сколько подземных городов было создано на территории Каппадокии. Многие из них разбросаны на почтительном расстоянии друг от друга и к посещению предлагаются далеко не все. Вырубленный в мягком туфе город Саратлы был обнаружен в результате раскопок, проводимых в конце 20-го, начале 21-го столетия. В подземелии 3 этажа. Нижний ярус предназначался для кухни, хозяйственных помещений и конюшен. Точная площадь подземного города не установлена до сих пор, но подземелье испещрено очень узкими тоннелями, а в одной из подсобных комнат нашли 15-метровый колодец. Официально подземные города Каппадокии считаются убежищем первых христиан, которые прятались от преследований римлян. Но и те обнаружили подземные ходы уже пустыми. Так что до сих пор остается загадкой-кто же был первым обитателем этих загадочных коридоров, которые настолько узки, а потолки местами такие низкие, что человеку со средним телосложением приходится пригнувшись с усилием проталкивать себя в следующее помещение. Подземные ходы снабжены системой вентиляции, есть освещение, но все равно не отпускает суеверное чувство страха. Людям с неустойчивой психикой и клаустрофобией не стоит посещать пещеры-об этом Митхан предупредил вполне серьезно, но в подземелье в нашей горуппе отправились все без исключения.

Красный тур в Каппадокию, начало

Такими жерновами и закрывались входы между туннелями в подземельях.

Выход из пещеры-можно вздохнуть с облегчением.

Еще один взгляд на поверхности горда Саратлы, хотя пейзажи здесь скучные и взгляду в общем-то и не за что зацепиться. Ну разве что полюбоваться горой Хасан, до которой "почти" рукой подать.

Учхисар, город-крепость

Для тех, кто едет из Анталийского региона Каппадокия открывается весьма неожиданно, но очень эффектными видами с крепости Учхисар. Крепость считается одним из хорошо сохранившихся древних оборонительных сооружений при османах и находится в наиболее высокой точке Каппадокии. От того она отчетливо видна с разных сторон на много км вперед. Как и все города Каппадокии Учхисар невероятно живописна. Чего стоят виды с верхней площадки, откуда открывается обзор на все 360 градусов!

Красный тур в Каппадокию, начало

А у подножия крепости находится старый городской квартал.

Красный тур в Каппадокию, начало

Если пройти дальше, то можно выйти на тропу и оказаться среди одиночных конусовидных скал. Здесь приятно гулять. В течении долгих веков люди, заселявшие пространства пробивали в скалах жилища, подобные лабиринтам. Это место называют «Волшебные дымоходы» или «камины фей» поскольку туфовые столбы напоминают трубы. Местный народ верил, что в них живут феи, отсюда и название:

Долгожданные Перебаджалары и фантазийный зоопарк

Неповторимость пезажей Каппадокии заключается в удивительных архитектурных сооружениях, созданных самой природой в ходе вулканичеких отложений, принявших свои необыкновенные формы. Официальное название этому чуду природы-Перебаджалары. Первое знакомство с таковыми у нас случилось в долине Деврент или «Розовой долине»,а так же «Долине воображения» — в общем, каких только названий не придумали ушлые турки для привлечения особого внимания туристов в этих краях. В числе нескольких популярных долин с Перибаджаларами мы посетили ее, почти «воодушевленную»-так нам объяснил Митхан. Называл он ее -зоопарком. А все потому, что формы туфовых изваняний очень напоминают живых зверушек и не только. Здесь можно встретить утку и лягушку, монахов и червячков- в общем кто на что горазд в своих фантазиях. А самого известного и любимого животного этой долины-верблюда и высматривать не надо, он сам покажется:

Отправляясь в двухдневный тур по Каппадокии мы даже не представляли, солько интересного за это время придется увидеть. И если встанет вопрос -а стоит ли отправляться в это сложное и очень насыщенное путешествие? Мой ответ-однозначно да! А что касается нас с мужем, то экскурсия на другую планету под названием Каппадокия была первой в списке.

PS: мы отправились в эту поездку в сентябре. Месяц довольно жаркий и засушливый. И если на побережье воздух слегка влажен и приятен в это время года, то в глубине региона мы столкнулись с тяжбами знойной каменистой местности.Три пунктика, которые следует учесть в поездке(надеюсь мои простые, но полезные советы кому-то да пригодятся): самое главное, обязательно иметь с собой хорший запас воды потому как не везде будут остановки с магазинами, головной убор и сменную одежду (а так же обувь!). Страшно было смотреть, во что превратились к концу поездки мои новые синие кроссовки,которые за два дня накупала в песке. Но если серьезно- это такая мелочь-учитывая то, что они топтали пески Каппадокии!