Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Домбай — Россия Ноябрь 2022

День обещал быть просто чудесным: такая осень, знаете, как в романах серебряного века. Пряная, тягучая, будто шоколадный ликер, с легкой горчинкой и ароматом увядающей листвы на губах.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

Мы едем в Домбай. Да и как иначе может сложиться день, если он начинается с таких панорам. Пожалуй, это самый живописный вид с балкона гостиницы, что я встречала. Если не торопиться, и приехать в Теберду надолго, можно часами залипать на этом балкончике, рефлексируя на смену красок и сезонов.

Базу отдыха «Рыбачий стан» в Теберде очень и очень вам рекомендую. В наше время, когда забронировать достойное жилье в России стало тем еще квестом, такие проверенные рекомендации на вес золота. И пусть вас не смущают ни термин «база отдыха», ни название «Рыбачий». Симпатичная гостиница с хорошей, просторной территорией, неплохим кафе тут же, и целыми прудами с золотыми рыбками.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

Рыбку мы, разумеется, отведали.

Про отель расскажу в другой раз, лишь пара слов о его расположении. До центра Теберды и побережья одноименной реки вы легко прогуляетесь пешком. А если ваша цель — Домбай и красоты Тебердинского заповедника (как же иначе?!), до той самой трассы от гостиницы рукой подать.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

Про исторические вехи Военно-Сухумской дороги я уже поведала в прошлом материале. Именно эта магистраль, пронзая насквозь Теберду, привезет вас в Домбай. 25 километров и минут 20 в пути, казалось бы. Но только не в нашем случае.

Виды Военно-Сухумской трассы в направлении Домбая выглядят все более захватывающими с каждым километром пути. На подъезде к Домбайской поляне вас и вовсе обступают сказочные исполины в снежных мантиях. Они и создали новую, современную славу Домбая.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

Те, кто влюблены в Домбай, обычно имеют в виду именно этот горнолыжный курорт, старейший в России, на склонах горы Мусса-Ачитара. Дело тут в особенном расположении: в буквальном смысле «в сердце гор». Куда ни посмотришь, вокруг будет многокилометровое кольцо мощных пиков.

Все началось в 1921 году, когда в районе будущего курорта появился первый альпинистский лагерь. Через 4 года Борис Делоне, один из основоположников советского альпинизма, совершил восхождение на пик Суфруджу. Эта веха стала точкой отсчета в изучении и систематизации природных красот Домбая. Разумеется, для альпинистов, одиноких горнолыжников, и первых романтиков Домбая строили базы отдыха и гостевые дома. В середине XX века откроют свои двери первые гостиницы Домбая.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

В 1977 году здесь заработал международный туристический центр «Горные вершины». Несмотря на унылый фасад, он по сей день принимает гостей.

Наша прогулка по Домбая началась в двух шагах от этого представителя советской эпохи и оставила, если честно, смешанные впечатления. Да, великолепие природы здесь затмевает многое, увиденное до этого дня. Но если вы ждете от Домбая пряничной картинки с рождественской открытки, вам не сюда.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

От короткого визита в Домбай осталось послевкусие перманентной стройки, неаккуратных ремонтных работ, брезентовых накидок повсюду и заброшек. Избалованные элегантными линиями Красной Поляны и свеженьким Архызом, мы, признаться, даже немного растерялись. Где тут гулять, чем восторгаться и что фотографировать? Сильно усугубило ситуацию единственное холодное утро за всю поездку, ветер, которому оказался нипочем и шапка, и пуховик, а еще отсутствие электричества.

Именно так — в этот день во всем поселке Домбай отключили свет. И значит, наша цель № 1 — подняться на канатной дороге повыше в горы, плакала горькими слезами. Вместе с мечтой пообедать в Домбае в стильном видовом кафе (закрыто) или на худой конец приободрить душу глинтвейном (не успел согреться). Потому о подъемниках, разновидностях канатных дорог, трасс Домбая и высокогорных развлечениях я вам не расскажу, увы.

Погуляв еще немного, мы вышли к мостику через реку Аманауз с симпатичным видом.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

Немногочисленным прилавкам с сувенирами…

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

И самому знаменитому недострою Карачаево-Черкесии — гостинице «Аманауз». Чудо советского дизайна и инженерной мысли совсем уже было открылось для отдыха гостей, но… что-то пошло не так. С тех пор комплекс, который мог бы стать звездой туристического Домбая, прозябает в статусе заброшки.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

Пока мы мерзнем в Домбае, послушайте, что было с курортом дальше. Вместе с альпинистами сюда приехали любители походов. Только 100 лет назад они не носили модные кроссовки и яркие комбинезоны, это были хмурые бородатые дядьки с рюкзаками, готовые ко всем превратностям судьбы. Они прокладывали горные маршруты и экологические тропы, многие из которых в наши дни трансформировались в туристические треки к озерам, водопадам, перевалам.

Самый известный, первый туристический маршрут по Военно-Сухумской дороге, назвали Всероссийский туристский маршрут № 43. Он соединял Северный приют в горах Карачаево-Черкесии, через Клухорский перевал и Кодорское ущелье Абхазии, с берегом Черного моря. Не поход — мечта!

В 70-х в Домбай потянулись не только альпинисты и горнолыжники, но и творческая богема. Ученые, исследователи, историки, поэты, барды, художники — в общем, как вы поняли, именно они создали курорту славу не только горнолыжки, но и развлечений. Первые признаки «après-ski» и красивой жизни в горах появились лет 50 назад.

Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски

По сути, под эту категорию подходит все, что происходит на зимних курортах помимо, собственно, катания. Свитера со скандинавскими узорами, рецепты глинтвейна, фестивали и вечеринки в горах, горячие бассейны с видом на застывшие вершины, и стаканчик кофе, который вы предпочли лыжному спуску.

Все это доступно и в Домбае, без гламура, но вкусно и по-домашнему.

P. S. Разумеется, сейчас, когда там снова работает подача электричества:)

Цикл материалов "В Домбай на выходные"

1. На берегу неба
  2. Это Домбай: горнолыжная легенда, самая красивая дорога и зубр по-карачаевски
  3. Христианство и Кавказ: Где посетить самые древние церкви России
  4. Легендарный 43-й, корзинка с шампанским и два горных озера
  5. За роскошной осенью — в Домбай!