Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:31
Лучший материал
недели

Иркутск — Россия Сентябрь 2022

О поездке в Иркутск думала давно, хотелось обновить впечатления: в июле 1980 года я была там довольно долго, три недели, возила студентов на производственную практику. Воспоминаний осталось немного, в основном о том, что есть там командировочным было нечего. Если до обеда не купишь на вечер бутылку молока и булку, останешься голодным, а днем нужно было успеть пообедать на фабрике-кухне. Меню в кафе «Ангара» заслуживает отдельного рассказа. Из достопримечательностей запомнила только костел, в котором только что открыли органный зал, ходила туда на концерт Гарри Гродберга.

Итак, субсидированный билет, четыре часа полета авиакомпанией S7, и в полночь я в аэропорту Иркутска. Интересно, почему-то этому аэропорту не присвоили ничье имя, как другим. Аэропорт находится в городской черте, что, конечно, нехорошо с точки зрения безопасности и экологии, но удобно добираться. Через 20 минут я уже была в гостинице.

О гостинице я уже написала, симпатичный «Доходный дом Листратовой» построен в 1890-х и перестроен в 1910-х годах, это памятник архитектуры местного значения.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Утром отправилась в поход, смотреть местные достопримечательности. Как известно, Иркутск славится красивыми деревянными домами. В историческом центре города их, действительно, много, за четыре дня насмотрелась их достаточно, разной степени красоты сохранности. Мнение по этому поводу неоднозначное, буду рассказывать по ходу дела.

Деревянные здания на пути смотрятся неплохо, причина проста: жила я поблизости от главных туристических маршрутов, ближайшие к ним здания привели в порядок.

Здание гостиницы «Яковлев» не ищите в списках культурного наследия, но это дом с историей. Он воссоздан по фотографиям реального здания XVIII века.

Памятник загадочному иркутскому бабру был от моей гостиницы в пяти минутах ходьбы. Этот зверь изображен на флаге и гербе Иркутска и Иркутской области. Бабром в старые времена называли уссурийского тигра. Тигр, несущий в зубах соболя, и был изображен на гербе Иркутска, официально утвержденном императрицей Екатериной II в. 1790 году. Этот неведомый зверь с пушистым хвостом и когтистыми лапами появился на гербе города из-за ошибки во второй половине XIX века. Со временем к нему привыкли и теперь это символ города и области.

За бабром располагается знаменитый туристический 130-й квартал, но туда я сходила позже.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Пока отправимся по улице Ленина, одной из главных и старейших улиц Иркутска, возникшей еще в XVIII веке. Это транспортная артерия исторического центра, по ней движутся все виды городского транспорта.

В Иркутске есть пешеходный туристический маршрут — «Зеленая линия», в который включены 30 достопримечательностей. Он кольцевой, можно идти  по нему от любой точки. Те, кто впервые в городе и хочет не пропустить самое интересное, может ориентироваться по этой линии на тротуаре, около объектов на ней стоят щиты с информацией. Если хочешь фотографировать здания, это не совсем удобно: придется бегать от щита на противоположную сторону улицы. Проще скачать в телефон аудиогид в программе izi. TRAVEL.

Я обычно «линиями» не пользуюсь, но встреченные на пути достопримечательности не пропускаю, отметив их в 2Гис. Вот Иркутский театр юного зрителя имени А. Вампилова, созданный в 1928 году. Здание было построено для Общественного собрания и торжественно открыто в 1891 году. В последующие годы оно стало главным культурным центром города. Здесь в 1897 году состоялся первый в Иркутске киносеанс, показывали «Прибытие поезда» братьев Люмьер. ТЮЗ занимает здание с 1934 года, в 1987 году ему присвоили имя Александра Вампилова.

Объект №29 «Зеленой линии»

Здание с надписью на фасаде «Лензолото. Дом горняка» построено в 1936 году. Теперь это деловой центр «Горняк», а золотодобывающая компания «Лензолото» и сейчас здесь находится.

Первые впечатления о городе на Ангаре

В Иркутске необычная площадь Ленина, это просто сквер, где у перекрестка двух главных улиц города — Ленина и Карла Маркса, с 1952 года стоит памятник В. И. Ленину. Автор — известный скульптор Н. В. Томский, «вожди» его работы стояли во многих городах СССР.

Объект №5 «Зеленой линии»

Все здания на перекрестке — памятники архитектуры. Вот один из корпусов Байкальского государственного университета, за ним скрываются еще несколько. Здание построено в конце XIX века для Иркутского высшего начального Александро-Мариинского училища, получившего название в честь 25-летия супружеской жизни императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. В 1930 году здание передали Сибирскому финансово-экономическому институту, предшественнику Байкальского университета. Тогда же его надстроили еще двумя этажами и изменили фасады.

Объект №7 «Зеленой линии»

На соседнем углу — здание Иркутского отделения Русско-Азиатского банка, одного из крупнейших с России. Его построили в стиле модерн в 1910–1911 годах. Фасад здания украшали балконы с металлическими решетками и высокие полуколонны, завершающиеся скульптурами-символами самодержавия. Здание пока на реставрации, все интересные элементы затянуты сеткой. Сейчас это простая поликлиника, но внутри есть на что посмотреть: мраморная лестница на второй этаж, лепнина на потолке. Я видела потом в интернете, зайти не догадалась.

Объект №6 «Зеленой линии»

За этим зданием скрывается симпатичный дворик — Парк скульптур. Это зона отдыха, с фонтаном «Лебединая песня» и лавочками со скульптурами. Есть здесь и иркутский Биг-Бен, но, по-моему, часы стоят.

Люблю прогулки по городу начинать от реки, пора и на Ангару посмотреть. Пройдем к ней по улице Карла Маркса. Это красивый уголок города. Лето заканчивается, рабочие торопятся закончить перекладку плитки на тротуарах, получается неплохо. Монументальное здание начала 1950-х принадлежало Управлению Восточно-Сибирской железной дороги. Здесь и сейчас структуры РЖД.

На противоположной стороне улицы — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова. Первая профессиональная театральная труппа в Иркутске появилась в 1850 году, первые здания для театра были деревянными, все закончили одинаково — сгорели. В каменное здание театр переехал в 1897 году, открыв сезон спектаклем «Ревизор» Н. В. Гоголя. Здание проектировал известный петербургский архитектор В. А. Шретер, выигравший конкурс на выполнение проекта. В 1999 году была проведена масштабная реконструкция здания театра.

С 1967 года Иркутский академический драматический театр носит имя Н. П. Охлопкова, который здесь начинал свою творческую деятельность.

Объект №4 «Зеленой линии»

В сквере у театра стоит памятник Александру Вампилову, первые спектакли по его пьесам были поставлены именно в Иркутской драме.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Рядом с набережной — необычное здание в мавританском стиле, построенное в 1882–1891 годах по проекту архитектора Г. В. Розена для музея Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. За все годы своего существования здание не меняло предназначения, здесь и сейчас музей. Это отдел истории Иркутского областного краеведческого музея.

Объект №3 «Зеленой линии»

На противоположной стороне улицы — корпуса Иркутского государственного университета. Иркутск — город университетский, здесь шесть своих университетов и еще несколько филиалов, всего более полутора десятков высших учебных заведений. Из 617 тысяч населения города более сотни тысяч — студенты.

В Иркутске есть свой Белый дом. Это особняк купцов Сибиряковых в стиле ампир, построенный в 1804 году. Предполагают, что архитектором был Джакомо Кваренги. В середине XIX века в здании размещалась резиденция генерал-губернаторов Восточной Сибири, в том числе Н. Н. Муравьева-Амурского. С 1918 года здание принадлежит университету, за ним по ул. Карла Маркса — главный корпус Иркутского государственного университета.

Объект №2 «Зеленой линии»

Улица Карла Маркса выходит к Ангаре. Река на этом участке впечатления не произвела, какая-то скучная. Возможно причина в плотине, перегородившей ее немного выше по течению, и островах. Недалеко от берега остров Юность — городская зона отдыха, где в числе прочих развлечений есть колесо обозрения и детская железная дорога.

В левобережной части города, к сожалению, не была. Там находится железнодорожный вокзал, его здание, построенное в конце XIX века, заслуживает внимания. Это «умный» район Иркутска: здесь размещаются Академгородок, Студгородок и Университетский микрорайон, корпуса и общежития трех университетов и других учебных заведений города.

Теперь немного посмотрим Верхнюю набережную. Так называется участок набережной по правому берегу Ангары до Глазковского моста.

В створе улицы Карла Маркса на набережной стоит памятник императору Александру III. Как и у всех памятников российским царям, у этого длинная история. Скульптуру работы петербургского скульптора Роберта Баха установили на пьедестале в 1908 году в память о завершении строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Решение о строительстве Великого Сибирского рельсового пути было утверждено именно Александром III. Благодарность была недолгой, в 1920 году памятник снесли. Скульптура сначала лежала за оградой музея географического общества, потом ее судьба неизвестна.

Объект №1 «Зеленой линии»

Памятник восстановили в 2003 году, к 100-летнему юбилею Транссиба, на средства Восточно-Сибирской железной дороги. На гранях пьедестала, как и раньше, бронзовые портреты людей, внесших заметный вклад в освоение и развитие Сибири:

• Ермак Тимофеевич, много сделавший для присоединения Сибири к России;
  • Михаил Михайлович Сперанский — с 1819 по 1821 год генерал-губернатор Восточной Сибири, при котором были проведены успешные реформы региона;
  • граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский — генерал-губернатор Восточной Сибири с 1847 по 1861 год.

Верхняя набережная не очень современна, как я поняла, ее благоустраивали в 1950–1960-х годах. Пока не возвели подпорную стенку, она затапливалась во время половодья. Но здесь довольно уютно, есть симпатичные уголки, например, небольшая площадка с «Торшером» в центре.

Первые впечатления о городе на Ангаре

На набережной несколько памятников, первым из них установили в 1977 году бюст Юрия Гагарина. Улица вдоль набережной носит название Бульвара Гагарина, переименовали в апреле 1961 года, через несколько дней после полета Гагарина. До этого она называлась Вузовской набережной.

Кстати, напротив памятника Гагарину находится причал теплоходов, на которых можно совершить прогулку по Ангаре.

Свернем с набережной на улицу Горького к Харлампиевскому Михайло-Архангельскому храму. Это один из старейших храмов Иркутска, двухэтажный пятипрестольный храм, построенный в 1777—1806 гг. в стиле барокко. В народе его часто называли «морским», так как в этой церкви благославляли моряков, уходящих в морские экспедиции по дальнейшему освоению Сибири и русского Севера. Прихожанами церкви были генерал-губернаторы Восточной Сибири, знаменитый мореплаватель Григорий Шелихов; здесь в 1904 году состоялось венчание потомственной дворянки Софьи Омировой и лейтенанта флота Александра Васильевича Колчака, возвращавшегося из полярной экспедиции.

После закрытия храма в 1932 году в здании устроили студенческое общежитие, поделив его перегородками на ряды комнат. Потом здесь была библиотека Иркутского университета. Вернули церкви в 1998 году, затем более десяти лет восстанавливали.

Объект №8 «Зеленой линии»

На территории храма мне понравился деревянный дом, в котором разместились Воскресная школа и Православная студия искусств. Особенно хороши окошки с треугольными навесами. Привести бы его в порядок, был бы как игрушечка. Там еще на заднем фасаде красивый балкончик есть.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Неподалеку небольшой скверик с памятником иркутской кошке.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Вернемся на улицу Ленина. Здесь на перекрестке с улицей Свердлова сразу три здания из списка культурного наследия. Вот Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева. Этот двухэтажный особняк с парком был построен в 1905–1907 годах для мужской гимназии. Музей занимает здание с 1975 года, а до этого чего здесь только не было: курсы по подготовке команидров Красной армии, совпартшкола, филиал академии наук, а в годы войны — эвакуированный с запада завод по выпуску патронов.

Основу собрания художественного музея составила коллекция иркутского мецената и общественного деятеля В. П. Сукачева, подаренная городу, поэтому музей носит его имя.

Объект №9 «Зеленой линии»

Напротив — комплекс Базановского воспитательного дома с родильным отделением, построенный в 1880—1883 гг. на средства золотопромышленника И. И. Базанова. Приют содержался только на его средства, в течение 25 лет члены семьи И. И. Базанова были попечителями этого заведения. Сюда принимали детей не старше одного года, подкидышей и детей неимущих родителей. Их вскармливали, воспитывали и отдавали в хорошие руки. Сейчас здание занимает клиника глазных болезней Иркутского государственного медицинского университета.

Объект №10 «Зеленой линии»

Третье здание построено в 1890-х годах для отделения Государственного банка. Сейчас здесь размещается НИИ биологии и другие структурные подразделения Иркутского государственного университета.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Улица Ленина приведет на главную площадь города, в центре которой располагается сквер имени Кирова. Здесь проводятся различные праздники, ярмарки, а на Новый год устанавливают главную городскую елку.

Объект №13 «Зеленой линии»

В сквере есть домик информационно-туристской службы Иркутска.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Площадь окружают солидные здания различных важных организаций. Вот Центральный банк РФ отделение по Иркутской области. На фасаде сохранены буквы «Госбанк СССР». Здание и было построено в 1936 году для Государственного банка СССР.

Рядом здание Администрации Иркутска, здесь же размещается Иркутская городская дума и различные структуры администрации. Мэрия красотой фасадов не поражает, сейчас уже сложно представить, что в основе его скромный дом конца XVIII века, который неоднократно расширялся, перестраивался и надстраивался в течение XIX–XX веков. Городская дума и управа сюда впервые заселились в 1876 году.

Объект №12 «Зеленой линии»

Далее вдоль улицы Ленина странное здание в котором размещаются структуры, отвечающие за архитектурный облик города, — Департамент архитектуры и градостроительства, Управление капитального строительства и пр. Здание с колоннами за ним, похоже, также относится к Иркутскому университету, судя по надписи на фасаде «Институт иностранных языков».

Первые впечатления о городе на Ангаре

Здание с башенками построено в 1940–1946 годах для компании «Востсибуголь». Это крупнейшее угольное предприятие Восточной Сибири, в управлении которого семь угольных разрезов, и сейчас здесь размещается. Перед зданием — Тихвинский сквер с фонтаном, название сквера напоминает о стоявшей на этом месте до 1932 года Тихвинской церкви.

В тени деревьев прячется красивое здание биолого-почвенного факультета Иркутского государственного университета. Оно было построено в 1882–1884 годах для Промышленного училища.

Перед зданием в сквере в 2016 году установили Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири М. М. Сперанскому. Интересный человек, он провозгласил «гласность» во время своего управления губернией задолго до всем нам известного товарища.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Здание Дома Советов начали строить в 1936 году, но вмешалась война, в результате в эксплуатацию ввели только в 1959 году. Здесь размещается Правительство и Законодательное собрание Иркутской области.

Объект №14 «Зеленой линии»

Небольшая площадь перед Домом Советов также носит имя М. М. Сперанского. Необычно, что перед Домом Советов стоит часовня. Причина проста: до 1932 года на его месте был Казанский собор — кафедральный собор Иркутской и Ангарской епархии, красивый храм в русско-византийском стиле, построенный в последней четверти XIX века. В 1932 году его взорвали, так как разобрать на кирпичи не смогли. Часовню Казанской иконы Божией Матери построили в 2000 году, по форме она напоминает одну из боковых глав утраченного пятикупольного собора.

Неподалеку находится стела с макетом ордена Ленина и текстом указа от 9 июня 1967 года о награждении Иркутской области этим орденом за достигнутые успехи.

Первые впечатления о городе на Ангаре

А вот и костел, в котором я побывала четыре с лишним десятка лет назад. Первый католический храм в Иркутске построили еще в 1825 году, он был деревянным. В 1879 году от большого пожара выгорел почти весь центр города, в том числе сгорел и костел. Новый, каменный костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии в стиле неоготики построили в 1881–1884 годах.

Католическую общину распустили в 1938 году, в здании разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание снаружи не было разрушено, а вот внутри перестроено в соответствии с новым предназначением. Храм католикам не вернули, в 1978 году в нем открыли органный зал филармонии. Католики пытались вернуть здание, но оно уже не соответствовало по размерам численности католической общины. Поэтому в 2000 году построили в левобережной части новый Храм Непорочного Сердца Божией Матери — кафедральный собор католической епархии Святого Иосифа.

Объект №15 «Зеленой линии»

Рядом с бывшим Домом Советов — православный храм Спаса Нерукотворного образа. Это не только одно из первых каменных сооружений Иркутска, но и старейшее каменное здание Восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм был построен в 1706–1710 годах на территории не сохранившегося до наших дней Иркутского кремля. Колокольня построена позже, в 1758–1762 годах, а фрески на фасаде появились в XIX веке.

Церковь после революции не раз собирались снести, после закрытия в ней были коммунальные квартиры, сапожная мастерская, различные организации. В 1960-х ее признали памятником республиканского значения и начали реставрацию. С 1982 года в храме открыли выставочный зал краеведческого музея. В 2006 году, в 300-летний юбилей, его вернули церкви.

Объект №16 «Зеленой линии»

У церкви Спаса Нерукотворного образа стоит небольшая часовня, внутри нее — небольшая поминальная стела, на которой высечен силуэт Иркутского острога и написано: «Основателям города Иркутска от благодарных потомков». Под этой часовней находится крипта, в которой на стеллажах размещаются останки первых иркутян, обнаруженные во время ремонта церкви в 2009–2011 годах. Когда-то рядом с храмом было первое городское кладбище.

В сквере у церкви есть памятник казакам-воинам и памятник Петру и Февронии Муромским.

За зданием областного правительства находится Мемориальный комплекс, посвященный боевым и трудовым подвигам иркутян в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, и горит Вечный огонь.

Объект №17 «Зеленой линии»

От Вечного огня аллея с памятником дважды Герою Советского Союза генералу армии А. П. Белобородову ведет к пешеходному мосту, перейдя который, попадаешь на обзорную площадку на Нижней набережной.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Вот здесь Ангара уже хороша, совсем не сонная, заметно, что и течение у нее быстрое.

Нижняя набережная — старейшая улица Иркутска, она использовалась с самого основания города. Берегоукрепление начали еще в 2010 году к юбилею города, а сейчас работы продолжаются, благоустраивают прогулочную зону вдоль Ангары до Цесовской набережной у Глазковского моста.

Купола вдали - Знаменский женский монастырь. Здесь Ангара делает поворот, кажется, что монастырь на другом берегу реки, но это не так..

Рядом с обзорной площадкой — памятник Якову Похабову, который в XVII веке основал здесь острог, который потом назвали по расположению на реке Иркут Иркутским.

Первые впечатления о городе на Ангаре

В той стороне, куда «смотрит» Яков Похабов, когда-то стоял Иркутский острог.

Нарядный собор Богоявления Господня в стиле уральского барокко — кафедральный собор Иркутской епархии. Это второе старейшее каменное здание города, построенное в 1718–1746 году на месте сгоревшей деревянной церкви конца XVII века. Считают, что собор построен по образцу верхотурского Свято-Троицкого собора. Существует рисунок 1738 года, сделанный с натуры. Первоначально собор действительно был очень похож на верхотурский, могу сравнить, так как видела тот не раз: восьмерик на четверике и пятиглавое завершение восьмерика, шатровая колокольня.

За три столетия внешний вид претерпел изменения и уже отличается от исторического: во время землетрясения 1742 года с соборной колокольни упал шатер, его не стали восстанавливать, долгое время колокольня была с куполом; в конце XIX века разобрали пятиглавие, осталась одна небольшая главка. После революции в здании разместили кондитерский цех хлебозавода, многое перестроили для приспособления здания для промышленных нужд.

Объект №18 «Зеленой линии»

Как и Спасский собор, Богоявленский поставили на учет как памятник республиканского значения в 1960 году, восемнадцать лет шла реставрация. Конечно, восстановить все в первоначальном виде не удалось, но шатер на соборную колокольню вернули, восстановили изразцы на фасадах. Сначала собор был в ведении художественного музея, а в 1994 году его возвратили церкви.

Немного еще Нижней набережной. Отличное место для прогулок: есть лавочки, детские площадки, ларек с вкусным мороженым (рекомендую пломбир «Баргузинский»). И виды Ангары хороши!

«Памятник учителю» на набережной установлен напротив здания Иркутского государственного университета, где размещается отделение педагогического, социального и специального образования.

Первые впечатления о городе на Ангаре

Завершим сегодняшнюю прогулку у Московских ворот. Это воссозданные в 2011 году к 350-летию Иркутска Московские триумфальные ворота. Ворота были построены в Иркутске в 1811 году в честь десятилетия восшествия на престол Александра I. Назывались Московскими, так как это был выезд из города на Московский тракт, в сторону европейской части России. Сначала в помещении ворот сидели смотрители Московской заставы, и находилась станция общества спасения на водах, а после реставрации ворот в 1890 году — архив. Ворота ветшали, денег на их реконструкцию не было, в результате в 1928 году ворота снесли, но перед сносом выполнили работы по научной фиксации памятника. Поэтому и восстановили ворота всего за три месяца, кстати, на частные деньги. Но перенесли их ближе к набережной, на старом месте они мешали бы движению.

Объект №19 «Зеленой линии»

Я показала только малую часть того, что можно увидеть в Иркутске любознательным туристам. При всем желании, все втиснуть в один рассказ невозможно. Город мне понравился, несмотря на то, что он, как и большинство городов нашей страны, очень неоднозначен.