Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:28

Несвиж — Беларусь Ноябрь 2022

Если попал в Минск, миновать замки Несвижа и Мира никак нельзя…

НЕСВИЖ. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ Все знают о западной Украине. Однако, не каждый слышал о Западной Беларуси, судьба которой во многом похожа на украинскую соседку. После революции Ленин, пытаясь удержать власть, легко раздавал территории Российской империи врагам и супостатам. Еще в 17г большевики одним росчерком пера подарили свободу и независимость княжеству Польскому, которое входило в состав царской России. В 1919-21гг поляки не оценили широту большевистской души, и начали воевать с Россией, пытаясь отхватить от нее дополнительные куски. Зап. Беларусь и Зап. Украину пришлось отдать на откуп полякам, чтобы погасить пожар интервенции на границах молодой республики Советов.

Замок Несвиж и его обитатели

Можно сколько угодно осуждать Ленина за мотовство, но, в начале второй мировой войны в 39г тов. Сталин исправил историческую ошибку и вернул утраченные территории в состав СССР. Интересный факт — жители возвращенных западных земель не сильно радовались воссоединению с Востоком. Как оказалось, экономическая ситуация в Зап. Беларуси была в то время лучше, чем в СССР. Поляки, хоть и считали себя панами, а присоединенных белорусов холопами, не стали душить частную инициативу, и это дало свои результаты — еды было вдоволь. Жаль, что возвращение было недолгим: в 41г — новая оккупация, теперь фашистская.

Именно в Зап. Белоруссии туристов манят два старинных объекта — Мирский и Несвижский замки, принадлежащие Радзивиллам — магнатскому роду Великого Княжества Литовского. Странное название Несвиж — неужели тут было что-то несвежее? Секрет этого названия так и не раскрыт. А вот тайны и секреты местного замка намного доступнее.

НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК и ЕГО ОБИТАТЕЛИ. Прогноз обещал солнце, но, в реальности мы получили низкие тучи и резкий ветер. Пройдя мимо замкового пруда по насыпной дамбе, продуваемой всеми ветрами, туристам открывается живописный вид на небольшой остров, окруженный рукотворными рвами. Кирпичные стены и земляные валы опоясывают прекрасно отреставрированные корпуса замкового дворца, сочетающего в себе элементы сразу трех стилей — ренессанса, барокко и классицизма. Здания прямо-таки сияют новизной, и это не мудрено — масштабная реставрация завершилась недавно. Несмотря на значительные реставрационные новации, доля аутентичных стен здесь очень велика.

Замок Несвиж и его обитатели

Замок был построен по велению Николая Кшиштофа Радзивилла «Сиротки» в 16в, он является родовой вотчиной этой фамилии. Сиротка никогда не был обделен любовью родителей, а свое прозвище получил по недоразумению. Его родители пришли на бал к королю с младенцем, который на короткое время остался один и заплакал, король, проходя мимо, воскликнул — «сиротка плачет». Злые языки мгновенно разнесли сплетню по дворцу, прозвище приклеилось к ребенку навсегда.

Замок Несвиж и его обитатели

Последним законным владельцем замка стал Леон Радзивилл, правда, после возвращения Зап. Беларуси в состав СССР в 39г? его вместе с семьей арестовали. Лишь благодаря заступничеству итальянской королевы бедолагу отпустили из застенков НКВД за границу. Последней из живущих, кому Несвижский замок был родным домом, стала Эльжбета — дочь Альбрехта Антония Вильгельма Радзивилла. Она дожила до неполных 104 лет, и посещала замок даже после распада СССР. Как-то раз она гостила в отеле при замке, который устроили в здании бывшей конюшни! Эльжбета удивлялась — вот дела, я живу в номере, который располагается на месте стойла моей лошади)))

Замок Несвиж и его обитатели

Двух часов едва-едва хватает, чтобы с подробной и интересной экскурсией пройтись по бесчисленным экспозициям замкового дворца. Парадные залы сменяют друг друга: Охотничий, Бальный, Портретный, Каминный, Золотой, Гетманский, Театральный… Каждый из них поражает своим убранством и разнообразными коллекциями: посуды, мебели, оружия, утвари, картин.

Замок Несвиж и его обитатели

С парадных портретов, что развешаны на стенах, на проходящих зевак смотрят бывшие хозяева дворца. Их бренные тела давно истлели в склепах, но, благодаря талантам художников, эти персонажи кажутся живыми и сквозь пелену эпох безучастно глядят на нас. Родовая усыпальница Радзивиллов находится поблизости от замка в Фарном костёле.

Во времена СССР тут распологался санаторий КГБ. Удивительно, но даже в те суровые времена удалось сохранить много аутентичных деталей интерьера. Уже в 21 веке — зимой 2002 г. по раздолбайству рабочих случился катастрофический пожар. Он нанес колоссальный ущерб, но, все же, многое сохранилось. А вот оригиналы большинства картин сохранить не удалось, их в войну скоммуниздили поляки.

Замок Несвиж и его обитатели

Сегодня музейные залы с царственными интерьерами украшают великолепные копии тех картин. Причем, история создания копий почти детективная. Поляки долгое время отказывали нам даже в снятии цифровых копий с украденных картин. Только вмешательство последней наследницы рода — Эльжбеты, помогло разрешить ситуацию. На одной из картин изображены две женщины: Катажина из Потоцких и молдаванка Мария Лупу — первая и вторая жёны Януша Радзивилла. Крайне эксцентрично заказать двух жен в одной раме, только реальность намного ужаснее: картина была заказана, чтобы изобразить на ней давно умершую первую жену и еще живую вторую жену! Все Радзивиллы отличались оригинальностью.

Замок Несвиж и его обитатели

Еще один известный Радзивилл — Рыбонька. Он очень любил поесть и выпить, соответственно, имел необъятный пузень, который по аристократической моде тех лет было принято подпоясывать широким и богато вышитым поясом. Эти пояса называют слуцкими, хотя изначально их начали производить именно в Несвиже, а моду на них завезли из Османской империи. Радзивиллы провели настоящую контрабандистскую операцию: рискуя жизнью, они вывезти из туретчины станки и технологии.

А еще больше Рыбонька любил женский пол — на всех балах напропалую флиртовал со всеми женщинами. Память при этом имел слабую, потому, во хмелю мгновенно забывал имена новых знакомых и пассий. Во избежание конфузов, называл всех женщин «рыбонька».

Замок Несвиж и его обитатели

Сын Рыбоньки — Кароль Станислав Радзивилл также вошел в историю 18в, с прозвищем Пане Коханку — «Любименький пан», именно так он обращался ко всем собеседникам. По семейной традиции любил выпить и покуражится. Обожал приколы над гостями и рассказывал всякие небылицы, иногда его называли местным Мюнхгаузеном. Его главный прикол, вошедший в историю: знойным летним вечером, гости жаловались на дикую жару, изрядно выпивший Пане Коханку пообещал, что завтра все будут ездить на санях!

И сдержал слово — утром у порога стояли сами, запряженные тройкой, а дорога была устлана снегом. Чудеса?!? — таки нет, все просто: ночью Коханку повелел крестьянам рассыпать соль по дороге, превратив лето в зиму. Чудак (вроде не на букву «м») — однозначно! Но есть еще одна тонкость — соль в те времена стоила невероятно дорого и на дороги он высыпал целое состояние!

Замок Несвиж и его обитатели

Еще одна развлекуха для туристов — прогулка по валам и бастионам крепости, но, нас туда не повели, вроде, по погодным условиям.

ФАРНЫЙ КОСТЕЛ. Второй жемчужиной Несвижа по праву считается великолепный Фарный костел. Он же костел Божьего тела, выстроенный аж в 1593 году во времена Речи Посполитой по велению все того же неугомонного Сиротки! Внутри можно полюбоваться надгробиями ХVII в. в честь Радзивилла Сиротки и его детей.

Замок Несвиж и его обитатели

Архитектора-иезуита Джованни Бернардони выписали из самой Италии, однако, ехал он очень долго, т. к. по дороге иезуиты в попутных монастырях просили его выстроить церквушки и для них. В Несвиже бедолагу задержали на 13 лет, когда он вырвался на свободу, умчался в Краков. Там построил костёл Петра и Павла, получился почти близнец Несвижского костела. Невероятно, но Фарный костел практически никогда не закрывался со времен своей постройки.

Стены и потолки барочного строения украшены восхитительной росписью 18в, которой можно любоваться бесконечно. Если бы было время, стоял бы там, задрав голову, очень долго. В крипте костела фамильная усыпальница Радзивиллов. По легенде, тела многих Радзивиллов там веками сохраняются без всякого тления. Но, это неправда: остатки мумий выглядят очень непрезентабельно. Несмотря на то, что их возраст не сравнить с египетскими мумиями, они в очень плохом состоянии. Доступ в крипту закрыт, на части мумий можно посмотреть только на фото.

Замок Несвиж и его обитатели

А еще можно зайти в ратушу с музеем — тоже будет интересно, оказывается, до войны половина жителей городка была евреями. Они здесь появились опять же по приглашению Сиротки, он знал, что евреи хорошие работники, ростовщики, торговцы и будут приносить доход в казну города. А на окраине располагалась слобода татар. Интересно, мэра местных городов и селений называли «Войт». Я не раз встречал фамилии с таким корнем — Старовойтова, Войтенко, неужели они имеют связь с Белой Русью?

Замок Несвиж и его обитатели

Под конец насыщенного дня программа тура обещала невероятный финал — ночевку прямо в замке в отеле ПАЛАЦ. Ничего страшного, что отель разместили в помещении бывшей конюшни, уверен, что графские лошади жили не хуже, чем советские граждане. Поэтому ждал момента заселения с интересом и нетерпением. Как и в любом старинном замке, тут имеется масса легенд. Есть легенда о 30-км подземном ходе, что соединял замок Несвиж и Мир, по которому можно было промчаться на тройке вороных, но нет подтверждения. Есть легенда о несметных сокровищах Радзивиллов, которые были богаче самого короля, но, следы этих сокровищ бесследно исчезли во глубине веков.

Замок Несвиж и его обитатели

Имеется даже собственное привидение — Черная дама Несвижа, чей призрак проживает в замке с давних пор. Во времена Родзевиллов она предупреждала потомков о будущих опасностях и ее неоднократно видели хозяева. По легенде, это дух Барбары Радзивилл, которая была безмерно любимой супругой Жигимонта Августа, короля Речи Посполитой. Ее отравили враги, но король так любил женщину, что стал вызывать ее дух с помощью магии. Запрет магов был один — не касаться духа руками, но король его нарушил, с той поры призрак ходит по родовому замку и не может обрести покой. Легенда красивая и романтичная, и пусть в ней есть некоторые нестыковки, но, здорово же придумали!

На счет сокровищ вариантов нет: любая халява для меня абсолютно недоступна. А вот на счет привидения все иначе — ночевка в замке реальная возможность выяснить правду. Ночь заключила замок в свои объятия очень быстро, громада крепости скрылась во тьме, посвистывал ветер, заунывно скрипел флюгер на замковой башне, навевая тревогу и тоску. Ожидалась великолепная подсветка замка, жаль, что ее так и не включили. Увы, в этот день мне не повезло не только с погодой и подсветкой, но, также и с ночевкой: 80% группы расселили в старинном замке, а остальных повезли в соседний город Мир. Глупо говорить, что в числе неудачников оказался и я(((

ПОЛЕЗНОСТИ

1. При оплате по карте МИР курс зайчика к деревянному 1 бел. руб. = 26 рос. руб. (ноябрь 2022 г.)

в феврале 2023г рубль РФ просел: 1 бел. руб = 27,7. рос. руб.

Менять же наличные российские рубли на зайчики самое последнее дело — курс очень невыгодный (боле 35 руб за один зайчик).

1. В некоторых частных экспозициях даже для российских пенсионеров бывают скидки на билеты. Всегда стоит уточнять.