Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 21:45
Лучший материал
недели

Мир — Беларусь Ноябрь 2022

проведя очень интересный и насыщенный день в Несвиже на ночевку нас повезли в городишко Мир

Город МИР. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ Поздним темным вечером малую часть нашей группы быстренько перевезли из Минской области в Гродненскую, доставили в г. Мир и расселили в отеле Мирский посад. Начинался дождь, на улицах пустота и мрак, кажется, что городок вымер. Однако, мне не сидится на месте — нужно добежать до вечернего Мирского замка. Бегу, спотыкаюсь, вижу замок в подсветке — радуюсь, запыхавшись, вбегаю на территорию. Делаю пару снимков и все — тушите свет, великолепная подсветка мгновенно гаснет.

МИР и его средневековый замок

Утром понадеялись на хорошую погоду, но дождь припустил не на шутку. Общительный кот с мокрой шерсткой, едва завидев мою заспанную фигуру на крыльце, тут же рванул ко мне. Он деловито уселся на подоконнике и жалобно замяукал. Сердце наполнилось жалостью — голодный котяра жрать просит. Тут же пообещал себе и ему что принесу вкусняшек с завтрака. Но, остаток омлета кота не впечатлил, он усиленно мяукал и бодался. Истопник усмехнулся: «…едой котяра закормленный, он тут не голодает. Коту нужна ласка и общение, он ни одного туриста не пропустит — может возьмешь котэ себе? Котяра очень умный — на свист откликается!»

МИР и его средневековый замок

При свете сумрачного утра рассмотрел свое жилье — на вид настоящий графский особняк с колоннами, превращенный в отличный отель. В раннем детстве я смотрел фильм «На графских развалинах», в котором дети нашли клад в старинном графском доме. С той поры через всю жизнь пронес неисполненную мечту самолично найти клад, лишь на старости лет понял — пустые мечты. Однако, при заселении в столь колоритный отель старые мечтания вновь ожили.

Только «графский дом» по факту к графьям не имел никакого отношения, раньше тут располагалась Синагога! Ее называли Холодный дом собраний, т. к. никогда не отапливали. Рядом домик купеческой синагоги, сейчас в нем ресторан. Получил невероятный опыт ночевки в центре еврейской религиозной жизни, правда, спалось неважно.

МИР и его средневековый замок

Мир до революции считался одним из центров еврейской жизни в Белоруссии, здесь была даже иешива, в которой на регулярной основе учили евреев-талмудистов. Слава об этой иешиве шагнула далеко за пределы крошечного городка.

Есть трогательная история о том, как еврейка-эмигрантка вернулась в Мир уже в наши времена. Нашла свой старый дом, встретилась с хозяином, разговорилась, а тот и спрашивает — а вас не Дора зовут? Удивлению не было границ, оказалось, что новый хозяин давным-давно обнаружил на чердаке надпись Дора и предположил, что это имя прежней хозяйки.

Со времен Сиротки, в городе сохранился Костел Святого Николая. В 19 веке он был даже перелицован в церковь, но сейчас вновь стал костелом. Женщина, что принимала нас, невероятно увлеченно рассказывала о его истории. В конце она воскликнула — как же радуется Всевышний, что его Дом посетила группа туристов, больше, чем число верующих католиков в городе)))

В фасад соседнего дома, также построенного Сироткой, вмурована памятная доска 1609 года «Hanc mihi condo domus/Tibi successor bone donum,/Si bona suma bonam,/Si mala conde novam», в переводе «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош — с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый».

МИРСКИЙ ЗАМОК. Конечно, главным объектом притяжения в Мире является его старинный замок. Именно этот средневековый раритет манит к себе настоящих путешественников своими древними стенами и башнями. Это редкий образец восточноевропейской готики. Замок начал строить Юрий Ильинич, но потом, вследствие угасания этого рода, замок перешел к Радзивиллам. Мне его стены немного напоминают Тракайский замок под Вильнюсом.

МИР и его средневековый замок

Экскурсию по замку проводят не обычные гиды, а костюмированные «артисты». Осмотр начинается с подвалов, где хранили запасы провизии и вина. Пиры в те времена закатывали многодневные, кормили деликатесами, задача стояла одна: накормить и напоить гостей вусмерть. По широким и узким лестницам туристы поднимаются все выше и выше, пока не оказываются в шикарной столовой с «кесонными» потолками.

МИР и его средневековый замок

Что неприятно, во времена войны с Наполеоном замок сильно пострадал — в жилых корпусах располагался арсенал и он очень неудачно взорвался, уничтожив почти всю жилую часть. При современной реставрации архитекторы очень бережно подошли с старинным стенам, и часть их них сохранили в оригинальном состоянии, чтобы туристы могли видеть из толщину и могли представить, как тут жилось века назад.

МИР и его средневековый замок

В экспозиции традиционно представлены рыцарские доспехи. Один экземпляр очень странный — с крыльями, похожими на ангельские. Считается, что это и есть форма знаменитых польских «крылатых гусар». По преданию, гусары с крыльями, мчащиеся на жеребцах, издавали зловещий свист, который повергал врагов в шок и трепет. В то же время есть логичное мнение, что воевать в таком виде было невозможно и крылья использовали исключительно как театральную атрибутику.

МИР и его средневековый замок

В самом конце экскурсии артисты, изображающие Пане Коханку и его жену, в бальном зале показывают танец, в который вовлекают экскурсантов. Смотрится очень здорово, одно жаль, что худощавый артист совсем не соответствуют мощной комплекции своего героя.

МИР и его средневековый замок

В подвале центральной башни располагалась темница. Жуткое место — пронизывающий холод зимой, темнота постоянно, полуголодный паек, а еще и система вентиляции была выведена к выгребным ямам. Туалеты в древнем замке были такие же древние: высоко на стене были альковные выступы, а в них размещали МЖ типа сортир с очком. Все испражнения падали к подножию стен, а смрад от них поступал в тюрьму.

Во дворе замка ряженные «шотладцы» дают представление и разрешают примерить доспехи

МИР и его средневековый замок

Держать преступников в тюрьме больше года не полагалось, но, всего через год из застенков выползал полуслепой инвалид с отмороженными внутренностями. Туристам не стоит задерживаться в тюрьме, надо по очень узким лесенкам забраться на самый верх башен. Можно пройти по боевому ходу, что проложен на высоте вдоль стен. А чтобы уж до конца погрузиться в средневековую экзотику, можно заночевать в замковой гостинице.

Портрет Рыбоньки — отца того самого Пане Коханку:

МИР и его средневековый замок

Рядом с замком живописное озеро, его вырыл один из последних хозяев Николай Святополк-Мирский. С этой целью пришлось вырубить прекрасный яблоневый сад. По поверьям нельзя рубить живые деревья с листьями, новому барину сказали об этом, но он не послушал. В результате многие порубщики сада закончили свои жизни очень быстро и очень плохо. А само озеро регулярно забирает души людей, которые тонут в нем без видимых причин.

МИР и его средневековый замок

Тот же Святополк выстроил необыкновенную фамильную часовню-усыпальницу, в которой и был похоронен сам. Внутри часовня совершенно ничего особенного, но снаружи выглядит крайне необыкновенно — на фасаде сияет золотом огромная икона, выложенная смальтой.

МИР и его средневековый замок

И снова МИНСК По возвращении в столицу у меня до поезда оставалось несколько часов и глобальные планы:

1. Комплекс, созданный на базе Минского укрепрайона — Линия Сталина. Увы, он отвалился сразу, ибо ехать надо за город (дер. Лошаны)

2. Музей истории ВОВ привлекает многих, туда я примчался в 18–05, и тут же уперся лбом в закрытые двери: рабочее время до 18. (пр-т. Победителей, 8)

МИР и его средневековый замок

4. Классная идея окунуться в высокое искусство и посетить Большой театр оперы и балета. Только билеты надо заказывать сильно заранее. Как сказал гид, надеяться, как раньше, на лишний билетик бесполезно — все билеты давно в электронном виде. (Парижской Коммуны, 1)

5. Интересно и полезно узнать о секретах пивоварения на пивоварне Аливария https://alivariamuseum.by/. Только запись туда едва не за месяц.

6. Можно прокатиться на детской железной дороге ДЖД. Жаль только, работает она только в теплое время года. И лишь иногда в зимние каникулы (пр-кт Независимости, 25)

7. Никак нельзя уехать без посещения Национального художественного музея, только надо знать, что в 18 он тоже закрывается. (ул. Ленина, 20)

8. Если бы знал заранее, заскочил на классический Комаровский рынок, побродил бы по торговым рядам, сфотал бы бронзовую Бабушку с семечками. С детских лет помню, как у нас в Крыму бабушки торговали семечками у станции и на рынке: пятак маленький стаканчик, гривенник — большой. Как же безумно вкусно пахли те самые семечки, умело прожаренные руками старушек… Зайти на рынок обязательно, только надо помнить, что он работает до 19–00.

9. К вечеру открытым оставался только музей Страна Мини. Он расположился в помещении Дворца культуры Профсоюзов — мошное здание в античном духе с колоннами и скульптурами. Увы, сочетание маленькой экспозиции и высокой цены разочаровало. (пр-кт Независимости, 25)

МИР и его средневековый замок

10. Оставался один путь — в разрекламированную пивную Раковский бровар. Да, приятные интерьеры, немецкий дух, пиво неплохое и по цене вполне вменяемое. Если устал бродить по знобким вечерним улицам, зайти вполне можно. (Витебская, 10)

У нас выдался почти полный день в Минске для осмотра интересностей города — оказалось крайне мало. Полный световой день провели в Несвиже, увидели многое, но, под конец поняли, что не все успели осмотреть. Мир — крошечный городок, на него отвели полдня, но, этого тоже недостаточно. Какие мы молодцы, что взяли два дня на два замка, подавляющее число беспечных туристов смотрит оба замка за один день — это настоящая профанация!

ПОЛЕЗНОСТИ:

• Оптимально было бы ехать на два дня в Минск, затем полный день провести в Несвиже, там же делать ночевку, а на Мир зарядить день до вечера и потом возвращаться в Минск. Лучше такой тур проводить в летне-осеннее время, когда хорошая погода и длинный световой день.
  • Стоимость приличного отеля в непиковый сезон 100–160 бел. Рублей
  • В качестве сувенира вполне можно привезти белорусскую водку, крамбабулю и местную колбасу.
  • Проезд в метро и автобусе Минска 90 копеек. В метро можно платить за жетон картой МИР, в автобусах только наличка, либо заранее купленный разовый билет или карточка БСК.
  • Переходы в минском метро намного длиннее московских. Интервалы движения поездов в непиковый период тоже больше — это надо учитывать при планировании метро-поездок. Некоторые переходы имеют прямо таки космический вид

МИР и его средневековый замок

ЭПИЛОГ. Мой блиц-тур получился очень насыщенным, но скоротечным и скомканным, да и погода подвела. Однако, в отличие от первого визита в прошлом веке, возникло ощущение недосказанности и недоувиденности, желание вернуться проснулось буквально через месяц после поездки.

Оказавшись в купе ночного поезда Минск-Москва в ноябре 2022 г., можно было бросить усталое тело на полку и расслабить натруженные ноги. А услужливая память тут же оживила события давно минувших дней…:

«Последний вечер в Минске-83 стал первым днем нашего романа с той гарной дивчиной, с которой поругались в начале того давнего путешествия. А ровно через год и одну неделю после знакомства, мы с Галиной поженились. И кто говорит, что браки заключаются только на Небесах?))) Вовсе и нет, в поездах такие оказии тоже случаются!»

Кстати, если бы я жил во времена Радзивиллов, носил бы на голове тяжеленную шляпу-кастрюлю и выглядел бы так: