Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:48

Карачаево-Черкесия, Домбай, Теберда — Россия Ноябрь 2022

Вместе с последними золотыми листочками на деревьях улетала и моя хандра. Эпоха туманов, поздних рассветов и тоскливых затяжных дождей (по счастью, очень короткая в Ростове) пока не наступила, а значит, пора ловить момент.

На берегу неба

Так мы и сделали, в буквальном смысле слова запрыгнув в последние часы ускользающей красоты осени. А чтобы насладить эталонными осенними красками, надо ехать в горы.

Туда, где словно потоки прозрачного теплого меда пролились на склоны гор и долины…

На берегу неба

Где адская жара давно закончилась, а ненастная предзимняя дымка еще не поглотила действительность…

Где воздух прозрачен и чист, небо ясное, ночи черные и звезды, как и в начале времен, застыли на небосклоне. Да, вот в это самое время как раз и стоит поехать в горы!

На берегу неба

Своим вторым рождением, как город-курорт, Теберда обязана нескольким чудесным выздоровлениям. В конце XIX века сюда, привлеченные рассказами о дивном климате и всесильности кавказской природы, стали приезжать желающие подлечиться. Название Теберда переводится с карачаевского как «Дар божий».

Самый юный туристер изучает красоты Теберды:)

Люди это были непростые: жена помощника губернатора, просветители, общественные деятели, поэты. И уже в 1910 году на стол к Иллариону Воронцову-Дашкову, тогдашнего наместнику царя на Кавказе, легла пачка писем. Через год в Теберду приехали команды рабочих — исследователей, строителей, картографов, инженеров.

На берегу неба

А еще через несколько лет в Теберде принимали гостей уже 40! «оздоровительных дач» (какое милое название) и пансионат «Царица воздуха» (один из корпусов санатория «Теберда» в наши дни). В 1910 году на съезде врачей в Москве Теберду официально объявили горно-климатическим бальнеологическим курортом имперского значения.

Все, кто устал от промозглости столиц, могли теперь ехать за здоровьем и исцелениям не только в клиники Италии и Швейцарии, или богемную Ялту, но и Теберду. Я бы на их месте тоже выбрала крайний пункт списка:)

На берегу неба

Кстати, всем этим людям было очень легко «приехать». Горный курорт с городами империи связывала отличная дорога, Военно-Сухумская. Если вы бывали в Теберде, Домбае и иже с ними, тоже на ней отметились. Вместе с князем Голицыным, усатыми генуэзскими купцами, проповедниками из Византии, караванами пряностей из Азии, арабскими армиями. Прокатитесь — как минимум, вы окажетесь в очень интересной компании!

Как максимум — увидите одни из лучших видов Кавказа.

На берегу неба

Если одолжить у профессора Макгонагалл Маховик Времени, и прокрутить колесико истории, мы окажемся в ранней античности. Примерно за 500 лет до Рождества Христова сюда пришли скифы и сарматы, основавшие свои укрепленные города. Затем наступила эпоха воинов и Аланского государства, с расцветом в средние века. Одни из первых христиан Кавказа, аланы, при помощи Византийской империи, построили на склонах местных гор великолепные храмы.

Сентинский и Шоанинский храм считаются древнейшими православными святынями России. Побывать здесь — это значит потрогать пальчиком саму Историю.

На берегу неба

Храмы Теберды долгое время оставались не только сакральными, но и общественными центрами Кавказа. Культурные, торговые, светские связи с Византией, Ираном, Грецией, русскими князьями, городами Черноморья трансформировались в один из маршрутов Великого шелкового пути.

Нагруженные пряностями, благовониями, шелками, предметами роскоши и уникальными материалами караваны искали пути сбыта. Из Китая и Ближнего Востока, через перевалы Северного Кавказа, караваны кратчайшим путем попадали в Сухум. Этот караванный путь подробно изображен на средневековой итальянской карте.

На берегу неба

В наши дни вдоль дороги также много всего продается:)

О средневековой дороге вспомнили в XIX веке, в период русско-турецких войн. Имперской армии нужен был удобный и по возможности быстрый доступ к Абхазии и Грузии, в 1894 году началось строительство. Хижины рабочих, прокладывающих дорогу, стали первыми постоянными постройками Теберды.

На берегу неба

Строительство дороги завершено в 1903 году. Первым по обновленной Военно-Сухумской дороге проехал его сиятельство князь Голицын, наместник царя на Кавказе. Если бы мы могли повторить его пути, мы бы выехали из Карачаевска, через Теберду и Гоначхирское ущелье. Проследовали вдоль течения реки Клухор, мимо фантастического Туманного озера…

Пересекли Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу — высота здесь, на минутку, 2781 метров над уровнем моря. И выехали к Кодорскому ущелью Абхазии. Дорога через Кодорское ущелье выходила на Черноморское шоссе, в трех километрах южнее Сухума.

На берегу неба

Вид на ущелье и Большой Кавказский хребет со стороны Абхазии.

В советские времена здесь проходил Всероссийский туристский маршрут № 43. Пройти по нему наверняка было незабываемым приключением — и горы, и долины, и многочисленные памятники истории вдоль пути станут достойной наградой настоящему путешественнику. В наши дни, увы, все это недоступно.

На берегу неба

Крайней точкой маршрута со стороны Карачаево-Черкесии станет вот это горное озеро…

Дальше — КПП, погранзастава, мост через реку Китче-Муруджу и строгие дядьки в форме. Мы проверили. Да и сама дорога больше не называется загадочно, Военно-Сухумском шоссе. Теперь это прозаическая трасса, А 155. Тьфу.

Впрочем, если не уноситься мечтами в заоблачные дали высокогорных перевалов, в Теберде и ее окрестностях найдется солидный список достопримечательностей. Прозрачные горные озера, водопады и ледники, шумливые реки, снежные пики, как в Непале…

На берегу неба

Горный курорт Домбай в 25 километрах и 20 минутах езды.

На берегу неба

В общем, вы уже поняли, скоро я покажу вам несколько интересных вариантов, куда по этой самой крутейшей дороге еще можно уехать:)