Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 3:36
Вошел в 100 авторов сайта по рейтингу. Через 3,5 года. Вот что значит - редко публиковаться ))

Каппадокия — Турция Октябрь 2022

«Если ты не знаешь, куда идешь, любая дорога приведёт тебя туда» (ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ)

Увидеть Каппадокию я мечтал давно — множество рассказов туристов, в основном восторженных, прочитанных и просмотренных материалов зазывало в эти места, манило и притягивало. Ведь настоящему туристу необходимо увидеть все собственными глазами и излазить своими ногами. Мечта стала совсем близкой, когда мы прилетели в Стамбул, отдалилась и погрузилась в зыбкое, иллюзорное марево в начале болезни сына, потом опять приблизилась и, наконец, обрела свои реальные черты, когда мы доехали до отеля в Гёреме, по недоразумению называющимся в некоторых источниках городом.

Гёреме. Вид сверху на восходе солнца

На самом деле это большая деревня с «узкими и кривыми улочками» в одной из местных долин.

Улочка Гереме

Похоже, что центральную улицу пытались когда-то облагородить, но сейчас только местами на дороге видны следы каких-то плиток, а в основном — земляной проселок. Но это сущая мелочь по сравнению с местными чудесами!

Кстати, по моим наблюдениям отели в Гёреме трех типов — самые модные находятся непосредственно в скалах, попроще — к скалам пристроены, но есть и обычные здания, расположенные отдельно от скал.

Жилище в скале

Не изучал вопрос, как это влияет на цены. У нас отель был комбинированный, задняя стена номера представляла собой скалу, остальные были пристроены. Надо, отметить, что на пыльных улочках Гёреме располагаются вполне себе неплохие дома, иногда до нескольких этажей с уютными внутренними двориками и ресторанчиками, многие из них служат отелями и не пустуют, туристов было достаточно много для октября месяца.

Гёреме. Внутренний двор

Мне нравится один, очень поэтический, вариант толкования названия Каппадокия — Страна прекрасных лошадей, хотя существуют и другие. История региона очень древняя, считается, что люди обживали его не менее четырех тысяч лет, начиная с хеттов и мидийцев, продолжая персами, потом греками и римлянами, от которых он перешел византийцам. Но где-то с 11 века древние земли стали заселяться турецкими племенами, чьи потомки и проживают здесь до настоящего времени.

В Каппадокии необыкновенные природные ландшафты, созданные природой за миллионы лет. Когда-то бурная вулканическая деятельность оставила слои туфа и базальта, которые в результате эрозии под воздействием атмосферных осадков и ветра приобрели удивительные формы, поражающие своим неисчислимым многообразием. Фантазия творца здесь просто не знала границ!

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Уникальности этим местам добавляет фактор тысячелетней человеческой деятельности — множество скалистых образований были обжиты людьми, в них прокопано бесчисленное множество ходов, жилых и хозяйственных помещений и храмов. Мне лично такие скалы напомнили громадные термитники, где трудолюбивые люди-термиты веками трудились, обживая камни и создавая свою среду обитания. Не уверен, что подобные сооружения в таких масштабах существуют еще где-либо на нашей небольшой прекрасной планете…

Написал про термитники и вспомнил про понятие «человейники», но этот термин все-таки больше подходит к современным огромным типовым зданиям))

В Каппадокии множество интереснейших объектов, для удобства туристов разработаны три основных маршрута знакомства с ними — Красный, Зеленый и Синий. Исходя из наших двух с половиной дней пребывания и фактом наличия автомобиля, мы планировали объехать бОльшую часть Красного и Зеленого маршрута, а по некоторым близлежащим к Гёреме долинам прогуляться пешком.

Музей под открытым небом Гёреме

Музей под открытым небом Гёреме находится совсем близко от городка и известен большим количеством скальных церквей — наследием древних христиан.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

В литературе существует разброс данных по количеству скальных церквей в Каппадокии — от 400 до 500. Одни из самых интересных и сохранившихся 10 церквей и часовен находятся на территории музея. Они сооружены в скалах в византийском стиле — с арками и колоннами, а украшены в уникальном каппадокийском стиле.

Вход сюда платный, множество туристов хочет увидеть скальные церкви с великолепными росписями, новые партии жаждущих приобщиться постоянно подвозят экскурсионные автобусы со всей Турции.

Девичий монастырь, ранее в нем проживали монахини

В большинстве церквей фотографировать запрещается — пришлось снимать, таясь от смотрителей. Кажется чудом, что фрески сохранили свои цвета спустя много веков.

Церковь с яблоком (Яблочная церковь)

Традиционные изображения святых во многих местах испорчены, лики их поцарапаны, видны следы воздействия варварских рук. В основном это следы «трудов» турецких пастухов — мусульман, которые к тому же разводили в помещениях костры, в результате чего стены и потолки с росписями просто закоптились…

Росписи лучше всего сохранились в Темной церкви, в которой долгое время — до 1950-х годов находилась голубятня. Четырнадцать лет стены очищали от голубиного помета, под которым обнаружились прекрасные византийские фрески XI века, изображающие сцены из Евангелия. К сожалению, в Темной церкви сделать фото не удалось.

Изображение Святого Георгия в церкви Святого Василия

Иногда на стенах видны странные, неканонические рисунки, над смыслом которых можно пофантазировать… Музей Гёреме напрягал только большим количеством туристов, временами создававших очереди.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

В Каппадокии множество скал приспособлены людьми под голубятни, которые выглядит как маленькие полочки, вырубленные в скалах. Гиды рассказывают, что голубей разводили с целью получения удобрений для неплодородной почвы, но в исторической литературе упоминается, что их банально употребляли в пищу. Вблизи от Гёреме есть даже долина Голубятен, в ней особенно много этих скальных сооружений.

На скале видны многочисленные голубятни

Три Красавицы

Скалы-останцы под названием Три красавицы — одни из визитных карточек региона, его символ. Они представляют из себя три каменных столба, три скалы с шапочками наверху, а находятся у шоссе вблизи поселка Ургюп. Здесь же сооружена очень удобная смотровая площадка. Есть легенда, что скалы — это окаменевшие древнегреческие богини Афина, Афродита и Гера.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Некоторые авторы пишут, что в этом месте больше ничего интересного нет, но рядом находится еще одна скала с шапочкой очень интересной формы, как мне кажется, похожей на голову крокодила, возможно — Гены))

Долина Деврент

Эту долину еще называют долиной Воображения или долиной Волшебных существ.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Ее фирменная особенность — скалы причудливых форм из розового туфа, многие из которых напоминают фигуры животных или людей, здесь нужно напрячь фантазию, чтобы увидеть черепаху или льва.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Самая знаменитая фотогеничная скала, которая является символом долины — Верблюд, его узнаешь сразу и воображение использовать не придется))

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Знаковые фигуры долины находятся вблизи шоссе, поэтому гиды любят сюда завозить экскурсантов.

Долина Зельве

Долину Зельве, как и Гёреме, называют «музеем под открытым небом». Вход в долину платный, зато за стоянку автомобиля никто оплаты не попросил. Зельве состоит из трех долин между горных отрогов, в которых размещался монастырский комплекс с жилищами, винодельнями и храмами.

Помещение храма

Монастырский комплекс возник в 9 веке и до 1920 года здесь жила греческая диаспора.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

В результате войн между Грецией и Турцией произошел процесс обмена населением — вместо греков сюда заселили турок из Греции и те жили здесь до 50-х годов, построив себе небольшую скальную мечеть. Потом власти отселили турецкое население в более современное жилье и в 1964 году создали музей.

В долине насчитывается 15 скальных церквей, которые были сооружены в 9–13 веках. Горная порода в долинах имеет красивый розоватый оттенок.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Фресок в скальных храмах здесь гораздо меньше, чем в Гереме, хотя иногда встречаются. Одна из версий объясняет это тем, что монахи Зельве были сторонниками иконоборчества. В Виноградной церкви, где фрески присутствуют, сидел сердитый дядька, служащий смотрителем, который замахал на меня руками, выпучив глазки, когда я только попытался сфотографировать вход…

Если не торопясь гулять по территории Зельве и исследовать скальные сооружения, там можно с удовольствием провести несколько часов. Музей под открытым небом нам очень понравился, публики там было немного, никакой ненужной толчеи. Да и территория у него в несколько раз больше подобного музея в Герёме.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Долина Пашабаг (Долина монахов)

Следующей точкой нашего маршрута была долина Пашабаг. Это долина — одна из интереснейших долин в Каппадокии, прекрасно демонстрирует уникальность местной природы, притягивая к себе восторженных туристов.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Название Пашабаг переводится как «губернаторские виноградники». С древних времен здесь выращивали виноград и до сих пор вино из Каппадокии считается лучшим в Турции. Другое название — Долина монахов произошла от ранних христиан, которые внутри каменных столбов устраивали здесь церкви и монастыри.

Вот в этом грибе с флажком находится полицейский пост

Авторы сайта писали еще четыре года назад, что посещение долины бесплатное, но в наше посещение уже взимали плату. Зато территория удобная, обустроена дорожками, присутствует полицейский пост, находящийся в одном из каменных грибов, при входе есть кафе и сувенирные магазинчики. На бесплатной стоянке часто выгружаются туристические автобусы, но на территории свободно, народ как-то удачно рассредотачивается, никто никому не мешает.

Одно из возможных обителей Симеона Столпника

Существует поверье, что именно в этом месте жил и проповедывал на рубеже IV–V веков христианский святой — преподобный Симеон Столпник, знаменитый своими чудодейственными способностями в исцелении больных. Считается, что в каменной келье святой прожил полтора десятка лет.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Мнения о месте нахождения его кельи разделяются: первая версия утверждает, что она находилась в одном из каменных трёхглавых грибов, вторая — в одноголовом грибе, но это неточно))

Вообще, с Симеоном история путаная, некоторые источники пишут, что он жил в столбе, построенном собственноручно, иные же — что это было природное образование. Да вроде бы и святых с таким именем было несколько, кто ж теперь разберется…

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

В долине сосредоточены уникальные образования — двух и трехглавые каменные грибы, называемые иногда «камины фей», которые тоже являются символами Каппадокии, растиражированными на магнитах и открытках.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Посещение долины Пашабаг даже настроение улучшило, словно это было посещение какого-то необычного карнавала, где публике демонстрируют себя множество вычурно наряженных гостей))

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Погулять здесь и поглазеть на каменные редкости-чудесности доставляет огромное туристическое удовольствие!

Долина Любви

Далее мы прибыли к долине с самым поэтическим названием, какое только может быть.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Находится она между Гёреме и Учхисаром, над долиной на возвышенности расположена популярная у туристов смотровая площадка, с которой мы и провели осмотр местности с уникальными по форме останцами.

Скакун

Благодаря их виду долину часто называют более бытовым, конкретно-вульгарным названием… Но мне нравится именно поэтическое))

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

И турецким молодоженам, похоже тоже, они обожают проводить здесь свои фотосессии.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Осмотр долины Любви можно провести совершенно бесплатно, впрочем, как и большинство других многочисленных долин. Но за въезд на смотровую площадку на машине мы заплатили 15 лир, сущие копейки.

Долина Сабель

В окрестностях городка Гёреме находятся несколько живописных долин, по которым можно планировать интересные пешие маршруты.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Мы начали свой пеший маршрут по долине Сабель от автостоянки, находящейся у Музея под открытым небом Гёреме, и отправились в сторону Розовой и Красной долин без какого-то конкретного плана, осматривая и фотографируя все интересности, попадающиеся по дороге.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Хорошо идти таким образом, без жесткого графика — можно попытаться исследовать попавшееся по пути ущелье, уходящее в сторону, задержаться в каком-то особо интересном месте, не следя за временем, свернуть с дороги, увидев симпатичную лошадку с жеребенком…

Материнство

Во время похода нас заинтересовало ущелье, явно проделанное в скальном массиве ручьем, по сухому руслу которого мы попытались пройти как можно дальше. Но ущелье становилось все уже, поднималось все выше, на уступы пришлось залезать по лесенкам все чаще, в результате семейство взбунтовалось и пришлось повернуть назад))

Автор зовет к подвигам...)

В долине встречались огороды местных жителей, на которых местами еще лежали неубранные тыквы, а иногда попадались немного перезревшие гроздья терпко-сладкого на вкус винограда.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Следует сказать, что в Каппадокии с древности выращивали виноград, пользуясь благоприятными климатическими условиями. До сих пор в области производят лучшие турецкие вина, хотя мусульманское население давно сменило в области христианские этносы.

Скальная церковь

Говорят, что до сих пор существуют маленькие винодельни, которые изготавливают вино древним способом — в емкостях, выдолбленных в скалах. Мы не успели попробовать местное вино, нашли время только в Анталии, но там был уже другой производитель.

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

В ближайших к Гёреме долинах бьет ключом туристическая жизнь — то дружной цепочкой едут велосипедисты, то трусят всадники, то поднимает пыль коллектив на квадроциклах.

Ударим велопробегом по бездорожью и разгильдяйству!

Все эти группы возглавляют инструкторы, туристы экипированы, например, на всех ездунах на квадроциклах были надеты одинаковые шлемы, по форме напоминающие фашистские каски из старых фильмов))

Всадница

Индустрия туризма крутится без отдыха и перерыва…

Нимб

Живописные скалы сменяют друг друга, «дикие» туристы без страховки пытаются забраться в пещеры, находящиеся довольно высоко на склонах, стаи голубей греются в солнечных лучах на вершинах останцов, игнорируя свои древние голубятни… В общем, красота, а не жизнь!

Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии

Ближе к вечеру мы добрались до популярной смотровой площадки на холме, куда к закату солнца совершается целое паломничество организованных и неорганизованных туристов.

Тусовка квадроциклов на закате

Выглядит это зрелище как-то нереально — инопланетный пейзаж, вереницы подъезжающих на квадроциклах людей, розовые скалы в отблесках заката…

Встреча железного коня и крестьянской лошадки ))
Встреча "железного коня" и крестьянской лошадки ))

Будто бы неизвестные режиссеры снимают какой-то фантастический фильм))

Закат в Розовой долине

После захода солнца зрители потянулись к «месту расположения ночлега» — заурчали квадроциклы и двинулись друг за другом, напоминая с высоты холма гигантских гусениц, потянулись в сторону населенных пунктов велосипедисты и пешие туристы. Отправились в Гереме и мы, темнело быстро, завтра ожидал ранний подъем — у сына полет на воздушном шаре, у родителей — любование этим шоу воздушных шаров.

Прошедший день оставил массу ярких впечатлений и чувство сожаления, что мы не запланировали еще одного дня для знакомства с долинами Каппадокии.

Цикл материалов «Путешествие по Турции»:

1. От Стамбула до Анталии на автомобиле. Турецкий дневник

2. Прикоснуться к античности. Перге

3. От подземелий к небесам. Каппадокия

4. Последний дворец османских султанов. Стамбул

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия