Турист Татьяна (S_Tatyana)
Татьяна
была 20 апреля 0:10

Богородское — Россия Январь 2023

Я, как и многие из вас, конечно же, видела двигающуюся деревянную игрушку в виде медведя и мужика, поочередно стучащих молотками. Называется она «Кузнецы». Но, видела я ее только по телевизору и в интернете.

Когда французский скульптор Огюст Роден на выставке в Париже увидел игрушку на планке «Кузнецы», он воскликнул: «Эту игрушку создал великий народ!»

Игрушка КУЗНЕЦЫ была придумана 400 лет назад.

И вот представился случай узнать историю этой игрушки, благодаря тому, что Богородское входило в тур «Александров. В гостях у Ивана Грозного», о котором у меня был рассказ Александров. В гостях у Ивана Грозного

Так как режим работы музея достаточно ограничен, в будни с 11 до 15 ч., в выходные с 10 до 16 ч., то в Богородское мы приехали в первую очередь.

Поселок Богородское находится недалеко от Москвы, в Московской области, входит в Сергиево-Посадский округ, находится в 27 км. от него. Но, добираться до него самостоятельно не очень удобно, от Сергиева-Посада ещё надо ехать на маршрутке минут 40.

История села начинается с середины 15 века, когда оно принадлежало боярину Плещееву, передаваясь из поколения в поколение — от отца к сыну, пока не перешло во владение Троице-Сергиева монастыря в конце 16 века.

История села не богата, поэтому вдаваться в нее не буду, а вот история богородской игрушки стоит внимания.

Есть несколько версий происхождения деревянной игрушки.

Одна из них, наиболее вероятная, связана с канонами монастырской культуры Троице-Сергиевой лавры. Паломники, посещая лавру, хотели что-нибудь увезти на память, т. е. сувенир, как мы сейчас называем.

Местные крестьяне в то время, практически, в каждой семье резали по дереву и продавали свои изделия, зарабатывая тем самым себе на жизнь.

Вторая версия, о которой любят рассказывать мастера игрушек, такова: в одной крестьянской семье для своих детишек мама сделала куклу из соломы, которая оказалась не прочной и быстро растрепалась. Тогда она сшила куклу из ткани, которая тоже оказалась не долговечной, потом слепила из глины, которая разбилась. Тогда хозяин вырезал куклу из липовой чурки, которую все полюбили, но со временем она надоела и затерялась.

Отправляясь на ярмарку в Сергиев посад, мужик нашел куклу и взял её с собой. Один купец, увидев игрушку, попросил ее ему продать. В его лавке быстро нашелся покупатель, тогда предприимчивый купец заказал много кукол. Таким образом, местные крестьяне освоили деревянный художественный промысел. Это было в 15–16 вв., более 400 лет назад.

Для сравнения, соломенная кукла, которая быстро ломается, и деревянная, которая может служить всю жизнь.

Мастерство резчиков развивалось и передалось от дедов к внукам, так изготовление деревянных игрушек стало семейной традицией.

Постепенно село Богородское стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В 1913 году здесь образовалась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где обучали детей с 7 лет мастерству резки по дереву. Школа существует и сейчас.

В 1960 году начала работать художественная фабрика, которая действует и по сей день. Это современное предприятие, где соблюдаются традиции и сохраняется деловое направление в сфере продвижения своей продукции.

К сожалению, в последние годы, по известным причинам (пандемия и санкции), производство игрушек сократилось, также как и количество мастеров. Из 250 мастеров на сегодняшний день работает 18.

Музей при фабрике открылся в начале 80-х годов и насчитывает более 3 000 экспонатов.

Изделия фабрики выставлены не только в Богородском музее, но и во многих других музеях России и других стран, ежегодно демонстрируются на художественных выставках, конкурсах и ярмарках.

Как я уже писала в рассказе об Александрове, с погодой нам повезло, после двух дождливых дней, наконец, выпал снег, нам не пришлось плавать по лужам.

Первое, что мы увидели, это заснеженные сказочные входные ворота на территорию фабрики, в предвкушении чего-то необычного.

Окунуться в детство можно в Богородском

Территория парка тоже оказалась сказочная, со сказочными персонажами и множеством медведей — любимым персонажем резчиков.

Почему медведь стал главным героем, никто не знает. Так повелось.

Мишка — символ добра, могущества, предвещал пробуждение природы.

Пока сопровождающая оформляла билеты, мы бродили по парку и считали медведей.

На территории имеется кафе, где можно выпить чашечку чая. Я не заходила в него, не могу сказать, чем там угощают, но уверена, что медведи вас встретят не только на входе на улице, но и составят компанию за столом внутри кафе.)

Кафе МИШКИН ДОМ

Я, как всегда, отстала от группы (никак не могла посчитать медведей), помчалась к проходной, боясь, что меня одну не пропустят. Но, доброжелательный охранник, улыбнувшись мне, без всяких вопросов открыл турникет и я снова попала в сказку, еще в один парк с деревянными скульптурами, в котором не стала задерживаться, чтобы не пропустить экскурсию.

После экскурса музея у нас оставалось немного времени и я вернулась в этот парк.

Проходная на фабрику и музей.

И вот мы в музее, где нас встречает старичок-боровичок, конечно же, деревянный.

Вход в музей
Окунуться в детство можно в Богородском

И сразу попадаем в холл, где размещено большое количество огромных скульптур. Вы думаете, что к ним побежали дети? Нет, взрослые, для фотосессий.

И не обязательно читать надписи, все герои узнаваемы.

Здесь представлены все герои из сказки «Буратино»

Буратино, Карабас-Барабас и Папа Карло.

Как видите, некоторые скульптуры с трещинами, чаще всего это происходит из-за нарушения хранения древесины.

Игрушка начинается с заготовки древесины по особой технологии, она не должна быть влажной. У влажной древесины нет прочности клеевых соединений, трудно обрабатывается поверхность, поэтому её сначала сушат на открытом воздухе под навесом от 3-х до 5-ти лет. Если ее не досушить, изделие потом может треснуть.

Больше всего мастера резки любят использовать липу — дерево мягкое и вязкое, режется с лёгкостью, при обработке не колется, не трескается при сушке, держит резьбу. Возраст липы должен быть не менее 50 лет. Каждое бревно номеруют, указывая диаметр и год привоза.

В этом цехе производят заготовки, туда можно заглянуть только через стеклянную стену.

Окунуться в детство можно в Богородском

Это мастерская резчика. Каждый мастер вырезает изделие от начала до конца, не передавая другому мастеру. У каждого своя рука, свой почерк.

Если Вы возьмете билет для самостоятельного осмотра (200 р.), то, боюсь, что не сможете увидеть работу резчика, если только получится присоединиться к группе. Чтобы увидеть, как происходит превращение чурки в готовое изделие, лучше взять экскурсию (400 р.).

Вот так начинается рождение медвежонка.

Помимо осмотра музея, можно взять мастер-класс для детей, их несколько. Хотя, взрослые по желанию тоже могут вспомнить детство.

Я помню, как в Переславле -Залесском в музее «Конь в пальто» мы, и взрослые и дети, раскрашивали деревянную заготовку коня. Это было смешно и забавно.) Мои дети долго смеялись над моим конем… Где мой конь только не валялся,) в результате он оказался на даче. Здесь главное процесс, а не результат.

В этой мастерской, в которую тоже можно заглянуть только через стекло, раскрашивают игрушки. Но их раскрашивают не полностью, оставляют часть неокрашенной, чтобы было видно, что это настоящее дерево. Такой своеобразный знак качества.

Окунуться в детство можно в Богородском

В музее экспонаты размещены в нескольких залах.

Первый зал небольшой, в нем представлены более старые игрушки, работы первых мастеров 20 века и интерьер в старо-русском стиле.

Увидев первые экспонаты, я поняла, что не зря я здесь. Это такое произведение искусств!, далеко не каждому дано, здесь недостаточно быть художником, важно, чтобы и руки правильно росли.

Герои сказок любимые персонажи резчиков.

Во втором зале размещено несколько витрин, где в каждой витрине представлены работы того или иного мастера с его портретом.

Такой пилой пилить гораздо интереснее.)
Очень трогательная композиция...и актуальная.
Окунуться в детство можно в Богородском

За эту работу Н. М. Шипеева «Праздник русской зимы» на выставке японцы предлагали автомобиль, но он не продал ее, а подарил своему музею. Вот чем отличается русский человек!

На этом длинном столе расположились экспонаты природного происхождения, которые чуть облагородили и поставили на подставки.

Очень интересные предметы, рассматривая некоторые из них, ты думаешь, что-то мне это напоминает. Тогда гид начинает играть с туристами в игру — «а на что они похожи?» Как правило, вариантов озвучивается множество, фантазии нет предела.

На мой взгляд, это кабан.

Богородская игрушка изображена даже на гербе поселения.

В следующем маленьком зале установлены скульптуры, которые обычно заказывают в городские парки.

Там же расположены несколько витрин с матрешками.

Окунуться в детство можно в Богородском

В последнем самом большом зале представлены скульптуры, садовые лавочки, столы и многое другое, и та самая игрушка «Кузнецы» в увеличенном размере, где каждый может сесть напротив медведя и поочередно постучать молотком, что я и сделала.

Делаем важную работу.)

Здесь же представлены дипломные работы и изделия, получившие призы в конкурсах.

Например, «Богородские байкеры» в одном из конкурсов заняли первое место.

Окунуться в детство можно в Богородском

В этом же зале находится витрина с «живыми» игрушками, которые движутся, гид нам продемонстрировала самые популярные механизмы.

Существует несколько механизмов, приводящие игрушку в движение — это планка (например, «Кузнецы»), баланс (раскачивается шарик на нитке, грузик изготавливают из более тяжелого дерева, березы), на кнопочке (внутри игрушки пружина), дергачи (дергаются за ниточки, например «Мишка плясун»). И менее популярные — это карусель (тоже дергают за ниточки), акробаты (сжимаются планки), качалки и каталки (на колесиках).

На этом столе лежат игрушки, которые можно подробнее изучить, подергать, покачать и так далее. Пока группа выбирала сувениры, я наигралась вдоволь.

Окунуться в детство можно в Богородском

В представленном видео можно посмотреть фрагмент работы мастера, и демонстрация гидом «живых» игрушек.

Богородское. Работа резчика и «живые игрушки»

Ну и, конечно же, есть сувенирный магазин, где от огромного ассортимента игрушек разного плана разбегаются глаза.

Храмы деревянного зодчества.

Цены на разный кошелек, но надо понимать, что ручная работа дешевой не бывает. Купить маленький сувенирчик рублей за 200–500 р. можно.

И продавец сувенирных игрушек, и гид, демонстрируя игрушку «Клюющие курочки», обязательно зададут Вам вопрос, а сколько же здесь курочек? Посчитать их, конечно, не сложно, но там есть один секретик, который вы узнаете, посетив музей.)

После окончания экскурсии я пробежалась по парку у музея, полюбовалась очень красивой Сергиевской церковью, похожую на теремок, и на прощание котик помахал мне хвостиком.

Окунуться в детство можно в Богородском

Когда моя уже взрослая дочь узнала, что я собираюсь в Богородское, воскликнула: О! А я там была, когда училась в школе, игрушку оттуда привозила.

Я вспомнила эту игрушку, она уже давно на даче…

Вот с такой мыслью, что Богородский музей будет интересен только школьникам и маленьким детям, я туда и направлялась.

Но я ошибалась. Увидев огромное количество разноплановых деревянных игрушек и скульптур — пришла в восторг.

Скорее всего, специально в этот музей я не поехала бы, по крайней мере, без детей. А вот школьникам будет интересно и познавательно.

Проезжая мимо Богородского, загляните туда и окунитесь в детство и историю деревянных игрушек!

Кстати, в целях возрождения традиций народного искусства, расширения рынка сбыта продукции, популяризации народного искусства и привлечения внимания бизнеса к народным промыслам, к «Дню посёлка», а это в начале мая, 10 лет назад появилась традиция проводить ежегодный фестиваль народных промыслов.

На фестивале, который длится три дня, демонстрируют свое искусство не только Богородские мастера, но и Дымковская игрушка, Хохлома, Гжель, Павлопосадские платки и матрешки.

Отличный повод, чтобы приехать в Богородское.